Есть такое государство...

Гродненский «Азот» - это маленькое государство со своей экономикой, инфраструктурой и своими гражданами, как водится, патриотами, уже несколько поколений которых выбирают своим местом работы завод.
 
Его первая очередь строилась по итальянской технологии и при участии итальянских специалистов, для которых построили многоквартирный дом с балконами-лоджиями в центре города. В старших классах школы нас отправляли на субботники на территорию строящегося завода-гиганта и однажды даже позволили взобраться по металлическим лесенкам к самой вершине огромной колонны синтеза аммиака, недавно установленной и ещё не готовой к работе. С верхней площадки лестницы, обдуваемой всеми ветрами, открылся невиданной широты обзор: заводские корпуса, трубопроводы, железнодорожные пути, в белёсой дымке вдалеке – город. Ветер трепал косынки и рубашки, смотреть под ноги вниз было ой как страшно!.. Крепко держась за поручни, мы спустились на землю.

Плюсы и минусы «Азота»

Прошли десятилетия, и в группе журналистов «Народной газеты» я вновь на его территории.  Стоило полчаса простоять нам у гудящего от бешеного напора то ли воды, то ли пара трубопровода, как головной боли хватило на весь день. Химики вращаются в такой примерно обстановке годами и, видимо, уже не замечают заводского шума и специфических запахов, царящих на производстве, даже на улице.
Капролактам. Так называется один из основных цехов предприятия. Работающие здесь имеют индивидуальные респираторы и наушники, но время от времени обходятся и без них - привыкли, акклиматизировались. Когда же наш фотокор, сделав портрет аппаратчицы неподалеку от установки сульфата аммония, выскочил наконец на улицу, то еле справился с давившим его удушьем и слезотечением. Это я к тому, что совсем непросто даётся химикам их продукция.

Продукция, которая через налоги от реализации кормит гродненских учителей и медиков. Которая в большинстве своём идёт на экспорт - во Францию, Германию, Бельгию, Латинскую Америку и Африку. Продукция, без которой никак не могли бы обойтись объединения «Химволокно» в Гродно и Могилёве, новополоцкий «Полимир», деревообрабатывающие предприятия республики, а уж колхозы и совхозы - подавно.
По большому счёту, химикам грех жаловаться на судьбу. «Азот» - наиболее устойчивое в экономическом отношении и самое богатое предприятие города. Даже в самые трудные после распада СССР годы его работники, как сыр в масле, купались в премиях, прогрессивках, дотациях и дефицитных импортных товарах. Место в общежитии, в детском саду, льготная путевка в профилакторий - всегда пожалуйста! И сейчас у каждого есть надежда получить со временем квартиру, со строительством которой ощутимо поможет завод.

Как акционировали «Азот»

6 ноября 2001 года президент Александр Лукашенко посетил производственное объединение «Азот».

Для крупнейшего химического предприятии республики, где работают свыше семи тысяч человек, 2000-й год оказался очень тяжёлым. Всё первое полугодие «Азот» отгружал минеральные удобрения белорусским колхозам, и только после этого получил возможность отправлять их на экспорт, когда цены на внешних рынках уже самые низкие. В итоге - колоссальные убытки, снижение прибыли, падение рентабельности. Уменьшились объёмы выпускаемой продукции, в основном капролактама. На 20 процентов сократился экспорт. При том, что треть всего экспорта области формирует «Азот». Зарплата у химиков по тем временам считалась приличной, в среднем 220 тысяч рублей, около 150 долларов.

Выслушав короткий доклад генерального директора Валерия Лангова, президент ознакомился с выставкой выпускаемой продукции, рассмотрел выставленные в вестибюле графики и схемы с падающими вниз показателями и кривыми - и пришел в ужас. Он не ожидал, что положение столь катастрофично. Директор попытался внести струю оптимизма, уверяя, что к концу года предприятие выровняет положение, сведя минусы к твердым нулям. Похоже, грядущие нули тоже не обрадовали президента, и он поручил председателю Комитета госконтроля основательно разобраться, какова роль концерна «Белнефтехим» и местной власти в плачевной участи завода.

В ремонтно-механическом цеху собралась огромная масса заводчан, которые хотели услышать от президента, какое будущее ожидает завод, не грозит ли ему приватизация. Александр Лукашенко заверил, что отдавать уникальное предприятие за бесценок никто не будет, но если появится на горизонте толковый инвестор с большими живыми деньгами, который согласится сотрудничать на паях с государством и трудовым коллективом, то почему бы и нет? Президент напомнил, что «Азот» и сейчас пользуется преференциями государства: потребляя десятую часть всего газа, идущего в республику, платит за него вдвое дешевле. И если к нынешнему незавидному состоянию привёл объективный процесс, это одно - тогда государство обязано помочь, но если это результат плохой работы службы маркетинга, управления - дело совсем другое.

- Что вы будете производить, - сказал в заключение президент, - мне всё равно: аммиак, карбамид, капролактам... Лишь бы на эту продукцию был спрос. Производите и продавайте. Меня интересует главное - благосостояние народа. А вы - его частица.

***

Итак, тревожный вопрос о приватизации завода рабочие задали, но даже президент не смог тогда ответить на него определённо. Прошло три месяца. И лёд не то что тронулся, а просто рванул! 18 марта 2002 года, по иронии судьбы ровно в день Парижской коммуны, республике предстояло противоположное сути французской революции событие - акционирование сразу шести крупных предприятий нефтехимии, среди которых и гродненский «Азот». К столь активным действиям, скорее всего, подтолкнули встречи на высшем уровне в Москве.

…Работников «Азота» срочно собрали на конференцию. Коллектив должен был решить - согласен он в принципе на создание акционерного общества или нет? В случае одобрения оставалось лишь избрать комиссию уполномоченных при выработке документов по акционированию. Судьбу предприятия решали 697 делегатов.
Гендиректор Валерий Лангов обрисовал избранную схему акционирования.

Сначала владельцем всех акций предприятия становится государство. Некоторую их часть, сколько сможет, выкупает трудовой коллектив за чеки «Имущество» и за деньги. Что же до гродненцев или других граждан республики, которые были бы не прочь обменять свои чеки на акции «Азота», то это вряд ли, поскольку предприятию нужны акционеры, обладающие капиталом и вдобавок газом.
 
Лакомых кусков белорусской промышленности, понятно, хватило не для всех. Вложив свои чеки в завод карданных валов, который, быстро сев на мель, так до сих пор и не всплыл, я каждый год исправно получала почтовые извещения о копеечных дивидендах, ходить за которыми не было смысла.
Потенциальными инвесторами «Азота», которым государство согласно продать 49 процентов акций, были названы «Сургутнефтьгаз», «Лукойл», «Славнефть» и «ИТЕРА». Кто именно, решит конкурс. На тот момент, чтобы сдвинуть буксующую махину завода с точки замерзания и избавить от убытков, были необходимы минимум 80 миллионов долларов. А по большому счёту, для оздоровления производства – все 350.
 
Во время обсуждения столь животрепещущей темы заводчане практически не шумели, а организованно отправляли в президиум записки с вопросами, на которые директор и президент концерна «Белнефтехим» Иван Бамбиза обстоятельно отвечали. Собственно, за несколько лет, пока предприятие приближалось к приватизации, всё уже было обсуждено. А неважные показатели минувшего года и вовсе заставили задуматься: вылезет ли стареющий завод из кризиса без серьёзных вливаний? Остро волновала химиков возможная перспектива сокращения. А ну как новые хозяева в погоне за прибылью разгонят полколлектива?! Но и Лангов, и Бамбиза заверили, что повального сокращения точно не будет.

Протестную ноту в обсуждение внёс председатель независимого профсоюза «Азота» Сергей Антусевич, призвав заводчан голосовать против. 26 человек проголосовали против, и 10 воздержались. Остальные делегаты на акционирование «Азота» государством согласились. В комиссию уполномоченных включили и Сергея Антусевича, чтобы было представлено и противоположное мнение.

И знаете, что больше всего убедило заводчан в необходимости акционирования и вызвало-таки неутихающий шум в зале? Справка Ивана Бамбизы о средней зарплате за прошлый год на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, частично выкупленном российской компанией «Славнефть». Она составила 365 тысяч рублей, в полтора раза больше, чем на «Азоте». Еще глава «Белнефтехима» постарался доходчиво объяснить, что выбранная схема акционирования - социально справедливая, она учитывает просчёты  и недостатки, которые претерпели и наши, и российские предприятия на первых порах разгосударствления. И максимально защищена от криминализации.
Гродненские химики поверили.

***

Сегодня открытое акционерное общество «Гродно Азот» входит в состав наиболее крупных химических предприятий страны, образующих основу её нефтехимического комплекса.  Товарный знак ОАО «Гродно Азот» имеет международное признание, зарегистрирован во многих странах.
----------------------------------------------------
Панорама «Азота». Фото автора.


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна!
Вы были свидетелем перехода предприятия от социализма к капитализму. Судя по всему, все прошло безболезненно и с пользой для производства. Никто из коллектива от этого не пострадал. Это хорошо, когда делается по уму и без обмана.
Мне понравилось, как Вы изложили материал. Но "В ремонтно-механическом цеху собралась огромная масса заводчан..." я бы написал В ЦЕХЕ. В чем собрались? Какой падеж? Предложный!
Творческих Вам успехов!
Василий.

Василий Храмцов   19.10.2021 14:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий, за реакцию. О "цехе" можно порассуждать. Но сначала ответ справочной службы русского языка Грамота.ру: Варианты в цехе и в цеху равноправны, если слово цех употребляется в значении "отдел промышленного предприятия".
Невзирая на равноправие, я для себя различаю эти формы. В цеху - если речь о помещении, о корпусе предприятия, в котором собрались рабочие. Произведено в механическом цехе - если речь о профиле производства. Эти нюансы сложились за годы работы как инженером, так и журналистом в отделе промышленности. А падеж и там, и там одинаковый, не спорю.
Спасибо за вдумчивое чтение.
Творческих удач!

Татьяна Никитина 7   19.10.2021 16:48   Заявить о нарушении
Я человек старорежимный, поэтому буду писать по падежам. Цеху - кому-чему - дательный падеж. Всего доброго! Василий.

Василий Храмцов   19.10.2021 16:54   Заявить о нарушении
Василий, а как вы будете петь: во саду ли, в огороде... Или: в огороде, в садике?
Примите за дружескую шутку.

Татьяна Никитина 7   19.10.2021 17:43   Заявить о нарушении
А как Вам покажется: Шли два студента и дождь. Один был рыжий, другой в калошах, а третий осенним вечером.

Василий Храмцов   19.10.2021 18:34   Заявить о нарушении
Мне это нравится как шутка.

Татьяна Никитина 7   19.10.2021 18:51   Заявить о нарушении