Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881

1881. Третьяковская галерея Москва.

«Утро стрелецкой казни» стало первым большим произведением Сурикова на тему русской истории. Вместе с двумя другими полотнами 1880-х годов — «Меншиков в Берёзове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887) — картину «Утро стрелецкой казни» иногда объединяют в историческую трилогию Сурикова, посвящённую драматическим событиям российской истории XVII—XVIII веков.

Настало утро, медленно светает,
Пока что не рассеялся туман.
На Лобном месте вскоре казни будут,
Монарх такое приказанье дал.

Правитель здесь, уверен в правом деле,
Непримиримым взглядом смотрит он.
Недолгие мгновения остались,
Свершится вскоре смертный приговор.

В руках приговорённых тают свечи,
Как символ завершения пути.
Стрельцы, как символ старого, погибнут
Петровские реформы впереди.

Скульптор Марк Антокольский называл «Утро стрелецкой казни» «первой русской картиной исторической», отмечая, что её преимущества «в сто раз выкупают все недостатки». Критик Николай Александров писал, что перед этим полотном «зрителя сразу же охватывает могучесть художественного представления, художественного творчества». По словам художника и критика Александра Бенуа, суриковская «Казнь стрельцов» «гениально передаёт весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии».


Рецензии
" По словам художника и критика Александра Бенуа, суриковская «Казнь стрельцов» «гениально передаёт весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии»".
- Вот и интеллектуал чистой воды выразился о прогрессивных делах российских:
"сверхъестественный ужас". Перекликается с мировоззрением современной российской интеллигенции, сбежавшей в Иудею, к христопродавцам. Петровские реформы смыли средневековую грязь с России как эпоха Возрождения смыла ее из европейских стран.
Пришлось Петру прибегнуть к насилию, ибо задубела кондовая Русь в своей "самобытности" и отстала от Европы на столетия. Да и Петр не успел всего сделать, начатое передовыми людьми России того времени - Ртищевым, Ордын-Нащокиным, дворянином Матвеевым, да самим царем "Тишайшим" Алексеем Михайловичем Романовым.
Петр был не первопроходцем, но нутром почуял необходимость обновления Руси видя роковую разницу по сравнению с Европой. Славянофилы до сих пор бурчат против него и церковь его объявил "богоотступником" - предателем Православия, чужой веры, занесенной из реакционной Византии.

Алекс Савин   12.03.2024 17:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.