Мудрость старших

   Всё реже и реже можно увидеть и услышать  убеленных сединами людей, о которых говорили бы, что они являются историей и зеркалом народной мудрости, хранителями красивых традиций славного Кавказа.

  Ещё на заре формирования кабардинской культуры в начале XIX века, корифей истории адыгского мира, великий Шора Бекмурзин Ногмов писал: «Народ наш не имел гражданского устройства.… Всякий избирал место жительства и строился, где хотел…Князья не имели собственности… Владельцы из опасения разориться одеваются весьма бедно. Часто случается, встречая князя вместе с уорком, принять последнего за князя, а первого за простолюдина.… В древние времена не знали употребления монеты, а торговая меня производилась на хлеб, скот, одежду и прочие вещи. Одежда мужчин походила на нынешнюю черкеску, но шилась с разрезными рукавами. Употреблялись башлыки, панчохи, ноговицы, бурки из овечьей шерсти, чувяки, шапки и шубы. Женская одежда состояла в длинной сорочке из кисея или бязи и шелкового стеганого бешмета, который шился иногда длинным, иногда коротким как у мужчин…
…Музыка была в большом употреблении на праздниках, свадьбах и на пирах, которые  давали при рождении детей. Употребительные инструменты были: балалайки, скрипка, род цымбала о двенадцати струнах и дудка…»
Эти слова принадлежат, я повторюсь признанному гению адыго-кабардино-черкесского мира Шора Бекмурзину Ногмову, одному из самых первых просвещённых адыгов мира!

  Музыка, музыкальные инструменты, история музыки и рассказ о кабардинской музыке и его мировом значении на днях стали бестселлером адыгства мировой музыки, её рождения и заимствования всеми народами мира с утверждения некоторых людей о которых мы скажем.

  Как нам извещает в своём историческом труде «История Адыхейского народа», Шора Бекмурзин Ногмов, известная ещё в середине XIX века, адыги и кабардинцы, собственно ещё не имели собственных названий музыкальных инструментов, не говоря о профессиональных музыкантах, дирижерах, композиторов.
Это в принципе и не должно удивлять, родо-племенной строй, кочевой образ жизни отдаляли бы любой народ своими жизненными невзгодами от высокой культуры и высоких мотивов.
Так и было и с кабардинцами, которые, несмотря на героические предания и сказы о своём народе на сегодняшний день неизвестно почему, но не имеют, ни одной известной героической песни средневековья или  позднего средневековья.
  Если только не сослаться на самого Шору Ногмова, который писал, что: «…От князя Мударафа и второй жены его из низшего класса народа (говорят, что ногайского племени) родился князь Айдемирхан…» Который на самом деле был из славного ногайского рода Чингизидов Андемиркан Ахлов, историю которого выдают за героическую песню героя кабардинского народа.

  В то же время балкарцы и карачаевцы имеют в своей шкатулке около 200 героических песен.
Что известный рефрен «Орайда» - это из истории карачаево-балкарского и тюркского духовного мира насчитывает 5000 лет своей истории!

  Возвращаясь к истории  Шоры Бекмурзина Ногмова, следует отметить, что кабардинцы, как народ известен не ранее второй половины XVI века, а ранее, о них Ш. Ногмов писал, что: «…Египетские переселенцы (кабардинцы, не ранее XI века) окончательно соединились с туземцами, приняв их веру и язык…», происходило сие действие и история на правобережье Кубани рядом с городом поселением Копа, откуда и идёт название КАБ АРТЫ – Закубанцы.
 
К чему такой экскурс, спросите? Отвечу: На днях в Кабардино-Балкарии в городе Нальчике состоялся так называемый круглый стол «Заседание круглого стола Кабардино-Балкарского регионального отделения союза композиторов Кабардино-Балкарской Республики» с ведущим этого мероприятия Джабраилом Хаупа. Джабраил Хаупа, кабардинский композитор отрицает, что отдельно у балкарцев, как народа не существовала ни музыки, не инструментов, ни специалистов, и что все это балкарцы заимствовали у кабардинцев.
Так ли это?

   Исторически известно, что балкарцы принадлежат одному из реликтовых, то есть древних тюркских народов, история, которой насчитывает тысячелетия и составляет с карачаевцами один народ- Ас-Аланы.
Во всем мире известно, что самый распространенный музыкальный инструмент тюркского мира называется: КОМУЗ. Балкарцы и Карачаевцы называют его, «КОБУЗ».

  Стоит только сказать, что  Абаев Султанбек Асланбекович, балкарский князь  начинал учёбу в 1862 году  в  первой Императорской Российской Консерватории вместе с великим композитором П.И. Чайковским и был первым профессиональным композитором на Северном Кавказе.
  Другой балкарский князь Исмаил Урусбиев, великолепный знаток кавказской музыки был знаком с цветом русской музыкальной культуры и именно его наигрыши легли в основу известной темы «Музыка горских татар», во второй половине XIX века, а имя его стало известным названием музыкальных композиций «Исламей», от имени собственно таубия (князя) Исмаила Урусбиева. Другого Исмаила, другого князя, и другого корифея под этим именем не было известно на территории Балкарии, Дигории или Кабарды, кроме, как балкарца Исмаила Урусбиева, чтобы приписать это название, кому-то, или назвать его плагиатом.

  Уважаемые граждане Кабардино-Балкарии!!!

Мир в Кабардино-Балкарии не должен зависеть от антиисторических рассказов и поучений таких людей, как Дж.Хаупа и их окружение. Каждый из нас в ответе за мир и дружбу в нашей Кабардино-Балкарии!

Нет никакого оправдания людям, организовавшим этот круглый стол, участникам этого стола, публикациям и передачам этого постыдного явления культурного мира, каковым считается Кабардино-Балкария!

Хадис Тетуев, общественный деятель, 19.11.2020г.


Рецензии