Не дворяне мы

Есть в Москве Музей сословий России, созданный своё время художником И.С. Глазуновым. При входе в музей висит интересная информация, что по переписи 1897 года всего 1,5% населения России составляли дворяне. Авторы текста недвусмысленно пишут: «Право на праздность, которое даровало дворянам государство Российское, оказалось мощнейшим фактором развития российского общества». Выходит, подавляющая масса батраков и крепостных и должна была обеспечить непреходящую возможность этой праздности для дворян? И не современные ли т.н. «дворяне» также хотят сегодня, чтобы им и их челяди безбедное и праздное существование обеспечивали все остальные граждане? Мечтают опять вернуться к сословному обществу, где горстку богатых будут денно и ночно обсуживать «бедные лохи»? Вообще, пока история пишется и постоянно корректируется с учётом политической конъюнктуры в угоду царей, королей и президентов, а не отражает истинные чаяния «глубинного народа», нам подлинные события вряд ли удастся осмыслить. Так и будем идти по ложному следу и за внешним антуражем видеть лишь муляжи. Надо научиться изучать прошлое не столько по учебникам и официальным документам, сколько по истории собственного рода, своей семьи, судеб и опыта соотечественников, которым нам хотелось бы верить, и с кого брать пример для подражания. Тогда и сложится общий исторический процесс из частичек жизней в одну пёструю, но целостную палитру. Тогда и образ будущего можно будет представить в позитивном сценарии.


Рецензии
"Право на праздность" - крайне неудачная формулировка для сословия.
Весь исторический смысл сословность состоит в том, что это группа населения, наследующая род кульуры свого производственного социума, то каждое сословие выполняет свои функции в производстве совокупного продукта страны и государства.
Почитайте "Историю сословий" Ключевского, и об этом он пишет.

И структура российских соловий это именно система разделения общественого труда (в том числе между сословиями городскими и сельскими), где у дворян была своя ниша. И обязанности их по службе государству сформулировал еше император Петр, основоположник сословного государства.

Екатерина Великая - да, она освободила дворян от формальных обязанностей государственной службы, чтобы открыть в неё путь и другим сословиям.
Но в том и суть сословной культуры дворян, что она моральные понятия общественной пользы, которую должны приносить дворяне своей Отчизне, передавала как ценность по наследству от отца к сыну, от матери к дочери по родовым линиям.

Только понятие пользы менялосьсо временем. Проявилось в XIX веке понятие и о том, что дворянин, который создал в своём имении на земле рентабельное сельское хозяйство, тоже служит по-своему Родине. Почитайте "Барышню-крестьянку" Пушкина - он пишет именно об этом.

"Право на праздность" дворянского сословию как таковому, как историческому фенмену, чуждо. Великое наше счестье, что Петр, сам работяга отменный, гнал бездельников, как мог, поганой метлой из общественных элит.
Конечно, всех прогнать он не смог.

И другое дело, что такое "право" присвоили себя представители тех деградировавших дворян, занявшиеся спекулятивной коммерцией, которые как раз и порывали связь времён с нравственной культурой своих предков-тружеников, соблазняясь легкой добычей отъема имущества у других.

Конечно, хищники, эксплуататоры были в общественных элитах, разврашенных властью, всегда. Но что в сословно-монархическую эпоху было исключением, то процветает сегодня...

Дмитриев   18.10.2021 10:39     Заявить о нарушении