Все мы защищали Родину. И эту работу сделали досто

 Накануне выйны, в связи с установкой подводной лодки "Л-2", где он служил мотористом, на модернизацию, его перевели на субмарину "Л-3". Этот факт для него оказался судьбоносным: в 1941-м году "Л-2" вместе со всем экипажем погибла.
- Наша "Л-3" находилась на базе подводных лодок в Либаве, - рассказывает ветеран. - Обстановка накалялась, чувствовалось приближение войны. Словам о дружбе с Германией мало кто верил.
С самого первого дня войны подводная лодка под командованием знаменитого подводника Петра Грищенко, на которой служил А.М. Елюшкин, стала выходить на задания: ставить на фарватерах, по котороым следовали немецкие суда, мины. Так, в июле 1941 года "Л-3" вышла на установку мин в район Данцигской бухты. Двое суток вела разведку и обнаружила два тральщика противника, которые осуществляли контрольное траление. Как только они ушли, "Л-3" выставила на этом фарватере минное заграждение и отошла в сторону. Около семи вечера в отсеках услышали сильный взрыв. В районе поставленных мин через перископ увидели столб чёрного дыма. А через час здесь уже рвались немецкие глубинные бомбы. Немцы решили, что в зоне фарватера действует советская подводная лодка. Походов, подобных этому, было много.
В октябре-ноябре на минах, поставленных их лодкой, подорвались транспорты "Хенни", "Поллукс", "Эгерау" и траулер "Гюнтер" - так написано на сайте "Великая Отечественная - под водой".
- 1941-й был тяжёлым годом, - говорит Аркадий Михайлович, - в один из дней наша подводная лодка была атакована финской торпедой, которая разорвалась всего в 10 метрах от нас, нанеся лодке повреждение. Мы вернулись в Кронштадт, а позже - в Ленинград. В это время в городе уже началась блокада. Нас поставили на ремонт на судомехзавод. Но рабочие завода уже ослабли, многие из них были эвакуированы, поэтому нас переместили на плавбазу "Иртыш", располагавшуюся у Летнего сада. Всю зиму мы находились там.. Сами ремонтировали механизмы, одновременно из подводников был организован батальон для охраны Володарского моста. Перед глазами и сейчас иногда встают картины блокадного города. Я был в отделении мотористов, затем стал старшиной команды.
В один из походов 1941 года их лодку обнаружили фашисты и стали забрасывать бомбами. Оторваться от врагов удалось, но субмарина оказалась повреждённой.
- Повреждение было в одной из цистерн, где проходила линия горизонтальных рулей. Из-за этого под водой находиться было нельзя. Следовало всплывать, но мы ведь были на территории врага! Всё-таки командир принял решение подняться на поверхность и делать ремонт на месте. Механик Коростылёв и двое других смельчаков, Мочалин и Миронов, взялись устранить неполадку. В течение полутора часов они занимались ремонтом. Если бы в этот момент появился противник, нам пришлось бы срочно погружаться; ребята погибли бы. К счастью, всё закончилось благополучно Коростылёв потом получил Орден Красного Знамени, Мочалин и Миронов - по Ордену Красной Звезды. А у меня на войне были свои задачи, главная из которых - во что бы то ни стало обеспечить движение корабля. Ведь если во время выполнения боевой задачи выйдет из строя, например, дизель, лодка не сможет двигаться дальше. А наши дизели были маломощными.При торпедных атаках надо срочно погружаться, и порой металл не выдерживал - разрывался. Приходилось, ложась на грунт, менять запчасти. Это было задачей мотористов. Я был их командиром. Было и так, что мы больше суток на глубине 50 метров ремонтировали дизель, а над нами - немцы. На нашем корабле было 12 цилиндров. Даже находясь в кубрике, я слышал, какой из них чем болен.
С августа 42 года "Л-3" во время боевых походов стала осуществлять и торпедные атаки кораблей . Так, 25 августа субмарина выставила шесть мин в районе Треллеборга, в результате на минах подорвались германские суда "Вальтер " и "Ф.Бомке". На следующий день "Л-3" обнаружила конвой и четырьмя торпедами атаковала два транспорта из его состава. В марте 1943 года их подводной лодке было присвоено звание гвардейской, а 9 марта её командиром стал капитан-лейтенант Владимир Коновалов ( в 1945 году ему присвоено звание Героя Советского Союза).
- С 1944 года мы находились в финском городе Турку. Все походы совершались оттуда. Наша "Л-3" оказалась наиболее успешной; на её боевом счету 28 потопленных кораблей противника, в том числе известный "Гойя".
В свой последний поход лодка отправилась 23 марта 1945 года. В районе Хельской косы, а через несколько дней севернее маяка Риксгафт она атаковала транспортное судно.После пуска торпед наблюдатели зафиксировали два сильных взрыва. Потом оказалось, что целью "Л-3" стал германский теплоход "Гойя",на борту которого находилось более семи тысяч человек. Судно затонуло.
- Мы узнали о победе , - говорит Аркадий Михайлович, - когда стояли на базе на ремонте. Ликованию не было предела, ведь в войну все мы были словно закодированные. Знали: нужно сражаться, убивать, быть готовым умереть. А тут поняли: больше не будет смерти. И души наши оттаяли....
 ...Из всей команды "Л-3", насчитывавшей 53 человека, сегодня в живых остались двое: я и наш доктор, Анатолий Булыгин. С ним мы провожали в последний путь всех друзей-подводников. Некоторые перед смертью говорили: "Аркаша, тебе жить дальше! Не забудь нас!" Я и не забыл. Они у меня все тут. Аркадий Михайлович показывает на свою книгу "Приказано быть подводником".
- Аркадий Михайлович, - говорю ему я, - скоро мы будем отмечать 65-летие Великой Победы. Но сейчас раздаются голоса, что отмечать мы должны не победу, а День скорби, из-за огромного количества павших в той войне. Что бы Вы ответили на это?
- Те, кто так говорит, не любит Родину. Да, мы знаем дорогую цену этой победы. Только на Балтике погибло 38 подводных лодок. И мне очень жалко этих людей, моих боевых товарищей. Но все мы защищали Родину. И эту работу сделали достойно.
 ...Сейчас на Поклонной горе в Москве установлен памятник "Л-3".
Светлана Задулина, 2010 г


Рецензии