Особые дети. часть2 ДИМА. часть 3. КАТЯ И ЯНА

После того как подросток Коля Р. побывал у нас, он возомнил себя избранным, стал не слушаться воспитателей и нянь, сбегал из интерната с другом Иваном, в результате попал в изолятор интерната, а затем психиатричку в Осе, а потом и психбольницу в Перми.
Я узнала об этом случайно, навещала его, благо была в отпуске, потом забрала Колю после выписки к нам домой, а на следующий день мы втроём с сыном Сашей уехали на автобусе в деревню Мостовую Осинского района. Думали, что подросток будет хоть немного помогать нам в огороде, но получилось не так. Он ходил и только разговаривал по телефону с друзьями, отдавал им приказы.

Психолог-аналитик из фонда «Поможем детям» беседовала со мной и сказала, что у таких детей нет чувства благодарности. Но оно у них есть ,но только на короткое время. В сентябре у Коли - день рождения, но его опять отправили в Пермь в психбольницу на лечение и забыли про него. Я его там нашла, купила груш, яблочного сока, пирожных и конфет, разложила на столе, он пришел. Поздравила, покушал, что осталось медсестра, убрала в холодильник. Возможно, ненадолго у них чувство благодарности, но оно есть. Мы стоим с Колей и ждём, когда откроют дверь в коридор, где палаты. Вдруг он кладёт свою голову на моё плечо…

Социальный педагог интерната дала мне познакомиться с делом Николая Р. Там я, нашла  среди разных бумаг отказную записку его родной матери от маленького Коли.  Она указывала, что «не возьмёт сына-инвалида», и письмо его отца из ИТК по случаю скорой амнистии, да фото темноволосого с большими глазами малыша, который сидел в тазике. Когда я читала отказную записку его матери Тамары, то плакала. Так малышом Коля попал в дом ребёнка, потом в интернат в Кизеле, потом в этот Осинский детский дом-интернат в 1985 году.
Поведение подростка было разным: курил часто в открытую, меня и мужа не слушался.
Пришлось его отвезти через несколько дней в интернат. Приехав с ним в интернат, показала его медикам. Воспитатель Рафиса Аскаровна спустилась, мы немного поговорили, и она его увела в группу, именно тогда она мне посоветовала обратить внимание на шестнадцатилетнего парня Диму Штягина, который читал журналы про машины и животных, читал детские книжки.

            Дима

Однажды, когда я была в интернате и передавала подарки своим подопечным девочкам разных возрастов, зашла в группу Коли, где были парни с 14 до 18 лет. Воспитатель Рафиса Аскаровна посоветовала поговорить с темноволосым, высоким подростком Димой Ш.  Меня поразило, что до сих пор у парня самые яркие воспоминания — это смерть и похороны его матери, хотя прошло уже много лет, но для впечатлительного подростка — это было как вчера. Он спокойно рассказывал, что маму Ольгу сбила машина в городе Кудымкаре, где они жили с мамой и бабушкой, работавшей крановщицей на стройке. Правда воспитатель показала мне одно склеенное фото семьи Димы. На фото: темноволосая мама Оля, папа, дрессировщик обезьянок, и маленький Дима в коляске. Дима часто рассматривал это фото, и однажды подросток Коля П. заглянул и выхватил это фото у него из рук, стал смеяться над маленьким Димой и его родителями, а когда услышал о его отце, разозлился и порвал фото.
— Это его отец, дрессировщик?! Врёт ведь, гад! У меня только тётка, а у него, видишь ли, отец! — вспылил Коля П.
Дима расплакался и долго всхлипывал, ведь это фото единственное, что осталось у него от семьи, от матери, воспитатель подобрала обрывки и склеила. А меня попросила, когда передала фото: «Светлана Витальевна, вы же занимаетесь родословием. Может, найдёте Диме родню?» «Парня жалко, очень ранимый, но хорошо учится», — поведала мне она.
У парня было что-то с психикой, он часто плакал, а воспитанники в группе над ним посмеивались.
У Димы была мечта побывать хоть ещё раз в городе Кудымкаре. Он попросил написать ему стих, и я написала стихотворение под названием «Мечта», которое потом стало текстом песни. Дима попросил привезти карту Пермского края, чтобы посмотреть расстояние от Осы до Кудымкара.
Я старалась найти ему родственников в интернете, по разным базам, обратилась в Кудымкар к Елене, бывшей однокурснице, работавшей с гастарбайтерами…
 У неё была паспортная база.
Я узнала из письма Лены, что Ольга Ш. никогда не была замужем, значит, мужчина на фото — это её гражданский муж, что за подростком закреплена двухкомнатная квартира в Кудымкаре, но живёт там его дядя Николай, брат Ольги, погибшей матери Димы, но подростка не отдадут брату, так как он сидел за драку. Дима придумал про отца и обезьянок, а может, так ему рассказала мама.Симпатичный мужчина на фото  кудрявый блондин был его отцом.
На свой день рождения в апреле Дима просил ручные часы. Привезла ему, но он их быстро сломал, помогли друзья — воспитанники из группы. Он был гуманитарием. В июньской поездке на теплоходе Дима мне рассказал, что прошёл тестирование вместе с Аликом и их признали дееспособными, скоро их отправят в Кунгурский район учиться в школе-интернате. Он был этому очень рад, я тоже. В июне следующего года он утонул в реке Чусовой на сплаве, об этом писала «Комсомольская правда». На похороны приезжал его родной дядя Коля. Никто из воспитателей и инструкторов, по моим сведениям, не был наказан. Диме было всего шестнадцать лет, написала об этом стихотворение.
Вспоминаю июньскую поездку…
После теплохода был для ребят сюрприз — поход в зоопарк. Все дети ели вкусное мороженое в вафельных стаканчиках. Ребят поразил своей величиной огромный африканский слон Джонни, который вышел к ним и поднял хобот. Также им понравились тигры, львы, бурые медведи, белый медведь, который нырял в воду и играл покрышкой. Ребят нельзя было оторвать от этого зрелища.
Алик, Денис, Серёжа воспользовались моей добротой и получили ещё по жвачке и ещё по порции эскимо…
Думаю, что этот День защиты детей остался надолго в памяти детей с ограниченными возможностями.

В один из приездов в интернат гуляла с Серёжей недалеко от интерната. И  он мне поведал, как  серьёзно готовился к празднику:  учил стихи, песни и шарады, розыгрыши. Ведь ему надо будет вести концерт, потом последовал рассказ о пьяном отце, который его бил рукой и чем попало, что Серёжа любит выступать на праздниках в интернате и мыть там полы…

Ещё гуляла час с Денисом в следующий свой приезд, покупала ему сок и булочку. Он мне рассказал, что жил на окраине города Лысьвы в частном доме. Их пьяный  отец поджёг случайно дом. Быстро загорелась прихожая, комната, его спасла сестра Наташа, вытащила через окно.   
Потом Дениска улыбнулся, поднял свою небольшую чёлку, показал старый шрам на лбу, память о пожаре. Дениска попросил на день рождения футбольный мяч, который я ему подарила. Как-то наблюдала, как он гордо спускался со своим собственным мячом. Когда увидел меня, лицо его озарилось необыкновенной улыбкой, он весь светился. Вдруг вспомнил и радостно произнёс: «Спасибо, тётя Света, за подарок!» и быстро убежал играть с ребятами в футбол, только я его и видела.

Часть третья

КАТЯ И ЯНА

Катя и Яна две подружки, две светловолосые и голубоглазые воспитанницы детского интерната, почти одинакового возраста. Я с ними познакомилась в 2010 году вначале с Катей О. в марте, потом с её подружкой Яной Х. Семнадцатилетние девушки  были  очень трудолюбивые и добрые по отношению ко мне, к младшим девочкам своей и других групп, помогали няням и воспитателям смотреть и ухаживать за малышами. У о девушек родственников не было, и  были большие проблемы с речью. Многие звуки в словах они произносили очень мягко, поэтому слово видоизменялось с их произношением, например: платье, пальто, Пермь…
  Я старалась их понять, баловала сладким: шоколад, конфеты и подарками, особенно последними подарками, так как им надо было уходить в другой мир, в мир взрослых. Они не выговаривали моё отчество, поэтому разрешила им называть меня просто «тётя Света».
Катя большая  рукодельница. Она красиво вышивала нитками и бисером. Её  работы красовались на многочисленных конкурсах и побеждали. С Катей я не успела попрощаться, она уехала в Губаху, в интернат  без меня. Там она стала успешно заниматься в доме культуры восточными танцами, у неё был красивый костюм, в котором она танцевала, присылала фото в этом костюме в письме.
Яна – очень спортивная, высокая девушка принимала участие во всех соревнованиях и спортивных праздниках интерната, занималась в танцевальном  кружке, танцевала русский  народный танец в паре с Колей Р.  Я  потом её часто встречала, когда она мыла общий коридор в интернате на первых двух этажах.
В одну из последних встреч  с Яной в детском интернате мы сидели в беседке и  спокойно разговаривали о дальнейшей её взрослой жизни  и работе в Перми во взрослом интернате инвалидов. Я потом дважды к ней туда приезжала на Гайву.

А сегодня был летний вечер. Лёгкий ветерок трепал её очень светлые волосы. Яна внимательно слушала мои наставления, я доставала  уже  из её плетёной сумочки с синим крепдешиновым платочком разные украшения из бижутерии: бусы, цепочки, броши, затем показала ей небольшую косметичку с косметикой, где было всё самое необходимое: помада, тени, лак для ногтей.
Я убрала всё обратно в плетёную сумочку из рогозы и вручила девушке. Глаза её светились, но грустный момент расставания витал в воздухе этой беседки. Мы пообещали друг друга не забывать. Она ушла в группу, а я за ворота интерната…


Рецензии