C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Память сердца Kuruwinda гл. 26

Лев Пенджаба. "Ади Грантх"

Как сердце Данко пламенный рубин,
Как будто капли крови в нём застыли.
Средь красных самоцветов он один,
Во все века которого ценили.
(Татьяна Лестева)

  Индийская астрология называет рубин камнем власти, силы и бурной энергии, связанной с кармой людей целеустремленных и ярких. Этот сгусток энергии укрепляет силы, прогоняет тоску и защищает от злых чар.
 Главное мистическое свойство рубина - рождать влечение к великому. На руке благородного, нравственного человека он ведёт его к победам и великим подвигам, а простым людям даёт счастье и любовь.
  Рубин неоднозначно действует на слабовольных людей. Они рискуют больше других, вeдь нeизвecтнo, в кaкoe pycлo caмoцвeт oбepнёт тaкую чepтy хapaктepa.
  Рубин пробуждает в них храбрость, ответственность, избавляет от комплекса неполноценности.
  А с другой стороны,  камень может завести в тупик.(1)
Хотя...
"Жизнь открывает перед нами множество дорог. Люди сами выбирают те, что ведут в тупик"
("Жемчужины мысли")
  Владельцы  Рубина находятся в полной безопасности даже среди врагов, неуязвимы, если носят камень под одеждой на теле. Желательно никогда с ним не расставаться.
   Людям жестоким, склонным к насилию, гневливым и невоздержанным изделия с рубином не рекомендуют, так как он усиливает их отрицательные качества.
"Сквозь перстень, алый блик мелькнул
в червлёном серебре рубин пылает,
и тайну страшную в себе хранит
и никому на свете, он её не раскрывает.
(Булат Туматаев)
  Рубин - камень Львов (23.07–23.08). Этот камень позволяет им почувствовать свою исключительность и значимость. Львы, как правило, отличаются силой, страстностью,  властностью, всегда стремятся быть лидерами. Они рассудительны, но пылки, склонны командовать, но уважают иерархию власти.
  Львам рубин полезен тем, что положительно влияет на сердечную систему.
  Женщинам рекомендуется носить рубин в кольце на левой руке или в качестве вставки в подвеске, чтобы минерал располагался ближе к сердцу. А мужчине, который обладает этим замечательным камнем, рекомендуется носить талисман в том месте, где его никто не будет видеть, на шее, в качестве вставки на нательном кресте. Говорят, что если выставить рубин на общее обозрение, он не будет защищать своего владельца.(2)
  Лучше всего рубин  сочетается с золотом, поэтому предпочтительнее ношение рубина в золоте - так они будут усиливать друг друга.
  Тaк кaк pyбин - кaмeнь oгнeннoй cтихии, eму пpoтивoпoказaнa дpyжбa c минepaлaми Вoды, пoтoмy чтo oни пpocтo yничтoжaют дpyг дpyгa.
 C минepaлaми зeмнoй cтихии тaндeм тoжe вpяд ли пoлyчитcя -  oгнeнный pyбин пoдaвит энepгeтикy зeмных caмoцвeтoв. (3)
О сердце, будь как этот камень:
Своей судьбе не прекословь
И претворяй в бессмертный пламень
Всех мук своих живую кровь.
(Дмитрий  Мережковский)

Шер-и-Пенджаб или  "Лев Пенджаба"

  Ранджит Сингх (4) -  первый сикхский махараджа Пенджаба*.
* Сикхи -  это культурно-религиозная группа, проживающая в Пенджабе.
   Пенджаб (с санскрита "пятиречье") - штат на северо-западе Индии, с  1947 года разделенный между Индией и Пакистаном.
   Махараджа - индийский князь, высший ранг, доступный индусу.
   Ранджит Сингх - основатель Сикхской империи на северо-востоке Индии в начале XIX века.  Несмотря на то, что он пережил оспу в младенчестве и потерял зрение на левый глаз, свою первую битву Ранджит провёл в возрасте 10 лет  бок о бок с отцом.
  В народе  известен как Шер-и-Пенджаб или "Лев Пенджаба". Камень Рубин приумножал его силу,  учил быть целеустремлённым, вёл вперёд. С помощью камня Ранджит  легко преодолевал преграды, достигая цели, несмотря на препятствия.  Рубин придавал ему энтузиазма, ловкости, смелости, помогая  сконцентрироваться на самом важном.(5)
"Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы"
(индийская мудрость)
  Ранджит Сингх родился 13 ноября 1780 года в семье Махи Сингха  и Радж Каур, дочери раджи Гаджпата Сингха из Джинда*, в Гуджранвале, в районе Маджха Пенджаба (ныне Пакистан).
*Джинд -  город на севере Индии,  столица одноимённого туземного княжества, основанного в 1763 году раджой Гаджпатом Сингхом. В период с 1809 по 1947 год Джинд находился под британским протекторатом. В 1948 году княжество вошло в состав штата Патиала и союз государств восточного Пенджаба независимой Индии.
  В конце XVIII века, после распада Империи великих моголов, Пенджаб был разделён, находился в управлении сикхов и  афганцев.  Отец Раджит Сингха был главой сикхского клана (мисаля) Сукерчакия.
* Мисаль - военное объединение сикхских кланов. Каждый мисаль состоял из воинов, присягавших главе мисаля - мисальдару. Мисаль мог насчитывать от нескольких сотен до десятков тысяч солдат.
"Сначала идет не вершение добра, а воздержАние - от нанесения вреда и добавления страданий…"
(Нисаргадатта Махарадж)
  Имя Ранджита Сингха при рождении было Буддх Сингх, в честь его предка, который был учеником гуру Гобинда Сингха, и чьи потомки ещё до рождения Ранджита Сингха создали мисаль  Сукерчакия.(6)
  В ознаменование победы армии над мусульманским вождём Чата Пир Мухаммедом раджа Гаджпат Сингх изменил имя сына на Ранджит - буквально "победитель в битве". Так предрешил его судьбу...
   Ранджит был совсем  маленьким, когда заболел оспой. После выздоровления лицо не только покрылось рябью, самое страшное, что мальчик не стал видеть левым  глазом. 
 К тому же  Ранджит был невысок ростом, неказист, хотя это нисколько не  мешало ему радоваться жизни.
Ранджит Сингх  известен своим острым умом. Вот  знаменитый диалог, который произошел между ним и его  королевой Мораан, мусульманской куртизанкой. Она обратила внимание на его полное отсутствие физической красоты, сказав:
"Сир...Где вы были, когда Бог раздавал красивую внешность?"
   Этот вопрос не застиг  Ранджита в расплох. Он, как истинный махараджа,  лихо пошутил:
”Моя дорогая леди , когда вы стояли в очереди за красивой внешностью, я искал Власти и престижа".
  "Искал власти и престижа..." И это, несмотря на то, что Ранджит Сингх никогда не учился в школе, не умел читать и писать, однако знал  алфавит Гурмукхи*. (7) Как истинный индиец!
*Гурмукхи -  письменность индийского языка панджаби -  одного из официальных языков Индии.
   Отец позаботился о том, чтобы  Ранджита, как его будущего наследника,  с ранних лет  обучали верховой езде, стрельбе из мушкета и другим боевым искусствам. Ранджит  рос любознательным мальчиком, юношей, мужчиной.
  Ему было 12 лет, когда  умер отец, он стал  главой клана  Сукерчакии Мисл. Воспитанием мальчика занималась его мать - Радж Каур.
  Первое покушение на жизнь Ранджита было совершено, когда ему было 13 лет. Несмотря на то, что нападавший был намного старше и опытнее, Ранджит Сингх победил его и убил.
"Мир, в котором вы - единственный источник и основа, находится всецело в вашей власти. Что было создано, всегда может быть разрушено и создано заново. Всё желаемое сбывается, если вы действительно этого хотите"
(Нисаргадатта Махарадж)
  В  15 лет Ранджит Сингх женился на своей первой жене Мехтаб Каур,  единственной дочери Гурбакша Сингха Канхайя  и Сады Каур, внучки Джай Мохана Сингха,  основателя мисаля Канхайя.(8)  Этот брак был предопределён заранее, как попытка примирить враждующие сикхские мисали. Невесте было всего 13 лет.
  Однако брак не удался, и Мехтаб Каур никогда не простила, что её отец был убит отцом Ранджита Сингха, и она, в основном, жила с матерью после замужества. Кроме того, в 1798 году  Ранджит Сингх  снова  женился. Его избранницей стала Датар Каур.
  В этом же году умерла мать Ранджита, регентом при нём осталась  тёща - Сада Каур. Она тоже попала  под влияние красного рубина, подталкивала Ранджита вперёд, к присоединениям территорий, и начала с Лахора.*
"Тот, кто контролирует Лахор, контролирует Пенджаб,  - заявила она Ранджиту. -  Жители Лахора устали  от правления Бханги - мисла и  сами просят, чтобы мы их захватили".
* Лахор - второй после Карачи город в Пакистане. Первоначально столица и крупнейший город Пенджаба.
 7 июля 1799 года 19-летний Ранджит Сингх и Сада Каур с 25-тысячным войском напали на Лахор. Жители Лахора сами открыли для них городские ворота. Ранджит вошёл в Лахор через ворота Лахори, а Сада Каур -  через ворота Дели.
 Ворота Лахори и ворота Дели  - одни из 13 ворот города-крепости Лахора,  ворота Лахори -  самые старые ворота старого города.
Через два года Ранджит Сингх стал королём Лахора.
  Лахор, некогда бывший столицей двух империй - Газневидов и Великих Моголов и независимого государства сикхов  как сказочная птица Феникс на протяжении многовековой истории не раз воскресал после полного уничтожения, разрушался и восстанавливался, сгорал дотла и отстраивался.
  13 городских ворот построены во время правления Великого Могола Акбара, перенёсшего в Лахор столицу в 1584 - 1598 гг. Стены и ворота постепенно ветшали и в 1812 году по приказу Ранджит Сингха были отстроены из старых кирпичей. Вокруг стен был вырыт  глубокий ров и насыпан широкий земляной вал, ворота остались на старом месте и сохранили прежние названия. (9)
  Через ворота осуществлялись церемониальные и военные въезды - савари, поэтому некоторые в тёмное время суток  были ярко освещены не так, как жилые кварталы.
"Города не бывают жестокими. Только люди"
(Мария Свешникова)
   После нескольких военных кампаний все сикхские мисали признали Ранджита Сингха лидером и 12 апреля 1801 года он принимает титул "Махараджа". В результате Пенджаб становится  объединённым сикхским государством.
   В  1802 году Ранджит Сингх, подталкиваемый той же Садой Каур,  распространил свою  власть на    Амритсар* - священный город сикхской империи.
 *Амритсар - город в северо-западной Индии, в штате Пенджаб, священный город сикхов. Основан четвёртым гуру Рам Дасом. В  1577 году он купил участок земли и заложил город Рам Дас Пур (нынешнее название Амритсар). В этом городе ещё при при Рам Дасе был вырыт священный пруд Амритсар - "Океан амриты". Амрита - напиток богов. Выросший здесь большой город получил название Амритсар.
  В центре пруда  находится Хармандир-Сахиб (Золотой храм), главная сикхская гурдвара - Врата Гуру -   центр религиозной и социальной жизни сикхской общины.
   Именно  благодаря Ранджит Сингху Хармандир Сахиб и стал золотым. В 1830 году мраморные стены храма были покрыты золотой фольгой, пожертвованной им.
  Рядом с Золотым храмом, на западной стороне священного пруда расположен Акал Тахт (буквально трон Бессмертного) -  одна из главных сикхских святынь.
   Акал Тахт был возведён  как символ светской власти в 1606 году.
На площади перед Акал Тахт  собирается сикхская община на праздники, собрания, проводится церемония посвящения.
  Из Золотого храма по традиции в Акал Тахт на ночь помещается священное писание сикхов  "Ади Грантх"*, которое каждое утро торжественно переносят обратно. В Акал Тахт хранятся драгоценные для сикхов предметы: меч гуру Гобинда, документация сикхской общины.
* Ади Грантх - Священное писание сикхов, основной сборник молитв и  руководств по молитвенной практике. Буквальный  перевод: Изначальная книга.  Другое название Писания -  Гуру Грантх Сахиб (Господин Гуру Книга). Часто к названию Книги добавляют слово Сири, то есть "Великий".
  Многие части Ади Грантх записаны шрифтом гурмукхи, алфавит которого хорошо знал Ранджит Сингх.
   Текст Книги начинается с графического знака -цифры "1". Это символ Имени Бога. Далее в Книге цифра "1" в этом значении встречается много раз. К Богу по всему тексту обращаются на "Ты", что также подчеркивает Его единственное число. Очень интересно то, что текст в Книге записан сплошными строчками, без перерывов между словами - так, как это принято в санскрите. Как известно, на санскрите записаны священные книги индуизма - Веды, которые сикхские вероучители отказывались принимать во внимание. (10)
   Поэт Бхаи Гурдас записал текст Ади Грантх.   При работе над Книгой были учтены все имевшиеся записи стихов и проповедей всех сикхских гуру. (11)
  В священное писание сикхов  были включены так­же избранные стихи индийских бхактов и мистиков, как индусов, так и мусульман. Получилось около семи тысяч стихов.
  Ади Грант провозглашает единство бытия, призывает к постоянному размышлению о Первопричине, устанавливает моральные и этические нормы для развития души, духовного спасения и единения с Абсолютным началом. (12)
"Я верю в то, что "Ади-Грантх" есть писание, обладающее высшим этическим авторитетом как Божье откровение"
(верования сиксизма)
  Перед тем как подойти к Книге, сикх со­вершает омовение, полощет рот, надевает чистые одежды, снимает обувь и покрывает голову так, как если бы он приближался к гуру. Некоторые особенно важные гимны и молитвы читают каждый день, в определённое время или при необходимости.
  Кни­гу читают из разных мест или те гимны, которые особенно подходят к случаю. Это называется гурбани киртан. Особый сикхский обычай состоит в пол­ном прочитывании Книги. Когда Книгу читают це­ликом, не останавливаясь ни на минуту, сменяющие друг друга исполнители, это занимает два дня и две ночи (около 48 часов) и называется акхапд патх (бук­вально: "безостановочный путь").
  Сплошное чтение текста, прерываемое только на ночь, садхаран патх ("полный путь"), занимает семь дней и более и ино­гда называется сапта патх (буквально: "недельный путь"). Оба вида прочитывания всей Книги прово­дятся и в храме, и в частных домах - как особые ритуалы. Книгу не только читают. У сикхов приня­то открывать её наугад и узнавать совет гуру по то му, на каком месте откроется Книга. (13)
"Я верю в силу принятия фамилии "Сингх", что переводится как "лев" и означает смелость, и в пять символов: 1) белая одежда (чистота), 2) меч (храбрость), 3) железный браслет (нравственность), 4) неподстриженные волосы и борода (отречение) и 5) гребень (чистоплотность)"
(верования сиксизма)

(1) О камнях ру
"Pyбин - cимвoл дoлгoй и cчacтливoй жизни"
Дpaгoцeнныe кaмни ogems.ru/ драгоценности. Рубин
 (2) "Рубин: магические свойства камня, виды и цвета, кому подходит" Alltime.ru
(3) "Магический мир драгоценных камней" сайта   ifeglobe.net
(4) Ранджит Сингх (13.11.1780 -  27.06. 1839) -  первый сикхский махараджа Пенджаба (1801-1839), создатель независимого сикхского государства.
(5) читайте: "Память сердца Kuruwinda гл.23 Знаки Зодиака. Рубин для Скорпиона.
(6) Нисаргадатта Махарадж
Шри Нисаргадатта Махарадж (17.04. 1897 - 8.09. 1981) - индийский гуру, учитель адвайты (недвойственности)
  Адвайта -  индийское философское учение о тождестве человеческого духа с мировым духом (advaita = "недвойственность", "единство")
   Гобинд Сингх (22.12.1666 - 7.10.1708) -  десятый и последний сикхский * гуру, великий воин, талантливый поэт, лидер народных масс. Как Реформатор заложил основы будущего Сикхского государства.
 *сикхизм от слова "последователь, ученик" -  монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента -  месте встречи индуизма и ислама, первым сикским гуру (духовным учителем) Нанаком Дэвом (1469-1539), основателем религии сикхизма.
(7) Гурмукхи -  письменность индийского языка панджаби. Создателем письменности считается второй сикхский гуру Ангад.*
  * Ангад (31.04.1504 -  28.03.1552) - второй из десяти сикхских гуру, изобретатель алфавита гурмукхи, которым написаны многие части Ади Грантх -  основного сборника молитв и руководств по молитвенной практике, священный для сикхов.
(8)  Мехтаб Каур (ок. 1782 - 1813),  единственная  дочь Гурбакша Сингха Канхайя (1759 - 1785) и Сады Каур, внучки Джай Мохана Сингха (1712 - 1793)
Рани Сада Каур (ок. 1762 - 1832) была главой Канхайя Мисл с 1789 по 1821 год. Иногда её называлиСардарни Сада Каур
Сада Каур - ru.abcdef.wiki
(9) А.А.Суворова "Городские ворота Лахора". Вестник Московского университета сер.13 Востоковедение 2008 ; 2
(10) В Контакте "Сири Гуру Грантх Сахиб, священная книга сикхов. Что это такое".
группа "СО ПУРКХ - Вдохновение и Благословение".
(11) Бхаи Гурдас (1551-25.08.1636) - влиятельный  сикхский  писатель, историк и проповедник. Один из первых книжников Ади Грантх.
(12) АДИ ГРАНТ (Священное Писание сикхов) | Кундалини Йога и Сознание | ВКонтакте.
(13) Гуру Грантх Сахиб
(Ади Грантх) с сайта:sikhism.ru/
статья основана на материалах книги:
Е. Н. Успенская, И. Ю. Котин "Сикхизм".  Издательство: Петербургское Востоковедение, Азбука-классика, 2007


Рецензии