Наталья Советная. Слова, что дорогого стоят

Наталья Советная

СЛОВА, ЧТО ДОРОГОГО СТОЯТ

Когда бывает в жизни туго
И сил исчерпаны запасы,
Простые строки писем друга
Нужны мне, как боеприпасы.
А если нет тех строк бодрящих,
Хожу потерянным, пропащим,
И кажется почтовый ящик
Пустым, ненужным патронташем…
Юрий Сапожков

Юрий Михайлович Сапожков родился в 1940 году на Рязанщине, с 1962 года жил в Беларуси. Закончил отделение журналистики БГУ им. В. И. Ленина. Работал в редакции газеты «Советская Белоруссия», заведовал корпунктом Агентства печати
«Новости» (АПН) в Индии, отделом поэзии журналов «Всемирная литература» и «Нёман».
Именно в тот период (2009 год), когда журнал «Всемирная
литература» в виде отдельно издаваемого фолианта доживал
свои последние дни (позднее он возродился, но уже небольшим
по объёму разделом в журнале «Нёман», и готовил материалы для него Сапожков) мне посчастливилось познакомиться с
Юрием Михайловичем.
Забежала я, ещё начинающий литератор, в редакцию «Нёмана» (тогда она обитала в Минске на проспекте Независи-
357
мости, 39) поинтересоваться у заведующей отделом поэзии
Натальи Михайловны Казополянской судьбой моей поэтической подборки. Она же вместо ответа предложила пройти в
соседний кабинет, где и располагалась редакция «Всемирной
литературы».
Оказывается, мою подборку ожидал высочайший суд известного поэта! Сапожков, один из умнейших людей, которых мне
привелось знать в жизни, внимательно посмотрел на меня, открыл первую страницу рукописи, прочёл вслух несколько строк
и стал делать замечания, следя за моей реакцией. Я же впитывала каждое его слово, несказанно радуясь возможности общения
и такой вот специфической учёбе.
Юрий Михайлович что-то хвалил, что-то отвергал, но делал это очень мягко, интеллигентно, не переставая заглядывать
в глаза, словно в душу, искренне радуясь, что не обидел. Он не
жалел добрых слов, но и не прощал ошибок. Когда дошёл до стиха «Ты вышел из купе», вдруг восторженно-радостно, словно
встретил после долгой разлуки доброго друга, взглянул на меня
в очередной раз и воскликнул:
– А вот это – поэзия! Поэзия! Чуть не просмотрел… А темато какая трудная! Редко кому удаётся не скатиться в публицистику на теме пьянства.
 Сапожков сиял. На последней странице он искренне пожалел:
 – Ах, беда – закрывается мой журнал! Я бы обязательно сделал вашу подборку.
Стихи вышли в «Нёмане». Спасибо Юрию Михайловичу
и Наталье Казополянской. Уже работая в этом журнале, он говорил и про мою скромную прозу: «Я бы в каждом номере по
рассказику печатал!». Для меня слова Сапожкова, вдумчивого,
глубокого критика, большого знатока и ценителя художественной литературы, дорогого стоят…
358
Из переписки (письма Ю. М. Сапожкова приводятся без сокращений)
05.12.2012 г.
Дорогой Юрий Михайлович! Я молюсь о Вас, о Вашем здравии! Попросила молиться матушку Александру, монашку, хранительницу Царской часовни – сказала, что будет обязательно
молиться за Вас! У неё очень сильная молитва, её Господь слышит! В субботу в Полоцке закажу «Сорокоуст о здравии».
В монастыре будут сорок дней за ВАС молиться!
Сами обязательно сейчас просите у Господа прощения за все
грехи, которые помните и не помните – словами, мыслями, желаниями, помышлениями, делами – против Бога, против себя,
против других людей. После ПРОЩЕНИЯ можно просить и
ПОМОЩИ! Хорошо бы было зайти в церковь и поисповедоваться, чтобы Господь лучше услышал Ваши и наши молитвы о
помощи. Ещё лучше причаститься Святых Христовых Тайн во
исцеление от всех болезней тела и души. Есть такое Таинство,
как СОБОРОВАНИЕ – при тяжких болезнях очень важно, т. к.
идёт отчитка ЗАБЫТЫХ смертных грехов. Но верю, что у всё
у Вас будет ХОРОШО! (Я так переживала за операцию мужа,
но  – слава Богу!) И у Вас всё будет хорошо!!! ХРАНИ ВАС
БОГ! АНГЕЛА ВАМ ХРАНИТЕЛЯ! Обнимаю! В мыслях –
с ВАМИ! Вы – не один! С нами – БОГ!
Сапожков Ю. М.
Дорогая, великая Наталья, спасибо! До встречи! Если не на
Земле, то на Небесах! Ваш Юрий Сапожков.
Сапожкову Ю. М.
На Небеса всегда успеем! Ещё здесь не все дела закончены!
Рассматривайте ситуацию, как очередную проблему, которую
надо решить. Успешно! И просто решайте проблему так, чтобы
359
успех был гарантирован – делайте всё максимально необходимое, словно готовите к изданию новую книгу. Обнимаю! Молюсь за Вас! Храни Господь!
02.01. 2013 г.
Дорогой Юрий Михайлович! Поздравляю Вас и всех Ваших
домочадцев с НОВОЛЕТИЕМ и приближающимся РОЖДЕСТВОМ! Желаю счастья и миролюбия, разума и милосердного
сердца, времени, чтобы всё успеть, и Ангела Божия, чтобы быть
под защитой и никогда не остаться одиноким в этом мире!
Сапожков Ю. М.
Наталья Викторовна, я тоже поздравляю Вас с Новым Годом!
Желаю Вам здоровья, исполнения своих хороших планов, продолжения любви к миру и обилия друзей, которым Вы помогли
своим Словом, их помощи Вам, если она Вам вдруг понадобится. Отношу и себя к ним, – большое спасибо за то, что помните
обо мне и желаете мне все так правильно и умно, что впору распечатать написанное Вами и повесить перед моим домашним
письменным столом!
Сапожкову Ю. М.
04.01.2013 г.
Сегодня поздравляла по телефону с юбилеем Гниломёдова
Владимира Васильевича1
. В качестве подарка прочла ему одно
из своих последних стихотворений. В результате сама получила радость! Потому что он искренне восторгался, сказал много хороших слов о глубине, даже бездонности смысла и прочее.
1
 Владимир Васильевич Гниломёдов (род. 26.12.1937) – белорусский
советский литературовед, критик, прозаик. Доктор филологических
наук (1987), профессор (1991). Академик Национальной академии
наук Республики Беларусь (2003; член-корреспондент – с 1994).
Член Союза писателей СССР (1972), член СП Беларуси.
360
Спросил, где можно прочитать... Этим вопросом сподвиг меня
подготовить подборку и показать Вам. Выношу на Ваш высочайший суд. И надеюсь на Вашу милость. Храни Вас Господь! Дай
Бог Вам здравия!!! Искренне и с глубоким почтением.
Сапожков Ю. М.
Дорогая Наталья Викторовна, поздравляю Вас с Рождеством
и наступающим Новым Годом! Всего Вам наилучшего желаю!
Стихи Ваши понравились! Это не описывание поэтом своих
чувств как бы со стороны, а выписывание в них того, что находится глубоко внутри. В этом случае покоряет неожиданное,
увиденное автором и в себе, и в том, что он нашел вокруг себя.
Конечно, стихи будем публиковать; не все и трудно сейчас сказать – когда точно: три первых номера готовы и авторы извещены. Особенно я виноват и перед теми, кто с неплохими стихами ждёт у нас уже 3 года! Не потому, что я не хотел ставить, а
потому, что не получалось по другим, чаще всего техническим,
причинам... Ваш Ю. М.
Сапожкову Ю. М.
06.01. 2013 г.
Из моей подборки, посланной Вам, выпало 4 строчки:
Ухватившись за луч уходящего лета,
К небу тянется чины последыш-росток,
И в его хрупком теле невидимо где-то
Зреет смысл бытия и начала – итог.
Спасибо Вам за всё! За вашу поддержку, за внимательное
прочтение, за Ваши замечания, за Вашу подсказку – как почувствовать стих, поэзию. И хоть не так уж много мы с Вами общались на эту тему, я считаю Вас одним из своих учителей. В Питере это был Юрий Михайлович Шестаков, руководитель секции
поэзии Санкт-Петербургского отделения СП России. Вас даже
зовут одинаково!!! Разрешаете?
361
Сапожков Ю. М.
31.01.2013 г.
Дорогая Наталья Викторовна, спасибо за письмо! А я, кажется, не писал ещё Вам, что у меня не найдется времени учителя
для ученика? Приятно было получить такое предложение, но
давайте будем говорить о Ваших стихах, как коллеги. Помнится,
я критиковал одно Ваше стихотворение, но в Интернете его некоторые хвалили. Зачем таким, как Вы, учителя?
Храни Вас Бог! Ю. М.
Сапожкову Ю. М.
Учителя нужны всегда! Учимся мы всю жизнь. Но я не просила уделять мне времени для учёбы, а просила разрешения считать Вас одним из моих учителей: Вы уже разбирали мои стихи,
и я, что могла, впитала как учёбу. Теперь и говорю, что моими
учителями в поэзии были Юра Шестаков и Юрий Сапожков...
Не возражаете? А учиться у Вас я начала, ещё читая Ваши статьи!
Так что пишите, радуйте! Дай Бог Вам здоровья, силы, веры!
Сапожков Ю. М.
Да, везет же таким, как я... Не возражаю быть популярным
среди умных женщин.
Сапожкову Ю. М.
20.02.2013 г.
Прочла в «ЛiМе» статью Алеся Кожедуба1
 о «Литературной газете» (Москва), а он там говорит, что Ваши стихи не
только попали в «Лад», но и «висели» в редакции на почётном
месте. Я рада за Вас!
1
 Кожедуб Алесь (Александр) Константинович (род. 27.09.1952),
прозаик, эссеист. Член Союза писателей Беларуси, СП России.
С 2002 г. – заместитель главного редактора газеты «Лад», выходящей
как приложение к «Литературной газете».
Вчера говорила с Алесем Бадаком1
, ведь лежит в редакции
«Нёмана» мой материал о Бесперстых, лежит... Стал рассуждать, мол, что это за автор, если он печатает такими малыми
тиражами свои словари? – Как же, – отвечаю, – по 2,5 тысячи
экземпляров в России два словаря вышли, на выставке у нас в
Минске были, «ЛiМ» наш сейчас готовит его словарь! – Вот, –
говорит, – если бы проблему вы подняли какую...
Так проблема, на самом деле, в том, что наши издательства
его фактически не замечают! Об этом и написано! Это и проблема – он же наш, белорус, его же здесь должны печатать, а не
в России! (Но промолчала, потому что всё это написано в очерке.) Напомнила, что Вы писали о Бесперстых и восхищались им,
ладно уж я, кто я такая? В общем, сказал, что «будем давать».
Только когда?2
В середине марта, наверное, приеду в Минск, зайду в гости
в редакцию. До встречи! Дай Бог Вам здравия, силы духа, энергии, Покрова Пресвятой Богородицы! С уважением и теплом к
Вам.
* * *
Юрия Михайловича Сапожкова не стало 5 июня 2013 года.
А «Словарь эпитетов Юрия Сапожкова» с восхитительными
строчками стихов – его вечной души – начинает долгую и, уверена, яркую жизнь!
2017
1
 Бадак Алесь (Александр) Николаевич (род. 22.02.1966), белорусский писатель, публицист, литературный критик. Член Союза писателей СССР, СП Беларуси. С 2009 г. – главный редактор журнала
«Нёман», ныне – директор издательства «Мастацкая літаратура». 2
 Статья «Собиратель слов русских» опубликована в «Нёмане»
№ 5, 2013 г.
363
«ШЁЛ ПО НЕБУ МАЛЬ


Рецензии