Дикая малина

Маленькая Тата с нетерпением ждала выходных, чтобы поехать с отцом за малиной. За дикой малиной. Отец знал такие заветные места в лесу, где росла эта удивительная ягода.

 Тате очень хотелось ее попробовать на вкус. Она ее ни разу не пробовала.
Девочка все представляла себе ягоды: «Интересно, а чем дикая малина, отличается от обычной?  И почему она дикая? А вдруг она кислая, как яблоки дички?» Тата вздохнула, вспомнив, как свело у нее рот от кислого яблока, найденного в лесу под большим раскидистым деревом. Бабушка ей тогда сказала: «Дичка»- и улыбнулась.

Рано утром, когда еще над Волгой плывет туман, делая пейзажи вокруг прозрачными, Тата с отцом сели на корабль с воздушными крыльями и быстро полетели на Ракете над гладью воды в сторону Жигулевских гор.
 
Там они вышли на маленькой пристани, прошли по качающимся понтонам и оказались на дорожке, что ведет в поселок Богатырь. Теперь Тату занимало: почему поселок называется так. Кто тут богатырь? Может гора, которую наполовину срезали на белую щебенку? Или огромные карьерные самосвалы, которые размером с дом? Или похожий на гигантского зверя экскаватор, с ковшом, куда влезает половина скалы?

Сам поселок  Богатырь был совсем маленьким. Он притулился на берегу между Жигулями и Волгой.  В поселке была одна единственная  улица, один магазин и огромный карьер. Не было ни  школы, ни кинотеатра. Земля в поселке была вся белая, покрытая пылью от этого карьера.

Тате все равно здесь все нравилось. Пряники с сельского магазина казались особенно вкусными. Малина в палисаднике у деда была самая крупная и красивая как на подбор.  Песчаный пляж на отмели самый удобный, хоть и маленький. Здесь можно было купаться в теплой воде на мелководье и смотреть на проплывающие мимо теплоходы и баржи, пытаясь поймать после них волны.

А еще здесь в Богатыре, там, где то в горах, росла дикая малина. Это будило любопытство девочки.

Они с отцом  вначале навестили дедушку Василия, поспрашивали про его здоровье, попили у него чая с местными пряниками. Пока Тата пробовала дедовскую малину, отец что-то там помогал по хозяйству, а затем, взяв у деда Васи алюминиевый бидончик, они отправились за ягодами.
 
Вначале нужно было перейти укатанную  тяжелыми машинами белую дорогу. Тату пугало, когда по ней с грохотом и рыком двигались горы-машины, груженные глыбами известняка.  Самосвалы ей казались сердитыми. Огромные ребристые колеса, квадратные кабины, с фарами по бокам как глаза. Они с отцом пропустили целую колону таких машин и поспешили перейти дорогу.

Дальше они поднимались по тропинке, вернее по каменным уступам. Тропинка больше  походила  на лестницу, чем на тропу. Плиты известняка были скользкие, отполированные временем.  Они сильно нагрелись на июльском солнце. Тата удивилась, ей показалось, что камни пахнут солнцем, жарой и летом.

Чем выше  оказывалась Тата с отцом, тем меньше было белой пыли и больше зелени вокруг. Скоро они поднялись так высоко, что домиков поселка не было видно, река синела далеко внизу,  а теплоходы с баржами смотрелись как игрушечные.

Здесь начиналась расщелина, где не виданной силой между скалами были раскиданы огромные  валуны. Он заросли с северной стороны красноватым мхом, а с южной блестели белизной. Этот мох подсох на летнем солнце, но после осенних дождей он снова позеленеет. Все пространство между валунами было заросшее буроватой зеленью.

- Вот смотри, это дикая малина. Видишь заросли? – спросил отец.
- Это малина? Маленькая совсем, не высокая. У деда Васи выше.
- Да, но эта вкуснее, – ответил отец.

Тонкие колючие прутики дикой малины были рясно облеплены ягодами.  Малина оказалась некрупная, скорее мелкая, но удивительно ароматная. Сладкий, насыщенный запах стоял маревом в густом от жары воздухе. Тата собрала пригоршню и взялась пробовать по одной ягодке, усевшись на удобный камень.

Малина переспела и была чуть подвялена. Попадались даже совсем сухие ягодки. Дикая малина оказалась самой сладкой и вкусной малиной в мире. Красивые и крупные ягоды малины в дедовском палисаднике проигрывали по вкусу маленьким лесным.
Девочка забыла про бидончик, который они планировали собрать с отцом. Она складывала ягоды только себе в рот. Вкуснотища была необыкновенная.
 
Тата скоро вся перепачкалась, поцарапала руки о колючие веточки, но не замечала этого. Только когда она наелась, то взяла припасенную эмалированную кружечку и стала собирать ягоды туда, не забывая самые аппетитные складывать себе в рот. Отец уже насобирал третью часть бидончика.

- Пап, а ты откуда знаешь, что здесь малина растет? В детстве собирал?

- Да, мы тут все облазили в поисках еды. Голодно было в послевоенное время, от голода пухли. Малина, земляника и орехи спасали сильно. Жалко,  что их можно было собирать только летом.

- Вкусная дикая малина, сладкая очень, - заметила Тата.

- Она солнце в себя впитала и от белых камней тепло. Здесь в расщелине жарче, чем внизу. Чувствуешь, нет ветерка?
 Ты когда собираешь малину, оставляй обязательно хоть одну ягодку на веточке. Чтобы птичкам, насекомым или мышкам еда осталось. Нельзя в лесу все подчистую собирать. Лесным птицам и зверью надо оставить. Поделится, тем более это мы к ним в гости пришли.

- Пап, смотри, а малины еще много. Вон куда вверх уходят заросли.

- Нет, мы наверх не пойдем. Там лес совсем дикий. Медведь ведь тоже любит сладкую малину. Можем его там встретить. Пусть он там вверху собирает. Здесь его шум самосвалов пугает.

- Папа, а кто малину еще ест?

- Все едят. Она полезная очень. Мы в детстве ее сушили, и чай пили зимой. Самое лучшее лекарство было - малиновый чай. Не было тогда таблеток и уколов, зато у мамы был спрятан мешочек с сушеной малиной.
Я даже радовался, что заболел. Ведь тогда мне дадут малинового чаю. В чае ягодки плавают. Вкусные! А запах  от чая с дикой малины какой стоял!  Помню когда то, сестра Валя заболела, и мама ее чаем из дикой малины лечила, мне маленькому так хотелось этого чая. Он такой душистый был, летом пах и теплом. Есть то нечего было, голодные были. Так я пошел на улицу и  специально лед ел, чтобы заболеть и мне тоже дали малины.

- И, что заболел? – настороженно спросила Тата.

- Заболел. Еле выжил. Теперь запахов вообще не чувствую.

- Вообще никаких? Даже малины? – уточнила девочка.

- Даже малины, - ответил отец.

 День начал клониться к вечеру. Они  насобирали почти полный бидончик и заторопились вниз. Надо было успеть на Ракету обратно в город.

Тата стояла на открытой палубе Ракеты, и смотрела, как судно отчаливает от пристани поселка Богатырь. На спасательном круге пристани так было и написано: «Богатырь». Пока теплоход  набирал ход Тата разглядывала поселок, карьер, который был как на ладони с воды. Она даже увидела ту самую расщелину, где они с отцом собирали малину.

Девочка стояла и думала, что неправильный какой-то поселок Богатырь, не похожий на другие  села и деревни, которые она видела. Гору почти съели огромные экскаваторы и самосвалы. Они казались враждебными к людям.
 
Вместо домов с цветами, садами и огородами, здесь стояли бараки. Эти бараки были серые, почти черные от влаги и солнца, и некрасивые. Как будто их грубо налепили и раскидали по берегу, где попало. Постройки не вписывались в пейзаж вокруг.
 
Величественная Волга размеренно текла мимо поселка. Заросшие лесами Жигули стояли вечными немыми стражниками над рекой. Вечернее высокое небо тонуло в воде, солнце рассыпалось миллионами бликов на небольших волнах. Девочка залюбовалась красотой вокруг, тем более Ракета шла совсем рядом с гористым берегом.

Тата не понимала значения слов, которые когда то произнесла ее тетя: враги народа, репрессированные, ссылка. Пройдет время, она  вырастит и только тогда поймет, почему такой странный поселок Богатырь, почему голодал ее отец, и чем для отца и его семерых братьев и сестер была дикая малина.
 
А пока  Тата заглядывала в ароматный бидончик, вдыхая невероятный запах лесной малины, и радовалась. Она везла подарок маме и маленькому брату.
 


Рецензии