Теургия и диалектика боготворчества

                Т е у р г и я
                и
              ( Диалектика  боготворчества)
______________________________________________________


Одной  из  важнейших  основ  религиозного  сознания  человека
безусловно,  является   понятие   чуда.  В  той   или  иной  интер-
претации  оно  присуще  всем  религиям  без  исключения.  Если
эту  тему  проследить  в  философии,  то  и   в  ней  отношение  к
понятию  чуда,  привязаны   к  его   религиозным   определениям.
Отсюда  вполне  уверенно   можно  констатировать,  что  универ-
сального  определения  такого   понятия  не  существует.  Однако
это  не исключает  возможность  проведения  объективно-диалек-
тического   анализа   на  подобную   тему,  который   может  дать
определённые  выводы.  Но  по  необходимости  развития  сужде-
ний,  без  обращения  к  уже   существующим   позициям,  анализ 
будет  не  обоснован.  Поэтому  в   статье  все  рассуждения  при- 
вязаны   к   христианской   религиозной   мысли,  которая   более
чем   какая-либо  другая,   основывается   на   философии  теизма.

Здесь  мы  имеем  следующее.
Первопричина  Вселенной  есть  Существо,  обладающее   качест-
вами   всемогущества,  премудрости   и   благости,  в   силу  кото-
рой   Оно   проявляет   заботу   о   мире   Им   созданном.  Способ 
проявления   такой  заботы   и  являет   собой  чудо.  Отсюда,  чу-
деса   становятся  не  только   возможными,  но   даже   необходи-
мыми.
Таким  образом,   согласно   христианскому  пониманию,  чудом
является   сверхъестественное  событие,  явление   или   действие
не   поддающееся   рациональному   объяснению,   выходящее  за
грань   законов   природы.   Дальнейшая   конкретика  отношения 
к  чуду   выстраивается  уже   более  подробными   составляющи-
ми  такими,  как   виды   чудес.   В  этом  смысле  признаются  ис-
тинные   чудеса   и  ложные.   Что  касается  ложных   чудес:  счи-
тается,  что   они   проявляются   силами   природы   или   силами 
бесов   (дьяволом),   но   кроме   воскресения.   Соответственно  в
противовес   этому,  чудеса   истинные   происходят   только  по
проявлению   божественной   силы   Святого   Духа.   Однако   и
в  том  и  в  другом  случае,  как  утверждается,  происходит 
что-либо  необычное   с  изменением  действий  и  поступков  людей,
а  также  нарушением  физических  законов.  Хотя  отличить  ис-
тинное   чудо   от  ложного   весьма  затруднительно.  Если  бесы
могут  творить  нечто   положительное,  то  ошибиться  довольно
легко.   Правда   есть  и  ещё  один   вид   чудес,  о   которых  цер-
ковь  и  прихожане   стараются  особо  не  рассуждать.  Это  наду-
манные  события   и   сфальсифицированные  «чудеса»,  которых 
несравнимо   больше,  чем  действительно   аномальных  проявле
ний.  Конечно  в   реальной  жизни  верующих  людей,  возникает 
много   вопросов  и  ситуаций  по   этой  теме,  но  задача  постав-
ленная  здесь  другого   плана  и  она   состоит  в  том,  чтобы  по-
нять  сущностное  значение  этих  явлений.
_________________________________________

По  всей   видимости,  начать  нужно  с   главного   критического 
аргумента,  смысл   которого   будет   влиять,  на  все  последую-
щие  суждения.  Состоит  он  в  том, что  христианство  изначаль-
но  декларируя  абсолютность  Творца   в  тоже   время  изо  всех
сил  старается  эту  абсолютность  обуздать.
Делается  это   не  умышленно,  но  сознательно  так,  как  макси-
мальное   приближение   абсолютных   возможностей   Творца  к
человеческим  нуждам  и  проблемам  создаёт  необходимую  ос- 
нову  для   развития   религиозного   мировоззрения  и  особенно 
в   его   конфессиональном   значении.  И   конечно   в   вопросах 
понятия   и   восприятия   чуда,   проявляется   наиболее   ярко 
и  последовательно.
Надо  сказать,  что   церковь   к  утверждению  чудес  относилась
всегда   предубеждённо  и  с   целью  своей  выгоды, чем  обесце-
нивала  и  упрощала   его   понимание.  Взять  хотя  бы  12-томов
Четь-Миней,  Дмитрия  Ростовского  житий  святых,  в  правосла-
вии,  где   чудеса  льются  как  из   рога  изобилия.  Правда, чаще
всего   окрашенных    извращённо    смертельным   и   садистским 
натурализмом,  по  отношению  к  мученикам.
Что  касается  западной  католической  церкви,  то  главными  пи-
сателями   этого   рода   в  патриотический   период  были  Руфин
Аквилейский,  Иоанн  Кассиан,  Григорий  Двоеслов  и  Григори
Турский. 
С  9-века  в  житийской литературе  католиков  появилась  новая 
черта – тенденциозное   направление   украшающее    рассказ   о 
святом   также   не   менее  жуткими   и   кровавыми  фантазиями 
авторов.   Конечно  всё  это  художественное  писательство  при-
том   с   конкретными  речевыми   диалогами  и   картинами  дей-
ствия,  никогда   не  подтверждалось   никакими   историческими 
документами,  и  уже  по  это  причине   не  может   не  вызывать
недоверия,  а  не  редко   и  отторжения   к  чуду.  Что  бывает  и 
среди   верующих   людей.   Поэтому  итоговый   результат  мало
оправдывает  предпринятые  усилия,  уже  не говоря  о  том,  что
никак  не объясняет  истинного  значения  чуда  и  его  сущности.

Что  касается  разрешения  подобных  вопросов   в   наше  время,
то  существующая  при  РПЦ  комиссия  по  описанию  сведений 
о  чудесных   явлениях,  также   не  раскрывает  главного  в  этой
проблематике.  Фиксируя  факты  и  наблюдения, она  не облада-
ет  необходимой   научной   базой   и   возможностью  всесторон-
ней   проверки  аномальных  явлений.  Не  исключено  и  то,  что 
деятельность   такой   комиссии  конъектурна  и   находится  под   
влиянием   давления   церкви.   Что   соответственно   не   может
дать   объективной  расшифровки  этих  вопросов.
В  этом  плане   возникает  неудобная   ситуация  в  религиозной 
этике   отношения  к  конкретному  событию,  когда   в   нём  на-
чинают   копаться   авторитетные   члены   церковной   комиссии 
для    утверждения    чуда.   Иными   словами   утверждать   силу   
Святого  Духа.  Как-то  не  честно  это,  ни  в  отношении  к  вере   
людей,  ни  в  отношении  к  Самому  Богу.
Другое  дело,   когда   с   позиции   теологии   или   философии  в 
проблему   и   вопросы   темы  вникают  опосредованно,  не  каса-
ясь  права  на  утверждение   или   отрицание  конкретного  собы-
тия.      
С  другой  стороны   можно   рассуждать  так,  что   закрыть  всю
проблему,  лишь  одним  известным  изречением: «Чудо  от веры,
а   не   вера   от   чуда».  Однако   это   утверждение   раскрывает 
только   психологическое   состояние  человеческого  сознания  и 
опять  же  не  сущность  явления.

    Чудо – как  работа  Бога  и  Его  вмешательство  в
                сотворённый  мир

И  так,  попробуем   порассуждать   о   теургии – боготворчестве.
Сразу  зададимся   вопросом, – возможна  ли   причина,  которая 
может   вынуждать  Бога   проявлять   Свою  Волю  нарушая  Им
же  созданные   законы   природы?   То   есть  может  ли   Творец
противится   Сам   Себе  нарушая   равновесие  между  желанием
и  нежеланием?   Ведь  физический   закон   невозможно  считать
нежеланием  Бога.
Вероятнее    всего,  ответ   состоит   в   том,  что   самодостаточ-
ностью   и   самоудовлетворённостью   Творца,   это   равновесие
нарушено  быть  не  может.  Ни  Его  вмешательством, в  процесс   
космологического   развития   Вселенной,   ни   по   какой - либо 
ситуативной    причине    истории   человечества.   Единственным 
исключением   стал   трансцендентный  и  предвечный  акт  Бого- 
воплощения,  который  не  являясь  подстройкой  под  историчес- 
кую  ситуацию,  был  реализован  во  времени.
Иначе   необходимо   признать,  что   этого   равновесия  в  Боге 
нет  или  то, что  процесс  развития  мира,  задуманный  Творцом
был  несовершенен.  Однако   подобное   допущение  не  соответ-
ствует  абсолютности  Творца  и  Его  Акту  творчества.
Отсюда  религиозное утверждение,  контактного  и  постоянного 
промысла   Бога,  в  Его   заботе  о  мире,  способом  постоянного
проявления   чудес,  не  выдерживает   прямой   логики  оставляя
единственный,  но  противоположный  вариант.
Активность   Творца    в   отношении    к   миру   осуществляется 
Им  не  посредством  непрерывного  контакта  в  выполнении  ра-
Боты   как   «вечного   двигателя»,   но   единожды   проявленной   
воли,  через   которую   был  дан   импульс   и  существования,
и  движения,  и   направленности   развития.   С  определённой   ус-
ловностью,  религиозное   мышление   может  воспринимать  это,
как  непрекращающееся  чудо.  Но  понимать  это, как  непрерыв-
ную  работу  Творца  по  организованности  и  контролю  за  всем
происходящим   в  мире,  значит   опять   же   лишать  Бога  абсо-
лютности   самоудовлетворения  в   Самом  Себе.  Такая  позиция
вынуждала   бы  Творца  искать  Своё  удовлетворение  в  контак-
те  с  тварным.  Но  возможно  ли  абсолютно  идеальному  найти
удовлетворение  в  контакте  с  абсолютно  неидеальным.       
__________________________________________

Первое,  единственное   и   последнее,  абсолютное   чудо   Бога, 
это   бытие,   вызванное   из   небытия.   Как  видно   правильней 
сказать:  бытие   сотворённое   ни   в   чём.   Если   опираться  на 
Священное   Писание,  то   все   последующие   чудеса  не  были
связаны  с  понятием  (из  ничего).  Отсюда  этот  Акт  Бога  дей-
ствительно  единственен  и  абсолютен,  как  чудо.
Вся  остальная  динамика  развития   мира,  есть   свобода   необ-
ходимостей   тварного,  находящаяся   во  взаимосвязи   с   имма- 
нентным  состоянием  Первопричины   давшей   ей  эту  свободу.
Отсюда   всё   происходящее   есть  результат  этой  взаимосвязи,
который  осуществляется,  как   проявлением   первопричинного
импульса  Творца,  так  и  самой  свободой  твари.
Поэтому  разделять   конкретные   события   на   естественные  и
сверхъестественные   возможно   лишь   условно    разрывая   эту 
взаимосвязь  и  создавая   психологически   вымышленное   поня-
тие  чуда.
Если  же  мы  наблюдаем   непонятное   нам  явление,  это  не  оз-
начает,  что  мы  смотрим  на  некий  божественный  фокус.
Как  говорил  Марк  Тулий  Цицирон:  «То,  что  не  может  прои-
зойти  никогда  не  происходит,  то  что  может – не  чудо».
Происходящее  в   материальном   мире   не  может   быть   беско-
нечно   непознанным,  каковым  является  Сам  Творец.  Для  объ-
ективности,  здесь   уместно    обозначить   и   позицию   атеизма, 
который   утверждает,  что   чудом   является   не  что   иное,  как 
до  сих  пор  непознанное  явление.  Очевидно,  что  это  тоже  не 
есть  определение  по  сути,  но  лишь  заявка  на  невозможность 
чуда.
Чем  глубже  человек  познаёт  мир,  тем  больше   он   видит  не-
видимое – Божественные   силы   и   энергии,  так,  что  убеждён-
ность  многих  людей  и  религиозная  позиция  в  том,  что  чудо
это  нарушение  законов  природы,  имеет  под  собой  лишь  пси-
хологическую,  а  не  реальную  основу.
Существует  и   такая   позиция,  что   весь   мир   закономерен  и 
чудес  не  бывает  или  весь  мир  чудесен.  Но  тогда  получается,
что   весь   мир   это  сплошное  нарушение  законов.  Но  почему
бы   не   считать,   что   весь   мир   чудесен   именно   в   законах.
В   чуде   происходит    не   нарушение   физических   законов,  а 
проявление   Воли   Бога,  которая  взаимодействует  с  законами 
выстраивая  их,  в  определённом  целеполагании.  Чудо  произо-
шедшее  в  конкретном  месте,  в  конкретное  время  не  сотряса-
ет  и  не   изменяет   мир,  не   отменяет   существующие   в   нём
законы  его  бытия.
Но  если   говорить   о  трансцендентном  акте  Воли  Творца,  то
он   является   событием   не  связанным  с  детерминантной  пос-
ледовательностью   бытийного   порядка,  Такой   акт  (или  дело
Бога),  не  может  быть  не  предвечным. Поэтому  все  основные
евангельские  события  исторически  неситуативны,  но  предвеч-
ны  в  сознании  Бога.   В  них   естественные  законы  не  упразд-
няются,  но  ориентируются   на  выполнение  Божественной  Во-
ли.
Такое   понимание   этих   явлений   не  отрицает  Божественного 
целеполагания,   но   при   этом   не   вводит   их   в   ранг   сверх-
естественных  событий.   И  лишь   психологическое  восприятие
человека  в  его  религиозно-возбуждённом  состоянии  определя-
ет   и   называет  это   чудом.   В  определённом   смысле   можно 
считать,  что   для   Бога  чудес   не  бывает,  чудеса  бывают  для
людей. 
Хотя  этимологический  диапазон  слова   чудо,  позволяет  выра-
жать   его   значение   в  большем  многообразии,  например  при-
меняя   такие  слова   как:  (необычайное) - (удивительное) - (уни-
кальное)  -  (необыкновенное),  и. т. д. 
Что  касается  понимания Таинства  Причастия, как  постоянного   
проявления   чуда,   сказать   можно   то,   что    определяет   сама   
история   церкви.   В   своём   падении,  с   незапамятных  времён, 
христианская   церковь   утратила  это  чудо  и  ни  один  престол,
и  ни  один  храм  не  является  домом  Божиим.  Надежда  остаёт-
ся  лишь  на  то, что  этим  домом  является  человеческое  сердце
и  сознание  души.   История   церкви   убедительно  раскрыла  не
только   её   морально-нравственную  развращённость,  но   и  ду-
ховную  опустошённость  в  спайке  с  властью  и  политикой.
Не  менее   убедительно   потерю  присутствия   Святого  Духа  и
Святых  Таинств   показывали   прошедшие  в  прошлом  Европы,
эпидемии   чумы,   оспы,   холеры,   когда  погибала  половина  её

населения.   Это   если   брать   только   средние   века.  Если  же
обозначить   гибель   людей  от  эпидемий  во  всём  мире,  начи-
ная  с   первохристианских   времён,  то  это  исчисляется  в  сот-
нях  миллионов  погибших.  И  при  этом  никакие  чудотворные
иконы  и  христианские   таинства   со   смертельной  проблемой 
не   справлялись.   Более   того,  не   редко  церковь  противилась 
проведению  санитарных  мероприятий,  проповедуя  отношение
к  смертельной  эпидемии,  как  кару  Божию.  То  же  самое  по-
казывает  и  современная  проблема  ковидной  пандемии. 
А  позиция   «святой»  церкви   и  её   реакция  на  происходящее,
просто  унизительна  и  смехотворна.
____________________________________________

В  этой  теме  есть  ещё  один  аспект,  требующий   внимания  и
ясности.   В  учении   церкви,  принято  категоричное  утвержде-
ние,  что  святые  люди  обладают  даром  чудотворения.
Однако  если  этот  вопрос  исследовать  в  его  глубине,  с  онто-
логической   позиции  и  логикой  то.  по  меньшей  мере,  концы
с  концами,  в  нём  не  сходятся.      
Здесь,  прежде  всего,  нужно   сказать, что  духовного   мира  че-
ловечества,   как   самостоятельной   онтологической   категории,   
не  существует.  Духовность   людей   есть   лишь   функциональ-
ное   свойство   материального   разума.   Наша   духовность  соз-   
дана   Богом,   она   самостоятельна,  но  не  самодостаточна.   
Наделять  и  относить  это   свойство   к   глобальной    категории   
мировой  величины,  нет  основания.
Духовность,  дух  человека,  его   психику,  никак  нельзя   сопос-
тавлять  с  Духом   Творца,   Его  Сущим,  о  котором  мы  не  мо-
жем   знать   ничего.   Именно   в  этом   условии  осуществляется 
возможность   нашего   существования   и   бесконечность   блага
изошедшего  к  нам  от  Бога.  Это  благо   влияет   на душу  чнло-
века,  его  характер,  поступки,  судьбу.  Но  не  уравнивает  его  с
Творцом   в   возможности   влиять   на   законы  мира  и  установ-
ленный  Им  миропорядок. 
Трудно   себе   представить,  что   было   бы   с  миром,  если  бы 
весь  многотысячный  сонм  святых,  наводил  в  нём  свой  поря-
док,   по   молитвам   и   просьбам   христиан.   И  с  добавлением 
ложных  чудес  от  бесов,  что  церковь  не  отрицает.

Независимо  от  того,  что  нам   всегда  хочется  соединить  имя
Божие  с  нашими   поступками,  очевидно,  то,  что  инициатива 
исходит  от  нас  и  ответственны  за  них  мы  сами.  Если  же  с
человеком  произошло  нечто  независимое  от  него, то  произо-
шло  это  по  причине  действия  других  людей  или  природных
сил.  Но  все  варианты   событий   возможны   лишь  в  импульс-
ной  детерминанте  изошедшей  от  Божественной  Воли  в  нашу
свободу.  Образное  сравнение  можно  сделать  с  тем,  как  пол- 
ководец   не   отдавая   команды   каждому   воину,  руководит  и
командует  всей  армией. 
Но   Творец   не   делает   даже   и   этого.    Его   изначальный   и
программный   импульс,   творческого  Акта,  не  только  раскры-   
вает,  но  и  движет  всю   историю  мирового   бытия.  Во  истину 
считать   это   не   чудом,   невозможно.   Но   и   считать   чудом, 
где  с  христианской  позиции,  происходит   нарушение  законов,
весьма  абсурдно.

Отдельно  надо   сказать   о   том,  что  чудес  связанных  с  нару-
шением  и  изломом  детерминанты  причинного  ряда   событий
даже  Бог  не  допускает.   Раскрывается  это  тем,  что  изменить
прошлое,  значит  нарушить  настоящее.  То  есть  нарушить  тот 
миропорядок,  который  установлен  Самим Богом  и  свободной
волей  людей.  Однако  Творец  Сам  Себе  не противоречит.
Примеров  в  защиту  этого  утверждения  привести  можно  мно-
го,  но  это  не  для   объёма  статьи.  Наибольшая  их  концентра-
ция  конечно  в  Ветхом  Завете,  хотя   и   христианство  ими  не
обеднело. 
__________________________________________

Думается,  что  не  следует  делать  никаких  выводов  и  заключе-
ний,  а  прочитавший  статью  сделает  их  сам.
И  всё-таки  одну  мысль  нужно  раскрыть:
Неважно  могут,  быть  чудеса  или  нет, главное, что  они  нужны
людям.
               
               

               


Рецензии