Глава 1. Начало

 Сентября перевалил за середину и я опять удивляюсь скоротечности времени. Вам не кажется, что оно как-то сжалось? У меня такое впечатление, что неделя проскакивает за 3 дня.
Школа живёт своей насыщенной жизнью, дети начали болеть, простыла и я.
Уроки пролетают тоже быстрее, чем обычно. Или мне это тоже кажется? Только прозвенел звонок на урок - вот он звенит уже с урока.
В классе 30 учеников. Казалось бы - где 27, там и 30, но разницу мы все чувствуем, особенно, что касается бумаг.
Как я любила электронный журнал, и как же он меня раздражает сейчас! Не только меня.
Попробую обо всём по порядку.

ПРОПУСКИ.

Все наши школы подключены к системе «Mano». Так называется наш журнал. У каждого ребёнка есть карточка, которую он должен просканировать при входе в школу. Мои честно сканируют, но толку? Дело в том, что эта карточка должна снять букву «н», которая уже стоит изначально на всех предметах. Но система не работает и 30 «н» мы должны снять вручную. Как снимать? Атас! Нужно войти в каждого ребёнка и убрать эту «н». Для этого нужно пройтись по всему списку, потому что у тех, кого нет, «н» должна остаться. Это три нажатия мышки: войти, убрать, закрыть.
И делать это нужно на уроке, потому что родители сразу получают сообщения о том, что ребёнка нет на уроке. Казалось бы, это здорово: родители оповещаются о пропусках. Но вторая сторона этой медали: родители начинают атаковать классных руководителей - они волнуются за детей, которые прекрасно сидят себе в школе.
Дальше, друзья мои. Для того, чтобы закрыть «н» по другим предметам, которые случайно проскакивают, классный руководитель должен написать или позвонить коллегам с просьбой снять «н». Если журнала не под рукой - забывается. В конце месяца сдаём отчёт по пропускам. Скажу вам - это ужас ужасный.
Я должна оправдать каждый пропуск каждого ребёнка. Это часы никому не нужной работы.
Как бы я хотела, чтобы в министерстве образования каждый там присутствующий, начиная от министра, прошёл через школьный журнал! Почему они так над нами издеваются? И никому мы не интересны со своим плачем...
Итак, минут 5 в лучшем случае уходит на уроке на пропуски.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.

К нам, учителям, сейчас требование, чтобы мы выступали в роли консультантов на уроке. Ну хоть убейте меня, не понимаю, как при объяснении нового материала по математике, я могу 80% молчать и 20% консультировать? Мне нужно научить их решать, а не читать учебник. Порой приходится 3-4 раза объяснять материал, ведь у всех 30 ребят разный уровень восприятия! И я точно знаю, что если бы на мой урок пришёл инспектор, я показалась бы ему учителем прошлого века: стою, объясняю, решаю, опять объясняю, снова объясняю...

ДОМАШНЯЯ РАБОТА.

"А что с домашней работой не так?" - спросите вы меня.
Хочу поделиться с вами экспериментом, который я практикую в этом году.
В этом году я не проверяю домашние работы. Но у меня условие: каждый день ребята должны отдать математике ПОЛЧАСА В ДЕНЬ. То есть, я задаю очень большое задание на дом, но ребёнок решает минимум полчаса, сколько успеет и что захочет. Пусть мало, но качественно. Потом подробно опишу этот опыт, кому интересно, а пока воюю с теми, кто халтурит. В начале урока ученики задают мне вопросы, возникшие при подготовке и я прорешиваю то, что не получилось у детей.
Это не моя выдумка: идею слизала у одного умного учителя одной из Вильнюсских школ.

А представьте себе, чтобы проверить 4 стопки тетрадей, да ещё самостоятельные и контрольные, уходит до 3 часов моего вечернего времени. А потом выясняю, что все учебники и рабочие тетради прорешаны в интернете и я трачу 80% времени на проверку уже давно проверенных работ. А сейчас я просматриваю и сразу вижу: кто подошёл с душой, а кто схалтурил. Ребята пишут на полях время начала работы и время окончания.
Привыкают потихоньку. Спросила: «Как вам, ребята?»
Ответы прямо таки окрылили:
«Раньше я могла час сидеть над ненавистной задачей и так и не решить её. А сейчас я решаю без страха то, что могу. А то, что не могу- спрошу на уроке.»
«Мне нравится! Я свободна в выборе: сколько решать и что решать. Даже хочется сделать больше!»
«Мне нравится, что балл я получаю за труд. Вот не все же умеют рисовать: а нам отметки ставят. Так и здесь. Мне трудно даётся математика, но я стараюсь сделать, я же тружусь. Конечно, тем кому легко даётся - они и так заработают, а нам что делать?»...
Так что экспериментирую, друзья!

КОНСУЛЬТАЦИИ

Спасибо администрации, мне выдели часы на консультации. Но у детей по 7 уроков в день, а потом они ВСЕ бегут на кружки, на занятия, к репетиторам. Кто придёт на консультацию по МАТЕМАТИКЕ на 8-й урок? И у кого голова варить будет? И вот уже года три я даю консультацию Он-лайн, прямо в закрытой группе ФБ. Ребята в назначенное время садятся компьютеру и я прорешиваю всё, что не получилось, что нужно дообъяснить. А кто посмотрел - ставлю балл в накопительную отметку.
Вся прелесть в том, что эту консультацию можно пересматривать столько раз, сколько нужно и в любое, удобное для ребёнка время. Вот у меня и получается по 50 - 100 просмотров в классах. И родители смотрят! Все довольны, а я больше всех: сижу дома, в тепле, не спеша рассказываю, ребята тут же решают, дают ответы. Уже всё утряслось и консультации будут проходить каждую неделю...

ПРЕЗЕНТАЦИИ
 Чтобы сделать приличную презентацию к уроку, уходит масса времени. Иногда 3-4 часа. Но есть прекрасные сайты, где можно взять готовую и доработать её так, как нужно учителю. Я обожаю делать презентации к урокам: ребята на 95 % визуалы, то есть воспринимают информацию глазками. Потому что у них, современных, клиповое сознание: мелькающие картинки, наподобие рекламы. А если бы вы увидели учебники! Я уже делала обзор этих, не побоюсь слова, уродливых учебников по математике. Вот я летом и создала свои учебники, аж три штуки: для 5, 6, 7 классов. Бросила в группы. Родители скачали. Назвала: «Математический словарь в картинках и схемах». Вся информация сжата и конкретна. Есть все определения, чертежи - удобно и мне и ребятам.
Об остальном обязательно расскажу потом...
Я буду делиться своими мыслями, разработками с каждым, кому это будет нужно. Пытаюсь оптимизировать и очеловечить этот процесс, а это возможно только в том случае, если вкладываешь душу и время...

Продолжение: http://proza.ru/2021/10/20/1992


Рецензии