Алексей Любомудров. Светлая душа

Алексей Любомудров

СВЕТЛАЯ ДУША
(О лирике Натальи Советной)

В сознании современного русского человека Белоруссия – земля святая и светлая. Святая в силу величины жертвы, принесенной в Великую войну, светлая – в силу природы и особого характера населяющих е; людей. Белизна
этого света часто просвечивает в поэтическом слове тех,
чьи корни – в Белоруссии. К этой плеяде принадлежит и
Наталья Советная.
Поэт счастливо сочетает верность своей родине с чувством причастности судьбам России Великой: «Над Белою
Русью – взлетала, В России – окрепла крылом!». Сегодня
белорусы — последний, как ни горько это признавать, славянский народ, который для русских пока еще остается
братским…
Новая книга лирики Натальи Советной – новый этап е;
творческого пути. Здесь собраны лучшие стихи последних
лет, объединенные в тематические разделы. Сегодня, в век
бешеных скоростей и лукавых словесных манипуляций, хочется слова ясного и простого, душевного и человечного.
Стихотворения в этом сборнике отвечают такому желанию. Питерскому жителю, привыкшему к сумраку, непогоде, балтийской ветрам, они распахивают окно в мир света,
тепла и уюта.
Поэзия Советной находится в традиционном русле отечественной лирики, и это е; несомненное достоинство. Оно
сочетается с другим качеством, отличающим настоящего художника: стиль автора узнаваем и неповторим.
У каждого поэта обычно есть несколько главных для
его творчества образов-символов. В книге Советной самые
частые образы – небо и свет. Это и путь к свету, и принятие света, жажда света, восторг перед сиянием. Свет всегда приходит с неба, и Небеса – другой идейно-образный
центр, еще одна нравственная и духовная опора поэта. Эти
опоры необходимы, чтобы одолеть, разогнать мрак:
А осенняя тьма далеко позади,
И просвет – золотисто-сияющий!

Белая музыка снега парящего
В свете полночных огней.
Свет небесный пронизывает лирическое пространство,
выступает и как источник вдохновения, и как объект поэтического рисунка, и как мистический субъект, скрепляющий и благословляющий мир. Поэзия отражает христианское мировоззрение автора. Но христианство у Натальи
Советной не показное, не навязчивое. Оно глубоко укоренено в душе – и потому подлинное. Отсюда рождается
особая целомудренность поэтического языка, редкая для
нынешней литературы чистота чувств и помыслов автора.
Первая часть книги – дар своей малой родине, которая
воспета любовно и многогранно. Всякому, кто хоть раз видел белорусские села и поля, в этих стихах открывается
узнаваемая картина:
Моя дорогая сторонка,
Оз;рно-небесный мой край…
Новые смыслы порождает заключительное стихотворение этого раздела – сон-видение лирической героини
«У меня нет деревни». Испокон веков русские хаты давали
приют уставшим путникам, но во сне картина обратная:
теперь хата стучится в душу к человеку, просит е; согреть,
обиходить. Брошенная людьми изба, давшая многим кров и
стол, теперь сама становится «странницей Божьей». Какой
мудрый, замечательный образ. Ведь это горькая примета
нашего века — Русь уходящая, исчезающая. Все меньше
тех, кто пытается спасти Родину. «Пыль сметаю! Огонь разжигаю в печи! Обнимает теплом благодарная хата…». Эти
строки — символ творческого делания Натальи Советной,
она служит этим хатам, родному краю, земле — своим словом. Воскрешает их в признательной памяти.
В ряде стихов очевидна попытка приблизиться к народным жанрам, фольклорной поэтике – былине, причитанию,
запевке. Но вершин автор достигает в традиционной ритмике и лексике, сильные стороны Советной — образность,
напевность, мелодика классического стиха. Среди поэтических тропов встречаются замечательные, оригинальные
находки:
С бер;зы облетают листья,
Как вздохи, словно невзначай;
Но и зимою рассветы сбываются,
Их, словно бусинки, время нанижет;
Из цветочных лампад
Ненавязчивый, зыбкий
Розы льют аромат.
Стилистика многих стихотворений приближена к детской сказке. Благодаря ей возникают картины, от которыхвеет теплом, доброй улыбкой, нежностью и умиротворением:
Скрыты до времени млечные тропки,
Зв;зды пока не покинули гн;здышек,
Месяц молоденький, тихий и робкий,
В небе вечернем – один-один;шенек.
Спокойствие, радость жизни, позитивный настрой наполняют поэзию. Порой описания окружающего мира приближаются к описаниям рая:
Небесным светом лиц родных любуюсь.
Милейший, лучезарно-тихий город…
Или:
На веточке, на каждой, на самой крохотуле –
Сияние небесное, святая красота!
И радостью медовой гудят с рассвета ульи,
И кажется, что Райские открылись в мир врата.
Обратим внимание: врата открываются не «в рай», а наоборот, «в мир», то есть автор живописует пространство
внутри рая. И действительно, его наполняют ангелы: «Земные ангелы, хранители полей – святые аисты…».
В первых частях книги нет драматизма, острых коллизий, болезненности и страдания. Преобладает атмосфера
сказочности, волшебности, где все напасти отогнать нетрудно – как смерч, развеянный бабушкиной молитвой.
По-детски ласково звучит само название родного города,
который в действительности так и называется: «Городок».
Здесь не может случиться ничего страшного – «Ни тоски,
ни печали, ни злобы…».
Несколько стихотворений посвящены Петербургу. Этот
город предстает разноликим и не столь однозначным, как
сельские края. Невольно бросаются в глаза наблюдательному автору и неблаговидные приметы времени, вроде
объявлений на асфальте, и знак питерской отнюдь не белоснежной зимы – «л;д серый с солью».
Но помимо памяти о конкретных местах, географических точках, мысль поэта обращается к судьбе большой России. Будущее страны неясно, настоящее – тревожно, неспокойно. В этих стихах нет беспочвенного
оптимизма, но есть надежда. Стихотворение «Родники»
воспевает святыни Руси, которыми она держится и сегодня – святые источники, мощи, чудотворные образа.
Оно могло бы остаться очередным оптимистическим
гимном, если бы не заключительные строки: «Воля русская, Богу смиренно-покорная, долготерпит. Да чаша
терпенья полна». Они сразу переводят текст в иной регистр – тревожного ожидания, «стабильность» оказывается иллюзорной, чаша вот-вот переполнится, обещая
скорые катаклизмы…
В контексте русской темы хочется выделить стихотворение «Полустанки». Пожалуй, духом русских полустанков
наполнены и села, и города-городки великих пространств
России. Это – тихая родина. Воспетая еще Н. Рубцовым,
она пока ещ; жив;т в сердцах и душах непритязательных и
добрых жителей.
Не запечатаны тут колодцы,
Настежь калитки сирых дворов…
Эта тема имеет в русской лирике давнюю традицию.
Автор смело вводит парафраз из знаменитого тютчевского
стиха о «бедных селеньях», которые посещает Царь Небесный:
О, полустанки святой России –
Вечный приют самого Христа!
При общей просветл;нности, преобладающей благостности художественного мира Н. Советной, в н;м есть
место и горестям. Эмоционально насыщен раздел книги
«Наши любимые с белыми стаями» — реквием по ушедшим
близким, родным, а также погибшим в катастрофах современной России. «Разлука навеки… прощанья… потери…».
Скорбью утраты самого близкого человека наполнен цикл
стихотворений, отличает его сдержанная, зата;нная боль и
надежда на встречу за пределами земного бытия.
Уже не дни, а месяцы считаю
Разлуки беспощадной, роковой.
Где ты сейчас? Мне не проникнуть в тайну…
Ты без меня.
Но я всегда с тобой!

Беззвучно плакать научилась –
Без всхлипов и без причитаний...
Это глубоко народное по истокам горевание. Русская
женщина принимает страдание. Без веры в бессмертие
души любимого оно было бы невыносимо:
…Скрыта до времени лестница
В мир недоступный, иной.
Среди замечательных личностей, памяти которых посвящены стихи, петербуржцы с радостью встретят имя протоиерея Василия Лесняка – сколь многим он стал помощником, советником, духовным отцом, в том числе и автору
этих строк.
И ещ; одна тема, возникающая, может быть, не часто,
но очень важная. Речь идет о стихии зла. Заигрывания со
злом, смешение ценностей, увы, свойственно поэзии мировой и российской, целая плеяда блестящих талантов
«серебряного века» оказалась очарованной злом. Эмоции протеста, гнева редки для умиротворенной книги
Н. Советной, но если они появляются – то разят точно в
цель. Зло лишено всякой романтики, душа верующая сразу различает его настоящий облик – как свидетельствовал
преп. Серафим, «бесы гнусны». Свои счеты с силами зла
поэт-христианин сводит в стихотворении «О род сей мерзкий, грязь и блуд плодящий!». Обнажается подлинный облик зла: «лживых хитростей сплетенье», клевета, коварство,
разжигание чада «угарных измен». Мы знаем, что отец лжи
в конце времен будет брошен в геенну огненную, и, как бы
предвосхищая это событие, поэт заклинает: «Так сгинь же!
Возвратись во чрево ада! <…> Сгори, коварство тьмы, в
огне восхода!». И призывает на помощь Любовь, Верность,
небесную Правду.
Эти ценности напутствуют, ведут, хранят поэтическое
перо Натальи Советной. Новая книга лирики дарит читателю встречу с светлой, чистой и целомудренной душой, открывает окно в мир, наполненный настоящими красками,
образами, глубокими смыслами. Пожелаем автору новых
свершений и вдохновения свыше, без которого невозможно подлинное творчество.
Алексей Любомудров


Рецензии