Интервью с Алексеем Ниловым

Друзья! Ковыряясь в своих документах, случайно обнаружила интервью, которое записала с актером Алексеем Ниловым лет десять назад. Перечитала. Решила поделиться с вами, тем более, что свет оно увидело в сильно урезанном виде. Что убрали, думаю, догадаетесь сами. И удивитесь. Потому что, на мой взгляд, эта перестраховка только повредила материалу. Да и самому герою все казалось вполне приемлемым. Любопытно мне было перечитывать это интервью и в связи с быстро меняющейся нашей российской действительностью. Впрочем, читайте (если хотите)...

Если заглянуть в интернет, то там страницы, посвященные «жизни и творчеству» Алексея Нилова, до обидного одинаковы: простой перечень фильмов, в которых ему пришлось сниматься (их немало – 35) да факты богемной его биографии: бурная молодость с обильными застольями, пьянством и перечнем бывших жен. Поэтому, собираясь на интервью, автор этих строк взяла на себя смелость восполнить недостаток «позитивной» информации и поговорить с актером именно о его работе, о полюбившихся ролях, творческих победах и неудачах, «муках и радостях» выбранной профессии. Однако, как случается в жизни, благие намерения были пресечены на корню: в самом начале разговора заслуженный артист Алексей Нилов без затей заявил, что артистом себя… не считает. На нет, как говорится, и суда нет. И разговор с ним был направлен в свободное плавание вокруг спасающих тем: о том - о сем и вообще за жизнь. Алексей отвечал на вопросы хоть и без особого энтузиазма, но, уважая читателя, честно. Что по нынешним временам, согласитесь, тоже дорогого стоит.

Все-таки - о профессии

- Алексей, есть актеры, которые, несмотря на множественность сыгранных ролей, в памяти остаются актерами одной роли. К примеру, Шурик - Александр Демьяненко. Или Сундуков из фильма «Три плюс два», сыгранный Вашим отцом, Геннадием Ниловым. Вы, создавший образ капитана Ларина, себя к ним не относите?
А.Н.: Я не отношу себя к актерам вообще. Так получилось, что в 1985 году я окончил ЛГИТМиК, и у меня есть какие-то навыки в актерской профессии. Но для меня актер – очень высокое звание. В нашей стране есть действительно хорошие актеры – и среди молодых, и среди тех, кто уже в возрасте. А мне актерство просто приносит деньги.
- А кем вы себя считаете?
А.Н.: Понятия не имею. У меня есть свое представление о том, что такое актер. К примеру, актер должен испытывать удовлетворение от того, что он делает, в чем участвует. А я испытываю удовлетворение только от зарплаты. Я просто исполняю работу так, чтобы было не стыдно за то, что делаю.
- В фильме «Без дубля» Ваш герой в сердцах говорит: «Надоело. Из фильма в фильм – одно и то же». Было ощущение, что герой говорит от имени Алексея Нилова.
А.Н.: Наверное. Но в этом герое есть не только от Нилова, но и от любого актера, который периодически попадает в подобную ситуацию.
- Не от того ли у Вас такое отношение к профессии, что не удалось сыграть настоящей роли?
А.Н.: Знаете, сейчас, вероятно, есть люди, которые пытаются создавать большое искусство, но при этом сидят без денег. Повторяю, я в этом смысле не Актер. Я не могу рассуждать в гримерке о высоком искусстве, получая нищенскую зарплату. Поэтому я сознательно участвую в том, что мне предлагают за деньги. Вот когда отвращение к работе станет сильнее удовольствия от зарплаты, тогда нужно будет увольняться. Пока ситуация другая.
- Ваше отношение к профессии совпадает с мнением отца на эту тему?
- Мы с ним об этом не разговариваем. Он 25 лет проработал на Ленфильме, а потом его просто вышвырнули оттуда на нищенскую пенсию. Слава богу, что у меня есть возможность материально его поддерживать.

О сериале «Улицы разбитых фонарей»

- Я знаю многих людей, которые давно бросили смотреть этот сериал…
А.Н.: Это личное дело каждого. Бросили, значит, он перестал их интересовать. Новые серии соответствуют времени и сегодняшним требованиям продюсерского кино. Той идеологии, которая насаждается из телевизора. Если в кино - резня, кровь, мат и дебилы, значит, это нужно кому-то. А артистам спорить с этим бесполезно.
- Жизнь внутри сериала - это вторая Ваша реальная жизнь?
А.Н.: Поначалу, года до 2000-го, я вообще видел Сашу Половцева, Мишу Трухина, Настю Мельникову, Сергея Селина и Юрия Александровича Кузнецова чаще, чем своих родных. С утра уезжал на съемки, вечером приезжал, ночевал и уезжал опять. Я жил на площадке с группой. Вся наша съемочная группа состояла из очень хороших людей, иначе я бы просто не выжил тогда. За 20 лет, пока снимается сериал, в ней собрались очень хорошие ребята, которые не открывали фонды, а просто, если надо, шли и помогали конкретным людям.
Сейчас иногда натыкаюсь на старые серии…Их смотреть забавно. Как забавно зрелому человеку смотреть на себя молодого, энергичного, с куражом. Попадаешь в то время, когда было интересно жить, когда были хорошие сценарии…
Слава богу, что я создал образ Ларина, который сделал меня известным человеком. Людям Ларин нравится, и это дает мне много плюсов в жизни. Ларин меня кормит, поит, лишает лишних бытовых хлопот. Когда люди на улице мне улыбаются, благодарят или предлагают помощь – это возвращение того, что я отдал зрителю в сериале «Улицы разбитых фонарей». Мне это очень приятно.
- Была серия, где Ларина, вроде, убивали…
А.Н.: Поменялись продюсеры. Старые решили Ларина с Дукалисом убить, а новые потом даже не позаботились о том, чтобы объяснить зрителю, как они выжили. Это никого не волновало. В Голливуде бы потом нашли для зрителя объяснение, почему они остались живы, когда их взрывали. А у нас обошлось без этого.
 
О себе сегодняшнем

Корр.: Алексей, Вы не в обиде за то, что не пришлось сегодня отвечать на вопросы о личной жизни? И о пьяных загулах, и о женщинах с именами и без, и о клинической смерти…
А.Н.: Мне скрывать нечего…В молодости мы развлекались с корреспондентами, выкладывая им разные эпатажные вещи о себе. Всему свое время. Сейчас я не пью, не курю, у меня прекрасная жена. Мои родители, слава богу, здоровы. Я стараюсь как можно больше внимания уделять родным и близким, потому что в какой-то момент начинаешь понимать: надо успеть дать им то, что не додал в прошлом, как-то порадовать их.
- Ваша жена из мира кино?
- Наконец-то, нет. Елена просто женщина, которая меня любит. И я ее люблю.
Корр: Ей с вами легко, как Вы думаете?
А.Н.: Очень тяжело. Ей в свое время многое пришлось пережить, когда у меня был «переходный возраст» и очень бурная жизнь. Но даже тогда в наших отношениях всегда все было честно, без измен. Сейчас мы обвенчаны, и в наших отношениях присутствует любовь.

О жизни вообще

- Что Вы думаете о времени, в котором живете?
А.Н.: Та страна, в которой я жил и чувствовал себя комфортно; то время, когда понимал, зачем работаю – закончились году в 83-м. Поэтому в свои 50 лет, я - за «сильную руку», за твердую власть, за то, чтобы работали законы. Сейчас меня радует то, что стали прижимать к ногтю коррупцию, что перестали стрелять на улицах. Может быть, скоро перестанут лить помои с экранов телевизоров и приучать людей к низкопробным вкусам. Знаете, я все-таки встречал в жизни много хороших людей: и честных ментов, и честных губернаторов, и честных министров. Поэтому я верю: все будет нормально.
- Чем Вы сейчас, кроме кино, занимаетесь?
А.Н.: Я вице-президент общественной организации «Берег», которая создана для того, чтобы помогать развитию культуры, спорта и туризма в нашем городе, поддерживать патриотические акции. При этом большое внимание наша организация уделяет работе с молодежью. Для поддержки творческих и талантливых ребят, например, при организации создан театр N, которым руководит Наташа Кадочникова (актриса, внучка Павла Кадочникова, троюродная сестра Алексея Нилова – прим. редакции).
- Что бы Вы сами себе пожелали?
А.Н.: Покоя и равновесия душевного. Особой воли мне не надо. Я не люблю бардак и не люблю страсти. Люди должны знать только то, что им помогает жить. Сегодня единственное, что нерушимо и ценно для меня – это вера и дети, которых у меня трое.
- Что должно произойти в России, чтобы вы эмигрировали из нее?
А.Н.: При любом раскладе я остаюсь со страной, которой когда-то присягал, и с Россией.
Post scriptum
Узнав о предстоящем интервью, некоторые наши читатели попросили задать Алексею Нилову свои вопросы.
- Когда все надоедает, и роль не нравится, где вы черпаете энергию и позитив ? (Галина Татаринова, преподаватель вуза).
- Сейчас нигде. А раньше – в алкоголе. Сейчас куража такого нет, какой был и желаний для свершения чего-то сверхвыдающегося - тоже. У меня совсем другие заботы: родители, дети, жена, дом. И мне некогда раздумывать: надоела мне роль или не надоела.
- Если бы Вы были очень богатым, то чем бы занимались? (Галина Спесивцева, инженер).
- Ничем вообще. Просто путешествовал бы, заботился о родителях, помогал детям и любил жену.
- В фильмах Вы почти не улыбаетесь. Вы и в жизни такой? (Ифраим Исахаров, программист).
- Я улыбаюсь, если есть повод. Например, улыбаюсь в церкви. Там мне хорошо.
- Меня интересует отношение капитана Ларина к городу, в котором много лет происходят события сериала «Улицы разбитых фонарей». Для него Петербург – это только город разбитых фонарей? (Марина Писарева, учитель).
- Могу отвечать за себя – не за Ларина. Для меня - это город моего детства, и любимых мест в этом городе у меня много. Они совсем не связаны с туристическими маршрутами и общепринятыми символическими местами. Скорее, это те места, где я рос. Мое детство проходило на набережной Кутузова. Мы жили в квартире Кутузова – его кабинете и спальне. Сначала это была коммуналка, потом соседи умерли. Мое детство – это и Летний сад. Правда, после реконструкции я там не был, просто потому что боюсь, помня отзывы тех, кто в нем успел побывать. Конечно, налицо европеизация города и даже американизация его. Меняется время, поэтому все наши соображения, хорошо это или плохо, никак не повлияют на то, что в нем происходит и будет происходить.
Светлана Задулина


Рецензии