Глаза страха

     Я работаю экскурсоводом и встречаю много разных людей. Кто-то говорит, что боится высоты, кто-то – воды, кто-то - скорости. Но, как правило, разговорами всё и заканчивается. Настоящий страх я видела лишь три раза в жизни. Об одном из них я сейчас и расскажу.
    Горный Алтай. Лето. «Алтайская кругосветка»: Тавдинские пещеры – Чемал – Камышлинский водопад.
    Первый объект экскурсии – пещеры. Покупаю билеты на всю группу, и мы начинаем подниматься в гору. Тропа крутая, сложная. Я иду ближе к «хвосту», страхую отстающих… Вижу, как метрах в пяти от начала подъёма «застопорилась» группа из трёх человек – две дамы и мужчина. Спрашиваю: «В чём дело?». Оказалось, одна женщина очень боится высоты и категорически отказывается подниматься по тропе. Сестра её уговаривает. (Всем лет по пятьдесят. Неужели не знают, кому что можно (нужно), чего нет?! Или впервые путешествуют?). Муж объясняет, что уговаривать бесполезно, и остаётся вместе с женой внизу. Зря только билеты брали – могли бы сэкономить триста рублей…
 

     За годы работы случалось всякое и это не самое критичное. Ухожу с группой дальше, и через час уставшие и довольные, напитанные незабываемыми ощущениями, мы дружно спускаемся вниз и продолжаем экскурсию. Едем в Чемал.
     Автобус высаживает группу на автостоянке и уезжает к месту сбора туристов на другой конец Чемала. А мы идём к храму Иоанна Богослова на острове Патмос. На смотровой площадке рассказываю немного (что не успела рассказать в автобусе и надо показать на месте) о храме и отправляю группу на остров. Надо идти по подвесному качающемуся деревянному мостику метров пятьдесят. Мостик ограждён сеткой рабицей и совершенно безопасен. Я объясняю, что, если пойти в храм со светлыми мыслями, загадать доброе желание для себя или кого-то из близких и пройти по мосту обратно, не касаясь руками перил, то желание обязательно сбудется…
 

      Группа уходит, и многие смельчаки и вправду не держатся за перила…
     Но для того, кто боится высоты, это абсолютно невозможно, и Дама остаётся на смотровой площадке, предусмотрительно не подходя близко к перилам.   
     Посетив храм, умиротворённые туристы потихоньку собираются в кучу, и мы дружно идём к «козьей тропе», по которой нам предстоит добираться до Чемальской ГЭС. Объясняю, что козьей тропа была до развития массового туризма на Алтае, то есть в прошлых веках. Сейчас же её обтоптали, обкатали и облагородили так, что по ней даже ездят на велосипедах (кстати, вот это действительно опасно).
 

      Вся группа спокойно пошла по тропе. А у нашей «трусихи» случилась истерика. Нет, она не плакала и не кричала. Её колотило (плющило и колбасило) так, что я поняла – это не прихоть и не выпендрёж. Но автобус далеко, связи особо нет, придётся идти. Понимая, что муж и сестра с «трусихой» не справятся, я решительно отодвигаю их, беру Даму за руку (вернее она вцепляется в мою руку так, что у меня потом были синяки) и мы идём по тропе. Дама жмётся к скалам. Её бьёт крупная дрожь. Испуганные глаза наполнены слезами. Я рву резко пахнущий чабрец, растущий на близлежащих скалах, и сую ей в руку с наказом нюхать его (отвлекающий манёвр).
     Тропа в общей сложности всего-то семьсот восемнадцать метров (согласно навигатору). Я непрерывно что-то говорю. Рука, зажатая мёртвой хваткой, начинает синеть. Где-то в середине пути спрашиваю: «Где трава?». «Потеряла». Но чабреца на тропе больше нет, и я рву терпкую полынь. Главное – отвлекать внимание.
     Мы благополучно добрались до ГЭС. Группа поздравила нашу «героиню» с победой…
     Путь к Камышлинскому водопаду проходил по подвесному мосту через Катунь. Мост протяжённостью метров двести-триста.
 
Даму я даже уговаривать не стала. Зачем? Отдых должен приносить удовольствие. Они своей семьёй добирались и туда, и обратно по Катуни на моторной лодке. Оказалось, что ни воды, ни скорости Дама не боится…
    
    


Рецензии