Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -7

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет
судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два." (Мф.5:38-44)

****************************

"Но кто УДАРИТ тебя в правую ЩЕКУ твою..."

Почему говорится именно об ударе в щеку, а не в другую какую-либо часть тела?
Стало быть речь идёт о пощёчине? Пощёчина во всех словарях - это удар по щеке ладонью. Именно ЛАДОНЬЮ.
А если удар произведен не ладонью? А, допустим, цветком? Тряпкой? Веткой дерева? Палкой? Камнем, в конце концов?

Вероятно, подсказку нужно искать в словах Христа, которыми Он напоминает об
Отцовском наказе: "Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб..."

"И сказал Господь Моисею, говоря:
Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на
голову его, и всё общество побьёт его камнями.
И сынам Израилевым скажи: кто будет ЗЛОСЛОВИТЬ Бога своего, тот ПОНЕСЁТ ГРЕХ
СВОЙ.
И хулитель имени Господня должен умереть, камнями изобьет его всё общество.
Пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Кто убьёт скотину, должен заплатить за всё, скотину за скотину.
Кто сделает повреждение на теле человека, так ему должно сделать то же, что он
сделал.
Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле
человека, так и ему должно сделать.
Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё, а кто убьёт человека, того должно
предать смерти.
Один должен суд быть у вас, как для пришельца, так и для туземца, ибо
Я Господь, Бог ваш.
И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана, и побили
его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею.
(Левит.24:13-23)

Самый ранний период истории человечества был временем перехода от биологической
формы движения материи к социальной, то есть к эпохе становления человека и
общества. Формирующиеся люди, к которым относятся архантропы (питекантропы, атлантропы и другие сходные с ними формы), а также палеантропы (неандертальцы)
жили в обществе, которое принято именовать первобытным человеческим стадом.

Первобытнообщинная формация - первая форма бытия человека, общества и
соответственно первая стадия его исторического развития.

Камень на тот период был основным орудием охоты, производства...и осуждения себе подобных за те или иные преступления против общества.

Побивание камнями - древнейшая казнь, заключающая в себе наказание смертью
толпой.
Жертва выводилась на небольшую площадку, вокруг которой собирались люди, заранее вооружившиеся подходящими по размеру камнями: которые, с одной стороны,
не должны быть слишком маленькими, не приносящими боли и достаточных
повреждений приговоренному; с другой стороны, не следовало использовать чересчур крупные камни, чтобы не убить осуждённого слишком быстро, с одного-двух ударов. Выбирались такие булыжники, при побивании которыми жертва не должна была умереть быстро, успев испытать во всей полноте боль, отчаяние и унижение.
После чего толпа принималась швырятся в приговоренного до тех пор, пока несчастный
не переставал подавать признаки жизни.
В некоторых случаях жертву закапывали по плечи или связывали, чтобы она не могла уклониться от камней, закрывая голову.

Помимо прочего, такое побивание камнями могли заменить другой казнью, считавшейся более гуманной и приводящей к более быстрой смерти. Обвиненного опаивали настоем
из наркотических трав, чтобы он не чувствовал боли и не испытывал страха. Затем его поднимали на высокую скалу и сбрасывали вниз на острые камни. Если осужденный
не умирал, со скалы на него скидывали огромный валун, чтобы уже наверняка с ним покончить.

Эти дикие первобытнообщинные казни укоренились в подсознании людей наравне с основными животными инстинктами, приобретенными ещё в период эволюционного
движения простейших биологических существ к более сложным, вплоть до
формирования первобытного человека.
Причём память об этих казнях въелась не только в подсознание, но и в сознание
людское настолько прочно, что они существуют и в наши дни.

И просто так запретить, отменить, вырвав разом укоренившееся в человеке
традиционное восприятие бытия, не представлялось возможным никому, даже Богу.
Лишь постепенное, осторожное выкорчевывание диких первобытных нравов, пустивших
корни в человеческом бессознательном, требовало непрерывной и терпеливой работы
в направлении совершенствования самосознания.

Необходима была эволюция сознания, то есть переформатирование его, чтобы шаг за шагом, долго и терпеливо продвигаться к  переходу на новый этап развития
человечества, свободный от поклонения языческим идолам и божкам, свободный от восприятия человека как раба, как скотины, которую можно продать, покалечить и
даже безнаказанно убить.

Неверие, противоборство, противопоставление Ему, выражались поначалу в злословии.
Которое, едва зародившись в какой-то одной голове, могло привести к гибели весь
народ, - заражая другие головы, выливаясь в роптание и бунты недовольных и нетерпеливых, грозя разложением общества и отказом от преодоления трудностей
на пути к намеченной цели. Разруха, она ведь, как водится, начинается в головах.

Именно об этом и говорил Бог Моисею, - тому, кому предстояло вывести целый народ
из состояния рабства. Господом был озвучен порядок необходимой предварительной подготовки человеческого сознания к переходу в иную фазу развития - к предстоящему переходу от рабского самосознания к самосознанию свободного человека.

Почему же Бог не указал сразу более короткий путь к благословенным землям?
Для чего целых сорок лет блуждания по пустыне потребовалось Моисею, прежде чем вывести людей туда, куда нужно? Зачем понадобилось подвергать целый народ такому тяжкому изнурительному испытанию?
Да потому что только лукавый ведёт лёгкими, быстрыми, гладкими и широкими
дорогами - на бессознательном уровне.
Богу же надо, чтобы человек приходил к Нему сознательно, истинно, а не притворно уверовав в Него.

И потому Моисею предстоял невероятный труд раба Божьего: беспрекословно
подчинившись замыслу Господа Своего, отдать всего себя, и душу и тело, служению
Ему, чтобы вывести свой народ из многовекового состояния рабства, прочно
поселившегося в головах людских.

Через три месяца перехода на вершине горы Синай Моисей получил от Бога десять заповедей, среди которых: "Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства..." (Исход.20:13-16)

Иначе говоря Богом наложен беспрекословный запрет на какое бы то ни было убийство человека человеком. Жизнь любого и каждого ценна и равноценна для Господа.
И потому - "око за око, зуб за зуб". Смерть за смерть... Но..."не убий"!

А удар по щеке - момент общественного осуждения, как будто бы не несёт в себе ни
увечья человеку, ни убийства. Хотя...это как сказать...


Рецензии