Релятивизм

Все в мире относительно. Меня до недоумения удивляет желание представителей некоторых религиозных и философских направлений доказать свою правоту, ссылаясь часто на положения совершенно догматические, не верифицируемые и не фальсифицируемые никакими эмпирическими фактами. Например, христиане считают, что существует Бог, его «благой и заботливый промысл» в этом мире, и они навязывают свою позицию инакомыслящим и считают свою позицию «истинной», а иные мнения «ложными», дескать, только они одни такие умные, а все остальные – горите в аду, если не согласны.

На данный момент по большей части я скептик. Это не скептическая позиция, но я считаю, что в рамках моего субъективного опыта Бога нет. И я настаиваю на этом, но не навязываю никому свою позицию. Внутренне я громко ухмыляюсь, когда верующие говорят мне о «любви Бога к миру», о его «попечении о всем творении»… Бла-бла-бла… Где, бл*ть, его забота обо мне, когда я страдаю? Где исполнение моих желаний? Разве я многого хотел? Всего лишь девушки, которую я любил бы до конца своих дней… Конечно, мне возразят, что «Бог не обязан исполнять прихоти грешников», что «так для меня будет лучше» и т. д. Вся эта х*йня привела к тому, что сейчас я ни во что не верю, не вижу никакого смысла в этом пустом, злом мире и каждый день думаю о смерти. Вот так вот Бог хочет, чтобы все в мире были счастливы?!!

Самое интересное, что я не помню себя счастливым. Никогда. Были, конечно, моменты, когда я ощущал в «душе» «божественную благодать», когда чувствовал «блаженство» и «радость», но это стремительно пролетало в даль, даже не успев толком начаться. Здесь я уж скорее доверюсь буддизму, чем проклятому христианству. Я очень уважаю Дхамму за ее здравый пессимизм, однако не могу принять это учение полностью из-за широко представленного мифологического компонента.

Итак, «друзья», мир есть страдание, нет ничего долго-долго длящегося, все находится в стремительном движении (поразительно здесь сходство позиций Гераклита и Будды).

Мы видим лишь нейтральный мир объектов. Мы сами наполняем эту пустоту своими смыслами. Феноменологически наш комплекс восприятий мира един, но представители разных учений называют то, что чувствуют, разными терминами. Христианин скажет «Бог», мусульманин – «Аллах», буддист – «шуньята» или «нирвана», сатанист обычно повествует о «Бездне» и т. д. Здесь долго можно перечислять разные слова, которые обозначают одно и то же: нечто трансцендентное – с одной стороны и очень близкое к нам – с другой.

Я скажу о Ничто и приведу здесь замечательную цитату Сартра: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее, как может». Так вот, в моей «душе» эта дыра пуста, и заполнить мне ее, чтобы быть счастливым – нечем.

Для меня мир – это большое количество разных помещений: дворец, лачуга, хижина, дом, землянка… Все люди любят проводить свое время в разных постройках. А я не хочу нигде оставаться надолго! Обычно я живу на улице. Если мне нужно, я могу зайти, скажем, в дворец, и порассуждать о мире из этого дворца. А могу заползти в землянку и попытаться что-то представить из этого темного помещения. Но я нигде не хочу жить долго! Я не хочу считать, например, хибару самым лучшим местом на земле. Все жилые конструкции хороши по-своему. И прекрасный дворец может однажды надоесть (здесь можно вспомнить биографию Сиддхаттхи Готамы). Поэтому я бегаю по различным жилищам, часто-часто меняя их. Нет ничего постоянного во вселенной. И стены шикарного замка могут стремительно обрушиться от торнадо, и в ветхой хибаре можно выжить при неприятельской бомбежке…

20.10.2021

Изображение: https://yuri-pidriz.livejournal.com/46564.html


Рецензии