Роман Ковалев Герой нашего времени

Подвиг Романа Ковалева – простого бармена из Воронежа получил признание не только русского общества, но и государства, о чем говорит награждение его медалью «Доблесть и отвага» по ходатайству председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина.
С другой стороны известный дагестанский боец в смешанных единоборствах Хабиб Нурмагомедов отпустил в своей социальной сети Инстаграм неоднозначную шутку. Он (или его наемный работник) опубликовал фото своего противника по октагону бойца Коннора Макгрегора, проигравшего бой с Хабибом, с язвительным замечанием «Где моя медаль от Бастрыкина? Меня тоже толпой избили дагестанцы». Между прочим, черный юмор Хабиба привлек множество подписчиков, так что Инстаграм дагестанца обогнал Ольгу Бузову, поп-диву из Дома-2.
Итак, налицо две точки зрения, и разделение происходит в архетипическом восприятии феномена Героизма в русском и кавказском общественном сознании. Кто есть Герой? Всегда ли Герой – Победитель? В чем заключается подвиг Романа Ковалева? Является ли поступок Романа – подвигом? Кого и что победил Роман?

Напомню, чем прославился Роман Ковалев. 4 октября 2021 года. Московское метро. Перегон между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Трое потерявших берега уроженцев Дагестана шумят и матерятся. Девушка посмела сделать джигитам замечание. «Можно потише». Джигиты вздыбились, ибо для кавказца женщины – это служанки без права голоса. Тройка переключилась на девушку, посыпались оскорбления. В этот момент простой воронежский бармен Роман Ковалев попросил троицу оставить девушку в покое. Разгоряченные джигиты набросились на защитника. Его сбили с ног, начали пинать ногами с такой силой, что повредили лицевые кости. Одна из женщин, находящаяся в вагоне, нажала тревожную кнопку вызова полиции. На станции троица выскочила из салона вагона и бросилась наутек, но неравнодушная женщина последовала за ними и указала прибывшим полицейским на преступников. Адреналина в крови джигитов хватило и на представителей власти. Один из горцев достал нож, но полицейские скрутили разбушевавшихся дагестанцев и поместили их за решетку, где они пребудут ближайшие два месяца, а там суд определит их дальнейшую судьбу. Поначалу им вменили статью ч. 2 ст. 213 УК РФ «Хулиганство», но потом в связи с общественным резонансом добавили «Покушение на убийство» (105 УК РФ) и «Применение насилия в отношении представителя власти» (статья 318 УК РФ).
С горцами более-менее все ясно. Воспитанные в обстановке жесточайшей регламентации и постоянного внешнего контроля своей горской общины, они часто не выдерживают искушение свободой и слетают с катушек, ибо внутренние тормоза, называемые совестью, у некоторых личностей развиты слабо. Большой город, где нет давления адатов, зато легко доступен алкоголь, горячащий кровь. Городские люди, боящиеся представителей власти больше, чем преступников, представляют собой идеальную жертву для куража. Безнаказанность пьянит сильнее, чем алкоголь, ибо дает иллюзию власти.
Мужчина-горец воспитывается как победитель. Победа - любой ценой. Уступить превосходящей силе, это не поражение, а тактический маневр, чтобы добить противника, имея подавляющее преимущество. Посмотрите, как ведет себя Хабиб в противостоянии с Коннором Макгрегором. В уличном поединке, когда Коннора поддерживает толпа сторонников, он отсиживается в автобусе, но на ринге, когда Коннор повержен, уже толпа сторонников Хабиба прессует малочисленную группу поддержки Коннора. Именно на этот момент намекает ернический пост Хабиба. Честь горца – в самом факте победы, и неважно, какими средствами эта победа досталась. Обмануть, использовать численное преимущество – все средства хороши, если ты победитель. Победа оправдывает любые средства, неважно, нож против голых рук или избиение троими одного. Хабибу не понять, как можно дать медаль «Доблесть и отвага» избитому и поверженному.
Может, Хабиб прав? И побитый Коннор Макгрегор уравнивается в общественном сознании кавказца с избитым Романом Ковалевым? И тот, и другой пострадали от кулаков дагестанцев. Почему же Роману медаль? за что? за то, что он рухнул, окровавленный, на пол вагона подземки?
Русское общественное осознание природы героизма коренным образом отличается от горского «победа любой ценой». В русском общественном сознании Герой – не всегда победитель, а несправедливо добытая победа обесценивает саму суть победы. Наш национальный герой святой Александр Невский  сказал «не в силе Бог, а в правде». Ему вторит современный герой Данила Багров «Сила – в правде. У кого правда, тот сильнее». И вместе с Виктором Цоем толпа пела: «Мне есть, чем платить, но я не хочу победы любой ценой. Я никому не хочу ставить ногу на грудь». Последний Герой, отряхивая звездную пыль с сапог, готов скорее подставить грудь под выстрел, чем победить бесчестно. Что Сергей Бодров, что Виктор Цой уловили самую суть русского героического архетипа, и потому их творчество стало поистине народным. 
Русское представление о героическом поведении восходит к незапамятным временам, когда предки американских индейцев еще не пустились в путь на Запад и жили вместе с предками русских где-то в Западной Сибири. Иначе не объяснить, почему у коренных жителей Американского континента представления о героизме во многом совпадают с нашим. В эпосе-драме Рабиналь-Ачи, созданным майя-киче, населяющих в Гватемалу, воспевается Герой, весь героизм которого заключается в том, как он достойно принял смерть на жертвенном камне. Удивительно, но главный герой эпоса, благородный юноша из Рабиналя (именно так переводится название) – это пойманный на месте преступления враг. Майя-киче, создатели эпоса, подробно перечисляют его злодейства: он грабил поля киче, уводил киче в рабство к себе в Рабиналь, даже захватил в плен правителя киче, но правителя удалось освободить. И вот теперь враг захвачен и должен понести наказание: его принесут в жертву. Но прежде он должен сделать выбор: он может остаться в живых, стать зятем Правителя Киче, он получит богатства и возможность искупить прегрешения, поведя войско киче на Рабиналь. В случае отказа – смерть. И благородный юноша из Рабиналя делает свой выбор, произнося мрачный тост: сделайте из моего черепа чашу, а из костей – барабанные палочки. Ачи из Рабиналя заканчивает свои дни на жертвенном камне. Обратите внимание, что воспевается не героическая победа своего воина – благородного юноши Киче, нет. Весь пафос эпоса гватемальских майя в воспевании героической смерти проигравшего бой противника.
Самый древний  записанный героический эпос создан народом шумер, жившем на территории современного Ирака. Найденные археологами в развалинах древних городов Ур и Ниппур, глиняные таблички посвящены правителю Урука по имени Гильгамеш. Таблички созданы, по мнению археологов,  почти четыре тысячи лет назад, а эпос восходит к  более древним временам. Герой эпоса Гильгамеш, возможно, реально живший человек, царь Урука в 2700 гг. до н.э. Его героическими деяниями – это и победа над правителем соседнего города Киша, и строительство поражающей воображение стены вокруг Урука, но основной его подвиг – это поход в страну Кедров и убийство демона-людоеда Хубабы. Вот только убил он демона неправильно, вопреки шумерским законам и обычаям войны, предписывающим щадить жизнь плененных. И как результат, Боги не приняли жертву Гильгамеша, отобрали его трофеи и, судя по всему, наказали безвременной смертью. Как это похоже на нашу русскую установку, что победа должна быть «правильной», «не добивай соперника», иначе победа обесценивается, и победителя скорее опозорят, чем восславят.
К VIII в. до н.э. был составлен  большой эпический свод о подвигах Гильгамеша. В нем Гильгамеш предстает в новом качестве богоборца. Потрясенный смертью своего названного брата, у которого боги отняли жизнь в наказание за ненормативное убийство Хубабы, Гильгамеш идет на Тот Свет в надежде получить личное бессмертие. Однако все его мечты разбиваются в прах: он не смог сохранить полученный Цветок Бессмертия, украденный Змеей. Гильгамешу не судьба получить бессмертие, однако, проигравший, он получает вечную славу. Его подвиг воспет в героической поэме, которая заканчивается славословием Героя.
Героизм Гильгамеша заключается в самом намерении совершить героическое деяние. Его подвиг  в силе духа, с которым он перенес испытания судьбы: дальнее путешествие, преодоление гор и пустынь, и, наконец, Реки Смерти. Он дошел до Первопредков, спустился в саму Преисподнюю и вышел оттуда. Победа над внешним врагом: демоном Хумбабой, Небесным Быком приносят разочарование, и даже потери, ибо отнимает побратима.  Победа, достойная славы - это победа над самим собой: над собственными страхами, когда Гильгамеш осознал конечность бытия, и над собственным разочарованием, когда бессмертие буквально утекло из рук.
Надо сказать, что эпос о Гильгамеше был мегапопулярным во всем цивилизованном древнем мире, его переводили, его читали, он, несомненно, оказывал влияние на формирование философских идей о человеке, его месте в мире и на взгляды на героические деяния.
С Древнего Востока перенесемся ближе к нашему времени в более знакомую обстановку Античной Греции. Русское слово «герой» заимствовано из греческого, однако достоверной этимологии этого понятия нет. В Древней Греции слово «Герой» употреблялось в контексте «лучший», «благородный», подразумевая не только воинскую доблесть, но и на знатность, принадлежность к правящему сословию.
Древнегреческий героический культ был связан  с культом предков, а самый культ героев берет начало в почитании умерших. Древние греки верили, что умерший обретал за гробом особое духовное могущество, позволяющее ему выступать чудесным помощником и заступником для своих почитателей. Такие покровители возникали из удачливых вождей после их смерти, особенно, быть может, из вождей, слывших при жизни колдунами. Могилы героев, вопреки обычной практике, зачастую находились в пределах городской черты, иногда даже в святилище. Им выделяли священные участки (темены), посвящали рощи. Например, знаменитая роща Академия в Афинах, где собирались ученики Платона, была посвящена герою Академу. Рядом со святилищем героя (герооном), устраивались пиршества, родственные погребальным, проводились шествия и состязания.
 Содействие героев было необходимо, прежде всего, в военных предприятиях. В народных верованиях возобладал другой аспект почитания героев — они выступали как целители, защитники скота и посевов. В этой сфере помощь героев мыслилась более действенной, нежели божественная.
В классический период греческой истории, с V в. до н. э., известны многие случаи посмертной героизации и установления культа реальных исторических лиц. В Афинах как герои почитались воины, павшие при Марафоне, удостоенные к тому же исключительной чести: их останки, против обычной практики, были захоронены прямо на поле боя. Известен факт героизации Брасида, спартанского полководца, погибшего в битве под Амфиполем в 421 г. до н. э. Подчас героические почести воздавали тем, кто, скорее, должен был вызывать враждебность у своих почитателей. Жители сицилийской Эгесты почитали как героя кротонца Филиппа, павшего в сражении против них.
Герои классической мифологии почти неизбежно сталкивались с непреодолимыми препятствиями, обрекавшими их на страдания и преждевременную трагическую гибель. Обстоятельства гибели героев, как правило, подчеркнуто драматичны. Их испепеляет молнией Зевс, как Салмонея или Асклепия, разрывают на части впавшие в экстатическое возбуждение менады, как Орфея, затаптывают понесшие кони, как Ипполита, убивает секирой неверная жена, как Агамемнона. Герои погибают, преследуемые ревнивыми к их славе богами, и их общий удел – мрачный Аид, царство теней.
Подытожим восприятие Героического у древних греков. Герой – это сын Бога, благородный человек, совершающий при жизни экстраординарные поступки, в первую очередь, готовый умереть в бою. Своей жертвенностью Герой попирает саму смерть, удостаиваясь личного бессмертия по ту сторону жизни. Культ Героев предполагал их личное вмешательство в дела людей. Герои могли по своему произволу как вредить людям, насылая стихийные бедствия и войны, так и помогать, защищая людей от бедствий. При этом никто не удостаивался титула Героя при жизни. Героический подвиг – это деяние, неминуемо приводящее к смерти. Герой погибает, но его поражение оказывается победой, ибо смерть преобразует человека, он превозмогает свою смертную природу и становится равен Богам, приобретая могущество Богов и личное бессмертие.
А что же русские? Как пример нормативного героического поведения рассмотрим единственное произведение русской домонгольской светской литературы «Слово о полку Игореве». Что  воспевает Слово? Неудачный поход князя Новгород-Северского Игоря на половцев, в котором князь потерял дружину, сам попал в плен и едва не лишился жизни, успев вовремя сбежать из полона, что по тем временам считалось бесчестным поступком.
 Князь Игорь показан амбициозным воином, но в тоже время он поражен ментальной слепотой. Он идет на половцев, невзирая на неблагоприятные знамения: и затмение солнца, и вороний грай, и тявканье лисиц – все предупреждает об опасности. Но князь  идет навстречу своему поражению, бросая вызов Судьбе, как это делают античные Герои. «Желание князя ему ум затмило…. Хочу, сказал, копье преломить на краю поля Половецкого. С вами, русичи, хочу голову сложить, так любо мне испить шеломом из Дона». Намерение князя Игоря высказано с предельной откровенностью: он готов заплатить жизнью за исполнение своего желания: достичь Дона, как крайнего рубежа Половецкой степи.
Герой наделяется таким качеством, как героическое безумие. Именно оно заставляет человека совершать иррациональные поступки, забывая о цене собственной жизни. Казалось бы, самое ценное, что есть у человека – это его жизнь. Но для Героя есть вещи более ценные, и он, не колеблясь, отдает жизнь, за некие Высшие Идеи. Для князя Игоря – это воинская доблесть, для Романа Ковалева – защита девушки. Что, как не героическое безумие толкнуло его встревать в перепалку с численно превосходящими агрессивными кавказцами? Разумные пассажиры тихо молчали по углам...
Идея героического безумия дожила до нашего времени и воплощена в литературе Максимом Горьким.  «Песня о Соколе» заканчивается пафосными строками «Безумству храбрых поем мы славу. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»
Сокол терпит поражение  и погибает. Князь Игорь терпит поражение в половецкой степи. Однако и Сокол Максима Горького и князь Игорь воспеваются, как герои, несмотря на поражение. Героическое поражение предполагает, что Герой столкнулся с необоримыми внешними силами, которые превосходят мощью силы Героя. Если Герой сделал все от него зависящее для победы, но потерпел поражение из-за неравенства сил – то в поражении нет позора, в то время как победа с использованием обмана – позорна.
Очередное столкновение менталитетов: в испытаниях на «краповый берет» чеченцы часть дистанции преодолели на автомобиле, что вызывало волну возмущения среди русского спецназа. «Нечестная победа» - любой русский скривится, словно вляпавшись в нечистоты, настолько нам противна сама мысль об обманном достижении первенства где бы то ни было.
Дружина князя Игоря три дня отражала атаки набегающих волн половцев в жаркой безводной степи, поставив ограду из щитов. Князь Игорь мог бы бежать верхом, оставив пеших ратников на растерзание половцам, но он остался со своими дружинниками. В критический момент, он повернул свои полки на помощь брату Всеволоду. «Что мне шумит, что мне звенит далече рано пред зорями? Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему мила брата Всеволода. Бились день, бились другой, третьего дня к полудню пали стяги Игоря».
Да, Игорь остался жить. Перетерпев горечь плена, он вернулся из половецкой степи, как будто с Того света, заново родившимся. Поэтика Слова описывает вражескую страну – как торжище Мрака. Как только Игорь оставил Русь за холмом, как Солнце померкло. Началось солнечное затмение, которое словно бы и не прекращалось до возвращения Игоря на Русь. Вот Игорь вступил в половецкую степь и «солнце ему тьмой путь заступило… Ночь меркнет, мгла поля покрыла…». На другой день «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца… Черна земля под копытами костьми посеяна, а кровью полита…» Битва проиграна Игорем в полдень, но автор Слова создает образ тьмы. «Темно бо в третий день. Два солнца померкли, два багряных столпа погасли… На реке на Каяле тьма свет покрыла». Зато когда Игорь прибывает на Русь, разливается свет. «Солнце светит на небе. Игорь князь в Русской земле».
Метафорически, через противопоставление тьмы во вражеской земле и света на родной Руси, автор показывает, что князь Игорь побывал в натуральном аду и вернулся с Того света, заново родившись. Окончание Слова бурно-радостное «Слава Игорю Святославовичу!». Финальная восславление говорит о том, что Слово героизирует князя Игоря.
Герой бросает вызов Судьбе, выступая в боевой поход, несмотря на неблагоприятное знамение. Герой терпит поражение, ибо внешние силы необоримы. Подвиг Героя в самом решении выступить против Судьбы, против превосходящих сил противника. Подвиг Героя – в силе его духа. Парадоксальным образом Герой, проиграв, торжествует над противником, ибо противник со всеми своими превосходящими силами покрыл себя позором, в то время как Герой прославил свое имя.
Точно так же Роман Ковалев, упав под кулаками троих дагестанцев, возвысился над ними силой своего духа. Роман Ковалев – Герой нашего времени.


Рецензии
Спасибо, Галина, за аналитическую статью!
Совершенно согласна с вами,— Роман Ковалев и есть настоящий герой!В нём не угас дух победителя, воина-защитника слабых.
Одному пойти против троих,— это в русском духе. Что не замечено с противной стороны.
Так что не перевелись на Руси богатыри!

Светлана Ефименко   24.10.2021 11:54     Заявить о нарушении