Страшный сон Смекайлы
И этому есть документальное подтверждение. В средневековой книжной графике.
К рисункам времен Средневековья есть множество вопросов, на которые пока не удаётся получить ответы. Например, почему котов изображали с человеческими лицами. Или почему кроликов на старинных картинках рисовали кровожадными существами.
Эти животные частенько были героями дролери, или маргиналий – рисунков на полях средневековых рукописей, которые не имели явного отношений к текстам. На изображениях они убивали людей, других зверей, или просто всячески бесчинствовали. Предполагают, что монахи, которые делали эти рисунки, показывали кроликов как нечистых животных, погрязших в грехе. Либо средневековым художникам просто было забавно от того, что безобидный кролик отрубает кому-то голову...
А каковы ваши версии?..
Приложение
Версия Википедии
В принципе, тут основное понятие это "Мир с ног на голову" (Inversus Mundus) топоcы, как исторически устоявшиеся в коллективном воображении и передающиеся в художественно-повествовательной формe стереотипы, банальности, "естественности" освещающиеся в литературном и иконографическом жанрe способом радикального переворота ролей и социальных отношений, подрывом общeго значения и восприятия социальных норм и иерархий, властных отношений между различными субъектами..., Свержение мира часто принимает форму репрезентаций с изменением ролей и отношений между животными и людьми (зайцы, которые охотятся на людей, животные, которые ездят верхом на людях, овцы, которые стригут пастыря и т.д.).
В других случаях существует символическая инверсия иерархических отношений, когда подчиненные фигуры берут на себя подчиненную роль по отношению к обычным отношениям силы и власти со своими коллегами ( слуга / хозяин, богатый / нищий , учитель / ученик, родители / дети , священник / верующие , муж / жена , женщины / мужчины и т.д.) с подавлением обычного социального порядка .
Подобные изображения часто встречаются в средневековом искусстве , в иллюминированных скульптурах и рукописях...
там можно всю страницу в русском переводе посмотреть.
Кролики и зайцы - не единственные животные, подпадающие под тему «Перевернутый мир», очень популярной между тринадцатым и шестнадцатым веками: среди главных героев этих изображений лисы, охотничьи собаки, обезьяны, рыбы, улитки (часто изображаемые в сражения с рыцарями в доспехах) и огромным количеством мифологических или сверхъестественных существ, включая «Зеленый летающий пенис», изображенный в Decretum Gratiani (1340–1345). Трудно с уверенностью установить, почему средневековые писцы вставляли эти изображения в тексты, которые часто имеют большое культурное значение. Столкновения между улитками и рыцарями иногда можно интерпретировать как постоянное противостояние между деспотической аристократией и бедными людьми, но этот тип маргиналии часто, кажется, осуществляется без какой-либо конкретной цели, дидактического намерения или скрытого сообщения. Особенно когда вы сталкиваетесь с изображением кролика, едущего на улитке, сражающегося с собакой, едущей на кролике.
Вот очень качественная статья (на немецком) по этой теме, с множеством ссылок на первоисточники с изображением кроликов в контексте маргиналий.
Образ зайца или кролика в баснях носит обычно трусливый и осторожный характер, но также считался дерзким животным с излишним любопытством, был символом чистоты и хрупкости.
С конца 16 века сатирические сочинения «с кроликами» принадлежат к дискурсу дураков, в котором кролики означают взорванных, капризных людей. Например, «Theses de hasione et hasibili qualitate». Озайчивание или окролячивание было олицетворением порочной глупости, выскочки и шуты, которые занимаются подстрекательством дьяволу или обманом; они ненавидят, ведут себя как зайцы.
В Библии заяц называется нечистым (Лев. 11: 6; 5. Мо. 14: 7).
Свидетельство о публикации №221101900537