В гонитве не забудь оглянуться, догонят!

В одно время все тумбы в городе были заклеены объявлениями: «Нужен партнер в бизнес». Я бы согласился. У меня есть все данные, чтобы стать бизнесменом. И жилка предпринимательская имеется. Но только те, кто предлагает сотрудничество, не всегда отвечают моим запросам.
 
В моем понятии заниматься бизнесом – значит, что крутиться надо, как белка в колесе. Не спи и не ешь – думай о доходе.

Я с малых лет задавался целью, как бы добыть прибыль. Чтоб и родители ничего не заподозрили, и в школе никто не догадался. Попался мне один доходный источник, вернее, бывший моряк Гриша, списанный на сушу. У него я научился многому.
 
Сначала осваивал картежную игру. Что правду таить – перенял у моряка, как нужно мухлевать. Затем он запросто выводил меня на людный пятачок и учил мастерству напёрсточника. Дальше мы с ним затеяли свое производство палёной водки. Благо дело, у него была хатынка с внутренним подвалом. Там - все оборудование, бутылки-этикетки. Только успевай укупоривать, клеить, подгонять акцизные марки. Этим я и занимался, прикрываясь поддержкой самого близкого друга. Родителям говорил, типа, я у него и ночевать останусь.

За сноровку и смекалку матрос меня хвалил. Это был пик нашей деятельности. Деньги текли рекой. Ручеек лился и в мою сторону. Но мой компаньон – парень приметный. «Грамотные ребята» его вычислили. Поставили на счетчик. Пришлось отстегивать целой команде разгильдяев наши барыши.

Как-то говорит мне Гриша-моряк:
- Слышь, Вань, они совсем оборзели, требуют два раза в неделю давать им «долю». Ты завтра, слышь, после уроков зайди в одно местечко. Будем смываться отсюда, я и покупателя на хибару свою нашел. Вырисовывается новый бизнес!

Ясный перец, в школе о моих занятиях никто ни слухом, ни духом не знал, родители возились на даче, полагаясь на мою самостоятельность в четырнадцать лет. А дружок Димка, до поры, до времени, не был посвящен в мои попытки наладить бизнес. Я ему талдычил про игральные автоматы…

Поручил Гришка, я и пошел. А там – ломбард. Женщина какая-то быстро впустила меня в боковую каморку и дала сверток. Приказала передать моряку.

С ним мы встретились в полуподвальной квартире его «братана» Кирки. Что было в свертке – никто мне не сказал. Принес – отдал, таков мой бизнес.
У меня появилось больше свободного времени, не надо было горбатиться среди водочных испарений. Носил свертки, получал немного денег. В чужие дела нос не совал. А потом и вовсе отошел от этой загадочной компании, которая значительно пополнилась бомжеватыми личностями.

Родители определили меня в колледж, и я стал мыслить более приземленно. Разбогатеть, быть при бабках, носить прикиды – все эти сокровенные мечты оставались при мне. Но осторожность не помешает. Мы с Димкой, он тоже поступил в колледж, часто обсуждали пути к обогащению.
 
- Есть парни, которые стоят на шухере, - взволнованно сообщал мне друг. – Пока другие чистят квартиру богатенького дяди, ты себе стоишь и наблюдаешь за улицей. Справились – добыча делится на всех. Если подумать, то ты – вовсе не вор и не грабитель. Подумаешь – постоял, понаблюдал…

- Так ведь соучастие пришьют! А это тоже уголовка! Нет, на такое я не подписываюсь!

- Тогда остаётся медленное, но верное – получить наследство богатого родственника, который должен «кони двинуть».

- У тебя такой есть?

- Ну, как тебе сказать, - замялся Димка. – Дедуля у меня в деревне, батин отец. Жмот, каких свет не видал. Приглашает к себе, обещает все на меня переписать, лишь бы его доглядел.

- А ты? Согласен?

- Не знаю пока. Торчать в деревне – тоска зеленая!

Время от времени мы поднимали эту тему. Но она казалась нам не совсем интересной.
Получили образование, устроились курьерами на Новой почте. Работа не пыльная, бывали чаевые, туда-сюда… Подработка находилась. В основном – на рынке: разгружали, подносили, ставили. Все - не то!

Вдруг у Димки новость образовалась. Приглашает меня в деревню, к своему деду. Говорит: слег дед, парализовало его.

- Так пусть сиделку нанимает!

- Ничего ты не понимаешь. Соседка к нему постоянно наведывается. Батя ей платит. Дед велел, чтобы я приехал. Как будущий наследник, понимаешь?
- Не совсем понимаю, но за компанию съездим.

Выбрались на выходные, сели в автобус. Смотрю, а сзади нас – знакомая личность. При всем параде: в приличном костюме, с галстуком, в шляпе – мой давний приятель Гриша. На радостях даже обнялись мы с ним. Начались расспросы: что да как. Гриша стал семейным человеком, живет в деревне, занялся пасекой, медом торгует. Говорит: жена попалась смекалистая, хозяйственная, вытащила его из омута. Если б не она, точно бы в тюрьму загремел.

- Помнишь, свертки ты носил? А в них – наркота: кокс, герич… Мы закладки расставляли. Та еще работка! Ходишь, как по лезвию бритвы. Парни в ночных клубах парятся: дай дозу! А потом может кто-то скопытиться. Дело нехитрое. Бывали смертельные случаи. Соскочил я вовремя. Дашку встретил, поехал в деревню. А тебя, Вань, ребята припоминали, расспрашивали: как найти того шустрого? Будут искать, имей в виду. Но я откололся от них, живу совсем другой жизнью. Доволен – от и до!
Как-то не по себе стало от того, что меня могут искать бандиты. Теперь-то я уже понимаю, какая у них скользкая дорожка, побывал среди них.

В деревне мы попрощались с Гришей, он пошел дальше, а мы свернули в ближайший переулок. Дом деда был добротным, утепленным, с резными ставнями. Димка вошел первым, я – за ним. Встретила соседка, захлопотала у стола – пироги у нее, узвар:

- Садитесь ребята, я деда уже покормила, перестелила постель. А вы сами тут – обедайте, деда развлекайте. Я часа через два теперь приду, дома есть дела.

- Димка! – послышался хриплый голос из спальни. – Ты, что ли? Давай сюда!

Мы переглянулись: надо идти, если дед зовет. Так за стол и не садились.

- Ого, - не скрывал радости больной старик. – Ты уже совсем взрослый мужик!

Голова парализованного покоилась на высокой подушке, он был гладко выбрит и причесан. Седина у него совсем белая, пушистая, как у одуванчика. Лицо – розовое, почти без морщин, глаза голубые, приветливые.

- Дедуля, здравствуй! Я вот с другом приехал, знакомься – это Иван.
- Давно дружите? - поинтересовался дед.

- Считай, всю жизнь, - широко улыбнулся Димка. – И в школу вместе ходили, и колледж окончили, дипломы получили.

- И по специальности работаете?
- Что ты, дед! Кому нужны технологи-тестоведы? В пекарню идти?
- Так зачем учились?

- Чтобы корочки были. Найдется работа – пойдем. А пока курьерами устроились.

- Значит и сейчас неразлучны? Да, мужская дружба – серьезная вещь. Держитесь вместе, вдвоем веселее. К тебе, Димка, у меня очень важный разговор имеется. Если доверяешь другу, пусть и он слушает, может, в чем-то тебе поможет.
Мы присели на стульчиках у деда в изголовье. Он, не спеша, стал говорить, время от времени переводя дух:

- Скажу я, ребята вот что. Во времена своей молодости очень хотел разбогатеть. Вот вы, к примеру, тоже хотите жить беззаботно? Да, хотите! Вот и я напрягал все силы, чтобы выпрыснуть из бедноты куда повыше. Как видите, сумел и дом хороший построить, и в доме обустроиться. Но хотелось мне еще и золотишком обзавестись, чтобы кубышка была своя на черный день.

Мы с Димкой слушали деда с раскрытыми ртами. К горлу подкатывала горячая волна, как перед большим открытием.
 
Старик внезапно побелел, у него затрясся подбородок, дыхание спазматически перехватило. Он закашлял, махнул живой рукой, поправил лежащую рядом парализованную, и продолжил:

- Эх, хлопята, мне бы ваши годы! Сам бы занялся поиском, копал бы и копал, пока бы не нашел свой скарб!

Оказалось, заимел все-таки он «кубышку». Но какой ценой… Нас просто обдало ледяным холодом. Так и сидели возле деда: то холодно, то жарко.

Стал он выслеживать богатеньких перекупщиков, проезжавших большой дорогой мимо деревни, нападал на них под покровом ночи, грабил, калечил. Но не убивал, - заверял, крестясь. Сколько не прочесывали правоохранители ближайшие села, не могли напасть на его след.

Кубышка наполнялась, тяжелела, но дед не унимался. Не давала ему покоя прибывшая в деревню еврейская семья. Супруги облюбовали себе домик, поселились в нем и жили тихо, спокойно, никому не мешая, ни с кем не общаясь. Но слушок о том, что у них припасено золото, до злобного мужика все-таки дошел. Решил он и тут поживиться.

Как всегда, обдумав все до мелочей, пробрался во двор. Убедившись в отсутствии злого пса, нажал плечом на скрипучую старую дверь. Она легко открылась! Хозяева ее не заперли на ночь. Если б они могли предположить, предугадать, что их ждет…
Вытирая окровавленные руки, убийца шарпнул дверцу шкафа. На одной из полочек лежал неприметный дамский ридикюль, прикрытый стопкой носовых платков. В нем хранились золотые цепочки, браслеты, позолоченные карманные часы, броши, серьги, запонки… Все драгоценности мигом перекочевали в пазуху грабителя.

После столь откровенного разговора, больше похожего на исповедь, мы с Димкой посмотрели на деда другими глазами. Не такой уж он божий одуванчик. Руки у него красные, с узловатыми пальцами, нос хищный, как у коршуна. Когда говорит о деньгах – весь напрягается и корчится.
Досадно и обидно ему, что не может воспользоваться награбленным добром. Закопал кубышку, а место запамятовал. Весь извелся от постоянных мыслей о том, как добывал богатство. Покалеченные снятся, мертвые, кого он жизни лишил, восстают из могил. Поэтому и инсульт случился…

- Хлопцы, не пропадать же добру! – дрожа и задыхаясь, умолял дед. – Найдите мой скарб, дайте посмотреть на него хоть перед смертью…

Внук, переступая с ноги на ногу, пытался успокоить больного. Но ничего обещать не стал. О поисках сокровищ речь пока не шла.

Так мы и уехали из деревни – молча, с унынием и непонятной тоской. Лежит дед, дожидается смерти, а про богатство не забыл, хочет его в могилу с собой забрать. Зачем оно ему?

- А нам зачем? – будто читая мои мысли, спросил Димка.

Я промолчал. Не готов был ответить, поскольку еще и сам не разобрался в ситуации.
Прошла неделя, другая… Ни одного дня у меня не миновало без мыслей о сокровищах деда. Так и подмывало начать поиски. Это было, как наваждение. Я уже мысленно обходил участок деда в лесу, где он косил траву на сено, рыскал в охотничьих угодьях, осматривал угол двора с пасекой… Где-то лежит под землёю кубышка с таким добром, которого мне хватило бы и на квартиру в столице, и на поездку за границу. Да что поездку? Жизнь за границей! Жил бы в шоколаде!

Почему-то Димку я сразу же сбросил со счетов. Тупой он какой-то. Зациклился на преступлениях деда, не может простить и смириться с его жадностью.
Однажды я проснулся среди ночи, как после сигнала тревоги. Сел в кровати и спросил сам себя:

- Зачем я узнал эту чужую тайну? Ведь неспроста она мне попалась. Может, подается сигнал свыше: давай, Иван, не медли, ищи и найдешь!
Меня замучили сомнения. Ходил, как отмороженный. Совершенно случайно услышал в офисе разговор двух женщин:

 - Ну, что, тебе удалось найти разгадку сна под Старый новый год?
- Ты не поверишь! Мне разгадали его по рунам.
- Это такие гадальные камушки?

- Что-то вроде них. Я созвонилась с рунологом, и она мне все выложила, как на духу! Представляешь, руны сказали, что будет очень важная для меня встреча, после которой начнутся финансовые успехи.

- И что?
- Не поверишь, встретила одноклассника, а он – в генеральском чине! Согласился взять к себе секретаршей мою старшую дочь. А знаешь, на какую зарплату?
- Вот повезло! Так ты дашь мне телефончик рунолога?
- Записывай!

Под диктовку и я запомнил цифры, повторял их про себя, затем занес в телефонную книгу. Через пару часов позвонил. Ответил женский голос. Я сразу же сочинил легенду:

- У меня дед после инсульта. Проговорился, что спрятал кое-что в земле и его надо найти. Десять лет никому ни слова, а теперь вот признался. Говорит, что хочет поделить то, что закопано, между детьми. Вы можете сказать, что это и где находится?

- Не спешите, молодой человек. У меня тут есть помощники, руны называются. Они подтверждают, что под землей спрятано золото. Но его трогать нельзя, оно проклято, замешано на крови многих людей. Найдете – ничего хорошего от него не будет, наоборот, оно принесет разрушение, беспокойство, вплоть до нарушения психики…

- Да, ладно. Вы только скажите, оно в том квадрате, где я думаю?
- Вы правы на сто процентов. Оно там, но помните…
Вот! И мне больше ничего не надо знать. Едва только сойдет снег с земли, начну копать!

Раскопки, увы, ничего не дали. И мне подумалось: пусть бы спросил Димка, ведь он кровный родственник! Ему-то тайна быстрей откроется!
Пришлось повторно звонить и сказать правду, что дед не мой, а Димкин. Передал трубку – пусть рунолог скажет ему, где копать, где то место?

- Что вы никак не успокоитесь? – отвечала рунолог. – Я ведь ясно предупредила, что сокровище должно находиться под землей – там, где и находится сейчас. Указывать место не буду, такими поисками не занимаюсь

- Девушка, что вам стоит сказать нам правду? Вы поймите, меня уже ищут бандиты, мне угрожает опасность. Если я не вырвусь из этого заколдованного круга, мне – конец!
- Оставьте ваши намерения, ни к чему хорошему они вас не приведут! – закончила разговор моя собеседница.

Я снова и снова посещал свой приметный квадрат, перекапывал там все вдоль и поперек. Однажды удалось найти две старинные монеты. Вот это был фурор! Я – на правильном пути, появился мотив и азарт.

Вдруг Димка сообщил, что дед начал возражать против раскопок, стал злой и раздражительный, говорит, что мы позарились на чужое добро.
- И ты готов его слушать? – переспросил я. – Старого паралитика пора уже на кладбище спровадить, а ты прислушиваешься к его бредням.

Мы стояли на автобусной остановке и размышляли, что делать дальше. Внезапно завизжали тормоза, и мой друг оказался под грузовиком, водитель которого уснул за рулем. Димка умер, не приходя в сознание.

Но даже это обстоятельство не помогло преодолеть во мне тягу к поискам зарытого сокровища.  Я продолжал думать о нем, зажигаясь от одного только представления жизни за границей, где все – в шоколаде!

Познакомился как-то с очень хорошей девушкой. Начали встречаться, дело шло к свадьбе. Моя будущая жена уже ждала ребенка, мы жили вместе. Конечно же, я посвятил ее в свою тайну. Время от времени посещал заклятый квадрат, где уже изучил каждый сантиметр.

Выходя из опушки леса, почувствовал вибрацию телефона. Звук я отключал, чтобы не привлекать лишнего внимания сельчан.

По телефону было сказано, что у жены случился выкидыш и ее жизнь – под угрозой.
 Будто молния рассекла небо, так воспринял я это известие. Мигом добрался до больницы, где мне сообщили, что после операции моя любимая находится пока в реанимации. Слава Богу, она жива! Но малыш… Как мы его ждали, как готовились…
Тревожные события разворачивались и у моих родителей. Они как-то внезапно постарели. У отца развивалась болезнь Альцгеймера, мать жаловалась на острую боль в области печени. Они были совсем беспомощны!

Тогда я начал осознавать, что вся Вселенная настроена против моих тщетных поисков дедовского клада. Он семь лет пролежал парализованным, и ушел на тот свет со злобой и ненавистью ко всем, кто имел намерение добраться до его заветной кубышки.

Мне стукнула мысль снова обратиться к рунологу:

- Девушка, у меня такое стечение обстоятельств, просто какая-то черная полоса. Сначала погибает мой друг, затем жена падает и теряет ребенка, едва сама осталась жива. А тут еще и родители ходят по краю: у отца совсем нет памяти, а у мамы – ужасные приступы холецистита. Скажите, что это?

- Я вас предупреждала, молодой человек. Это не стечение обстоятельств.

- Послушайте, а еще мне снился какой-то мужчина, он предлагал мне лечь рядом с собой в гроб. К чему бы это? Жена говорила, что ей тоже во сне чей-то голос утверждал, что умрут все. Мне кажется, что всё вокруг очерчено каким-то заколдованным кругом, из которого нам не выбраться. Объясните, почему так происходит?

- Не возвращайтесь к своим поискам клада ни в коем случае. Я могу вам помочь, поставив руны для защиты, чтобы все успокоилось и затихло. Избавлю от астральных нападений. Но вы тоже возьмитесь за ум. Отбросьте свои попытки жить за счет чужого греха, только ваш собственный труд принесет вам утешение и благополучие.

После этого разговора мне было над чем подумать. Я уже потушил свет. Лежал, прислушиваясь к мерному посапыванию жены у меня под мышкой. И вдруг явственно у балконной двери увидел кота. Он неотрывно следил за моими движениями, готовясь то ли к прыжку, то ли к нападению.
 
- Брысь! – шепотом приказал я, и кот бесшумно исчез. Что это? Галлюцинация? Откуда? У меня никогда такого не было.

На следующий день набрал ставший уже привычным номер телефона рунолога:

- Послушайте, у меня ночью появился кот. Как появился, так и исчез. К чему бы это?

- Все постепенно успокоится. Если бы вы наполнили свое сердце верой и смирением, темные силы не так бы преследовали вас. Но у вас отсутствуют светлые начала, вам непременно хотелось жизни в шоколаде вопреки здравому смыслу. Вспомните, как начиналась ваша гонка за призрачным богатством. Вы даже не подумали, что отодвигаете законного, кровного внука и называетесь наследником чужого деда. Многие ваши поступки можно расценивать как игру. Сначала она – увлекательная, азартная, с огнем в крови. Затем вы живете под диктовку этой игры. Не вы продумываете последующие ходы, а она толкает вас на новые необдуманные шаги.

Я заметил, что мне приятно общение с этой мудрой женщиной. Вроде бы постепенно рассеиваются облака, и солнце дарит мне свою спасительную энергию, подавляя следы скорби и обреченности.

Спасибо рунам, изготовленным ее руками, усилием воли и опыта. Я чувствую их благотворное влияние и меняюсь, оставляя в прошлом свои привычки и чаяния.
Сожалею, вспоминая Димку с его вещим сном. Он мне рассказал буквально за день до своей гибели, что ему снился разозленный дед, поднявший с постели свое парализованное туловище:

- Вы все умрете! Не для вас я уготовил свои скарбы! Они меня сделали недвижимым, а вас всех уничтожат!

Кто знает, может, это было предупреждение и к нему стоило прислушаться. И тогда бы он жил и стал бы крестным для моего малыша… Все бы жили счастливо и спокойно. Но малыша мы тоже потеряли. Теперь у моей жены никогда не будет детей.

Нужно было вовремя остановиться в этой гонитве за чужим сокровищем. Сотворивший погоню должен порой оглянуться назад: не гонятся ли за ним? Не преследуют ли его пороки, не тянется ли следом шлейф заблуждений и ложных ценностей?

У меня раскрылись глаза. И я не жалею, что обратился к рунологу. Наоборот, благодарю тот миг, когда услышал номер ее телефона. Под влиянием мастера пересматриваю прожитую жизнь и отчетливо вижу свои ошибки, когда почти попал под влияние бандитов, когда уходил из-под опеки родителей, обманывал и прикрывался другом.

Единственным светлым мгновением видится мне встреча с моей будущей женой. Она, кроткая и скромная, стояла у края сцены, где проходило городское шоу: «В поисках талантов». Ведущий тогда наугад указал пальцем именно на нее:

- А вы, девушка, умеете петь? Ну-ка, поднимитесь к нам!
И она поднялась. Ей не нужен был аккомпаниатор. Она подняла голову и в темноту зала полилась песня:

В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится…
    
Все застыли, завороженные ее самобытным голосом, манерой исполнения, пением, которое проникало в глубину души…

Встретившись с ней, я вырос в собственных глазах: она ответила мне взаимностью! Мы пошли по жизни, взявшись за руки, и были так счастливы!

Но мне казалось, что для полноты счастья я должен извлечь из-под земли чудодейственный ларец и ослепить всех роскошными сокровищами. Как я заблуждался!

Теперь в моем представлении каждая деталь золотых украшений обагрена кровью невинных жертв. Разве можно хоть мысленно прикасаться к ним и мечтать об их реализации по дорогому эквиваленту?

Даже привидевшийся мне кот, как представитель потустороннего мира, давал  понять, что я не должен брать чужое.
 
Простите мне, родные люди. Я осознал, я запомнил и буду впредь осторожен и внимателен.

Заплачена очень дорогая цена за мое сегодняшнее озарение.

Заклинаю и вас: будьте бдительны, не опускайтесь к низменному, не посягайте на чужое добро, не стремитесь к богатству, которое не добывалось собственными усилиями и упорным трудом.



 



 


Рецензии