Польский вопрос в русском правлении после прусско-

ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС В РУССКОМ ПРАВЛЕНИИ ПОСЛЕ «ПРУССКО-ПОЛЬСКОЙ» СМУТЫ

                1


           Почему семилетнее правление царевны Софьи в России осталось в истории как негативный ее момент? А вместе с этим неважную репутацию правителей имели и ее ближайшие родственники – Федор Михайлович, Иван Алексеевич,  Анна Иоанновна, Иван Антонович с его матерью-регентшей Анной Леопольдовной? Чтобы это понять, возможно,  необходимо иметь в виду  единый фактор, объединяющий всех этих русских правителей – они были Милославские. Отец  царевны Софьи был  женат первым браком на Марии Ильиничне Милославской из дворянского рода, вышедшего из Польши.
        Тут необходимо вспомнить о любовной драме царя Алексея Михайловича. В 1647 году по традиции, начавшейся со времени Ивана Третьего , когда его жена, византийская принцесса София Палеолог, возобновила древний византийский обычай: для выбора супруги русскому царю был устроен смотр невест из русских красавиц. На смотр к Алексею привели почти двести девушек. Свой выбор он остановил на Евфимии Фёдоровне Всеволожской, дочери касимовского помещика. Царь отправил ей платок и кольцо в знак обручения.
         Однако свадьба была расстроена боярином Борисом Морозовым, царским воспитателем, обладавшим при дворе большой властью. Он желал породниться с царём, женив Алексея Михайловича на одной из сестёр Милославских — Марии, а себе взяв в жёны другую — Анну. Морозов подкупил парикмахера, и тот во время обряда наречения царской невестой так стянул девушке волосы, что она упала в обморок. Подкупленный Морозовым врач усмотрел в этом признаки падучей болезни. Отца невесты обвинили в сокрытии болезни и со всей семьёй отправили в ссылку в Тюмень.
         Боярин Морозов представил царю другую невесту — Марию Ильиничну Милославскую. По сообщению Григория Котошихина, царь сам заметил её в церкви и повелел взять во дворец, где «тое девицы смотрел и возлюбил и нарек царевной и в соблюдение предаде её сестрам своим, дондеже приспеет час женитьбы». Девушка была красивой, доктора признали её здоровой. Венчание состоялось через два дня после объявления, 16 января 1648 года в Москве. Через 10 дней после этой свадьбы Морозов обвенчался с сестрой царицы.
         Но не могла ли эта история несчастного сватовства  царя Алексея Михайловича негативно повлиять на его дочь Софью, которая полагала, что ее мать и ее фамилия ущемлены в связи и с этой трагической историей, и со вторым браком отца с Нарышкиной, и хотела бы, чтобы фамилия Милославских  была возвышена  не только над злосчастными Всеволжскими, Нарышкиными, но и над Романовыми! И семь лет все было в ее руках…
         Может быть, «польский семейный фактор» и не привлек бы внимания, если бы не одна деталь – Софья в совершенстве владела польским языком, носила польское платье, отправляла учить дворянскую молодежь в Краковский университет, что означало – в ее семье  не была порвана связь с родной национальностью. Другое дело, насколько прочной она оставалась ко времени правления Софьи.
          Есть один важный документ, который заставляет задуматься над этим вопросом. Это договор о «Вечном мире» России и Польши, заключенный царевной Софьей и ее исторической родиной – Речью Посполитой. Он был подписан 16 мая 1686 года в Москве и подвёл итоги русско-польской войны 1654—1667 гг., которая шла за западнорусские земли (современная Украина и Белоруссия). Тогда 13-летнюю войну завершило Андрусовское перемирие.
           «Вечный мир» подтвердил территориальные изменения, произведённые по Андрусовскому договору. Смоленск навечно отходил Москве, частью России оставалась Левобережная Украина. Правобережная Украина оставалась в составе Речи Посполитой. Польша отказалась навсегда от Киева, получив за это компенсацию в 146 тыс. руб. Речь Посполитая также отказывалась от протектората над Запорожской Сечью. Россия разрывала сношения с Османской империей и должна была начать войну с Крымским ханством.
           Таким образом, Русское государство окончательно закрепило за собой часть западнорусских земель и аннулировало предварительные договоры с Османской империей и Крымским ханством, вступив в антитурецкую Священную лигу, а также обязывалось организовать военный поход против Крымского ханства. Это послужило началом русско-турецкой войны 1686-1700 гг., провальным походам Василия Голицына на Крым.



ОТ ЖЕНИТЬБЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА ДО ЖЕНИТЬБЫ ИВАНА ГРОЗНОГО




                1

         Чтобы понять, что могло не устраивать окружение царского престола в России в правлении Софьи – от ее полупольского происхождения до внешней политики -  нужно  обратиться к событиям очень давних времен – таких далеких, что сегодня они кажутся  просто сказкой, а не реальностью. К событиям, когда в Европе зарождались отношения  Польши и Пруссии. Двух государств, которые сыграли огромную роль в  становлении и развитии государства Российского со времен Ивана Грозного до Октябрьской революции 1917 года.
       Вообще, как можно заметить, тема Пруссии в истории России довольно «скользкая», тесно связана с правящим домом «немцев» Романовых. Но в данном случае ее невозможно обойти, потому что именно она открывает нам  самые сокровенные тайны. Хотя, возможно, и сказочные, как сама эта древняя страна. Но сначала о событиях, предшествовавших «Вечному миру».  Все годы после великой Смуты 1598-1613 годов положение Польши, постоянно воевавшей, ухудшалось, до тех пор, пока Речь Посполитая, возникшая за тридцать лет до Смуты в России, пала  в 1795 году. (Речь Посполитая — федеративное государство, возникшее в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского на основе Люблинской унии в 1569 году и ликвидированное в 1795 году с разделом его земель между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также частично на территории современных России, Латвии, Молдавии, Эстонии и Словакии).
       То, что в этом разделе Польши участвовала Пруссия – очень важный и многозначительный исторический факт, если учесть, что во время великой Смуты она была  всего лишь вассальным герцогством Польши, а ее властитель даже не имел права без разрешения польского короля выехать из герцогства. Но еще важнее знать, что Пруссия с незапамятных времен боролась за свою независимость – и когда была славянским языческим государством, и когда попала под гнет христиан-крестоносцев и затем Тевтонского ордена, и в рабстве у Польши.
      На протяжении столетий эта борьба не прекращалась, а положение  Пруссии  укреплялось  с ослаблением Польши в войнах. И для Пруссии было очень выгодно участие ее «рабовладельца» в военных конфликтах, иные из которых искусно подогревали тайные козни Тевтонского ордена, который всегда «сидел» внутри Пруссии со времен ее завоевания и преследовал  грандиозные планы по созданию независимого европейского государства.
        Любого русского, который хочет знать историю Романовых, должна интересовать история Пруссии с самых древних времен, когда пруссами правил легендарный король Видевут  вместе со своим братом Брутеном (возможно, близнецом) в VI веке.
       Согласно источникам XVI века (Симон Грюнау, Эрасмус Стелла, Люкас Давид), Видевуто и Брутено были королями кимвров и, будучи изгнанными готами со своих исконных территорий, прибыли с людьми по морю к устью Вислы в Улмиганию. Обнаружив там довольно примитивную культуру без городов и агрикультуры, Видевут учредил у них социальную организацию, светскую власть, и был избран «королём», назвав область Пруссией в честь своего брата Bruteno (Pruteno).
         Брутен же основал главный прусский культовый центр в Ромове и воздвиг там «жилище» для богов Патолса, Потримпса и Перкунса (Перкунаса), сам же стал первым верховным жрецом Криве-Кривайтисом (criwo cyrwaito). Та же триада богов была изображена на знамени Видевута и на священном дубе в Ромове, причём Патолс и Потримпс (Тримпс) составляли божественную пару близнецов, земным воплощением которой были, по-видимому, Видевут и Брутен.
         У Видевута было двенадцать сыновей, вероятно от двух жен, одна из которых была аланкой, другая "бо русской"; их имена: Саим (или Заир), Надр, Суд, Славн, Нактанг, Барт, Галинд, Варм, Гог, Помес, Кульм и Литовт (или Литолянос). После смерти своего отца они разделили земли молодого Прусского государства между собой. По другим источникам у Видевута было только четыре сына.(Музейное собрание РГБ)
       В 573 году Видевут и Брутен решили разделить Брутению между наследниками. Видевут передал своему сыну Литтпо страну Литауэн (Литву), Замо поручил во владение Земланд (территория Калининградского полуострова). Получили части страны и ещё десять сыновей, а также три дочери Видевута. Был выбран новый верховный жрец Брудано. После этого братья совершили ритуальное самосожжение ("были призваны богами").

                2

          Как бы ни выглядело это  странным, но именно тут и нужно перейти к первой женитьбе русского царя Ивана Грозного на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблён при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у византийских императоров. По городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц - девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Но из толпы собранных красавиц Иван Васильевич взял «ближнюю», Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву, племянницу Михаила Юрьевича Захарьина-Юрьева, одного из опекунов малолетнего Ивана Грозного.
       В истории так и  осталось загадкой: почему же царь выбрал именно эту маленькую черноглазую девушку, племянницу своего (к тому времени покойного) опекуна? Не мог же покойник давать ему советы? А если Михаил Юрьевич давал ему  свои советы  еще во времена своего опекунства, и такие это были советы, которые заставили Ивана  жениться именно на этой избраннице, сделав ее особенно желанной для русского трона…
       Но эта женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семён Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».
       Этот выбор  остался исторической тайной, также, как выбор Петра Первого, взявшего в жены неизвестную Марту Скавронскую. Но если настоящее имя последней до сих пор не найдено, то происхождение Анастасии можно без труда проследить, и, возможно, именно оно и объясняет этот брак Ивана Грозного, на который он, по только ему ведомым причинам, мог возлагать большие надежды.
       Известно (хотя и по легенде) происхождение  Анастасии  от ее предка Андрея Кобылы. При составлении Бархатной книги в XVII веке, когда многие московские бояре ссылались на западное происхождение своих родоначальников, была составлена родословная легенда, по которой Андрей Кобыла выехал «из Немец», из прусской земли. В XVII веке в родословной Колычёвых появилось развитие этой легенды, составленное герольдмейстером Степаном Андреевичем Колычёвым. По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца.
         Значит, Анастасия – потомок великого легендарного прусского короля Видевута и, по большому счету, самая настоящая европейская принцесса и… наследница прусских владений? Вот об этом мог рассказать своему  подопечному принцу на русском троне его опекун Михаил Юрьевич Захарьин-Юрьев и заронить в его душу мечту о сближении с Европой путем родства с древним прусским королем? Кажется невероятным и сказочным предположением. Однако последовавшие позже политические решения Ивана Грозного, развязавшего тридцатилетнюю Ливонскую войну за обладание прусскими землями, а также таинственная гибель Анастасии и ее детей,  наталкивают на определенные мысли.
       А не лукавили ли московские бояре, когда упрекали царя за то, что он взял в жены «рабу свою»? Может, и они знали о происхождении Анастасии и боялись этого брака как предвестия грядущих перемен в политике царя и государства, перемен, которые приведут в его окружение совсем других людей. И так оно и случилось, когда Иван Грозный в отсутствии убитой Анастасии использовал «внутренний резерв» и  «изобрел» опричнину, чтобы избавиться от опостылевших бояр. А когда царь задумал жениться на английской королеве, то и сам  скоропостижно скончался.

                3


         Доказательство того, что присутствие европейцев на русском троне в России жестоко пресекалось до самого правления Петра Первого, - и безуспешная попытка Бориса Годунова выдать свою дочь замуж за иностранных принцев и укрепить новую династию поддержкой европейских стран.
       Ксении было 16 лет, когда её отец стал царем. Видимо, не случайно,  вступая на царство, он  публично продемонстрировал, какое большое значение придает своей наследнице. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с Борисом и Фёдором, присутствовала на богослужении в Успенском соборе, где её имя возгласили за многолетием царю Борису, и вступила в царские палаты. В крестоцеловальной грамоте она упоминалась наряду со своим братом Фёдором: присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя. Историк С. Ф. Платонов сообщает, что «Власти при Борисе предписывали петь многолетие в церквах не только самому, но и его жене и детям» и эти новые меры по укреплению царского имени и сана вызывали осуждение современников, которые или не понимали, или не хотели понимать, что это – рассчитанный на перспективу серьезный политический ход избранного царя. Ксения, как и вся семья Бориса, сопровождала отца в различных паломничествах, о которых сохранились летописные записи, содержащие всегда указание, что царь ходил «молитися и с царицею и з детми».
      В  «Написаниях о царях московских» есть высокохудожественный  поэтический фрагмент о Ксении, который прямо-таки завораживает:

Царевна Ксения
Власы имея черны, густы,
Аки трубы лежаще по плечам.
Бровьми союзна, телом изобильна,
Вся светлостью облистана
И млечной белостью
Всетельно облиянна.
Воистину во всех делах чредима.
Любила воспеваемые гласы
И песни духовные.
Когда же плакала,
Блистала еще светлее
Зелной красотой.

       Царь Борис пытался составить своей необыкновенной дочери роскошную партию, но все его попытки оказались несчастливыми. Вот несостоявшиеся женихи Ксении:
       Принц Густав Шведский, сын шведского короля Эрика XIV. Царь дал ему в удел Калугу. Но Густав, хоть и прибыл в Москву в 1598 году, не пожелал отказаться от прежней любви, вызвав (по некоторым источникам) в Москву свою старую любовницу, и вёл разгульную жизнь. Кроме того, принц отказался переходить в православие. В итоге Борис разорвал помолвку и отослал его в Углич, дав содержание.
        Затем были инициированы неудачные переговоры с Габсбургами: в 1599 году дьяк А. Власьев отправлен со сватовством к Максимилиану, брату императора Рудольфа II. Переговоры начались в чешском городе Пльзень 10 октября. Родственники императора, несмотря на требования русской стороны о конфиденциальности, потребовали от него посоветоваться с Филиппом Вторым Испанским и Сигизмундом III Польским. Рудольф II колебался, подумывая даже сам жениться на дочери «московита», раз уж царь обещал дать за ней «в вечное владение» Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России: «у светлейшего великого князя одна только дочь наша государыня, отпускать её как-либо нельзя».
         В продолжение переговоров с Габсбургами речь зашла об эрцгерцоге Максимилиане Эрнсте Австрийском из штирийской ветви Габсбургов (сыне Карла II Австрийского, двоюродном брате императора и брате польской королевы Анны), но из-за вопроса веры и этот договор не состоялся.
        Принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский («герцог Ганс», «Иоанн королевич»), брат датского короля Христиана IV — практически стал мужем Ксении. Он прибыл в Москву и согласился стать русским удельным князем. По словам И. Массы, «царь Борис изъявлял чрезвычайную радость; царица и молодая княжна видели герцога сквозь смотрительную решетку, но герцог их не видел, ибо московиты никому не показывают своих жен и дочерей и держат их взаперти». Епископ Арсений Елассонский пишет, что принц «весьма понравился самой дщери и родителям её, царю и царице, и всем придворным, кто видел его, потому что был не только благороден и богат, но и был молод, а главное настоящий красавец и большой умница. Царь и царица весьма полюбили его и ежедневно принимали его во дворце, желая устроить брак».
         Принц Иоанн принялся изучать русские обычаи, а Ксения с семьёй поехала перед свадьбой на богомолье в Троице-Сергиеву лавру (описание пышной поездки сохранилось в воспоминаниях иностранцев). В лавре «Борис с супругою и с детьми девять дней молился над гробом Св. Сергия, да благословит Небо союз Ксении с Иоанном». Но жених внезапно заболел и 29 октября 1602 года умер в Москве, так и не увидав невесты: «привезен был из другой земли жених, сын одного дружественного ему короля, но брак не состоялся: Бог не соблаговолил исполниться намерению людей». Борис сам сообщил Ксении о смерти жениха. По сообщению Николая Карамзина, после слов отца «любезная дочь! твое счастие и мое утешение погибло!» Ксения потеряла сознание.
        Начались хлопоты по новому сватовству. Борис думал о следующих кандидатурах, начав переговоры.
       Хозрой, грузинский царевич. Переговоры о свадьбе вёл думный дворянин Михаил Татищев, Федору Борисовичу при этом предназначали в жены царевну Елену. Как пишет Карамзин, царевича уже на пути в Москву задержали дагестанские смуты 1604 года.
        Двоюродные братья датского короля Христиана IV. Около 1603 года послы Бориса в Дании обратились к шлезвигскому герцогу Иоанну, чтобы один из его сыновей, Фредерик или Альберт, женился на Ксении, переехал в Москву и стал удельным князем. Иоанн, в свою очередь, предлагал им третьего сына Филиппа, герцога Шлезвигского, который был не прочь переехать. Брачные планы не осуществились по причине начавшейся смуты.
         В это время на горизонте внешней политики возник Лжедмитрий I. В тяжёлое для себя время царь Борис, по слухам, пытался предложить руку дочери Петру Басманову. 15 апреля 1605 года Борис внезапно скончался от апоплексического удара.
       После смерти царя Бориса Москва присягнула Ксении наряду с Фёдором и царицей Марией Григорьевной, через полтора месяца их свергнув. Ксения была отвезена вместе с родными в их прежний боярский дом в Кремле. 10 июня 1605 года на глазах у неё мать и брат были убиты, а царевну по приказу Лжедмитрия отвезли без чувств в дом князя Василия Мосальского («а царевну же Ксению повеле от смерти соблюсти, и в дому князя Василия Мосальсково веле ей пребывати», «дщерь повелел в живых оставити, дабы ему лепоты ея насладитися»).

                4

          Но давайте снова вернемся в давние времена. Более поздний предок Анастасии - Фёдор Андреевич Кошка (ум. 1407) — московский боярин и дипломат, младший (пятый) сын боярина Андрея Кобылы, родоначальник Кошкиных, прямой предок Романовых. Он был весьма близок к великому князю Дмитрию Донскому и его сыну Василию, которые даже пользовались его советами. Судя по сохранившимся источникам, Фёдор Кошка обладал большим умом, спокойствием и ласковостью обращения, считался великолепным дипломатом. Как говорят историки, Фёдор Кошка был одним из выдающихся и умнейших политических деятелей в Московском княжестве во время правления Дмитрия Донского и Василия.
       Интересно, что именно в это время в войско  Дмитрия Донского прибывает служить некто Владислав Кащ Неледзевский  знатного польского герба «Правдиз». А затем  представители этих родов из Пруссии и Польши снова служат при одном и том же дворе – Ивана Третьего, царя, который по какому-то случаю и дал потомку этого польского дворянина Владислава Неледзевского, Давиду Фарисееву, историческое прозвище Отрепьев.
       А  Кобылы-Кошкины шли к своей  венценосной фамилии Романовы  через собственное имя Роман. Потомки  Андрея Кобылы «из Немец», можно сказать, Романовы-Ведевуты, дослужились до таких высот, что один из них стал воспитателем  юного царя Ивана Грозного, а его племянница – русской царицей и матерью наследников русского престола. Заметим: именно Анастасия дала русскому трону правящего полу-Романова, царя-Рюриковича Федора Иоанновича, на котором великая династия Рюриковичей пресеклась и началась династия «немцев» Романовых. Первым из которых стал ее родной племянник Михаил Романов, сын Филарета, активного участника великой Смуты. Разве этот факт не мог бы стать убедительным историческим доказательством вполне обдуманного «сказочного» брака Ивана Грозного и  потомка прусского  короля Видевута Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой?
         А нет ли  среди причин убийства Анастасии «внешних» факторов? За два года до кончины царицы, в 1558 году, Иван Грозный начал вону с Ливонией. Это крупный военный конфликт (или серия конфликтов) XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское (с 1569 года — Речь Посполитая), Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России.
       Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом ее этапе  русские войска достигли значительных успехов, завоевав Нарву, Дерпт (Юрьев) и целый ряд других городов и замков. В 1560 году скоропостижно скончалась двадцативосьмилетняя Анастасия, Иван Грозный, как известно, впал в жесточайшую депрессию и перенес  свою борьбу на бояр.  Русские начали проигрывать в этой войне и через тридцать лет окончательно ее проиграли и опустошили казну. Остается вопрос: могла ли смерть Анастасии повлиять на ход Ливонской войны? Безусловно, могла. А если так, то  разве есть гарантия, что эта смерть не была спланирована внешнеполитическими силами?

5

         И теперь самое время перейти к другому браку, который исторически считается едва ли не главным фактором рождения прусского государства. Это брак монаха  Тевтонского ордена Мартина Лютера на беглой монашке этого ордена.
               Но сначала о том, что же  это за государство – Пруссия? Это историческое государство в Восточной и Центральной Европе, достигшее своих наибольших размеров в XIX—XX веках. Название «Пруссия» происходит от экзонима пруссы — примерно так ещё античные авторы называли племена, исконно населявшие юго-восточное побережье Балтийского моря восточнее Вислы. Затем название использовалось для обозначения территории государства Тевтонского ордена, образованного на этих землях после их завоевания тевтонскими рыцарями в результате Крестовых походов.
           В 1466 году по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля. По Торуньскому миру к Польше отошла западная часть владений ордена — Гданьское Поморье, земли Хелминьская и Михаловская, Меве, Мальборк, Эльблонг и княжество-епископство Вармия. Впоследствии эта часть владений Ордена стала называться польской или Королевской Пруссией. Орден, столицей которого после потери Мальборка (Мариенбурга) стал Кёнигсберг, признал себя вассалом польского короля.
          Последний великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский (1490—1568) заступил на эту должность в 1511 году, Под влиянием идей Реформации Мартина Лютера он пожелал стать светским правителем и превратил Тевтонский Орден в 1525 году в герцогство Пруссия. Альбрехт подписал 8 апреля 1525 года в Кракове мирный договор с Польским королевством и 10 апреля 1525 года принес вассальную присягу королю Польши Сигизмунду как герцог Пруссии (1525—1568). После этого он выехал в прусскую столицу Кенигсберг и там 6 июля 1525 года одним из первых немецких князей объявил себя сторонником Реформации Лютера. Герцогство Пруссия стало лютеранским по вероисповеданию.
            В герцогстве Пруссия установилась династия Гогенцоллернов, к которой принадлежал Альбрехт I. Его преемник Альбрехт II Фридрих (1568—1618) страдал слабоумием и поэтому Польша в 1577 году назначила собственных администраторов герцогства, которыми с 1603 года были курфюрсты Бранденбурга. После смерти Альбрехта II Фридриха в 1618 году курфюрсты Бранденбурга, которые тоже принадлежали к династии Гогенцоллернов, унаследовали титул прусских герцогов, однако Пруссия по-прежнему считалась вассалом Речи Посполитой.
            Лишь в 1657 году, воспользовавшись тяжёлым положением Польши в войнах со Швецией, Русским царством и запорожскими казаками, Бранденбург добился подписания Велявско-Быдгощского трактата с Польшей, по которому герцогство Пруссия становилось независимым и примыкало к Бранденбургу. В 1701 году с провозглашением Королевства Пруссия состоялось окончательное объединение Пруссии и Бранденбурга. В 1701 Фридрих III провозгласил себя королём Пруссии, тем самым превратив прусское герцогство в королевство, название «Пруссия» постепенно распространилось и на все владения Гогенцоллернов как в границах Священной Римской империи, так и за её пределами, хотя формально относилось лишь к территории бывшего герцогства. Провозглашённое Королевство Пруссия не входило в Священную Римскую империю (именно этот факт и позволил Фридриху провозгласить себя королём Пруссии), однако другие территории, находящиеся под правлением прусского короля, входили в неё, то есть до 1806 года не являлись территориями Королевства Пруссия. Несмотря на это, политическим ядром нового королевства стало именно Бранденбургское княжество со столицей в Берлине, формально ликвидированное лишь в 1806 году с распадом Священной Римской империи. Даже резиденция прусских королей находилась в Берлине, лишь коронации происходили традиционно в Кёнигсберге. Поэтому со временем название «Королевство Пруссия» распространилось на все владения прусских королей, а территория собственно Прусского королевства (вместе с Вармией) стала известна как Восточная Пруссия и составляла одноимённую провинцию прусского государства. После объединения германских государств прусские короли заняли трон единой Германской империи. Пруссия как королевство просуществовала до конца 1918 года и затем вошла в состав Веймарской республики как Свободное государство Пруссия. С приходом национал-социалистов к власти и проводимой ими политики гляйхшальтунга де-факто автономия Пруссии в Третьем рейхе ещё в 1933 году утратила силу. Де-юре Пруссия как государственное образование была ликвидирована лишь в 1947 году указом Контрольного совета оккупационных войск.

               
БРАК МОНАХА МАРТИНА ЛЮТЕРА И «ПРУССКО-ПОЛЬСКАЯ» СМУТА В РОССИИ СТАЛИ ОСНОВОЙ СОЗДАНИЯ ПРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

1

      Итак,  «автор» «немецкоговорящей» Пруссии – Тевтонский орден. Здесь необходимо подробнее рассказать о нем, чтобы понять, откуда брались силы, материальные средства и иные возможности для создания Пруссии, а затем – Германской империи и, увы, Третьего Рейха.
           История Тевтонского ордена началась в Палестине во время Третьего крестового похода в 1190 году, когда немецкие паломники под руководством капеллана Конрада и каноника Вурхарда учреждают близ сирийской крепости Акры госпиталь для больных и раненных соотечественников.
По другой версии госпиталь основан немецкими купцами из Любека и Бремена, которые по примеру других военно-религиозных орденов, возникших во время Первого крестового похода, устроили на свои средства братство, имевшее цель оказывать помощь бедным и больным немцам. Герцог Фридрих Швабский принял это братство под своё покровительство и ходатайствовал в его пользу папскую грамоту. Это братство впоследствии получило военный характер и стало известно под именем Тевтонского ордена.
          Первое время это госпитальное братство входило в структуру ордена Госпитальеров (Иоаннитов) , а его руководитель был «магистром больницы» (Der Meister des Lazaretes). Однако немцы с самого начала предпочитали держаться особняком от других национальностей, и вскоре больница попадает под патронаж церкви Святой Марии в Иерусалиме.
          6 февраля 1191 года Папа Римский Климент III своей папской буллой учредил «Германское братство Святой Марии в Иерусалиме» (лат. Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae), которое 5 марта 1198 года за успехи немецких крестоносцев было преобразовано из госпиталя в духовно-рыцарский орден во главе с капелланом Конрадом. На церемонии реорганизации в храме Акры присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. 19 февраля 1199 года Папа Римский Иннокентий III своей буллой пожаловал обществу автономию с собственным уставом.
           Так возникает немецкий монашеский рыцарский «орден дома Святой Марии Тевтонской в Иерусалиме, задачами которого являлись: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.
           После основания ордена в Акко в 1190 году, граф Боппо фон Вертхайм с согласия церкви разместил орден в 1212—1220 годах в городке Эшенбах. Образованное в 1305 году комендантство Эшенбах вошло в 1305—1315 годах в комендантство Нюрнберг.
        К 1210-м годам влияние и богатство Тевтонского ордена было замечено многими державами, желающими под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с раздробленными феодальными группами. Большое влияние имел тогдашний глава ордена — Герман фон Зальца, обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником папы римского. В 1211 году король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей для помощи в борьбе с половцами. Тевтоны разместились на юго-восточной границе Трансильвании, в Бурценланде, получив при этом значительную автономию. К 1220 году они построили пять замков: Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт — позднее этими именами были названы замки в Пруссии. Эти замки стали плацдармом завоевания практически незаселённых половецких степей. При этом орден игнорировал права местного епископа и отказывался поделиться добычей с влиятельными людьми из знати, которые ранее предъявляли права на эти земли. В 1225 году Папа Гонорий взял земли ордена в Трансильвании под свою защиту, в результате чего Бурценланд стал феодом Святого престола, что должно было сделать эти территории независимыми от венгерского короля. Однако зависть венгерского баронства к военным успехам и льготам ордена привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли. Только незначительная их часть осталась в Трансильвании, влившись в состав трансильванских саксов, составлявших заметную немецкую прослойку, существовавшую вплоть до изгнания в 1945 году. Венгры не заменили рыцарей сравнимыми по мощи гарнизонами и не продолжили наступление на половцев, позволив последним вновь обрести уверенность в себе и восстановить силу.

                2

          Особое место в истории Тевтонского ордена занимает борьба против прусских язычников, заложившая основу уже его борьбы за прусское государство.
          В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада Первого Мазовецкого. Поддавшись уговорам своей русской жены (внучки Игоря Святославича Северского), князь попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий. Фридрих II санкционировал начинание золотой буллой 1226 года.
            Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1231 году, обосновавшись на правом берегу Вислы. Здесь была построена первая крепость, давшая рождение городу Торн. В добринской земле закрепился Добринский орден. Вступив на прусские земли, крестоносцы основали замок Бальга, в 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг. Это событие открыло возможность для продвижения ордена по рекам Самбии и Надровии, в результате чего, там были основаны замки Тапиау, Велау, Таплакен, Инстербург, Георгенбург, Тильзит, Рагнит. При продвижении на север был основан ряд замков, в том числе Мариенвердер, Дурбен, Кандау, Велюн.
           Стратегия рыцарей была в основном следующей: они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побеждённые использовались в качестве союзников в последующих войнах. Именно это дало возможность очень немногочисленным поначалу тевтонским рыцарям успешно одолеть во много раз превосходящие силы пруссов, и устоять во время общепрусских восстаний 1242—1244, 1260—1262 и 1278—1280 годов, несмотря на помощь, оказываемую пруссам литовцами и князьями Гданьского Поморья.
          Замки Орден возводил на месте прусских замков, бывших одновременно племенными центрами. С колонизацией Орденом Пруссии эти замки не потеряли своё привычное для местного населения значение, став административными центрами подконтрольных территорий.
Насильственного обращения в христианство не происходило,но ввиду активного вовлечения прусской знати с их дружинами в постоянные войны на стороне Ордена с сильнейшей религиозной агитацией в орденской среде многие из упомянутых прусских воинов крестились. Затем, очевидно, с них брали пример и рядовые члены племён.
           В такой же степени можно сказать и об онемечивании («германизации») захваченных Орденом территорий. Ещё в XIV веке проблема переводчиков с прусского стояла весьма остро. В то же время немецкий язык был необходимым условием успеха в государстве Ордена. Появление «островков» немецких поселенцев ещё больше размывало прусский языковой массив. Тем не менее сведения о сохранении пруссами своего языка встречаются ещё в начале XVI века.
         Несмотря на активные действия в Европе, официальная резиденция ордена вместе с великим магистром находилась в Леванте. В 1220 году орден выкупил часть земель в Верхней Галилее и построил крепость Монфор. Здесь располагался архив и сокровища ордена. В 1271 году крепость Монфор была взята Бейбарсом, предводителем мамлюков, и резиденция ордена перебралась в Венецию.
           Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден вобрал в себя остатки военного братства рыцарей-меченосцев (рыцарей Христа), тем самым распространив свою власть на Ливонию. В захватническом походе на Гданьск (1308) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти всё польское население (около 10 000 христиан). К этому же времени было захвачено Восточное Поморье. Захват уже не преследовал никаких религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден, фактически став государством, продолжал политику экспансии на Восток. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. Замок Марии; польск. Мальборк).

                3

         Наконец, наступил момент отражения немецкой и шведской агрессии Александром Невским в 1239—1245 годах.
           В 1239—1240 годах возникла угроза конфликта немецких и датских феодалов в Прибалтике с русскими князьями, ослабленными монгольским нашествием. В конце августа 1240 года епископ Герман Дерптский, собрав ополчение из своих подданных и остатков рыцарей Ордена меченосцев, при поддержке датских рыцарей из Ревеля, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость окончилась неудачей. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, после чего, командуя новгородскими войсками, освободил Копорье. После этого он вернулся в Новгород, где провёл зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединённое войско освободило Псков.
          Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере (вероятно, близ Чудского озера). Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Епископ Дерптский и Орден (согласно папской булле 1237 включивший остатки Ордена меченосцев) вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от захваченных русских земель.
         Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1235 или 1238 князь Даниил Романович в битве под Дорогичином остановил экспансию рыцарей на Юго-Западную Русь (скорее всего, это были не тевтонские рыцари, а рыцари Добринского ордена). Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов ( ятвяги — условное общее название большой группы западно-балтских племен, живших в 1-м - начале 2-го тысячелетия н. э. в районе от Мазурских озер и реки Нарев на западе до Нёмана на востоке, от Сувалок на севере до бассейна Западного Буга (с Дорогичиным и Брестом) на юге.
       Основной и самый продолжительный натиск Ордена приняло на себя Великое княжество Литовское. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Сауле (Шяуляе) в 1236 и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедимине и Ольгерде Великое княжество Литовское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточённым атакам.
        В 1268 году Орден принял участие как союзник датчан против объединённого русского войска в битве при Раковоре, не имевшей определённого исхода.
       В XIV веке орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т. н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).
        Трудности орден стал испытывать после 1410 года, когда объединённые войска Великого Княжества Литовского  и Польши нанесли сокрушительное поражение армии ордена около села Грюнвальд в битве 15 июля 1410 года. Общая численность войск ордена составляла по различным оценкам от 11 до 27 тыс. человек, при этом численность войск противника была значительно выше. В битве погибло около 8 тыс. человек и 14 тыс. попало в плен. Был убит глава ордена магистр Ульрих фон Юнгинген, также погибли великий маршал Фридрих фон Валленрод, великий командор Конрад фон Лихтенштайн, казначей Томас фон Мерем. Войско Тевтонского ордена потеряло репутацию непобедимого. Объединёнными литовскими войсками  и Польши командовали польский король Ягайло и его двоюродный брат, великий князь литовский Витовт. В состав войска входили также чехи (есть версия, что именно в этой битве Ян Жижка потерял свой левый глаз), три смоленских полка, а также татарские союзники литовского князя.
        В июле-сентябре 1410 года, после двухмесячной осады Мариенбурга, не увенчавшейся успехом для польско-литовских сил, орден выплатил контрибуцию Великому княжеству Литовскому. Был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени имели место. В целях реформы императором Священной Римской империи Фридрихом III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей.
     Как уже говорилось выше,  в 1466 году по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля.
        Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, и великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши.

                4

           Кто же такой Мартин Лютер, стоявший у истоков Прусской государственности и «скроивший» под нее свою собственную жизнь? Современник Ивана Грозного. Он жил  с 1483 по 1546 годы, немецкий христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма — лютеранство ( этого вероисповедания были две женщины Петра Первого – Анна Монс и Марта Скавронская до принятия православия, воспитанница лютеранского пастора Глюка). Один из создателей немецкого литературного языка.
       В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники.  Он преподавал в Виттенбергском университете, а также учился для получения степени доктора теологии. В 1511 году Лютера послали в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Там он впервые увидел развращённость римско-католического клира. Что не сочеталось, на его взгляд, с монашескими обетами  и одним из них – обетом безбрачия. Так родилась новая, практическая, идеология совершенствования веры человека в Бога, вступившая в борьбу с католицизмом и папством.  Опровергая непогрешимость папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской, но обходится без папы и его безграничных полномочий. Монаха отлучили от церкви, но он прилюдно сжег  указ о его отлучении и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявил, что борьба с папским засильем является делом всего немецкого народа.
       Лютера преследовали, но не казнили. И в 1525 году 42-летний монах демонстративно связывает себя узами брака с 26-летней беглой монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шестеро детей.
      Согласно историческим оценкам, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и послужила одним из поворотных моментов в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.
       Считается, что в историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры — реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии (первое место получил Конрад Аденауэр, третье — Карл Маркс).
       Лютер не только испытал влияние культуры Возрождения, но в борьбе с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный главным образом Лютером перевод Библии на немецкий язык (1522—1542), в котором он утвердил нормы общенемецкого национального языка.
       Это идеологическая составляющая учения Мартина Лютера. Но практическая была куда весомее. Она открывала  Пруссии дорогу к собственной государственности и независимости от Польши. А в то время, когда зарождалась эта идеология,  Прусское герцогство все еще было польским вассалом. Преодолению этого рабского положения мешал очень существенный факт – устройство власти в герцогстве  было монашеским, то есть, зависело от  религиозных правил монашеского Тевтонского ордена. Монахи им управляли, но  поскольку не могли жениться, то и наследников дать Пруссии не могли. Нужно было создавать светское управление взамен церковного. Но как? И вот на передний план политики  выдвинулся Мартин Лютер с его теорией независимости от  римского папы. Так появилась новая религия – реформаторская под именем Протестантской, а затем с ее отделом – Лютеранской. Она позволяла монахам нарушать обет безбрачия и жениться, что и сделал первым монах Мартин Лютер.
       И к такому повороту в политике Тевтонского ордена толкали  международные события того времени. 8 апреля 1525 года в Кракове между Королевством Польским и Тевтонским орденом был заключен мирный договор, официально завершивший польско-тевтонскую войну 1519;1521 годов. С этого момента Тевтонский орден навсегда утратил былое могущество.
        В конце 90-х годов XV века в Тевтонском ордене, который со Второго Торуньского мира 1466 года являлся вассалом Королевства Польского, возникла идея реванша. Эти настроения активно подогревал император Священной Римской империи Максимилиан I, который боролся с польскими королями за влияние в Центральной Европе.
         Еще в 1511 году великим магистром был избран Альбрехт Гогенцоллерн, который принял окончательное решение о разрыве вассальной клятвы польским королям. Понимая, что это сделает новую войну с Польшей неизбежной, благоразумный магистр стал копить силы и выжидать удобного момента.
        Политическая обстановка благоприятствовала магистру — в 1512 году великий князь московский Василий III (отец Ивана Грозного – Т.Щ.) вторгся в связанное личной унией с Польшей Великое княжество Литовское, что послужило началом Московско-литовской войны (1512;1522).
         В 1514 году Василий III и Максимилиан I заключают союз, направленный против Речи Посполитой, и военные действия развернулись уже на территории самой Польши. Формально оставаясь вассалом короля, тевтонский великий магистр в этот раз демонстративно ничем ему не помог, продолжая вынашивать планы реванша. Удобный момент для этого вскоре наступил. 10 марта 1517 года в Москве был заключён русско-тевтонский союзный договор. Василий III обязался передать Альбрехту денежные средства для найма 10;000 пехотинцев и 2;000 всадников, после чего они должны совместно атаковать Польшу.
       После этого Альбрехт начал искать повод к войне. Он потребовал от польского короля возвращение Королевской Пруссии и Вармии, а также выплату компенсации за «пятидесятилетнюю польскую оккупацию». После отказа Варшавы орден оказался в состоянии войны с Польшей, которая не могла получить помощь от Литвы, — та была связана войной с Москвой.
        В июле 1520 года крестоносцы перешли в наступление. Боевые действия велись в Вармии, Мазовии, была разорена Ломжиньская земля. Тевтонская армия взяла Валч, Хойнице, Староград и Тчев, а 9 октября подошла к Гданьску и начала артиллерийский обстрел города. Падение Гданьска могло закончить войну, но тут у Альбрехта не хватило денег, чтобы заплатить наёмникам. Те сразу же отказались воевать, пока им не заплатят жалование. Бросив свои позиции, они отошли к Оливе.
          К тому моменту, когда деньги нашлись, к Гданьску подошли польские войска и отбросили тевтонцев от стен города. После этого конница посполитого рушения отбила Хойнице, а чехи и гданьчане взяли Тчев и Староград. Быстрой победы не получилось, а на ведение затяжной войны у ордена не было ни сил, ни средств.Польша также была разорена и обескровлена, поэтому дальнейшие боевые действия ни одной из сторон значимых успехов не принесли. 5 апреля 1521 года в Торуни между Королевством Польским и Тевтонским орденом было подписано соглашение о прекращении огня на четыре года. Когда в 1525 году его срок истёк, Альбрехт больше не мог рассчитывать на поддержку Империи и Москвы. Решающей стала встреча магистра с Мартином Лютером в Ваттенберге, на которой Лютер и посоветовал великому магистру жениться, секуляризовать Орден и стать его светским правителем. Альбрехт принял эту идею, как и идею протестантизма. (Секуляризация — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению- Т.Щ.)
        8 апреля 1525 года в Кракове был заключен мирный договор, по условиям которого Пруссия, будучи прежде орденским церковным государством, была преобразована в герцогство и стала государством светским («секулярным»).Сам Альбрехт становился светским правителем Пруссии с титулом герцога, который передавался по наследству. И, однако, 10 апреля на Старом рынке в Кракове, хотя и в качестве первого герцога Прусского, он принес вассальную клятву  польскому королю Сигизмунду I Старому.


Мартин Лютер:

…Хотя вы сделали так много!
Тевтонский орден
Превратили в государство,
И не войной,
Всего лишь – убежденьем!

Альбрехт:

Война была:
Тевтонский орден с Польшей
Дрались не на живо,
А на смерть
За Пруссию.
И сколько б это продолжалось –
Лишь Богу одному известно,
Но я остановил
Жестокое кровопролитье,
Я уничтожил орден,
Освободив себя
От должности великого магистра
И следом написал открытое
Письмо всем рыцарям,
Открыв глаза им
На безумные распутства
Монахов,
И предложил взамен
Обета изжившего себя
Безбрачья
Обычную супружескую верность
И целомудрие в венчанье.
Вот что дало спасенье!
Но, знаете, признаюсь
Честно,
Мне помогла поддержка
Дяди.
Наш Сигизмунд Второй Август
Обиделся на Рим,
Который вдруг с Московией
Решил дружить.
Сначала-то хотел дружить
С Москвой сам
Сигизмунд
И сватал
Царю Ивану
Свою сестру Екатерину,
Но безуспешно.
Тем временем московские
Послы
В Рим зачастили.

(Из пьесы «Нечистый в Сандомире». Татьяна Щербакова – здесь)

                5

      Вассальная зависимость Пруссии от Польши уже в качестве светского  государства продолжалась и в новом, 17 веке. Когда в России скончался  последний царь из династии Рюриковичей и в стране сложился тяжелый династический кризис,  правители Пруссии поняли – наступило их время. И началось оно с великой Смуты, которую совершенно объективно можно было бы назвать «прусско-польской». Потому что в «организаторах» ее явно просматриваются заговорщики семьи Отрепьевых и Романовых, породнившихся при Иване Грозном.  Вспомним: Отрепьевы – потомки польских высокородных дворян от Владислава Кащ Неледзевского, Романовы –  от легендарного прусского короля Видевута. Начали в России службу еще со времен Александра Невского и Дмитрия Донского. Да, прошли века, но забыли ли в высокородных семьях обеты, которые давались предками Романовых еще  в Тевтонском  ордене, а предками Отрепьевых – в Речи Посполитой? Таким ли уж странным будет  предположение, что в России  Польша и Пруссия, преследуя свои интересы, опирались на  соотечественников, достигших  очень высокого положения еще при русских княжеских дворах в средневековье? Ведь разведку никто и ни в какие,  даже самые дальние времена, не отменял…
        Результат борьбы за русский престол в Смутное время известен – победили Романовы, и царем стал  потомок прусского короля, славянина Видевута, Михаил Романов. А в конце того же 17 века на российский престол села уже  полу-полька царевна Софья Романова-Милославская, появившаяся на свет в результате  заговора лукавого и алчного Бориса Морозова (фамилия, которая стала знаменем великой русской оппозиции – Раскола, который смел династию Романовых в 1917 году)  по брачному делу ее отца, царя Алексея Михайловича. Которая любила польскую культуру, знала в совершенстве польский язык и в 1686 году подписала невыгодный для России «вечный мир» с Польшей.
          Смута и затем войны, в которые ввязывалось  польское королевство, сильно ослабили его. И это пошло на пользу Пруссии, которая именно того и добивалась, чтобы вырвать у своего «рабовладельца» долгожданную свободу. И это, наконец, случилось.
         В 1657 году, воспользовавшись тяжёлым положением Польши в войнах со Швецией, Русским царством и запорожскими казаками, Бранденбург добился подписания Велявско-Быдгощского трактата с Польшей, по которому герцогство Пруссия становилось независимым и примыкало к Бранденбургу. В 1701 году с провозглашением Королевства Пруссия состоялось окончательное объединение Пруссии и Бранденбурга. В 1701 Фридрих III провозгласил себя королём Пруссии, тем самым превратив прусское герцогство в королевство, название «Пруссия» постепенно распространилось и на все владения Гогенцоллернов как в границах Священной Римской империи, так и за её пределами, хотя формально относилось лишь к территории бывшего герцогства.
          А теперь подытожим. Заняв русский престол в 1613 году,  выходцы «из Немец» Романовы, преодолев во времена Смуты притязания поляков на русские земли,  не могли  позволить хотя бы какому-то присутствию во власти  поляков – это было бы национальным унижением. Может быть, поэтому  такие отрицательные характеристики получили в  отечественной истории представители Милославских, влившихся в род Романовых в результате заговора Бориса Морозова? И не потому ли такой кровавой оказалась борьба царевны Софьи за престол, а ее регентство вошло в историю как бесславное?


Рецензии
Привет, Татьяна!
Сегодня читал, завтра буду дочитывать.
Все очень интересно, завораживает. И восхищает Ваше трудолюбие и владение предметом.
Творческих Вам радостей!
Василий.

Василий Храмцов   20.10.2021 16:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий! Это отрывок из книги "Любовь сметает престолы".

Татьяна Щербакова   20.10.2021 17:02   Заявить о нарушении