Книжки из детства

В моём детстве книжки были на вес золота. Едва новые книги попадали в наши руки, мы их буквально проглатывали. Не припоминаю, чтобы у меня была какая-то одна любимая книжка. Пожалуй, любимые сказки были: это «Крошечка-Хаврошечка» и «Конёк-горбунок». Уж очень замысловатые сюжеты у них были.

Я научилась читать от сестры, которая была на два с половиной года старше. Когда она пошла в первый класс и делала дома уроки, я садилась рядом и раскрывала глаза и уши. Книжечки были довольно тонкие и прочитать их не составляло труда.

Помню, как сестре подарили «Сына полка» В.Катаева — это была уже книга на фоне обычных брошюрок. Книга отдельным изданием вышла, как я теперь знаю, в 1945 году, как раз когда сестра пошла в школу. Думаю, что мы ее читали совсем свеженькой.

Книга нам понравилась, потому что её герой, мальчик Ваня, по возрасту мог быть нам старшим братом. В наших глазах он был настоящим героем, и мы с сестрой радовались, что в конце книги судьба его сложилась благополучно.

Потом в моей жизни было много, очень много книг, потому что я без них уже просто не жила. Долгое время книги были у нас в стране дефицитом: возможности книжных издательств явно отставали от читательского спроса. Действительно, для любителей чтения книги были лучшим подарком.

Когда я впервые приехала в Париж и оказалась с моим коллегой на книжном рынке, я испытала потрясение от количества издаваемой литературы. Особенно впечатлили географические издания, а точнее — путеводители. Они были обо всех странах мира и их столицах, а иногда целая книга посвящалась знаменитой улице. Я не могла сдержать восхищения, на что мой товарищ коротко заметил:
— Только читать некому: мало читают французы.

Теперь и у нас так: с книгами порядок, а страсти к чтению нет. Но я отклонилась от темы. Так как мне в детстве книг не читали, моим детям повезло больше: домашнее чтение было нашим любимым занятием. Сначала я читала им книги наших детских классиков, народные сказки, потом сказки Пушкина, Ершова и «Маленького принца» Сент-Экзюпери.

Дети росли, книжки становились объемнее и серьёзнее. Девочки уже были студентками, а сын учился в десятом классе; последнее, что я читала ему, был «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, история которого его очень тронула. У старшей дочки любимым романом были «Два капитана» В.Каверина, у младшей — книги о лошадях.

Когда появились внуки, всё повторилось сначала. Летние каникулы всегда были насыщены чтением. Года два назад младшего внука, с которым я обычно провожу лето на даче, очень впечатлила «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого и рассказ Д.Олдрижда «Последний дюйм». В это лето мы победили «Следопыта» Ф.Купера.


Рецензии
Лида, Ваш рассказ напомнил мне мое детство.Конечно помню "Сын полка" и Ваню Солнцева. Я со своим другом едва не стали "сыновьями полка". Нас подкармливали, но дальше дело не пошло, высокое начальство не разрешило. Когда совсем осиротел, то книги стали моими учителями и родственниками. В цикле "Женщины в моей судьбе" в рассказе "Тамара" я слегка затронул это. Ваши воспоминания мне понравились. Чувствуется начитанность. С уважением.

Николай Таратухин   24.10.2021 08:24     Заявить о нарушении