Там день начинается рано

Этот отпуск я провела в Израиле. Наконец, мои желания совпали с возможностями.
…В последние годы, знакомясь с чужой землей, иными городами, культурой и людьми, я воспринимаю их не автономно, а в соотношении со страной, в которой живу. Например, есть у нас «это» или нет? Лучше у нас или хуже? Будет у нас «это» когда-нибудь или не дождемся? Под «этим» подразумеваются все интересные события, достижения,  все просто мало-мальски стоящее, с чем пришлось столкнуться вдали от Родины. Наверное, возраст,- раньше я умела просто восхищаться. Теперь примешалось «занятие» - сравнивать. Занятие, надо сказать, не всегда благодарное, потому что часто совсем даже не способствует укреплению во мне чувства патриотизма. А ведь я в себе это чувство уважаю, стараюсь оберегать и всячески лелею. И сейчас всё, что вы читаете, прошу тоже воспринимать исключительно под призмой патриотизма.
…Ощущение, что я попала в очень дружелюбную среду, появилось у меня сразу и внезапно. По прибытии в Бен Гурион – аэропорт Тель-Авива. Друзья мои решили организовать фоторепортаж о моем пребывании в Израиле, поэтому стали фотографировать меня с первых шагов по стране. В аэропорте подруга, пожелав запечатлеться вместе со мной, попросила стоящую рядом женщину сфотографировать нас. Не успела та навести объектив, как рядом с нами пристроился ее муж с ребенком на руках. Мы оторопели, а веселый мужчина свой поступок затем объяснил просто: ему тоже захотелось сфотографироваться с нами. Так и улыбается теперь он с той фотографии, словно родственник какой или друг. А я даже имени его не знаю. Эта легкость в отношениях и доброжелательность, несмотря на то, что жизнь в Израиле, совсем даже не сахар, бросались в глаза настолько часто, что я грешным делом решила, что они суть еврейского национального характера.
Вообще, как и другие южане, евреи - народ шумный, в присутственных местах разговаривают громко, в выходной (шабат) отдыхают в парках и на пляжах целыми семьями, а в рабочие дни их пенсионеры любят встречаться за чашкой кофе в каньонах (почему-то так «бывшие наши» называют супермаркеты). Необычным кажется и то, что с детьми здесь возятся исключительно папаши: играют с ними, носят на руках, потакают их капризам, мамы при этом просто как бы присутствуют, не вмешиваясь в процесс. В автобусах молодые люди запросто могут поставить ногу на свободное сиденье, и я не видела, чтобы кому-то за это сделали замечание. У нас, слава богу, такое поведение считается недопустимым.  Зато к безусловным плюсам Израиля следует отнести то, что в общественных местах здесь часто можно видеть  инвалидные коляски; инвалиды не запрятаны по квартирам, жизненное пространство страны хорошо приспособлено для них. Их видишь и на концертах, и на курортах, и в кафе.  Это у нас инвалидов словно и нет, словно вся Россия состоит исключительно из здоровых людей, а там колясочники постоянно на улице. Часто их прогуливают люди, внешне похожие на гастарбайтеров. Такое же трогательное отношение здесь и к старикам.
Как-то в маршрутке я стала свидетелем такой сцены. Машину остановила маленькая сухая старушонка, в руках которой, тем не менее, была целая охапка каких-то метелок и швабр. Прежде чем войти в салон, старушка стала пытаться втиснуть туда это свое богатство, но у нее никак не получалось. И тогда водитель (!) покинул свое место, подошел к старушке, помог ей положить «багаж» в маршрутку и войти самой. Вся эта процедура заняла время, но никто из пассажиров не выказал нетерпения, никто не возмутился, словно и торопиться им некуда. Через несколько остановок ситуация повторилась, ибо старушке пришла пора выйти, и снова водитель помог ей. Вы можете себе представить такую картину в нашей маршрутке? Может быть, вы видели, чтобы наши водители когда-нибудь сделали шаг навстречу «проблемному» пассажиру?  Мы давно смирились с тем, что, катаясь по улицам Петербурга, водители решают одну-единственную свою проблему: больше заработать.
Однако не будем отвлекаться. Особая статья – жизнь молодежи. В семье, в которой я жила, двое взрослых детей. Оба, отслужив в армии, учатся и работают. Оба ежедневно встают в 4.30 утра, чтобы успеть  на работу. Вообще, работать начинают рано, чтобы успеть до солнцепёка. Ведь в июле под открытыми лучами солнца можно получить ожог кожи за какие-нибудь полчаса. Настоящая жизнь у молодежи начинается после захода солнца. Тогда в городах парни и девушки собираются в открытых кафе и ночных клубах, а на курортах – в прибрежных ресторанчиках или просто шумными компаниями гуляют вдоль пляжей и отелей. Создается впечатление, что вся молодежь посещает здесь танцевальные кружки, настолько здорово все танцуют!
Как и наши молодые, все одеты по-разному: ярко, модно, неформально. Как и наши, во время своих «тусовок» производят впечатление людей беззаботных и легкомысленных. Но в отличие от наших, никто и нигде не ходит по улице с бутылками пива. Это просто не в культуре израильской молодежи. Не раз на пляжах Красного и Средиземного морей наблюдала за молодежью, отдыхающей шумными компаниями, но ни парни, ни девушки при этом себя не взбадривали алкоголем. За месяц отпуска нигде не повстречала ни одного пьяного молодого человека. Как и немолодого – тоже.
Во всех городах страны сплошь и рядом молодежь в военной форме, ведь служат не только в армии, но и охраняя супермаркеты, вокзалы и пр., наблюдая за общественным порядком, работая в больницах и домах престарелых. За редчайшим (ну, просто очень редчайшим!)  исключением от воинской службы  здесь никто не уклоняется, хоть у родителей так же разрывается сердце от страха за детей, которые охраняют границы государства.
В массе своей у людей почтительное отношение к своему здоровью. Вечером на улицах и пляжах можно увидеть людей разного возраста, занимающихся спортивной ходьбой или бегом, играющих в волейбол или теннис; практически у всех моих знакомых в квартирах есть уголки или отдельные комнаты с тренажерами.
И все-таки людей с лишним весом в Израиле много. Кухня здесь обильная, вкусная и разнообразная. На улицах вместе с фруктами  щедро торгуют хлебобулочными изделиями, сдобренными разнообразными приправами, коих я с собой оттуда вывезла в большом количестве. На израильском хлебосольном столе можно увидеть много мясных блюд, морепродуктов, салатов, но вкусной, как у нас, красной рыбы нет. Она здесь вся привозная.
И, наконец, я хорошо поняла, что каждый израильтянин – патриот своей страны. Может, конечно, именно с такими мне просто выпало общаться, может, есть и другие. Только вряд ли. За месяц, проведенный в Израиле, я встречалась с людьми, которые были искренне заинтересованы в том, чтобы впечатление об их стране было только положительным. А еще лучше – прекрасным. Поэтому старались так, чтобы ни одной проблемы, даже неудобства, у меня не возникало. Знакомясь со мной, все сначала задавали один и тот же вопрос: понравилась ли мне страна? И потом до занудства выпытывали: что именно понравилось и долго оправдывали «объективными причинами» то, что мне «не показалось». Многие из них, как дети (или просто, как настоящие граждане), считают, что все в их стране – самое лучшее. Самое лучшее образование, самое лучшее воспитание детей, самая лучшая разведка в мире, самый лучший отдых…Такой оптимизм иногда вызывает снисходительное к себе отношение. Ведь он непривычен. В великой России чаще встретишь другое: желание к самобичеванию и обсуждению с гостями наших проблем и недостатков.
Но порой, приехав из-за рубежа и вдохновившись чужим вдохновением, так сильно захочешь и у себя на родине знать, верить и рассказывать другим, что живешь в самой лучшей стране на свете!
Светлана Задулина


Рецензии