Галилея. 1. В музее, где хранится лодка Иисуса Хри
Мы ехали по дороге вдоль берега озера Кинерет и любовались красотой озера и его берегов. Кстати, следует отметить, это озеро пресное, и занимает большой удельный вес в обеспечении населения Израиля питьевой водой.
Наконец, мы приехали в кибуц. По соседству с кибуцем Гиносар, расположен музей «Бейт Игаль Алон» – дом-музей Игаля Алона. Его экспозиция посвящена жизни и деятельности выдающегося военачальника и политического деятеля Израиля. Материалы музея рассказывают о вкладе Игаля Алона в укрепление обороноспособности страны, в развитие поселений, о его отношении к людям и окружающей среде, духовной связи с еврейскими традициями и культурой.
Экспонаты музея рассказывают о поселенческой деятельности основателей в Галилее; есть постоянные выставки: ландшафты Галилеи, история создания Мишны (то, чем являлась Устная Тора) и Талмуда, жизненный путь Игаля Алона; история, связанная с озером Кинерет, известного в мире также как Тивериадское море. Поселенческая деятельность, начиная с XIX века и так далее. Но наибольший наш интерес был обращен к одному экспонату. Он называется «Лодка Иисуса Христа».
История появления этого экспоната такова. Зимой 1986 года уровень воды в Кинерете упал на несколько метров. В этот год была зарегистрирована самая низкая отметка уровня воды за всю историю озера.
В это время два молодых человека, проживавших в соседнем кибуце Гинносар, прогуливались вдоль побережья озера. Они-то и заметили в грязи корму лодки. Лодка была найдена вблизи библейского города Магдалы, родины Марии Магдалины.
За одиннадцать дней сложных земляных работ археологами Управления охраны древностей с помощью многочисленных добровольцев откопали древнюю лодку, упаковали в чехол-кокон из фиброгласа и полиуретановой пены и доставили ее в специальный бассейн для консервации.
Исследования показали, что лодка построена способом, применявшимся в древности: сначала из дощечек сбивали корпус, а потом прикрепляли к нему железными гвоздями ребра.
Ученые определили одиннадцать сортов деревьев применявшихся при ее строительстве и ремонте. Ее консервация закончилась только в июне 1995 года. Консервация лодки длилась четырнадцать лет и подготовила ее к экспозиции в условиях музея. В тот период, когда лодка была на плаву, в те года в городах и селах вокруг Киненета бурлила жизнь.
Основным занятием тогда, как и сейчас, было сельское хозяйство, торговля и рыбная ловля. Тогда же на побережье появился Иисус Христос. Так что не исключено, что именно, находясь в этой лодке, Иисус повелел ветру и волнам утихнуть, когда апостолы испугались бури. Многие верят, что это та самая лодка и даже называют ее «Лодкой Иисуса».
В музее лодка установлена на специальный постамент. Изумрудные светящиеся «волны» создают удивительный эффект: кажется, что лодка на воде. В музее также выставлен макет лодки предполагается, что две тысячи лет назад она выглядела именно так.
В этом же музее мы познакомились с ранее мне неизвестным видом живописи и художником Борисом Акселем. Этот вид живописи называется «Энкаустика». Об этом художнике и его судьбе пишу ниже.
Энкаустика (enkaustikh) - это живопись, выполняемая горячими восковыми красками, которые вжигаются в дерево металлическими инструментами.
Восковая живопись берет начало в Древнем Египте около 5 000 лет назад. Расцвет живописи приходится на V - VI века до н.э. в Древнем Риме, Древней Греции, а так же Византии.
К ХII веку ее следы исчезли. Согласно Плинию, один из художников - Зевкис, так написал ими виноград, что птицы слетелись клевать его. Живые лошади ржали рядом с картиной коня, написанного энкаустикой Апеллесом.
Писатели, поэты называли образы энкаустических картин «одушевленными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими».
Императоры Август, Тиберий, Цезарь платили за такие работы суммы, равные стоимости целых городов. Эти произведения привозил в Рим и Александр Македонский.
Войны, разрушения, пожары уничтожали бесценные сокровища. И только спустя сотни лет, при раскопках в окрестностях оазиса Файюм, недалеко от Каира, находящемся в тектонической впадине на глубине 43 м ниже уровня моря, в 1880 году были найдены заупокойные живописные портреты. Эти портреты получили название Файюмские, по месту, где они были найдены. Портреты отличались выразительностью и сохранностью. Особенность их в том, что эти портреты писались при жизни, а когда человек умирал, портрет прибинтовывали к лику мумии.
В эпоху Возрождения разгадать тайну энкаустической живописи пытался великий Леонардо да Винчи.
Исследованиям тайн энкаустики посвятили свои жизни Эрнст Бергер, Ганс Шмидт, Фон Кайлюс, Василий Хвостенко, и Борис Аксель.
В 1935 году в России раскрыть тайну энкаустики удалось Василию Вениаминовичу Хвостенко, но за это открытие, художник поплатился жизнью. В процессе исследований он отравился парами ртути. Дело его жизни продолжило не одно поколение его талантливых потомков, среди которых имя Татьяны Васильевны Хвостенко известно всему миру.
Татьяна Васильевна - известный художник, член Союза художников России, автор ряда книг «Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия», «Из глубины веков», «Энкаустика. Камень, Земля, Вселенная», участница различных международных, всесоюзных и республиканских выставок. Ее работы находятся во многих музеях России и за рубежом. Маленькие файюмские портреты Акселя, созданные с 1982 г в Израиле, по своему духовному масштабу не уступают монументальным фрескам, сделанным им в России…
В этом музее экспонировались часть картин Бориса Акселя, написанных таким образом, а также его учеников, среди которых была Маша Орлович, в галерее которой мне посчастливилось побывать через несколько лет в Цфате.
Теперь о Борисе Акселе. Борис Аксельрод или как все его называли Аксель родился в Ленинграде в 1928г. Получил образование в Мухинском Училище. Делал мозаичные панно, писал картины, используя технику фаюмских портретов -энкаустику. Играл на нескольких музыкальных инструментах, особенно любил Баха.
Его художественная мастерская в Ленинграде в мансарде на Фонтанке угол Майорова была особым местом, особым миром, который притягивал к себе молодых художников, музыкантов, поэтов. Некоторые из них оказались неординарно одаренными людьми - и не забыли той мансарды. Это очень не нравилось «органам»
В 1982 году эти органы предложили Акселю срочно покинуть пределы Советского Союза. «Куда?» - изумился он. «А вот вам пришло приглашение на историческую родину!» - «Я не просил!» - «Неважно, подавайте документы!»
Времени на сборы не дали. Вывезти картины не разрешили. Он уехал с зонтиком и полиэтиленовым пакетом в руках, и вдруг, миновав паспортный контроль, понял - его «выпустили за колючку»!
Поселился Аксель в Тверии, на берегах Кинерета, оно же - Галилейское море. Снова оброс друзьями, учениками, слушателями... Одними из них в музее кибуца Гиносар в 2001 году оказались и мы. Умер Борис Аксельрод в Тверии в январе 2004г.
После музея мы посетили два христианских храма: Церковь на Горе Блаженств и Церковь Умножения хлебов и рыб.
Свидетельство о публикации №221102001440