Чаты краткая история маленького народа

По мнению ряда ученых, первым из которых был Г.Ф.Миллер, в середине 16 века чаты проживали по соседству с барабинцами в западной части Барабинской степи. Существует упоминание чатских мурз в конце 16 века о былой службе чатов казахским ханам. Вследствие этого бытовала гипотеза близкого происхождения чатов и казахов. Генетические исследования, проводившиеся в современное время среди томских чатов, выявили несколько генетических линий, сходных с линиями телеутов, каракалпаков и родов байулы и алимулы казахов Младшего жуза.

По одной из версий, с Верхней Оми чатов откочевать на восток заставил Кучум, ставший после убийства Едигера ханом Сибирского ханства. По другой версии, после появления дружины Ермака в Сибири чаты стали участниками передвижек, охвативших тюркоязычное население Западной Сибири, в результате которых и переселились на восток.

В конце 16 века чаты стали жителями Приобья и являлись подданными или (с чем более согласны современные исследователи) союзниками хана Кучума.

Считается, что в это время на Оби, у Кривой Луки, чаты основали родовое поселение, которое в русских документах именовалось как Чатский городок, о котором Г.Ф.Миллер пишет, как о «главном поселении чатских татар на западном берегу Оби, на большой дороге между Томском и Тарой». Предполагают, что Чатский городок находился рядом с современной деревней Юрт-Ора в Колыванском районе Новосибирской области. Местонахождение его часто определяли и местом на берегу Оби по дороге из Томска в Тару, на мысу, образуемом рекой Июна (Уень) при впадении ее в Обь.

Чаты не только расселились по Оби, но и подчинили себе живших здесь до их появления местных жителей - обских тюрок (или обских татар), сделав их своими кыштымами-данниками. Вероятно, из-за подчинения нижних обских тюрок - темерчинцев, чаты вступили в конфликт с эуштинцами, которые в 1599 и 1604 годах воспринимали чатов как немирных соседей.

Известны племенные самоназвания чатов того времени: цат, цаттыр. Отсюда, вероятно, и их название - чат, а позже - чатские татары или чат татарлары (цат татарлар).

В августе 1598 года конный отряд воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, вышедший из Тары по указу царя Бориса Годунова на поимку Кучума, обнаружил хана на берегу Оби, «выше Чат три днища, на лугу Ормени, от калмаков в дву днищах». 20 августа 1598 года произошло Ирменское сражение, итогом которого стало окончательное поражение хана Кучума. Оставшись без своих воинов и окружения, Кучум бежал. Чаты не принимали участия в Ирменском сражении и заявили о своем желании принять русское подданство, объясняя, что раньше не могли это сделать, опасаясь мести Кучума: "...Мы Государю не служили и ясаку не давали, блюлись Кучюма царя; а был деи у нас Кучюм близко и владел всеми нашими волостьми; а нынеча деи Кучюма Государевы люди побили, и Кучюм деи от нас пошел прочь...".

Приняв русское подданство, чаты сначала стали платить ясак в Тару, а затем начали записываться в служилые люди, влились в сословие служилых татар и перешли в подчинение к томским воеводам, участвуя вместе с русскими в походах и сражениях против враждебных племен и Кучумовичей – потомков хана Кучума, все еще претендовавших на власть на окраинах бывшего Сибирского ханства, и обороняя от них совместно с русскими служилыми людьми собственные городки и русские города и остроги.

Часть чатских служилых татар перешла в Томск. Вскоре на берегах Томи в окрестностях Томска появились юрты и городки переселившихся чатов.

В 1616-1617 годах Чатский городок, осажденный тысячным войском предводителя телеутов Абака и калмыцкого тайши Пегима, три недели обороняли служилые чаты и русские казаки Ивана Хлопонина, сумевшие отбить два штурма.

В феврале 1624 года чаты и русский отряд Семена Щепеткина вновь совместно обороняли Чатский городок от телеутов и Кучумовичей. В том же году русские и чаты совместно усилили укрепления Чатского городка и выкопали рвы.

В 1629 году происходит сражение возле Чатского городка, где русские казаки воеводы Якова Тухачевского и чаты мурзы Тарлава вместе оборонялись от нового нашествия неприятелей. 8 ноября 1629 года «приходили под Чацкой острожок царевич Ишимов сын Аблагирим с чорными колмаки, и с тарскими изменники, с татары, и з барабинцы, и с тереницы и, осадя острожок, стояли три дни. И они де, князь Петр, посылали ис Томского в Чатцкой острожек Якова Тухачевского, да казачья голову Молчана Лаврова, да татарского голову Богдана Болкошина, а с ними конных казаков 100 человек да юртовских татар 50 человек. И они де, Яков и Молчан и Богдан, прошод сквозь тех изменников в острожек с казаки и с юртовскими татары и, взяв с собою в острожке чатцких мурз Кизлана и Бурлака, и вышед из острошку, с колмаки и с татары бились. И божиею милостию и государевым счастьем царевича Аблагирима с станов збили и полон чатцких татар и лошеди, что они имали под Чацким, отбили, и, языки поимав, привели в Томской».

В том же 1629 году чатский мурза Тарлав «изменил…ис Чат вышел…», основав собственный Чингис-городок (современные Чингисы) в Караканском бору, на тогдашней земле телеутов. В 1630 году Тарлав из своего городка вместе с Кучумовичами и телеутами совершил набег на Томский округ, напав на земли своих братьев – чатских мурз Кызлана и Бурлака, сжег Бурлаков городок и хлеба, «побил» и в «полон поимал» людей Бурлака и Кызлана, разграбил Шегарскую волость. Против Тарлава, Кучумовичей и телеутов выступили томские служилые чатские татары, которые в нескольких стычках и сражениях разгромили нападавших. Однако, Тарлав продолжил в союзе с телеутами и Кучумовичами совершать набеги на Томский уезд. Было известно, что они планировали напасть также на Кузнецк и Тару.

В 1631 году Чингис-городок был взят штурмом казаками воеводы Якова Тухачевского и чатами мурзы Бурлака. Пытавшийся бежать Тарлав был убит в стычке с казаками и с почетом похоронен рядом с Чингис-городком своими противниками по чатским обычаям.

После смерти Тарлава томские воеводы признали мурзами его людей сыновей Тарлава. Потомки мурз Тарлава, Бурлака и Кызлана упоминаются в документах 17 века как чатские служилые татары, их местожительством определены чатские поселения Притомья.

Чаты упоминаются в документах 17 века-первой половины 18 века как проводники и переводчики, служилые гарнизонов городов и острогов Западной Сибири, участники походов против енисейских киргизов, телеутов и Кучумовичей, ямщики на Сибирском тракте, промысловые люди.

Являясь первоначально коллективом близких родственников, уже в 17 веке чаты принимают в свой состав бухарцев (выходцев из Средней Азии), казанских татар и телеутов. Перепись 1720 г. зафиксировала 470 чатов. Частично чаты оказались за пределами Томского уезда и не числились в составе подгородних служилых татар.

В настоящее время в Колыванском районе Новосибирской области потомки чатов проживают в деревнях Юрт-Ора и Юрт-Акбалык. Эту группу исследователи называют обскими (орскими) чатами или западными чатами.

Потомки выселившихся в начале 17 века на восток служилых чатских татар, живших в Томске и на берегах Томи рядом с Томском в деревнях Кафтанчиково, Юртах Чернореченских, Тохтамышевских, Барабинских, Казанских, Калтайских, относятся иссследователями к томским чатам или восточным чатам.

В 17-18 веках чатские поселения объединялись в собственные волости, управляемые чатской аристократией - мурзами.

В 19 веке -начале 20 века томские (восточные) чаты Притомья подчинялись Чатской инородной управе. К этой же управе относились деревни Юрты Акбалыкские и Юрты Таганские обских (западных) чатов. Деревня Юрт-Ора обских (западных) чатов относилась к Малокрюковской инородной волости и с 1896 года являлась ее административным центром.

После 1917 года инородные управы и волости были упразднены.

В 16-17 веках чаты находились на религиозном и культурном перепутье. Известно, что во времена Кучума племенная верхушка чатов, породнившаяся с ханом (чаткой была одна из жен в гареме Кучума), исповедовала ислам. Основная масса чатов при этом придерживалась собственных племенных верований. С переходом чатов на службу в Томск, часть чатов стали православными и уже в 17 веке ассимилировались с русскими, приняв не только иную религию, но и новые имена, новый язык и новый образ жизни. При этом не существовало никакой православной религиозной миссии среди чатов. Томские власти оставляли чатам возможность религиозного и культурного выбора. Лишь с появлением в поселениях чатов казанских татар и их мусульманских проповедников, в 18-19 веках чаты становятся мусульманами и до сих пор остаются ими.

В течение сотен лет жизни рядом с русскими чаты перенимали у русских новые способы хозяйствования, постройки и обустройства жилищ, общались между собой и с окружающими и учились на русском языке, впитывали русскую, а с нею и мировую культуру. В то же время, чаты восприняли от казанских татар убеждение, что чаты – татары, чему во многом способствовало восприятие русскими тюркоязычных народов Сибири как татар, отразившееся и до сих пор отражающееся в документах, исторических исследованиях и бытовых названиях. Это повлияло на процесс ассимиляции чатов казанскими татарами.

Численность чатских татар по Всеобщей переписи населения Российской империи составляла 1200 человек.

По оценке этнографов, в 1970 году чатских татар, то есть потомков чатов, проживавших в основанных чатами деревнях, могло быть около 2100 человек.

В ходе переписи 2002 года чатскими татарами назвали себя 5 человек, остальные предпочли отнести себя просто к татарам или русским.

В переписи 2010 года чатские татары не зафиксированы.

В настоящее время потомки чатов деревни Юрт-Ора Колыванского района Новосибирской области являются носителями сохранившегося реликтового чатского (орского)говора (иногда его выделяют как орский подговор эуштинско-чатского говора) томского диалекта сибирских татар. Исследователями отмечалась близость этого говора к телеутскому языку. Считается, что сохранившийся говор жителей соседней деревни Юрт-Акбалык под влиянием казанских татар является смешанным. По мнению ученых, существует опасность утраты чатского (орского) говора.

Чаты не признаны коренным малочисленным народом и не внесены в Перечень коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Традиционно чаты вместе с эуштинцами и калмаками включаются в томскую группу сибирских татар. Сибирские татары, в свою очередь, включаются, наряду с казанскими (поволжскими) и крымскими татарами, в татарский народ в целом.

В целях сохранения национальных, бытовых и культурно-исторических традиций чатов, с 1994 года деревня Юрт-Ора, находящаяся в Колыванском районе Новосибирской области, была включена как памятное место в списки памятников истории и культуры Новосибирской области, стоящих на государственной охране как объект историко-культурного наследия. В 2018 году здесь состоялось открытие музея под открытым небом «Усадьба чатского татарина».


Рецензии