Вечная загадка сказки А. С. Пушкина О попе и работ

Под лучезарными произведениями его поэтического   гения, отданных свету, текла, не прерываясь всю жизнь, потаенная струя общего, политического, исповеднического и задушевного характера.
                П. В. Анненков
 
Через Пушкина умнеет всё, что способно.
                А. Н. Островский


Летом 2021 года исполнилось 190 лет со дня первого чтения Пушкиным "Сказки о попе и работнике его Балде", но написана она была 13 сентября 1830 года  в Болдине. Впервые сказка была опубликована уже после гибели Пушкина – в 1841 году после долгих цензурных проволочек – по ходатайству В. А. Жуковского. Интересен тот факт, что  Жуковскому пришлось заменить попа купцом: "Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый Лоб". Оригинал, выпущенный под редакцией П. Е. Ефремова, увидел свет только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений. В изданиях для народа до начала XX века сказка печаталась с купцом Остолопом.
Сказки Пушкина  резко делятся на две группы: ранние (до 1825 г.) и поздние (1830 – 1834 гг.). В ранних сказках и в поэмах на сказочные сюжеты ("Бове", "Руслане и Людмиле", "Царе Никите и сорока его дочерях" (не для детей),  сказке-балладе "Жених") Пушкин пробует свои силы в игре, в иронии, в освоении новых жанров, в перевертышах, в апробации  возможностей языка.  И тем не менее он поднимает важные вопросы жизни. Но они как бы уходят в тень, потому что бурлеск  этих произведений так легок, стремителен и интересен, что читатель  упивается больше блистательной игрой слова. Сейчас ранние сказки выглядят почти постмодернистскими, и судя по запросам в Интернете, очень востребованы русскоязычными пользователями.
В поздних сказках ("О попе и работнике его Балде", "О медведихе" (неоконченная), "О  царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", "О рыбаке и рыбке", "О мертвой царевне и семи богатырях", "О золотом петушке") Пушкин другой – ищущий, бездонный (и слово "бездна" здесь уместно – "без дна"), тайный и в то же время удивительно светлый, искрящийся и оптимистичный. Он уже многое пережил, открыл, познал, понял.

31 августа 1830 года Александр Сергеевич, сделав повторное предложение руки и сердца Наталье  Гончаровой, выехал из Москвы в деревню Болдино для  поправки своих финансовых дел.
В жизни  Пушкина было три  Болдинских осени – 1830, 1833 и 1834 годов. Но самая плодотворная из них – это осень 1830 г. Пушкину из-за холерных карантинов пришлось задержаться там на 3 месяца. Он предпринял 3 попытки вырваться через кордоны. И только в декабре ему удалось вернуться в Москву. За эти 3 месяца он создал 52 произведения, среди которых около 30 стихотворений, "Повести И. П. Белкина", "Маленькие трагедии", "История села Горюхина" (не окончил), 9 и 10 главы "Евгения Онегина" (потом он 9-ую переделал, а 10-ую сжег в Болдине), поэма "Домик в Коломне", критические статьи и две сказки:"О попе и работнике его Балде" и "О медведихе".
 Напряженный поиск нового пути, прощание с вольностью и заблуждениями молодости, трагические потери друзей и близких, понимание ответственности за свой талант и за будущую семью, великий аналитический ум, ярчайшее творческое воображение и многое другое, о чем можно только догадываться,  – все это дало своеобразный толчок к великому "выходу" его мощной творческой энергии во время Болдинской осени 1830 года.
Пожалуй, ни один наш писатель не прошел такой  противоречивый путь духовного становления за 24 года своего творчества, как Пушкин: от "Гаврилиады" до "Отцов-пустынников..." – от иронического осмеяния евангельского сюжета Благовещения  до истинной православной веры. И в "Пророке" (1826 г.), и в "Воспоминании" ("... И с отвращением читая жизнь мою, / Я трепещу и проклинаю, / И горько жалуюсь, и горько слезы лью, / Но строк печальных не смываю"... – 1829 г.), и в других произведениях, и, как итог, в "Памятнике" ("Веленью Божию, о муза, будь послушна...") мы слышим голос христианина – совестливого, кающегося, борющегося со своими страстями, осознающего свою миссию и отдающего себя  Богу. Отсюда радостное и светлое восприятие мира. С таким отношением к жизни связаны и его принципы создания художественных образов. В связи с этим вспоминаются слова В. С. Непомнящего: "Человек есть тайна, на которую не следует посягать; изобразить человека можно только опосредованно – через его поведение. < >  Пушкин... вообще не столько "говорит" о тайне бытия, мира, человека, сколько предъявляет нам ее..."
Д. Андреев как сторонник метаисторической концепции говорит о том, что Пушкин дал "решительный толчок процессу развития всенародной любви к русскому языку, к слову, к стиху и к самой культуре языка как основного средства общения", но главное, что сделал гениальный поэт – это впервые поставил "во весь рост ... вопрос о художнике как о вестнике высшей реальности и об идеальном образе пророка".
На  вопрос о Пушкине как "вестнике высшей реальности" исследователи никогда не дадут полного ответа, но отблески высшей реальности как явления высокодуховного и  необходимого  всем, но скрытого от нас, есть во всех творениях Пушкина. Потому что, на самом деле, – это его духовная эволюция.
Знаки  высшей реальности есть и в сказках Пушкина, с которыми  обычно знакомятся в детстве и которые остаются в подсознании, становясь  архетипами русской культуры. Они закладывают матрицу русского сознания. Иногда вдумчивые  родители,  перечитывая сказки вместе с детьми, вдруг чувствуют  в них  скрытый смысл; и к ним  приходит смутное ощущение, что еще о чем-то хотел нам сказать Александр Сергеевич, а не только о гордыне и жадности Старухи, или о доверчивости царя Салтана, или о сластолюбии царя Дадона, или о хитрости и силе Балды...
К сказкам Пушкина исследователи обращаются нечасто. Из наиболее вдумчивых ученых, пытающихся разобраться в сказках поэта, хочется отметить недавно почившего литературоведа В. С. Непомнящего и культуролога С. В. Горюнкова.  С. В. Горюнков, например, считает, что сказка "О царе Салтане..." иронически рассказывает нам о возникновении Санкт-Петербурга, "О мертвой царевне и семи богатырях" – о становлении  православия во Владимиро-Суздальской Руси, а сказка "О золотом петушке" – это отклик на правление  Наполеона. Причем, культуролог выдвигает весьма серьезные доказательства своей точки зрения. Андрей Битов же говорил,   что самое страшное произведение  мировой литературы – это "Сказка о рыбаке и рыбке", и цитировал  Лидию Гинзбург: "Нет такой жизни, которая  бы не кончалась  разбитым корытом".
Пушкин обычно отмечал в рукописях дату завершения своих произведений. Первое его болдинское стихотворение – "Бесы" (7 сентября). 8 сентября он написал "Элегию". С 3 по 9 сентября он создал повесть "Гробовщик", 13 сентября была закончена "Сказка о попе и о работнике его Балде".  Очень важно проследить  духовную эволюцию поэта от одного произведения к другому, чтобы понять эту сказку.
В стихотворении "Бесы" ("Мчатся тучи, вьются тучи...") показана зимняя ночь, хотя писалось оно ранней осенью: "Вьюга злится / Вьюга плачет...". Все в нем предстает как жуткий вихрь: "Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре / Закружились бесы разны...".  Причем, бесы (демоны) "жалобно поют" и плачут. Это стихи об ужасе неизвестности: "Кто их знает? Пень иль волк?" Бесы предвещают беду. Их визг и вой сообщает концовке стихотворения особые "надрывные" интонации. Похожих нет ни в каком другом стихотворении Пушкина, хотя к теме бесов Пушкин уже обращался в "Сценах из Фауста", в "Царе Никите...", в сне Татьяны. И уже в них Пушкин предупреждал читателей, что бесы (демоны) вездесущи и страшны.  В конце стихотворения "...кони снова понеслися", т.е. путь героя продолжился, но бесы сопровождают его: "Мчатся бесы рой за роем /В беспредельной вышине..."  Они теперь  вверху, а значит, более опасны.
Поутру после создания стихотворения "Бесы" Пушкин начинает писать "Элегию", где продолжает напряженно размышлять о будущем. В стихотворении две части, контрастные по содержанию: в первой речь идет о драме прошлого, во второй звучат оптимистические ноты: "И может быть – на мой закат печальный / Блеснет любовь улыбкою прощальной". Лирический герой преодолел тяжелые, бесовские воспоминания и понял,  что только  любовь может его спасти...
Буквально на следующее утро он приступил к повести "Гробовщик", которая потом войдет третьей по расположению в цикл "Повестей И. П. Белкина".  Поэт, выбрав в главные герои человека, как бы стоящего на границе бытия и небытия, пытается понять его отношения с ушедшими в мир иной, а через них с бесами как  хозяевами ада. Главный герой настолько погряз в жадности, что перестал понимать ценность жизни и трагедию смерти. Он всегда хотел погибели людям, чтобы нажиться на их похоронах.  Но Пушкин дал шанс духовного возрождения своему герою: Адриан, проснувшись после страшного сна,  желает здоровья купчихе Трюхиной, смерти которой  ждал целый год. Бесы отступили от Адриана.
И вот,  после этого пролога из 3-х произведений Пушкин подошел к сказке "О попе..."  В ней опять возникают бесы, но выглядят они вроде нестрашно:  старый облезлый бес-дед  и "бедненький" бесенок-внук, который "мяукает, как котенок". Тяжба Балды с бесами – пародия на стихотворение "Бесы" и повесть "Гробовщик"? Или ...
В этой сказке, казалось бы, шутливой, построенной в стиле народного раешника, и бесы не так уж понятны, как кажется на первый взгляд, и главные герои. Действие сказки  начинается на базаре:  месте пересечения всех дорог – перекрестке (в русском демонологическом фольклоре  смысл его связан с нечистым местом гаданий, погребаний самоубийц и т. д.)
Мы привыкли к тому, что поп и Балда – полярные персонажи. Один – глупый и жадный, другой – хитрый и трудолюбивый. Жадного надо наказать. Человек, прочитав 190 строк этой сказки,  понимает мораль, данную впрямую: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной". Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы показал, что все так просто.
 Образ у Пушкина творится из противоречий. Двойной смысл заложен уже в имени  "Балда": с одной стороны, это прозвище неуклюжего человека, растяпы. А, с другой стороны, в старину этим словом  называли кривую дубину. Вокруг Болдина (чувствуется звуковая перекличка с "балдой") было много дубов, из которых делали  такие дубины. А это – мощное оружие. У попа вообще нет имени, т.е. это обобщенный образ. В сказке поп глуповатый и скупой, но какой-то уж очень по-русски безоглядный и  даже трогательный. Оба стремятся одурачить друг друга (Балда, конечно, хитрее – слово это происходит от древнерусского "хытить", что значит "красть"). Пушкин знал старославянский язык (он владел 6 языками), поэтому не просто так подчеркивает хитрость Балды. Оба заключают сделку решительно: была не была! Причем ни у попа нет  уверенности в благополучном исходе договора (в его уповании на "русский авось" есть тоже обаяние простака); ни у Балды вроде нет выгоды, кроме морального удовлетворения. Зачем Балде нужно  "моральное удовлетворение"? Пушкин иронизирует и над тем, и над другим. Чего стоит поповское предложение  Балде выполнять работу "повара, конюха и плотника" (совместимо ли?) за миску полбяной каши?  Но  Балда соглашается.  За плату  в виде трех щелков.
В. С. Непомнящий считает, что наказание попа не соответствует его преступлению. Пушкин ярко описал алчность в "Скупом рыцаре", созданном той же Болдинской осенью.  Заявленное в начале сказки желание попа найти на базаре товар подешевле наказывается здесь самыми страшными карами в мире Пушкина – безумием и смертью  (вспоминается стихотворение "Не дай мне Бог сойти с ума"). Это неадекватное наказание за  жадность. Кроме того, в последних строках  поп предстает просто старым человеком ("вышибло ум у старика"). Его становится жалко. Получается, что конец сказки выглядит так: молодой сильный парень избивает до смерти старого человека. Зачем Пушкин делает это?
Исследователь Е. М. Неёлов  предлагает свой вариант толкования: Балда –богатырь, карающий зло. Поп наказан вовсе не за скупость,  а за то, что получает оброк с бесов (вообще-то, в сказке это предложила попадья, а поп согласился – поддался искушению). Отсюда объяснение и  того, почему выведен именно поп – служитель веры, а не купец или  помещик. Балда в сказке обладает прямо-таки нечеловеческой силой: работает за семерых, ест за четверых, знает, как вызвать бесов из моря.
Значит, Балде нужно было не получить моральное удовлетворение, а исполнить задание. Е. Неёлов считает, что Балду послали  православные силы, чтобы расследовать поведение попа и наказать его. В христианстве самым важным является спасение души грешника. Балда по законам православия  должен был дать время человеку, чтобы тот искупил грех. Адриану Прохорову из "Гробовщика" было дано искупление греха жадности. А Балда такой возможности попу не дает! Поп и Балда заключают договор, по условиям которого поп теряет разум, душу, жизнь ("три щелка"), что заставляет подумать о Балде как ... о бесе, который по договору получает душу попа. Пушкин не рассказывает, что случилось дальше с Балдой.
В октябре той же Болдинской осени 1830 года бесы ворвались и в повесть "Метель" в виде страшной пурги, перевернувшей судьбы двух людей. А в 1836 г. и в "Капитанскую дочку": народный бунт – стихия сродни безудержному кружению бесов.
Впоследствии тема бесов  явится в романе Ф. М. Достоевского "Бесы", где автор использует как один из эпиграфов отрывок из одноименного стихотворения Пушкина. Достоевский понимает бесов как людей без всякой почвы, отказавшихся даже от своего родства (так же, как Балда).
Мотив "бесовства" "пронижет" и поэму Блока "Двенадцать". Бесконечный разгул стихии таит в себе угрозу бесовства, т. е. бессмысленной анархической вседозволенности.
Пушкин боролся с бесами гениально, изощренно, иронизируя и надрываясь, но они, к величайшей нашей беде, погубили его...  Далеко не все читатели  поняли, что эта битва поэта с бесами была смертельной. Но многие осознали катастрофичность потери для России. Д. Андреев сказал об этом так: "Всенародное горе, охватившее Россию при известии о гибели поэта, показало, что миссия всенародного значения впервые в истории была возложена не на героя или подвижника, а на художественного гения... "

Приложение

Известнейшая сказка А.С. Пушкина недавно стала предметом громкого общественного обсуждения, инициированного отдельными представителями Русской Православной церкви, которые заметили в этой сказке унижение и оскорбление своего статуса и роли в жизни российского общества. Весной 2011 года в Краснодарском крае она опять была издана под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и его работнике Балде». А в связи с новым законом «О защите чувств верующих» пушкинская сказка становится очень опасным предметом исследования.
Источник:

Список использованной литературы
1. Андреев Д. Л. Роза мира. – Москва: Издательство "Э", 2017
 2. Анненков П. В.  Жизнь и труды Пушкина. Издательство: Эксмо 2014
 3. Святое Евангелие и книги Нового Завета.  М. : Междунар. изд. центр православ. лит., 1995.
4.  Ищенко Н.  Бес-Балда и русский Фауст в сказке Пушкина http://moskvam.ru/publications/publication_2439.html
5. Мережковский, Д.  С. Вечные спутники / Пушкин / М. Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус Серия: Азбука-классика (pocket-book). 2012.
6. Непомнящий В.  Пушкин. Русская картина мира. –Серия "Пушкин в XX веке", вып.VI. –М., "Наследие". 1999
7. Неелов Е. М. https://mybiblioteka.su/1-151232.html
8.  Пушкин. А. С. Избранные сочинения. М.,  Художественная литература. 1990.
9.. https://www.livelib.ru/work/1002113407/editions
10.. 


Рецензии