Галилея. 3. Церковь Умножения хлебов и рыб

Выйдя из Церкви на Горе Блаженств, мы направились ко второй – в   Церковь Умножения хлебов и рыб.

Эта  церковь построена в Табхе, где согласно преданию, Иисус Христос совершил чудо умножения хлебов и рыб: накормил 5 тыс.  человек пятью ломтями хлеба и двумя рыбами.

Многие художники посвятили свои работы этому событию. Это святое место христианства. Но это не та церковь, которая была построена изначально.  Современная церковь Умножения хлебов и рыб построена в 1982 г. На византийском фундаменте и является точной копией прежней церкви. Впервые  на этом месте в 350 г. При императоре Константине была построена небольшая церковь (размером 18 х 9,8 м)

Около 383 г. паломница Эгерия посетила святые места в Табхе и оставила об этом записки, сохранившиеся до наших    дней.

Эгерия утверждала, что камень, на котором Иисус Христос раскладывал хлеба, используется теперь как алтарь, вокруг которого была построена церковь.

 Церковь была перестроена около 450 г. в византийскую церковь, алтарь которой, в отличие от первой церкви, был направлен на восток. Священный камень был положен под алтарь новой церкви. В 614 г., во время нападения персов, церковь была разрушена. Более 1300 лет эти святые места были скрыты под пеплом.
               
В 1888 г. руины были выкуплены Немецким католическим обществом палестинских миссий, а в 1892 г. были начаты первые археологические раскопки.   

В 1932 г. археологи Мадер и Шнайдер обнаружили старую кладку с чудом   сохранившейся мозаикой. Она поражает красотой и изысканностью и, несомненно, является главным украшением нового храма, построенного на этом месте  в 1982 году. До 1948 г. здесь существовала арабская деревня, однако после войны за независимость Израиля, это место арабами было покинуто.

Построенная в 1982 году церковь  представляет собой полностью восстановленную византийскую церковь.

Папы Римские Павел VI и Иоанн Павел II отслужили мессы в этой церкви во время визитов на  Святую землю.               

Базальтовые камни в основании абсидальной ниши - это сохранившаяся часть восточной стены древнего храма. От византийской церкви кроме  мозаичного пола, сохранились  также остатки алтаря. 

Церковь является собственностью Немецкого объединения на Святой земле.
                Монахи Бенедиктинского аббатства Дормицио в Иерусалиме охраняют святыню, и кроме того, владеют пансионом для инвалидов и лагерем для молодёжных групп.

Церковь Трехнефная. Интерьер церкви специально сделан весьма скромным, чтобы не заглушать красоту раннехристианских мозаик. В центре установлен Алтарь, а по обе стороны у колонн размещены иконы с изображением Богоматери с младенцем и Иисуса Христа.

При раскопках в алтарной части был найден известняковый монолит (1 x 0.6 x 0.14 м). Неизвестно, тот ли это камень, о котором писала Эгерия, однако он был помещён под современный алтарь. 

Просторный двор церкви украшен мозаиками в виде геометрических фигур. Во дворе построен фонтан с семью кранами в виде рыб (символизирующих семь источников Табхи), в котором плавают золотые и серебряные рыбки.
                В заключении уместно рассказать следующее. 

Крест является главным символом христианства. Достаточно посмотреть на верхушку любого христианского храма, будь то католическая, лютеранская, англиканская или православная церковь. Однако это было не всегда, первые христиане крест не почитали. И, напротив крест почитали …язычники.

Крест в первые века христианства считался дурным знаком, совсем не священным символом. Его изображение считалось кощунственным, насмешкой над страданиями Иисуса. Право же, для них крест считался орудием для смерти их Бога.

Как можно было поклоняться орудию, на котором в мучениях умер Бог. Вместо креста они любили рисовать совсем другие знаки: рыб, обозначающих христианскую веру, кораблик, символизирующий церковь христову, якорь, имеющий несколько значений – надежду, крепость веры, милосердие, а также агнца, изображающего самого Иисуса, и голубя, изображающего – символ Святого Духа.
                Культ креста был установлен и введён в христианское богослужение в IV в. Была создана легенда о явлении на небе императору Константину I креста с надписью «Сим победишь» и об обретении матерью Константина I Еленой в Иерусалиме креста, на котором был распят Христос.

С V в. кресты  украшают церковные абсиды, возводятся на крышах христианских храмов. Примерно с  400 года появляется изображение распятия - фигуры Христа на Кресте. С XI в. кресты ставятся на алтаре. Изображение Креста проникает и в символику светской власти: Кресты на диадемах монархов, на монетах, в гербах.
                В ночь на 18 июня 2015 года в здании церкви вспыхнул пожар, причинивший церкви значительный ущерб. Подозревают, что причиной пожара стал поджог.


Рецензии