Барабинцы

Барабинцы, ныне известные как барабинские татары, во времена появления русских на Иртыше и в Барабе во второй половине 16 века населяли междуречье Иртыша и Оби.

Имеют самоназвания – бараба, параба, барама, бараба татарлар.

На момент появления русских в Барабе численность барабинцев могла составлять около 2000 человек. Войны с Кучумом и его потомками, набеги южных соседей, уводы или отход барабинцев на другие территории были причиной уменьшения численности барабинцев до 745 человек в середине 17 века. После создания русскими Иртышской линии военных укреплений для защиты от набегов степных кочевников в первой четверти 18 века произошло резкое увеличение численности барабинцев с 1100 человек в 1734 году до 1875 человек в 1741 году.

Как отдельный народ барабинцы были указаны в переписях населения 1897 и 1926 годов. Согласно переписи 1897 года численность барабинцев составила 4433 человека. В 1926 году их численность была определена в 7528 человек. Как предположил С.Кочнев, столь значительный рост численности барабинцев объясняется включением в 1926 году в переписные листы не только барабинцев, но и пришлого из Европейской части СССР тюркоязычного населения.

По оценке томских этнографов, в 1971 году численность барабинцев, проживавших на территории Барабинского, Венгеровского, Каргатского, Куйбышевского, Северного, Убинского, Усть-Тарского, Чановского районов Новосибирской области, составляла 8380 человек. При этом сами ученые оценивали погрешность в 20% при учете барабинцев, так как в составе барабинцев, как они сами и признавали, были учтены и потомки казанских (волго-уральских) татар.

Всероссийская перепись населения 2010 года учла граждан, определивших себя как «бараба» лишь в составе более широкой этографической группы – сибирские татары. Вследствие этого, достоверных данных о численности барабинцев сегодня нет. Ученые из института филологии СО РАН предполагали в 2012 году, что на территории Новосибирской области может проживать около 8 тысяч представителей этого народа. Однако, вероятно, эта цифра очень завышена, так как, с одной стороны, продолжается усиливающаяся ассимиляция барабы казанскими (волго-уральскими) татарами в рамках татарской нации, а с другой стороны, как это видно из вышеописанного, цифры переписи 1926 года и оценки 1971 года, которые брались в расчет в 2012 году, изначально были неверными.

В составе современных барабинцев исследователи традиционно выделяют три этно-территориальные группы, в соответствии со старым родоплеменным разделением: барабинско-туражскую (турашскую), теренинско-чойскую, любейско-тунусскую.

Генетические исследования выделили среди барабинцев северную и южную группы.

В прошлом сложилось две концепции относительно происхождения барабинцев. Первая предполагала их финно-угорское происхождение, вторая – тюркское происхождение. Впоследствии была создана концепция многокомпонентности барабинского этноса. Суть ее заключается в том, что культура барабинцев включала в себя элементы культур северного, таежного круга и культур южного, лесостепного и степного круга, в этногенезе барабинцев предполагалось участие угорских и тюркских элементов. Данной концепции придерживаются и современные исследователи.

Язык барабинцев в настоящее время выделяют в один из диалектов сибирско-татарского языка. В то же время часть исследователей продолжает придерживаться мнения, что барабинский язык – это самостоятельный язык поволжско-кыпчакской подгруппы кыпчакских языков. Наиболее последовательно особое положение барабинского языка отражено в классификации В.В.Радлова, отнесшего барабинский язык к восточной группе тюркских языков, в то время как тоболо-иртышские диалекты сибирских татар он отнес к западной группе.

Письменности и письменных памятников барабинский язык не имеет. В научной литературе принята запись в транскрипции В.В.Радлова на кириллической основе.

Международная конференция по исчезающим языкам и культурам, состоявшаяся в мае 2012 года в Анкаре, определила барабинский язык как исчезающий.

Несмотря на то, что со времен Кучума часть барабинской знати была исламизирована, долгое время барабинцы оставались шаманистами. Со второй половины 18 века началась более широкая исламская миссия среди барабинцев бухарцами и казанскими татарами, однако, и в 20 веке среди барабинцев продолжали существовать шаманы, которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений.

Первые систематизированные научные сведения о барабинцах были собраны в 18 веке историком Г.Ф.Миллером и этнографом Иоганном-Готлибом Георги. Последний сделал подробное историко-этнографическое описание барабинцев в 1776-1780 годах и отметил общность в образе жизни и в вере барабинцев с народами Алтая. Позже эту особенность отмечал и Радлов.

В первой половине 16 века барабинцы жили на всей территории Барабы, есть сведения о том, что в это время южные барабинцы были данниками казахских ханов и ойратов.

Со второй половины 16 века барабинцы «были за Кучумом», платили ему ясак и входили в состав Сибирского ханства.

Жили барабинцы в это время разрозненно в небольших поселениях по всей Барабе, концентрируясь у озер, рек Оми и Тара. Имели городки у озер Яркуль и Чаны, по реке Оми и др., наиболее известным из которых был городок Тонтура – резиденция кучумова наместника Буян-Бия.

С появлением летом 1594 года русского города Тары и русского гарнизона в ней, часть барабинцев перешла от Кучума под защиту тарских воевод и стала платить им ясак.

Русскую историю барабинцев можно отмерять с весны 1595 года, когда тарский воевода князь Андрей Елецкий предпринимает новую попытку разгромить Кучума. Служилые люди числом 483 человека прошли около 300 верст в полном боевом снаряжении, приведя к присяге волости и захватив в плен одного из приближенных Кучума мурзу Чангула.

После разгрома Кучума в Ирменском сражении в 1598 году Бараба и барабинцы были включены в состав Русского государства. С начала 17 века на территорию Барабы началось вторжение ойратов, которые вместе с Кучумовичами грабили барабинцев. Барабинцы совершали ответные набеги на улусы захватчиков. После 1626 года ситуация усложнилась тем, что русские власти, которые не могли противостоять этому нашествию, требовали от ограбленных захватчиками барабинцев уплаты ясака.

Осенью 1627 года барабинцы совершили очередной ответный набег на ойратов. За это участники похода были тарскими воеводами водворены в тюрьму, захваченные ими пленные были возвращены ойратам без выкупа и обмена на пленных барабинцев. В 1628 году за ясаком в верхние волости Тарского уезда был отправлен сын боярский Богдан Бойкач. Вместе с барабинцами, у которых не было возможности выплатить ясак, он совершил поход на улусы ойратов в Барабе и погромил их. В Таре Бойкач был заключен под стражу, и вновь захваченные барабинцами пленные и имущество были возвращены ойратам. В это же время в Таре началась проверка ясачных книг, в которых была обнаружена значительная задолженность барабинцев за 1626-1628 годы. Часть барабинцев выплатила эту задолженность, другая часть, возглавляемая своими князцами, отказалась и на стороне Кучумовцев и ойратов выступила против русских: сожгли Барабинский и Убинский острожки в Барабе и отошли к верховьям Каргата и Чулыма.

В августе 1628 года на переговоры с этими барабинцами были отправлены Богдан Бойкач, юртовской служилый татарин Евгаш Икбакмасов и мулла Арат Тарыбердиев, которые обнаружили их в урочище Кое-Сокте. Послы смогли убедить их вернуться, князцы барабинцев поклялись на Коране в своей преданности, однако, затем ойратам удалось переубедить их. Совместно с ойратами и Кучумовичами барабинцы с князьком Когутаем продолжили грабить и убивать русских и верных русской администрации барабинцев.

Весной 1629 года барабинцы Когутая присягнули внуку Кучума Аблайгериму, которого провозгласили ханом Сибирского ханства его братья на берегу озера Чаны. В июне 1629 года внезапным ударом тобольские и тарские служилые люди и юртовские служилые татары под началом голов Федора Елагина, Богдана Аршинского и Назара Жадовского разгромили лагерь барабинцев Когутая, уничтожили часть изменников, отбили русских пленников, отняли добычу. Около 150 изменников бежали. Пленным предложили вновь принести присягу русскому государю, за это их простили, а часть – отправили «отговаривать от измены» бежавших. Сам Когутай с частью своих людей не вернулся и отошел в верховья Каргата, откуда с Кучумовичами, ойратами и людьми чатского мурзы Тарлава совершил набег на Томскую землю.

Осенью 1631 года началось новое наступление ойратов и с ними Когутая на Тарский уезд, которое было отбито служилыми тарскими людьми. В ответ ойраты провели массовый увод всех барабинцев из Барабы, так что зимой 1634 года тарскими казаками здесь было встречено лишь 4 ясачных барабинца, которые и сообщили, что всех остальных поймали и отправили в кочевья к Когутаю.

В 1635 году джунгарский тайша Баатур Хотоходзинь объединил под своей властью большую часть ойратских улусов. В том же году в его ставку из Тобольска отправилось посольство Остапа Мартынова, главной задачей которого было возвращение на территорию Русского государства бежавших или уведенных жителей. По приказанию тайши все барабинцы были отправлены на свои места жительства, а ойратским тайшам было запрещено брать с них дань (алман). В Барабу вернулось около 500 барабинцев.

Непростая история взаимоотношений барабинцев, русских, Кучумовичей и ойратов в первой половине 17 века отразилась в фольклоре барабинцев, в котором русский герой помогает барабинским богатырям избавить свой народ от неволи на чужбине или поселяется среди барабинцев и защищает их от воинственных степняков.

В 1641 году джунгары, направляясь через Барабинскую степь в Тобольск, потребовали от барабинцев выплату ясака Баатуру. В 1642 году Баатур уже целенаправленно направил в Барабу сборщиков ясака. Весной 1644 года джунгары собрали в Барабе ясак и забрали заложников. Русская администрация не обладала возможностями для противостояния усилившемуся Джунгарскому ханству в обширном приграничном регионе на юге Западной Сибири. Сложилась система российско-джунгарского двоеданства части южных групп барабинцев, которая закончилась в 1755-1758 годах с ликвидацией Джунгарского ханства Цинским Китаем.

С исчезновением опасности джунгарского вторжения в Барабу, завершилась эпоха двоеданства барабинцев. Одновременно началось широкое переселение в Барабу русских поселенцев.

В 18 веке барабинцы занимали все берега Чановских озер, а к 1880 – 1891 годам занимали северный и восточный берега озера . Н.М. Ядринцев считал, что передвижение их с южных берегов озера относится к концу 18 века. Во времена В.В. Радлова (1860-е годы ) основным центром барабинцев был нынешний Каргатский и Убинский районы Новосибирской области. В Каргатском районе они остались в незначительном количестве и смешались с переселившимися из европейских районов, казанскими татарами в селах Шибаки и, единично, Теренино. Из Убинского района барабинские татары переселились на запад – в соседние районы в начале 20 века.

В конце 1930-х годов барабинцы жили в Усть-Тарском районе Новосибирской области в селе Угуй. Теперь там смешанное с прибывшими из европейских районов казанскими татарами население.

Отказ от экстенсивного скотоводства, развитие интереса барабинцев к занятию земледелием, ремеслом и торговлей сблизили русских и барабинцев. К началу 20 века барабинцы в значительной степени утратили характерные черты своего прежнего хозяйства и быта и отличались от русского населения только языком и религией.

В течение 20 века большая часть барабинцев постепенно перестала говорить на барабинском языке и стала использовать для общения русский язык. Среди ассимилированных казанскими татарами барабинцев вместо барабинского языка стал распространяться татарский язык. В 1930-х годах в стране, наряду с православными церквями, закрывались и мусульманские мечети, подвергалось гонениям мусульманское духовенство.

В конце 20 века произошел всплеск интереса людей к религии, который, по сообщениям новосибирских мусульманских активистов, затронул и барабинцев. Однако, в настоящее время не существует религиозных мусульманских объединений собственно барабинцев, неясна численность барабинцев-мусульман, собственно, как и численность самих барабинцев, о чем говорилось выше.

Считается, что в настоящее время барабинцы живут в Барабинском, Куйбышевском, Чановском, Венгеровском, Кыштовском, Каргатском районах Новосибирской области в аулах (деревнях): в Барабинском районе аулы Тамдау (Тандов, Тандове), Бакчагюль (Ново-Курупаевка), Энгельде (Ингильдинка), Кесякей (Кусеевка), в Куйбышевском районе – Шагыр (Шагир), Омаул (Осинцево), Яргуль (Бергуль); в Чановском районе – Унар (Тармакуль), Кошкуль, Чёплигюль или Тилелюль (Тебисс), Белихте, Чёртанну или Чётанкуль (Малый Тебисс), Аялу (Аялуцк); в Венгеровском районе – Воробьи (в него вошли Мангыт, Акбалык), Улуцк (в него вошли Арынцасс, Кучугач); В Кыштовском районе -Кыштау (Кыштовка), в который вошли Большой Чалтак и Малый Чалтак), Янга Майзасс (Новый Майзасс), Тарлар (Альменево), Усманка, Чик (Чеки); в Каргатском районе, как уже отмечалось, барабинцы есть в аулах Шибаки и Теренино.


Рецензии