Синяя шкатулка 17

Дружба Катрин с Теруань одновременно тяготила и привлекала своей новизной — раньше ей не дозволялось общаться с детьми мещан. Пока она была маленькой, то следовала правилам и требованиям света. Повзрослев, поняла, что её сословие не такое идеальное и совершенное. Аристократы, как и остальной люд совершали преступления ради корысти, мести... К примеру, Мария-Мадлен Дрё д'Обрей, маркиза де Бренвилье в двадцать лет вышла замуж за маркиза Антуана де Бренвилье — человека безнравственного и легкомысленного. Он постоянно изменял жене и спускал деньги в кутежах. Чтобы Мадлен не скучала, познакомил супругу со своим сослуживцем по Нормандскому полку капитаном Жаном-Батистом де Сен-Круа, который и стал её любовником. Все довольны, кроме отца маркизы. Будучи судьёй, д'Обрей написал донос на капитана, благодаря чему Сен-Круа посадили в Бастилию на шесть недель. Там капитан встретил некого итальянца — специалиста по ядам. Выйдя вскоре на свободу, Сен-Круа вместе с ним создали лабораторию на деньги маркизы де Бренвилье. Капитан уговорил любовницу избавиться от докучливого отца. Испробовав яд на животных, сообщники решили попробовать его на людях. Служанка почему-то выжила. Маркиза не стала рисковать. Оставив служанку в покое, обратила взоры на бедняков, которые и так мёрли как мухи. Она угощала пациентов больницы для бедных бульоном, свежей выпечкой, и те вскоре отдавали богу душу. Убедившись в надёжности яда, маркиза с помощью подкупленного слуги, стала травить отца небольшими дозами. Тяжело заболев, благодаря стараниям дочери, д'Обрей отправился в свой замок Офемон. Маркиза приехала туда, чтобы ухаживать за отцом, а сама незаметно подсыпает ему яд. После смерти отца всё имущество в основном получили братья. Решив прибрать наследство к рукам, Мария-Мадлен не жалеет яда, который по тем временая был уникален — он не оставлял следов и действовал только спустя некоторое время, спустя месяц, а то и позже. Братья последовали за отцом в могилу. Наследственный недуг, - решили доктора. А потом маркиза решила, что пришла пора овдоветь, чтобы выйти замуж де Сен-Круа. Однако тот вовсе не жаждал связывать себя узами брака, и когда маркиз от жёнушки получил порцию яда, капитан втайне дал ему противоядие. Маркиз спасён, но сам де Сен-Круа вскоре погибает из-за собственной неосторожности. Во время опыта, с его лица сползла стеклянная маска, а он, не заметив, отравился газами собственного яда. После его смерти нашли шкатулку, где хранились письма, изобличающие маркизу в отравлении. Узнав о смерти любовника, отравительница бежала из Франции во Фландрию, где спряталась в монастыре. О местоположении беглянки сыщики всё же узнали. Кто её выдал? Возможно, уцелевшая сестра, принявшая там постриг, отомстив таким образом за смерть отца и братьев. Так ли это на самом деле? Неизвестно. Лишь предположение самой Катрин.

Маркизу выманили из монастыря и привезли в Париж. Под пытками она призналась, что яд продавала многим из высшего общества, но их имена так и не всплыли наружу.

Маркизу де Бренвилье, мать пятерых детей, казнили на Гревской площади. Замок Офмон достался её детям от маркиза, которые не захотели носить, опозоренное матерью имя. Отныне стали называться де Офмон.

Но что говорить о простом, пусть и титулованном дворянстве, когда принцы преступают законы божеские и человеческие! Луиза-Генриетта-Франциска Лотарингская, четвёртая жена Эммануила-Теодора де ла Тур Оверньского, герцога Бульонского, отравила свою соперницу - великую актрису Адриенну де Лекуврёр шестьдесят лет тому назад в 1730 году. Мориц Саксонский не отвечал двадцатитрёхлетней герцогине взаимностью, и она решила устранить ту, которая была его верной спутницей жизни и имела от него дочь.

Стоит ли удивляться, что чернь больше не испытывает почтения к тем, кто изначально должен был служить примером для подражания.
От мыслей, Катрин отвлёк приход маркизы де Кондорсе. Софи недавно стала матерью. Оставив крошку с няней, пришла навестить подругу.

Она рассказала, что монастырь закрыли, и бедные сёстры Корде остались без крыши над головой.

- Куда же они теперь? - поинтересовалась виконтесса, зная о бедственном положении их семьи.

- Я слышала, что Шарлотта приняла решение пожить у родственницы. Поставив ту перед фактом своим неожиданным приездом. Да, хочу тебя предостеречь от дружбы с Теруань. Конечно же, слухи, что распускают о ней роялисты — преувеличены, но даже толика правды в них, может бросить на тебя тень

- По твоему простым преувеличением можно назвать то, что они пишут: дескать в Англию Теруань увёз лорд Спайнстер, ставший её любовником?! Хотя на самом деле, когда Анну-Жозефу выгнала из дома её мачеха, то в судьбе семнадцатилетней девушки приняла участие англичанка по фамилии Кольберт, спутницей которой она стала.

- Это тебе Анна-Жозефа сказала, - догадалась Софи. - Может это и так, хотя нельзя исключать и того, что Теруань просто обеляет себя в твоих глазах.

- Зачем? Знаешь, даже если верны слухи, что в Англии она помимо карьеры актрисы и певицы, стала чей-то любовницей — английского милорда, шевалье Дубле, маркиза де Персана или итальянского тенора, неважно. Она же женщина! Ты же не осуждаешь меня, что у меня тоже были любовники?

- Конечно, нет! Но утверждение «были» не означает ли это то, что барон де Васси вычеркнут твоего сердца?

- Матье — очень милый, но он такой убеждённый роялист, что рядом с ним я невольно чувствую себя республиканкой, - рассмеялась Катрин.

- И ты дала ему отставку. Теперь понимаю, почему сравниваешь себя с Теруань и невольно сочувствуешь ей. Только не ровняй её с собой, она всего лишь содержанка, бывшая актриса и предводительница толпы женщин и примкнувшим к ним мужчин, которые по её приказу любого порвут на куски.

- Да слышала я эти сплетни. Роялисты так ненавидят Анну, что все наговоры из их уст явно переходят в разряд небылиц. Из неё делают кровожадное чудовище. Якобы, Теруань кинулась на заключённых в тюрьме. Обезглавив всех роялистов, она и её спутники, вооружившись ножами, начали кромсать трупы. А потом Теруань вырезала сердца и впивалась в них зубами. Полный бред! Насколько я могла узнать Анну — она великодушный и добрый человек. Без сожаления пожертвовала своими последними драгоценностями, призывая женщин следовать её примеру и собрать средства на постройку Дворца Национального Собрания вместо разрушенной Бастилии.

- Красивый жест и ничего более. Теруань актриса и ей свойственна экстравагантность.

- Нет, она не такая. Я с ней много беседовала и убедилась, что Анна испытывает отвращение к излишним жестокостям.

- Так вот почему она стала неугодна! Тогда предупреди её, что ей грозит арест. Решили припомнить, что она не допустила эксцессов толпы во время отправки в Париж королевской семьи.

- Благодарю за предупреждение, Софи. Я немедленно поставлю Теруань в известность.

Предупреждённая Катрин, Теруань бежала в Голландию, а оттуда в Люттих.

От неё пришло письмо, что благополучно добралась. А потом долгое молчание.

И только в 1791 виконтесса получила от неё весточку — написанное на обрывке газеты письмо, из которого следовало, что Теруань в плену, схваченная австрийцами за неуважительное отношение к Марии-Антуанетте.

Оказалось, что из Люттиха поступили на Теруань доносы австрийскому правительству от эмигрантов. В них, они называли Анну «кровожадной гетерой, предводительницей парижских людоедов».

Катрин поехала выручать её. На месте узнала, что Теруань содержат в суровых условияз, грозят пожизненным заточением и она тяжело больна. Встретившись с Соломоном Майером Ротшильдом, с которым у неё были финансовые дела, виконтесса добилась аудиенции с императором Леопольдом.

Когда за Терунь пришли стражники и приказали следовать за ними, то она подумала, что её отвезут на казнь. Но вместо этого карета доставила Анну к частному дому, где её посадили под домашний арест. Молодая женщина, измученная болезнью, не понимала, чем вызвано такое послабление, пока дверь не открылась и в комнату не вошла Катрин.

- Ты спасла меня!

- Катрин приложила палец к своим губам.

-Тсс, не говори много. Слишком слаба для этого. Скоро придёт доктор, чтобы осмотреть тебя. Пока сделано только полдела. Я сумела заинтересовать императора твоей судьбой. Он захотел лично на тебя взглянуть. Как поправишься, я отвезу тебя к нему. После этой встречи, мы вернёмся с тобой во Францию.

- Австриец отпустит меня, даже если я буду вести с ним революционные речи, прославляя республику?!

- Даже так. Уже всё решено. И только твоя болезнь и любопытство императора удерживают нас здесь.


Рецензии
Виконтесса очень благородная. А вот как сплетни искажаются. Да ещё при этом судьбы людей меняются. Так и хочется крикнуть--Да здравствует революция. Молодец Анна!.

Алла Мындреску2   27.10.2021 13:40     Заявить о нарушении
Как твоё самочувствие, революционерка?))

Светлана Енгалычева 2   28.10.2021 21:50   Заявить о нарушении