Чистота информации. Едкий рассол и альпийская вода

Соджетто | Чистота информации. Едкий рассол и альпийская вода

/ "Всё в руках человека! Поэтому их нужно мыть чаще" (Станислав Ежи Лец)

== Чистота

С самого раннего детства родители нас приучают умываться. Мыть руки. Пришёл с улицы — надо помыть. Садишься за стол — не забудь сделать то же самое.

Уже спустя годы мы узнаём слово "профилактика". Какое-то холодное, постороннее, но обозначающее и ту самую привычку, которую впитываем с юных лет.

А вот к информации мы относимся совсем иначе. Что тут мыть, как и зачем?

Читаю очередной пост в соцсетях. Идёт от первого лица, без кавычек (угловых скобок, ёлочек, лапок). И лишь в самом конце могут указать автора. Об источнике и дате речи просто нет. Ссылку дают редко.

Мутность, искажение данных и слов. Токсичность, патогенность микрофлоры информации.

Есть факты, данные. А есть их интерпретация. Эмоциональная, обывательская. Либо экспертная.

Умение отделять факты от их интерпретации — этот навык, к сожалению, почти не прививается в семье, школе, университете.

Отделите зёрна от плевел. Иначе вы просто глотаете грубую пищу. Не пережёвывая. В надежде, что наш мозг всё это как-то переварит. Без последствий.

== Достоверность

Достоверность... Она бывает разной.

Три простых типа:
• достоверность источника;
• достоверность ретрансляции (публикации);
• достоверность факта.

Источник может быть достоверный (известное информагентство), но сама ретрансляция (публикация) искажать исходную информацию. Скажем, в новостном материале может быть приведена прямая речь, которая в действительности является пересказом слов первоисточника (что можно проверить и сопоставить по аудио- или видеозаписи). Важны бывают формулировки, междометия и даже последовательность слов во фразах. Редактор может вычищать на свой вкус. Но при этом вносить искажения.

Полезно знать, что, скажем, для юристов при работе с нормативно-правовыми документами бывает важен доступ не только к достоверному тексту закона, указа, постановления, но и доступ к скану оригинала. В котором можно усмотреть особенности грамматики (синтаксис), на чём и будет возможность выстроить правовую защиту. "Казнить нельзя помиловать". А это знают даже дети.

Слова первоисточника могут передаваться без искажений, но сами данные искажать реальность. Это уже недостоверность факта.

== Три параметра контроля

Вы получили от кого-то информацию. Нужны три параметра контроля:
1) источник;
2) дата (публикации);
3) ссылка.

Ссылка. По ссылке проверяется, насколько заявленный источник соответствует реальности. Это сродни перепроверке телефонного звонка. Даже если определитель показывает номер телефона, это не означает, что звонок идёт именно с этого номера. Может быть подмена.

Дата публикации. Многие СМИ не указывают дату публикации. Это неряшливость, небрежность, наплевательское отношение к чистоте информации.

Иногда можно выяснить по мнемонике ссылки или через поисковые системы (по дате индексации).

Нередко требуется заявленную дату перепроверять косвенными методами. Врать и подтасовывать научились многие. Особенно когда это выгодно и сходит с рук.

Почему важна реальная дата? Вскрывается причинно-следственная связь. Что было до, а что после. Понятно, было это 5 лет назад или только вчера. Разница бывает огромной. Не только в ценности и достоверности.

Важно, на самом деле, даже время, если его можно установить объективными средствами.

Новостные ресурсы поисковики индексируют иначе, чем обычные. Делают это гораздо чаще. Но только по определенному списку подлежащих такому контролю. Список формируется у каждого поисковика свой.

"Яндекс" указывает время индексации новостных материалов (вкладка "Новости") с точностью до минут. Это означает, что можно выстроить хронологическую цепочку публикаций по конкретной резонансной информации. И выяснить не только источник "вброса", но всю волну последующих публикаций (важно знать ресурсы): кто за кем.

Она может наглядно демонстрировать схему ретрансляции первоисточника ресурсами-посредниками.

Разумеется, посты в соцсетях также имеют дату и время публикации. Да, надо учитывать и возможность их последующего редактирования. Но в целом это позволяет оценить, кто у кого и когда информацию позаимствовал.

Источник. Старайтесь по возможности избегать посредников. Максимально сокращать цепочку ретрансляций от первоисточника до вас.

Как это делать? Предположим, "Коммерсантъ" публикует новостной материал и внутри него указывает внешний источник ("РИА Новости"). Не поленитесь, зайдите на этот источник и сверьте материалы. Возможно, исказился или потерялся контекст фразы. А это бывает важно.

Некоторые СМИ указывают, из какого внешнего источника они почерпнули информацию (например, прямую речь). Но ссылку не дают или дают на главную страницу. Если материал значимый, не ленитесь зайти и перепроверить через локальный поиск на ресурсе. Или же воспользовавшись известным поисковиком.

Случается и так, что новость "отмывается" ресурсом полностью. Он это ретранслирует на свой лад, но намеренно не указывает, откуда получил. Первоисточник скрывается. В этом случае помогает работа с поисковиками (чаще через новостную индексацию).

Зачем нам нужно получить доступ к первоисточнику? Чтобы сократить искажения.

Мы чаще поём с чужого голоса: как нам подали искажённую информацию, так её дальше и распространяем, щедро добавив туда своих эмоций.

В итоге чистая альпийская вода превращается в едкий рассол из местной бочки.


• Миниатюры. Соджетто о соджетто: http://proza.ru/2020/09/27/1704


Рецензии