Назарет. 2. Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы

В 1957 году к востоку от Назарета возник новый еврейский город под названием Верх-ний Назарет. В нем живет 20 тысяч жителей и построено несколько фабрик.

Итак, мы въехали в город Назарет. Про-ехав по городу, мы въехали на улицу, откуда открылся вид на Храм Благовещенья. А вскоре он предстал перед нами во всей красе.

Храм Благовещения - крупнейший на Ближнем Востоке собор.  Современное зда-ние было возведено и  освящено в 1969 г. на месте францисканского храма по проекту итальянского архитектора Джованни Муции.

Церковь состоит из двух уровней, ниж-ний уровень включает в себя Грот Благове-щения, который многие христиане считают остатками жилища Иосифа и Девы Марии и местом, где имело место евангельское собы-тие Благовещения. В настоящее время она является  основной достопримечательностью Назарета.
               
Пройдя в ворота, попадаем во внутренний дворик перед главным фасадом. Над фасадом возвышается фигура Христа, благословляю-щего всех входящих. Ниже изображена сцена Благовещения - ангел с веткой лилии (сим-вол чистоты) в руках обращается к Марии, Она слушает его, испуганно сложив руки на груди. Латинская надпись под ними  гласит: «Ангел Господень благовествовал Марии». Слева и справа на фасаде начертаны цитаты из Ветхого Завета, пророчествующие об Ин-карнации.

Внутрь храма ведут главные двери, настоящий шедевр, никого не оставляющий равнодушным. Их огромная поверхность (истинные размеры дверей и величину фигур на них можно оценить, заглянув на дверные ручки - они расположены на естественной для человека высоте) покрыта барельефами, отображающими земной путь Христа.  Глав-ные двери всегда закрыты. Вход осуществля-ется через боковые.

 Входим вовнутрь нижнего  уровня.   В центральной части, на уровне несколько ни-же основного пола и отгороженная от остального пространства, находится как бы «церковь в церкви». Она включает в себя сам Грот и молельное место, в котором много-численные группы паломников из разных стран проводят свои службы.

Грот расположен с левой стороны, окру-женный оставшимися от прежних церквей фрагментом стены, колоннами и напольной византийской мозаикой.

По преданию здесь жила Дева Мария, ко-гда Ангел сообщил ей Благую Весть. Внутри Грота находится алтарь, оставшийся от быв-шей церкви. Несомненно, что за две тысячи лет Грот претерпел многие изменения. Но также, несомненно, и то, что рука Христа ка-салась этих стен, что в этом полу остались камни, по которым ступала Его нога.

Грот - великая Святыня. И совершенно неважно, стояла ли Дева Мария точно на этом месте или несколько в стороне, важно другое - эта комната отмечена Божественным присутствием, эти камни впитывали Свя-тость из самого Первоисточника и теперь, даже после стольких лет, они излучают ее, приобщая к великому Чуду.

И люди, приезжающие сюда со всего земного шара, остро ощущают это. Из церк-ви Грота по винтовой лестнице, украшенной витражными окнами и изречениями богосло-вов, вырезанными в стене, мы поднимаемся в Верхнюю церковь. 

Здесь мы попадаем совсем в другой мир. По проходу между скамьями мы приближа-емся к монументальному мозаичному панно, находящемуся в центре восточной стены. По сторонам остаются бетонные столбы, свя-занные между собой балками и весьма напо-минающими деревянные кресты.

Ближе к центру зала столбы уступают ме-сто наклонным колоннам, поддерживающим удивительный купол в виде цветка лилии - символа чистоты. Подойдя ближе, мы можем лучше разглядеть центральное мозаичное панно. В верхней части видна латинская надпись - цитата из Никео-Цареградского символа веры: «Верую в единую, святую, со-борную и апостольскую Церковь». В центре композиции Иисус Христос с раскрытыми руками призывает всех прийти к Нему.

 Над Ним - всевидящее око Бога-Отца и Святой Дух в виде голубя. Несколько позади Него, парящая на облаке, в царской короне, на троне сидит Дева Мария. Рядом с Христо-сом, как бы прикрывая Его собой, не отры-вая от Него взгляд, с ключом от врат небес-ных в руках стоит Святой Петр. За Ними схематически изображена гора Сион.

Сбоку от Святого Петра расположилась группа апостолов, а вокруг - папы, деятели Церкви, святые, мученики за веру и просто люди, верующие в Христа и идущие к Нему.

По обе стороны от центрального мозаич-ного панно расположены две капеллы, левая - капелла ордена францисканцев и правая - капелла Испании.
 
В левой, францисканской, мы видим кар-тины подвижничества св. Франциска, одного из величайших и искреннейших служителей Христа, всю свою жизнь отдавшего практи-ческому исполнению Его наказа.    

На стенах правой, Испанской, капеллы изображена борьба сил Света и Тьмы, а так-же встреча папы Павла VI с патриархом Кон-стантинопольским Афинагором в Иерусали-ме в 1964 г.  На этой встрече была предпри-нята историческая попытка если не прими-рения, то хотя бы сближения католической и православной церквей.
               
На боковых стенах Базилики расположе-ны замечательные мозаичные и керамиче-ские панно, так или иначе обыгрывающие тему Благовещения или прославляющие Бо-городицу. Эти произведения были предо-ставлены христианскими общинами и прави-тельствами стран, которые сочли за честь предоставить дар этому храму, выразив тем самым свою любовь к Деве Марии.
 
За собором следят монахи-францисканцы. Они одеты в скромные ко-ричневые балахоны и опоясаны веревкой. На веревке расположены три узелка, которые символизируют трем обетам - учиться, рабо-тать и молиться.

Это самый деятельный монашеский ор-ден Вдоль всего внутреннего двора, называ-емого кластером, тянется галерея, на стенах которой развешено более 50 портретов Бого-родицы. Это подарки католиков разных стран мира со всех континентов. Обращает на себя внимание особенность передачи об-раза Девы Марии так, как его ощущают ху-дожники разных рас.
 
Во дворе много скульптур Девы Марии на высоком и низком постаментах есть скульптурная группа Святой Троицы в стене, а также Девы Марии с Иосифом.

Существует две версии места встречи Марии с Ангелом. Согласно апокрифической традиции считается, что Пречистая Дева впервые увидела Ангела у источника, из ко-торого набирала воду (это дало основание иконографии «Благовещения у колодца»), а затем уже само Благовещение (то есть беседа с Архангелом Гавриилом), произошло в до-ме. «Пришла она в Назарет, вошла в дом Иосифа, села за прялку и стала ссучивать красную пряжу. Тогда явился архангел Гав-риил явно, стоя на вышесказанном месте, со-общил ей о рождении Христа».

На этом месте и воздвигнут Храм, о кото-ром я рассказал выше.   Однако по другой версии, Архангел Гавриил явился Деве Ма-рии, когда та набирала воду из источника, или как его ещё называют - Фонтан Девы Марии, сейчас на месте самого этого источ-ника расположена   греко-православная цер-ковь Архангела Гавриила, где, по преданию, архангел Гавриил впервые явился Деве Ма-рии, а сам источник находится внутри этой церкви.

Выйдя из Храма Благовещенья, и пройдя немного, мы оказались около Церкви Архан-гела Гавриила.


Рецензии