Суп

Отец научил меня варить суп,когда я училась во втором классе. Ему просто надоело, что еды в доме нет. Вернее, её много, когда в доме гости, а в остальное время - нет. Из-за этого возникали ссоры, скандалы...

Мать с бОльшим удовольствием занималась огородом, хлевом, рукоделием, чем домашней женской работой, в том числе готовкой. У неё "газ варит", а каждый проходящий мимо должен сам понимать, что это варево надо помешать, посолить, убавить огонь, выключить....

Почему он научил меня готовить именно суп ? Его отец ел и с утра, и в обед. Каждый день. Все привыкли, что в доме должен быть суп. Есть суп- значит, есть еда.

Со второго класса за его наличие в нашей семье, а значит, за увеличение уровня тишины и уменьшение уровня шума, отвечала я.   

У меня и сейчас, когда я давно научилась готовить много разных блюд, суп всегда есть в доме, даже иногда не один - под разные вкусы домочадцев. Сама люблю супы, есть и готовить.

Недавно в кафе выбрала окрошку, сказала подругам, что не удержалась, так она аппетитно выглядит. А подруги оказались из тех, кто иногда готовит окрошку, даже зимой, когда остальные супы надоедят. Как надоедят ? Разве могут надоесть двадцать супов, если их чередовать ?

Они не могли поверить про двадцать, я же потом для себя посчитала и убедилась, что не приврала. А на самом деле их гораздо больше двадцати.

Только борщей несколько : на курином бульоне, на свином, на говяжьем, как овощной, но поджарка на свином сале. Щи из свежей капусты, из квашеной, опять же на разных видах бульона, с кусочками разобранного мяса. Щи могут быть и с грибами. Рассольник обычно с перловкой, но он может быть и с рисом, так что опять больше одного вида.

Из бобовых для супов использую горох колотый, горошек консервированный, фасоль красную, чечевицу, чаще зелёную. И у каждого супа с использованием этих бобов тоже могут быть свои варианты. Например, гороховый : с копчёностями, с курицей, со свиным салом, обычно это суп-пюре, который подаётся с сухариками или с гренками.

"Овощные" и "бобовые" супы я чередую.Каждый поедаем по три-четыре дня. После приготовления сразу тщательно остужаю на балконе, у форточки или в тазике с холодной водой, а потом храним в холодильнике. Чтоб поесть, разогреваем в тарелке или в другой кастрюльке не весь, а сколько надо на один раз.

Да, готовлю на несколько дней. Слава создателям холодильников ! Суп быстро не сваришь, ты колдуешь над ним несколько часов, священнодействуешь, медитируешь. За три часа на четырёх конфорках можно приготовить несколько блюд. Кроме супа, это будет молочная каша или запеканка, несколько видов гарнира, мясо, или курица, или рыба, или котлеты, или печёнка, ну и компот, салат.

При таком   подходе по три часа готовить приходится не каждый день. Иногда - только салат, ведь другая еда есть. Иногда - блины или пироги.

Но вернёмся к супам. Овощные и бобовые - это, как говорится, обязательная программа. Но есть и произвольная. Рыбных супов тоже несколько видов. Из консервов в масле, из хребтов лосося. Из голов и хвостов пойманных сыном щук, тушки которых пошли на пироги,или на потушить с овощами, или на котлеты. Рыбные супы чаще других вклиниваются в овощные и бобовые. За ними идут рассольники, тыквенные супы-пюре, молочные разных видов, причём не только вермишелевые, рисовые и гречневые, но и молочные овощные.

А есть супы, которые люблю, но готовлю не часто: солянка, грибной, сырный, щавелевый и крапивный. Из холодных супов стала предпочитать свекольник. Это окрошка на подкисленном свёкольном отваре.

А вот чисто куриные супы, как суп-лапша, конечно, с самодельной лапшой, готовить почти перестала. Не попадаются такие курицы, как были в деревенском детстве, когда ничем не хочется отбивать настоящий куриный аромат. Кстати, может быть, стоит попробовать в одном и том же бульоне, поочерёдно, сварить две или три курицы, вот тогда будет навар. Про этот рецепт узнала недавно, ещё не испытала его, но, думаю, стоит попробовать.

Хорошо, что моих "взрослых" супов отец успел попробовать. Он был благодарным едоком, мне нравилось его кормить. Но сначала ему предстояло испытать на себе все тяготы моего ученичества на кухне. Я очень старалась, но всё равно, бывало, и пересаливала, и делала суп слишком густым, а иногда, после свинины, могла недоварить говядину. А ещё помню, купив, например, пол-литровую банку томатного соуса, я добавляла его в поджарку, пока он не кончится, то есть в следующие несколько супов подряд...

По мере своих возможностей я старалась разнообразить меню нашей семьи в школьном детстве. У меня было несколько подаренных отцом, и сохранившихся до сих пор, книг по кулинарии. А ещё я не стеснялась спросить у людей, как что готовить. И к моменту окончания школы готовила на семью вполне разнообразно и вкусно.

Многие блюда с тех пор сохранились в моём арсенале : это картофельные вареники, винегрет, овощное рагу, фаршированные перцы и блинчики фаршированные, молочный овощной суп. А вот пироги стали с тех пор лучше, чем в русской печке, которую надо было сначала протопить. И тесто в них сейчас вкуснее, хоть намного "беднее", я тогда не знала пока, что без молока и яиц дрожжевое тесто лучше получается.

А ещё я полюбила читать благодаря готовке. Точнее, начала получать удовольствие от чтения как от процесса. Это была книга Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома", большого формата, с яркой жёлтой обложкой, с картинками, а ещё с вариациями рецептов внутри (!), особенно запомнились каши. И так бывает : я научилась готовить раньше, чем полюбила читать.

Уже взрослой я услышала от одной родственницы фразу в адрес своей мамы, которая жила с ними, что она "только готовит"... Меня покоробило от этих слов. Готовит на всю семью. На твою семью. Каждый день. Разве это мало ? У нас, к сожалению, не очень принято такое ценить.

А я всегда рассматриваю готовку и как проявление заботы и любви к близким, это мой язык любви. Когда еда есть в холодильнике, да ещё и на выбор, с учётом предпочтений членов моей семьи, - я так им говорю о своей любви.


Рецензии