О крещении младенцев
Вопрос о нужности или не нужности крещения младенцев в Библии в прямых формулировках не изложен, так что не сказано прямо: "детей нужно крестить"; или: "детей не нужно крестить". Потому надо говорить честно, что сторонники и противники водного крещения младенцев в своей аргументации исходят из своих ЦЕЛОСТНЫХ СИСТЕМНЫХ богословских представлений. Именно от принадлежности к той или иной богословской школы зависит и то, что человек увидит для себя в Библии. А увидеть там можно и то, чего там нет. Обмануться очень легко. Я это и себе говорю, в первую очередь. Если в своих системных взглядах я допустил где-то ошибку и заблуждение принял в себя под личиною "истины", то это заблуждение произведет свое брожение, по принципу закваски, которая квасит все тесто, и это выльется в искаженное понимание каких-то духовных вопросов. Я это осознаю. Пытаясь быть честным перед своей совестью и перечитав много литературы по данной теме (как сторонников, так и противников крещения детей), я для себя пришел к выводу, что ПРАКТИКА крещения младенцев очень древняя и, скорее всего, восходит к временам Апостолов. Пока я говорю лишь о ПРАКТИКЕ такой, не рассматривая вопрос о том, правильная ли была та практика или неправильная. Потому что ведь и неправильное могло стать традиционным.
Ипполит Римский в конце второго века пишет: «Ко времени пения петуха, он (епископ) пусть молится сначала над водой <…>. Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников»(Апостольское предание).
Ириней Лионский пишет: "Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех – говорю, – которые чрез Него возрождаются в Бога, – младенцев, детей, отроков, юношей и старцев." (Против ересей).
Киприан Карфагенский: "мы думаем, что никому не должно препятствовать в получении благодати на основании закона <…> тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил" (Отцы и учители церкви III века: антология: В 2 т. / сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион. М. :Либрис, 1996. Т. 2 : Ориген, Григорий Чудотворец, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Мефодий Олимпийский. С. 358).
Но какого-то общепризнанного учения о том, надо ли крестить младенцев или нет, не было в древних церквях. Практика крестить детей была. Скорее всего, не общая практика для всех. И учителя церквей учили неодинаково по данному вопросу. Велись споры о возрасте, с какого можно было крестить. Так Тертуллиан пишет: "…те, чьей обязанностью является крещение, знают, что его не следует совершать необдуманно… Поэтому, учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей." (Трактаты)
А Григорий Богослов так пишет: "Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их? — Непременно, если настоит опасность… О прочих же малолетних даю такое мнение: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела, великим таинством совершения." (Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 2 т. Т 1. СПб. : Издательство П. П. Сойкина, 1912. С. 561.)
Как видится мне, у Тертуллиана просматривается чисто рациональный подход, который во-многом схож с современным нео-протестантизмом. А у Григория Богослова уже можно разглядеть веру в важность водного крещения в мистическом значении. Он фактически говорит о том, что если есть опасность смерти, то нужно крестить младенцев, а если опасности рано умереть нет, то лучше оттянуть крещение на позже. Не секрет, что (в четвертом веке) многие даже взрослые в те времена крестились не сразу, как уверовали, а намного позже, оттягивая водное крещение чуть ли не до дня смерти. Это говорит о том, что в те времена среди учителей появилось очень много таких, кто видел в водном крещении именно обещание Богу доброй совести. И был страх не сдержать обещание Богу. Потому и появилась такая крайность, как оттягивать водное крещение на завтра.
На мое субъективное мнение, стремление отцов церквей усложнить доступ к водному крещению, введя экзамены на профпригодность через катехизацию до водного крещения привело именно к тертуллиановому рационализму. Первые задали инерцию мысли, а Тертуллиан и его единомышленники лишь систематизировали начатое не ими. Апостолы же допускали до водного крещения чуть ли не все, что шевелится. Без всяких катехизаций. Катехизацию крещеные в воде проходили уже потом. Даже Симеона Волхва крестили. При этом никого из крещаемых не обманывали, что в водном крещении они получили Духа Святого. Не было такого понимания тогда. Внутри же церквей было полно плотских и иудействующих, которые потом начали вводить различные ереси. Но вошли они в собрание - как все, через водное крещение. Думаю, что именно по этой причине наставники и предстоятели поместных общин решили как-то оградить себя от головной боли - начали фильтровать желающих креститься. И правы они были или нет - вопрос дискуссионный. Но при Апостолах того точно не было. И я сторонник того, что отказывать в водном крещении нельзя никому, если человек изъявил желание принять христианскую веру. Научаться той вере можно и нужно всю жизнь. Повеление же Христа ранее Им Самим наученным ученикам научать и крестить народы вовсе не обязательно предполагает последовательность, что, дескать, сперва научить, а потом только крестить в воде. Авраам сперва уверовал, а потом был обрезан. А вот его потомки сперва были обрезаны, а потом их уже только научали вере. Так и в христианстве. Взрослые, из первого поколения уверовавших сознательно принимают водное крещение, уже уверовав до того. А вот детям своим они уже прививают веру, в том числе и через водное крещение.
Неопротестанты учат, что водное крещение - это обещание Богу доброй совести. При этом они ссылаются на Апостола, сказавшего: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа" (1Пет 3:21). Но Петр здесь обращается к тем, кто до уверования не имел доброй совести. Вот такие люди, принимая Христа, каются и обязуются впредь хранить совесть чистою. Но не все до того, как стали христианами, имели грязную совесть.
"Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства." (Ин 1:47). Т.е., Нафанаил имел добрую совесть еще до того, как примкнул к ученикам Иисуса.
Апостол Павел, перечисляя пороки, с которыми нельзя обрести Царство Небесное, говорит уверовавшим коринфянам: "И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего." (1Кор 6:11). Т.е. не все утопали во грехах до уверования, а лишь "некоторые". Но неопротестанты со своим книжным буквализмом ввели учение, согласно которого принять крещение можно только тем, кто сперва грешил, повредил свою совесть, а потом пообещает Богу добрую совесть... Если ребенок не может покаяться и пообещать Богу добрую совесть, то его нельзя и крестить в воде...
Вопрос с крещением детей тесно связан с пониманием того, что вообще есть водное крещение. Когда-то писал здесь: http://proza.ru/2020/01/14/1875 Петр же в 1Пет 3:21 пишет вообще не о водном крещении, а о погружении в дух, во Христа. Мы Христом спасаемся, Его воскресением. И спасаемся все, а не только взрослые. Как и Ириней Лионский говорит: "Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех – говорю, – которые чрез Него возрождаются в Бога, – младенцев, детей, отроков, юношей и старцев." (Против ересей). Потому что ВСЕМ людям должно родиться свыше. Не только взрослым, но и детям, и грудным младенцам. И Христос спас все человечество в Себе, в том числе и неосознанным грудных младенцев, даровав и им небесную природу, в которой искупил их от земли. И даровал не спрашивая согласия на то, ни у детей, ни у родителей их, исключительно по Своей милости. Не от дел, не от покаяния кого-то, не через водное крещение, а просто так, по благому Своему волению. Если рождение свыше может подаваться не от воли и желания человека, то с какой стати осуждают водное крещение детей? Когда крестят малых детей, то тем свидетельствуют миру, что во Христе и в рождении от Духа нуждаются все люди. Без рождения свыше каждый человек лишь кровь и плоть, зачатая и рожденная от земных родителей. Рожденное только лишь от биологического зачатия на небо взойти не может..
2021.10.19
Свидетельство о публикации №221101900988
Очень здравое рассуждение, особенно, когда речь идет о первоисточнике.
"крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести" (1Пет.3;21)
Вы приводите фразу апостола в Синодальном переводе, но в оригинале она звучит иначе: "крещение, не плотския отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога"(1Пет.3:21)
Чувствуете разницу? Одним словом протвопоставлены два мировоззрения, католическое и православное.
На эту тему есть интересная статья «ЭПЕРОТИМА» для МАРЦИНКОВСКОГО (1Пет.3:21)
Вот небольшая выдержка из нее:
"...сам перевод фразы «обещание Богу доброй совести» является очень спорным в отношении слова «обещание». Этим словом переведено греческое επερώτημα [эперотима]. Данное существительное встречается в греческом тексте Нового Завета только один раз, поэтому нельзя посмотреть, с каким значением оно употребляется в других местах, однако его глагольная форма – επερωτάω [эперотао] – в разных своих модификациях встречается в Новом Завете 59 раз, и все 59 раз означает только просить, спрашивать, вопрошать, а отнюдь не обещать.
...Итак, мы видим, что 59 раз в Новом Завете данный глагол употребляется в смысле вопрошения, и вдруг, когда появляется отглагольное существительное, оно почему-то должно принять смысл обещания… Не странно ли?" (http://kolagino-prihod.cerkov.ru/eperotima-dlya-marcinkovskogo-1pet-321/)
Сергей Пометнев 19.10.2021 14:45 Заявить о нарушении
Александр Певчий 19.10.2021 15:39 Заявить о нарушении