Сцена моей жизни

Вспоминается автобиографический рассказ Ираклия Андронникова «Впервые на эстраде», который я всегда читала своим ученикам, когда им предстояло дебютировать на сцене. Создать такое феерическое юмористическое произведение, заставить людей смеяться до слёз, слушая рассказ о симфонической музыке, никого не унижая и ничего не опошляя, мог только Ираклий Андронников!..
Сказать, что я тогда была новичок на сцене, было бы неправдой. Ещё обучаясь в детской музыкальной школе №5 Рязани по классу аккордеона, мне часто приходилось выступать в концертах. Причём, мой преподаватель приучал меня играть стоя, что было не так-то просто: инструмент весил под двадцать килограммов…
Затем, обучаясь в Рязанском музыкальном училище у замечательного педагога и музыканта Владимира Ивановича Балашова, мне многократно приходилось выступать с аккордеоном на сцене. В процессе обучения я познакомилась и с другими народными инструментами: домра, балалайка, баян, гитара.
На домре альтовой мне предстояло не один год играть в оркестре русских народных инструментов клуба «Красное знамя» под управлением ещё одного замечательного педагога училища – Александра Ивановича Лаврухина, а затем и в качестве артистки оркестра Муниципальном культурного центра Рязани под его же руководством. Это была хорошая сценическая школа, опыт которой я в дальнейшем использовала в своей работе.
Во время учёбы в Московском институте культуры нашим студенческим оркестром руководил Заслуженный артист России Виктор Павлович Дубровский. Нам посчастливилось учиться у этого высококлассного музыканта! О нём я подробно рассказываю в другом своём очерке «Связь времён».
По окончании института я пришла работать в Рязанский городской дворец пионеров. Организовав там детский оркестр русских народных инструментов, стала его руководителем и дирижёром.
Сохранилась кассета с записями выступления оркестра на 40-летие Великой Победы, когда оркестр стал лауреатом Всероссийского конкурса художественной самодеятельности. Мы даже выезжали на гастроли в Москву, выступая со своей программой в Центральном Доме железнодорожников!..
Но путь к этому успеху был непростой: понадобилось несколько лет кропотливой работы, чтобы из обычных «уличных» мальчишек и девчонок без музыкального образования сделать настоящих артистов!..
Много позже, на встрече выпускников, один из моих учеников спросил меня:
– Валентина Прохоровна, скажите, как я мог играть в оркестре на контрабасе, когда все говорят, что у меня нет музыкального слуха?..
Ну, так играл же! И довольно-таки неплохо...
Но сама я, будучи артистом оркестра, всегда хотела выйти на сцену со своими музыкальными произведениями. Это были розовые мечты. Тогда я ещё и представить не могла, что стану бардом. Но прошло время, появились песни – сначала на свои стихи, затем на стихи русских классиков и современных поэтов.
И вот шестнадцать лет назад состоялся мой дебют как автора на фестивальной сцене. Это произошло в день празднования Собора Рязанских святых, которым посвящено это моё небольшое стихотворение:

Несём сегодня самые красивые цветы
К мощам Рязанских почитаемых святых,
Ведь до сих пор везде дивятся по России,
Как плыл на мантии святитель наш Василий!..

Рязанцы, посещающие наукоград Фрязино Московской области, бывают приятно удивлены тем, что при входе в городской храм Божией Матери Державная слева от алтаря их встречает большая икона в рост человека – святитель Василий Рязанский. И сразу становится уютно и тепло: вроде, как и не уезжали из родного дома…
В краеведческом музее Рязанского кремля до недавнего времени существовал зал «Знаменитые рязанцы». В моём нижеследующем стихотворении «Золотой запас России» приведена лишь часть великих имён, которые прославили наш край. Одно из них – святитель Василий Рязанский, епископ Рязанский и Муромский.
Он прославлен в лике святых и считается чудотворцем. В стихотворении есть упоминание о вербе, которая распускается в ночь на Рождество даже в самые сильные морозы рядом с местом первоначального захоронения святителя у храма в честь святых Бориса и Глеба в Рязани. Свидетелями этого события неоднократно были многие прихожане, приходившие на Рождественское богослужение, в том числе – и я.

День Города?.. Губернии?.. Земли?..
Земли Рязанской, что полита п;том
И кровью ратников: те сберегли
Её, прославив армией и флотом.

На Клепики указано Петром:
Здесь сосны корабельные рубили,
И флотом, как рязанским топором,
Потом «окно в Европу» прорубили…

Тому лет двести первые суда
Японии достигли из России.
А прежде волны никогда сюда
Диковинки такой не заносили.

Была ли в том заслуга иль вина?..
Без русских флота та страна не знала б.
Благодарить должны Головнина –
Рязанца, капитана, адмирала!..

А Скобелев – наш генерал-земляк!?
О нём упомянуть здесь, право, стоит:
В Болгарии о нём расскажет всяк,
У нас же, к сожаленью, лишь историк…

«Россия наша – бедная страна...» –
Кто думал так, истории не знает.
Защитниками славилась она,
Которые Кресту не изменяли.

Рязанский князь Олег и князь Роман,
Борис и Глебе – страстотерпцы наши
Познали и мученья, и обман,
В святом бессмертье воссияли краше.

Архиепископ чтим Феодорит,
Романова призвавший для России.
Рождественскою вербой одарит
Святитель-чудотворец наш Василий.

Подбадривает страждущих с икон
Иувеналий, в лагерях страдавший.
И Любушке Рязанской шлём поклон –
Святой блаженной и любимой нашей.

Святители Мелетий, Гавриил
И отче Мисаил, стрелой пронзённый...
И кто бы что теперь не говорил,
На их молитвах мир стоит спасённый!..

Те, кто живот свой не жалел для нас,
Потомков, – помните то, люди! –
Они – России золотой запас,
Им память наша – памятником будет!

Случайностей не бывает. Рязанским святым я благодарна за духовную поддержку, ведь именно 23 июня 2005 года я впервые вышла на сцену Всероссийского фестиваля православно-патриотической авторской песни «Исповедь сердца», где я представляла Рязань.
Фестиваль проходил в центре города на открытой площадке Ярославского музея-заповедника. Дебют оказался удачным, я стала лауреатом фестиваля, с чем меня поздравила член жюри фестиваля, известная исполнительница своих песен матушка Людмила Кононова, пожелав дальнейших успехов во Славу Божию.
Совсем недавно мне вновь посчастливилось побывать на ярославской земле и сфотографироваться на месте, где до сих пор функционирует сцена моего первого выступления: в летнее время там проходят концерты…
К участию в фестивале меня пригласил один из его организаторов – Заслуженный артист России протоиерей Михаил Спельник. Расскажу только один факт из  биографии этого замечательного человека, автора-исполнителя прекрасных песен и обладателя изумительного голоса: в Костроме он на средства от своих концертов выстроил православный храм…
С ним мы познакомились на фестивале «Куликово поле» в Тульской области, где также выступал наш клуб авторской песни «Ваганты». Отец Михаил и его подопечные их хора Ярославской епархии произвели тогда на фестивале настоящий фурор! С тех пор с отцом Михаилом нас связывает многолетняя дружба: он – почётный член нашего клуба, а я считаю его духовным наставником в своём творчестве.
На «Куликовом поле» мы познакомилась также с дипломантом Грушинского фестиваля Андреем Селивановым и его песней «Когда я смотрю на небо» (подробнее я пишу о нём в очерке, который так и называется – «Когда я смотрю на небо»). Песня понравилась. Мы разучили её и записали на диск с вокально-инструментальным ансамблем «Соловушко». И хотя в моей аранжировке эта песня получила лирическую направленность, что больше соответствовало исполнительской манере ансамбля, автор песни, являющийся приверженцем рок-музыки, принял наш вариант. Почему бы и нет? Пусть будет!..
И очень приятно сознавать, что одна из моих любимых исполнительниц авторских песен Галина Хомчик, будучи в жюри литературного конкурса Российского союза писателей, оценила мои песни, которые были признаны в числе лучших на этом конкурсе. Тексты моих песен были опубликованы в литературном альманахе «ПЕСНИ-2018», а мне была вручена  Национальная литературная премия «Поэт года», что для меня очень почётно.
Что касается поэзии, то поэтом я себя не считаю, хотя неоднократно становилась лауреатом различных поэтических конкурсах. Большинство моих стихотворений стали песнями, которые я исполняю на своих концертах.
Самой значимой наградой для меня как поэта стала литературная медаль «Георгиевская лента. 250 лет». Учреждённая в 2019 году Российским союзом писателей, медаль является общественной наградой, вручаемой поэтам и писателям за вклад в укрепление национального самосознания и патриотизма, за возрождение интереса к героической истории России.
Медаль мне вручили как финалисту одноимённого литературного конкурса на сцене большого зала ЦДЛ в Москве в канун Дня Победы. Но я считаю, что эта медаль – заслуга моих родителей. Об этом я сказала на праздничном концерте в Рязани 9 мая:
 – В связи с сегодняшними разговорами о пандемии и вакцинации, хотелось бы сказать, что лучшей прививкой, которую родители могут дать своим детям, является любовь к Родине. Мои родители эту любовь мне привили, за что им низкий от меня поклон!..


Рецензии