Брянск

ИСКАТЕЛИ СОКРОВИЩ











БРЯНСК
часть 3






январь 2020 г.
 
После моего возвращения из Новгорода, прошел ровно год. Мы часто созванивались с друзьями и вспоминали наше путешествие.
Я по-прежнему ходил на работу, по воскресеньям в «Поэтический клуб». Писал романы, рассказы, редко любительские стихи. В июне 2013 года я получил отпуск. Не знал, куда мне поехать отдыхать. Позвонил в Псков Сергею, чтобы узнать, как у него дела и какие планы.
- Привет, Толиб, рад слышать твой голос.
- Спасибо, Сергей, как дома?
- Все по-прежнему, ничего не изменилось.
- Я рад. Я получил отпуск, не знаю, куда податься?
- Приезжай, поедим в Брянск к Виктору, нашему однокурснику.
- Как он?
- Недавно ушел на пенсию, дослужился до полковника.
- Молодец, Виктор. У меня нет его сотового.
- Я пошлю тебе. Поздравь его и от меня тоже.
- Заезжай за мной, и мы вместе поедем к Виктору.
- Спасибо, Сергей, я уже иду за билетами.
Получив СМС-ку, я позвонил Виктору, поздравил его с выходом на пенсию, а он пригласил нас в гости. Я купил билет на 7 июня до Пскова к Сергею. Узнав о моем отпуске, жена сказала:
- Опять к друзьям?
- Опять.
- Чувствую, что вы снова залезете в пещеры и прогуляетесь по подземным ходам.
- Пока не знаю, все может быть.
- Будьте осторожны.
- Будем.
7 числа я занял свое место в плацкартном вагоне. Ехать шесть дней. Рядом ехали три девушки. Мы познакомились. Все они среднего роста с короткими причёсками и красивыми фигурами. Валя была немного стеснительной, а Ольга и Юля шустрыми и общительными девушками. Вечером я предложил выпить за знакомство шампанского. Все согласились.
- Девчонки, вы на море отдыхать?
- Да, а как вы угадали?
- Куда еще можно ехать в эту сторону.
- А вы куда? – спросила Юля.
- В Брянск, к другу. Отметить его военную пенсию.
- Вы что, военный?
- Военный.
- Я думала, - << что вы приехали на заработки>>.
 - По направлению комсомола в 1978 году приехал поступать в военное училище и вот до сих пор живу в России.
- Простите, я не знала.
Мы выпили за знакомство и потом долго общались. Все девчонки вместе учились, потом вместе устроились на работу. Каждая рассказывала о себе, а я потихонечку записывал их рассказы в тетрадку. Сначала они не обращали на это внимание, а потом спросили:
- Толиб, вы каждый день что-то пишите, письмо что ли? – спросила Юля.
- Рассказы.
- Вы еще и писатель?
- Да, писатель-любитель.
- У вас есть с собой ваши книжки?
- Есть.
- Можно почитать?
Я достал из сумки три разные книжки, которые вез Сергею и Андрею и протянул их девушкам. Они надолго увлеклись чтением. На пятый день в обед они вернули мне книги и сказали в мой адрес теплые слова. Вечером они вышли в Самаре. Я проводил их на перрон, а мне еще ехать целый день. На шестой день в обед наш поезд прибыл в Псков. Знаю, что меня встретит Сергей Народу как всегда много.
- << Неужели столько отдыхающих >>, - подумал я.
Вижу, в мою сторону идет Сергей. Мы приветствовали друг друга.
- Как доехал?
- Весело.
- Знаю, тебе скучно не бывает.
-  Ехал с девушками.
- О! Тогда тем более.
- Как Алена, дети, внуки?
- Спасибо, Толиб, все здоровы и счастливы.
- Как у тебя?
- То же самое.
- Нас в Брянске ждет Виктор. Сначала поедем в Новгород, заберем с собой Андрея и его жену Юлю, а потом на машинах в Брянск.
- Я его давно не видел.
- Я тоже не видел, но мы часто созванивались.
- Теперь у меня тоже есть его телефон, и я буду звонить.
- Он о тебе часто спрашивал.
- Перед отъездом звонил и поздравлял с выходом на пенсию.
Через полчаса мы приехали. У Сергея свой дом. У ворот нас встретила Алена.
- Привет, Толиб.
- Здравствуйте, Алена, вы по-прежнему цветете.
- Спасибо, рада это слышать.
Сергей поставил машину в гараж. Алена пригласила меня в беседку и присела рядом со мной.  Я заметил, что она немного изменилась.
- Я все время думаю о нашем походе в подземелье.
- Я уже об этом написал книжку. Назвал ее «Искатели сокровищ».
- Выпустили?
- Пока нет. Скоро выйдет. Почтой пришлю вам.
- Хочется прочитать.
- Обязательно прочтете.
Алена в беседке накрыла стол. Конечно, мы немного выпили за мой приезд.
Погода здесь стоит жаркая, как и у нас в Сибири. Мы долго разговаривали за чашкой ароматного чая. Наступил вечер. В небе появились Звезды, и вышла молодая Луна. Алена пошла спать, а мы еще остались на улице.
- В этом году тоже хочешь искать клад? - спросил Сергей.
- Ужасно хочется, я без приключения жить не могу.
- Вы, писатели, сумасшедший народ.
- Да, у нас свой мир.
- Вот, вот.
- Я узнал, что в Брянске тоже много пещер с подземными ходами.
- Знаю, Виктор рассказывал.
- Мы их возьмем с женой в одну из пещер.
- Я уже представляю…
- Когда поедем?
- Завтра с утра. С прошлого года остались рюкзаки, вещмешки и все снаряжение тоже сохранилось. Покупать не надо, возьмем их. В прошлом году я сделал массу фотографий вам на память.
- Спасибо, Сергей.
Вечером позвонил домой, сказал, что я у Сергея в гостях.
Утром мы готовились в дорогу. Собрали все необходимые вещи и погрузили в машину. Около девяти утра выехали из дома. По дороге сообщили Андрею, что мы уже выехали.
- Ждем, - сказал он.
Мы поехали в сторону Новгорода. До него больше 950 километров. Сергей один за рулем, приходилось часто отдыхать. По дороге останавливались у речки, чтобы охладиться. Ночевали в гостиницах. Уже четвертый день, как мы в дороге. Едем со скорость 100 км/час. Проехали границу Украины и через два часа были у Андрея. Юля встретила нас тепло. Жили они в квартире, потом мы все поехали к нему на дачу и там жили еще два дня. В колодце, я обнаружил подземный ход. Мы долго вспоминали наш поход в подземелье.
- Как вы Толиб, поживаете? – спросила Юля.
- Скучаю по вас, по друзьям. Вот, написал книгу о нашем походе. Назвал ее «Искатели сокровищ».
- Пришлете экземпляр?
- Обязательно. Сергей говорит, что в Брянске тоже есть подземные хода.
- Опять собираетесь путешествовать?
- Да. Мечтаю.
- Это здорово!
- Скоро реализуем мечту.
Целый день мы отдыхали на даче. Андрей собрал вещи и готовился в поход. Сергей предложил ехать в его машине, но Андрей отказался.
- Я еду на своей, - сообщил он.
Через день мы выехали с дачи. Теперь у нас направление лежит на Брянск к Андрею. Границу мы преодолели без проблем. До Брянска больше 250 км.
- Через три часа будем, - сообщил Сергей Андрею.
- Жду, - ответил тот.
По дороге мы пообедали в кафе, потом Алена немного подремала в машине, а мы тихонечко беседовали. Вскоре мы приехали к Андрею, Он жил недалеко от города, можно сказать в деревне – «Береза»,  в своем деревянном доме. Встречала нас вся его семья. Он постарел, появилось много седых волос, глаза слегка провалились, сам ссутулился, говорить стал медленно.
Увидев его, я понял, что старость к каждому приходит по-разному. Его жена Соня, выглядела еще совсем молодой. Ее обворожительная улыбка не покидала очаровательного лица. Длинные золотистые волосы блестели на солнце. Все обнялись, приветствуя друг друга.
- Наконец, мы увиделись, - сказал Андрей.
- Познакомьтесь, это моя жена – Соня.
- Я Алена, жена Сергея.
- Я Юля, жена Андрея.
- Я Толиб, их однокурсник.
- Я рада нашему знакомству.
Соня пригласила нас в беседку. У них большой сад и такой же большой огород. Кругом пестреют разные цветы.
Девчонки накрыли стол. Получился маленький праздник, который постепенно перерос в большой. Беседа в основном крутилась вокруг наших однокурсников.
- Вот мы и отметили твою пенсию.
- Сказал Сергей.
- Я поздно пошел, - говорит Виктор, хотелось еще служить, но годы велят обратное.
- Поэтому и придумали пенсию, - сказал я.
- Знаешь, Виктор, мы хотели пригласить тебя и твою жену с нами в поход по подземелью.
- У нас много подземных ходов, но оттуда еще никто не возвращался.
- Не переживай, мы вернемся.
- Тогда, я согласен. Соня, ты как?
- Я тоже согласна, ведь это интересно.
Потом мы им рассказали о походе в прошлом году. Я рассказал о книге. Им было интересно.
В обед, мы дружно пошли на речку искупались и немного позагорали. На берегу лежали отдыхающие, а в отдалении рыбачили рыбаки. Вода была чистая и теплая.
Вечером, вернувшись домой, Виктор говорит:
- В лесу нашли пещеру. Говорят, что она соединяется подземными ходами. Люди, ушедшие в нее, назад не вернулись, скорее всего, они заблудились и умерли там от голода.
- Может и так.
- Вы хотели бы с нами посетить ту пещеру?
- Я-то хочу, а что скажет Соня?
- Завтра спрошу ее и дам ответ.
- Снова ярко светили звезды и луна. Мы пошли спать очень поздно. Утром за столом Соня говорит нам:
- Вы что, собираетесь идти в пещеру?
- Да, - ответил Сергей.
- Нам очень интересно, тем более в прошлом году мы были примерно в такой же пещере, - добавил я.
- Это опасно, оттуда можно не вернуться.
- У нас есть мечта, и мы хотим ее реализовать, - сказала Алена.
- Вы точно сошли с ума!
- А мы и есть сумасшедшие.
- А что надо для этого похода.
Сергей рассказал, что необходимо и что мы уже приобрели. Через час мы поехали на рынок. Там много хозяйственных магазинов. Мы купили необходимые снаряжения. У нас уже есть опыт, поэтому мы знаем, что потребуется в подземелье в первую очередь, а что во вторую. После обеда, мы готовились к походу.
За ужином Сергей рассказал о первом и втором нашем походе, о том, где мы побывали в Пскове и Новгороде. Они внимательно слушали, и мы чувствовалось, что им это интересно.
На следующий день в десять утра мы были готовы к нашему походу. У всех за плечами надеты рюкзаки и на плечах висят вещмешки, а в руках фонарики и веревки. Когда мы вышли из дома, соседи провожали нас удивленным вопросительным взглядом.
- Куда вы направляетесь? - не выдержали некоторые.
- Отдыхать, - коротко ответили мы.
Соседка Аня обещала присмотреть за домом Сони.
Спустя полчаса, мы зашли в густой лес. Ведет нас Виктор, так как он знает местность. Наконец мы дошли до входа в пещеру, которая находилась в трех километрах от их дома. Лес густой, солнце не может пробиться через  их ветви, темно.
Сверху доносятся голоса невидимых нам птиц, а в траве слышен хор саранчи. В воздухе пахнет цветами и лесом.
Вход в пещеру широкий. Здесь мы попили чай, и Сергей провел короткий инструктаж. Все сказали: «С Богом!» и мы вошли в пещеру. Сергей был направляющим, за ним шли: Алена, потом Юля, Виктор, Соня, Андрей и я был замыкающим.
Воздух внутри прохладный. Тропа спускается вниз с уклоном 25, 30 градусов.
Идем тихо, разговариваем шепотом. Прошли около километра. Размеры грота не меняются. Внутри его гладкий, как будто шлифованный настил под ногами. Наступила полная темнота. Теперь мы идем под светом фонариков. Используем в целях экономии батарейки два: Сергея и мой. Этого света вполне достаточно для ориентирования. Прошло больше двух часов, пещера повернула налево. Сергей отметил это на карте и поставил координаты по компасу. Потом говорит:
- Виктор, знаешь что?
- Что?
- Эта пещера с ходами проходит под твоей деревней. Об этом говорят координаты.
- Буду знать.
- Как интересно! - тихо говорит Соня.
Прошел еще час. Воздух внутри становится все холоднее и холоднее. Все начали надевать теплые вещи. Пещера начала сужаться. За четыре часа мы прошли несколько километров. Стало холодно. Мы вскипятили чай, попили горячего, немного согрелись и пошли дальше. Вскоре ход пещеры пошел на расширение и стал огромным. На потолках висели сосульки. Сергей предупредил еще раз, чтобы не разговаривать, если нужно что-то сообщить, то только шепотом. Телефоны не работали. Мы зашли глубоко в подземелье. Время три часа дня. Мы немного устали. Решили пообедать и отдохнуть. Девочки быстро приготовили еду. Пользовались мы одноразовой посудой, а использованную аккуратно убирали.
Часа через полтора мы снова двинулись в путь. Пещера продолжала расширяться, свод становился все выше и выше, на котором по-прежнему висел лед. Идем в связке по тропе, держимся за страховую веревку. Холодно. От нас идет пар.
К вечеру ход начал сужаться и дошел примерно до первоначального размера, воздух стал значительно теплее. Всех это обрадовало.
Сергей продолжал чертить схему маршрута и одновременно отмечал все на карте и обозначал координаты.
За время пути мы не встретили ни ползущих гадов, ни диких зверей, поэтому нам было спокойно.
Семь вечера. Сергей дал команду: «Отдыхать до утра» Девчонки взялись за приготовления ужина. Через час было все готово. Рисовая каша с тушенкой это наше любимое блюдо еще с курсантских годов и я ее очень люблю до сих пор. После ужина Соня говорит:
- А как здесь спать?
- Здесь нет ничего опасного для жизни, можно спать прямо здесь, на земле. Залезай в спальный мешок, застегивай его и спокойно спи.
- Мне очень интересно жить в пещере.
- Если люди говорят правду, то пещера соединяется с подземными ходами, - говорит Виктор.
- Завтра узнаем это.
Вскоре все замолчали и мгновенно уснули. За день все порядком устали.
Утром нас разбудил Сергей. Было восемь часов.
- Как спали, друзья? - спросил он.
- Крепко, - ответил не очень слаженный хор.
- Это от усталости. Вчера мы прошли больше 25 километров. Это я отметил в журнале.
- А число отметил? – спросила Юля.
- Да. 15 июля 2013 год. Деревня Береза. Пещера в лесу. Все как положено.
После завтрака мы продолжили движение. Воздух становился теплее. Народ начал раздеваться. После часу пути, Сергей говорит:
- Ребята, я вижу на стенах золото.
- Где? Где? – послышались заинтересованные вопросы.
- Вот оно.
Мы окружили Сергей, он пальцем показывал самородки в стене. Их было много, и были они достаточно крупные.
- Давайте возьмем, - предложила Соня.
- А что с ними будем делать?
- Не надо. Нас накажут за это.
Каждый высказал свое мнение.
- Я отмечу их координаты, и мы сообщим властям. Потом можно будет получить награду за эту находку.
Так и поступили. Мы дружно сфотографировали на телефоны. Образец он взял, чтобы показать властям. Интерес к походу у всех сразу возрос. В двенадцать был привал и чаепитие, а через час в пещере снова сменился воздух. Он стал еще теплее. Прошло еще немного времени, и мы увидели, что пещера закончилась, и начался подземный ход. Их было два: направо и налево. Остановились, чтобы Сергей мог отметить все это на карте.  Размер хода был примерно три на два метра. Воздух шел теплый. Группа не знает, куда идти. Решили голосовать. Налево подняли руку три человека.
- Значит, направо, - сказал Сергей.
И мы последовали за ним. Он знает, что впереди могут быть ловушки, поэтому мы продвигаемся вперед очень медленно, идем в связке.
Время подходит к обеду. Два часа. За это время прошли всего несколько километров. Сергей объявил привал. Была быстро сооружена лапша с тушенкой. Отдых был длинным. Мы поменяли дислокацию. Я стал вторым ведущим – идти стало опасно. На мое место встал Андрей. Он хорошо осведомлен, как надо вести себя в подземных ходах. Я стал помощником Сергея.
До обеда мы ничего интересного не видели и не встречали. Около пяти вечера Сергей остановил нас и сказал. Впереди вижу комнаты. Мы направились туда. Налево увидели пять комнат. Сергей снял с себя веревку и отдал ее мне. Сам зашел в комнату. Мы освещали ему дорогу.  Увидели стоящих на полу несколько металлических сундуков. Он обследовал комнату и позвал нас. Мы обступили находку.
- Толиб, открой сундуки, мы сфотографируем их.
- Хорошо.
Я начал открывать первый сундук. В нем были женские вещи и украшения. Достал первую вещицу. Это оказалось платье красного цвета, украшенное разными дорогими камнями. Во втором сундуке тоже были женские вещи. В третьем была золотая и серебряная посуда и подсвечники. В четвертом находились кинжалы, ножны с украшениями, и золотые, и серебряные монеты. В пятом были книги. Все это сфотографировали. По нескольку монет и по кинжалу мы взяли с собой.  Аккуратно закрыли сундуки, и пошли дальше. Это была радость для всех.
- Мы богаты! – не сдержала эмоции Соня.
- Возможно, мы еще что-нибудь найдем.
У всех поднялось настроение, прошла усталость, вновь захотелось идти вперед. Сергей обследовал вторую комнату. В ней оказались полки с камнями. Сергей сказал, что это дорогие камни. В третьей комнате были деревянные кровати и строительный инструмент. Алена сказала, что они принадлежат XVII веку. Она хорошо знает историю. Продвигаясь дальше по ходу, мы увидели лестницу, поднимающуюся к потолку. Все остановились. Стали совещаться.
- Пойдем прямо или будем подниматься вверх? – спросил Сергей компанию.
- Вопрос трудный – ответил я.
- Давайте подумаем, - решила Юля.
- Хорошо, думайте.
У нас образовался перерыв. Каждый задумался, но думал каждый о своем.
- Ну, что решили?
- Идем наверх, - сказала Алена.
- Еще кто, так думает?
- Я – сказала Юля.
- Тогда голосуем. Кто хочет идти на второй этаж?
Подняли руки четыре человека, включая меня.
- Значит, идем на второй этаж.
Сначала поднялся Сергей, потом позвал нас. Все поднимались по очереди. Последним был я. И опять возник вопрос: Куда идти дальше? Большинство проголосовало за то, чтобы идти направо. Здесь воздух был еще теплее, чем внизу. Идем медленно и молча. Прошли около пяти километров, но не встретили ни одной ловушки – это была большая удача. Нам очень хотелось встретить потерявшихся парней из деревни, но они нам не встречались. Наверное, они пошли в другую сторону. В семь часов вечера Сергей дал команду – отдых! Все выполнили его команду. Женская половина туристов приступила к приготовлению ужина, а мужская беседовала.
- Вот мы уже два дня, как в пещере, а с каждым часом, мне все интереснее и интереснее, - признался Виктор.
- В прошлом году в Новгороде, мы были под землей больше десяти дней, - сказал Сергей.
- Я чувствую, что здесь мы пробудем еще дольше, - сказал я.
- Откуда знаешь? – спросил Андрей.
- Ну, ну…
Через час ужин был готов. Картофельное пюре с тушенкой. Мы поужинали.
Воздух теплый и камни тоже сохраняли тепло. Девчонки легли отдыхать. Они устали больше нас. У мужчин армейская закалка. Мы вспоминали учебу и службу, однокурсников и сослуживцев. Уснули поздно.
Утром нас разбудил Сергей. Время было восемь. После завтрака продолжили движение. Идем медленно, говорим шепотом. Прошло два часа, но ничего интересного мы не увидели, хотя ждали чудес. К обеду ход привел нас в пещеру. В этот раз пещера была небольшая. На стенах были рисунки животных и какие-то надписи. Группа сфотографировала все, что видела. У нас большая коллекция снимков настенных рисунков.
Воздух стал прохладнее, группа оделась. И мы остановились на обед. После короткого отдыха продолжили движение. Сергей на карте зафиксировал путь движения. Будущим археологам пригодится эта карта.
Лично мне пещера нравилась. Она совершенно не походила на предыдущие. Здесь совсем другие камни, другая конфигурация стен. Каждая из них уникальна по-своему.
Наступил вечер. Вдруг заработали наши сотовые. Мы успели позвонить близким. Ночевали здесь, но впервые я почувствовал какую-то тревогу. Чем это вызвано, я так и не понял.
Продолжили движение в десять часов. Никто не жаловался на усталость. Сергей сам знал, когда отдыхать, когда есть. Все ждали его команды. Мы были единой душой, слушали друг друга и выполняли команду старшего. К обеду пещера закончилась, и снова начался ход. В этот раз большинством голосов, направили движение налево. Ход был такого же размера, как и предыдущий. Около пяти часов вечера, мы обнаружили немецкую каску, ножи, лопатки саперов и автоматы.
- Откуда они? – удивился Сергей.
- Остались после войны, - предположил Андрей.
- Интересно найти немецкие вещи, оставшиеся после войны, - сказала Юля.
- Значит, где-то недалеко был их штаб – высказала предположение Алена, - надо поискать.
Нож оказался в хорошем состоянии, мы взяли его и лопату. Подумали, что они пригодятся в пути. Прошли несколько метров и увидели комнаты с левой стороны хода. Осветив фонариком, мы увидели железные шкафы, столы, полевые телефоны, двигатель-движок, из которого торчали провода. На стене висело несколько немецких автоматов и офицерские шинели.
Сергей проверил движок. Он находился в исправном состоянии. Мы завели его и во всех комнатах загорелись лампочки. Мы осмотрели все комнаты. Во второй комнате находилась канцелярия. В ней было много документов, мы не стали рассматривать их, а пошли дальше. В третьей был склад боеприпасов. На полках лежали патроны и гранаты. В четвертой комнате  на полу лежало много скелетов одетых в немецкую форму. Все были в рядовой форме. Мы сфотографировали увиденное. В следующей комнате стояли железные кровати с матрасами и подушками.
Мы вернулись в первую комнату. Сергей поднял трубку полевого телефона. Телефон работал. Мы успели подзарядить несколько своих телефонов. По коридору тянулись провода.
Все это Сергей отметил на карте. Мы не хотели здесь оставаться на ночь, слишком тяжелое это место. Отключили движок, и пошли дальше. Двигаемся по протянутым проводам. Прошли несколько километров. Постоянно попадались комнаты с вещами и складами боеприпасов. Неожиданно мы уперлись в тупик. Провода шли дальше, а ход был завален землей. Мы остановились, отдохнули, поужинали.
- Я предлагаю освободить проход, - сказал Сергей.
- Это будет долго, - сказал Андрей.
- Почему?
- Мы не знаем, может, немцы взорвали, чтобы ликвидировать свои следы.
- Все-таки попробуем.
Девчонки тоже присоединили свои голоса к разбору завала. Спать легли рано. Я все время думал:
- Почему немцы взорвали ход?
В семь утра нас разбудил Сергей. После завтрака, мы приступили к разборке завала. Снимали постепенно землю, и образовывался узкий проход. Через два часа работы, можно было пройти на другую сторону хода.  Слава Богу, ход во время взрыва не пострадал. Снова идем по протянутым проводам. Примерно через двести метров, мы увидели множество комнат. Здесь стоял полевой телефон, движок с горючим, немецкие вещи, снаряжение, армейские кровати с матрасами, алюминиевые баки с водой, боеприпасы с патронами. Движок заработал, лампочки загорелись.
- Вот чудеса, - сказал Сергей.
- Через 70 лет они еще работают, - добавила Алена.
- Оставим движок включенным.
- Зачем? – спросил я.
- Пусть работает, а мы сэкономим батарейки. Когда закончится горючее, он отключится сам.
Мы увидели документы, лежащие в шкафах. Ничего не трогали, только все сфотографировали. Дальше мы пошли по светлому коридору. После часу пути, ход стал резко подниматься вверх под 70 градусов. Мы поднялись и оказались на улице. Рядом лес и горы. Около выхода, был еще один ход в подземелье. Здесь были выкопаны окопы, траншеи, стоял наблюдательный пункт. Мы поняли, что все это принадлежало немецким войскам, а провода тянулись к окопам. Мы прошлись по окопам и обнаружили гильзы от немецких автоматов и пистолетов Вальтера. Здесь не было боя. Все было в хорошем состоянии. Просто немцы ушли отсюда, оставив все архивы, поэтому они взорвали ход.
Мы вдыхали чистый ароматный лесной воздух. Над нами чистое небо. Солнце стоит высоко и сильно печет.
- Время обеда, - сказал Сергей.
- Это здорово, - подхватили девчонки, - есть работа и для нас.
- Я бы день отдохнул здесь, - сказал Андрей.
- На день можно остаться, нам торопиться некуда.
После обеда мы отдыхали в тени. Девчонки нашли узкую речку, и пошли купаться, после них пошли мы.
- Здесь, как в раю, - сказала Юля.
- Да! Лес, ягоды, воздух, цветы, горы и пещера, а также немецкие окопы, действительно тут рай, - съязвила Алена.
- Переночуем здесь, а завтра с утра продолжим путь по другому ходу, - предложил Сергей, и все согласились с ним.
- Я получила огромное удовольствие, что его хватит до конца моих дней.
После ужина, мы пополнили запасы воды.
Когда мы шли по окопам, Сергей предупредил нас, что возможно под нашими ногами могут оказаться не взорвавшиеся мины или снаряды. Мы шли осторожно. В одной из окоп, мы обнаружили блиндаж. На столе полевой армейский телефон, гильзы разного калибра, топчаны, столы, а на стенах висели каски и фляжки. Группа ничего не тронула.
- Здесь удобно, можно и переночевать, - сказал Сергей.
- Место хватит всем – подтвердил Виктор.
- Мы согласны, - хором ответили девушки.
Мы пошли за вещами. Вечер был теплым. Небо чистое. Были видны падающие метеориты. Ярко светили Звезды и Луна, саранча исполняли хоровое пение. Мы крепко уснули. Утром нас разбудил голос Сергея:
- Подъем, время завтракать.
Я вспомнил свою армейскую службу на полигоне. Как будто это было недавно.
После завтрака группа последовала за своим командиром. Весело продвигаемся вперед, разговариваем в полный голос. Подошли ко второму ходу. Первым зашел Сергей, потом Андрей, Юля, Алена, Соня, Виктор и я.  Мы вошли в пещеру диаметром три метра. Пока внутри было тепло.
Мы перешли на общение шепотом. Отмечаем координаты по компасу. Прошли чуть больше километра, но ничего интересного не увидели. Я думал, что немцы организовали здесь командный пункт, но я был не прав. Мы прошли пещеру и повернули налево. Температура начала меняться. Стало холоднее. Когда остановились на отдых, все начали одеваться теплее.
Пообедав и отдохнув, пошли дальше. Около четырех часов, группа вошла в огромную пещеру. Потолки высокие, полы будто шлифованные. На стенах рисунки животных. На полу обнаружили скелеты неизвестных нам животных. Их было слишком много. Прошли еще немного и впереди увидели свет. Направились в сторону света, и вышли в лес. Выход был примерно размером с пяти метров в диаметре. Впереди виднелись горы. Группа остановилась и наблюдала красоту увиденной природы. Вскоре Сергей скомандовал на разворот, и все пошли разыскивать продолжение пещеры. Вскоре обнаружили новый ход. Он был маленьким, но человек мог пройти в него. Продвигаемся вперед. Около семи часов вечера остановились на отдых.
- Я доволен, что пошел с вами в этот поход, - сказал Виктор.
- Я тоже рада побывать в пещерах, - поддержала его Соня.
- А мне хочется что-нибудь найти, – сказала Алена.
- Я уверен, что мы обязательно что-нибудь найдем – подытожил Сергей.
Мы беседовали, радовались и мечтали, потому что группа была счастлива, побывав в подземелье и пещерах. А это не каждому удается. После ужина девчонки сразу легли отдыхать. Мы еще сидели и разговаривали. Нам было что вспоминать.
33 года прошло после окончания военного училища. Многие наши однокурсники уже ушли из жизни, выполняя свой военный долг. Каждый военный человек знает, что его ожидает на службе.
Спал я крепко, также как и другие участники экспедиции. Как всегда группа проснулась по команде Сергея.
- Девушки, как у нас с продуктами? – спросил он.
- Хватит еще не семь дней, - отчиталась Алена.
- Спасибо.
Завтрак был легким: пряники и чай. Дальше продвигаемся медленным шагом, но не видим ничего интересного. Воздух прохладный. Прошли несколько километров. Пещера идет то на сужение, то на расширение, но температура не менялась. После обеда вдруг заработали наши мобильники. Все удивились.
- Как это? – шептали друг другу.
Мы дружно начали звонить. У женщин на лицах появилась улыбка и радость.
- Значит, где-то недалеко есть выход, иначе бы не было связи.
- Где?
- Рядом, будем его искать.
После звонков, группа двинулась дальше. Снова общались шепотом. Вскоре появился на потолке свет. Все увидели небо и солнце.
- Вот почему была связь!
- Дыра с высотой 50 метров.
Мы продолжили идти дальше. Теперь пещера сузилась, но пройти было можно. Стало гораздо теплее. Прошли еще час. Ничего не изменилось. По команде Сергея все остановились.
- Ребята, здесь море серебра, - сказал он.
- Где? Где? – послышались голоса.
Оно во всех стенах и потолке. Сергей отметил координаты на карте. Мы взяли немного образца и решили переночевать здесь. На полу было тепло. После ужина как всегда началась тихая беседа. Здесь хорошее эхо.
- Неужели власти не знают о существовании этой пещеры? – сомневался Сергей.
- Возможно, нет, - сказал Андрей.
- Сколько же здесь богатства!
- После нас, его обязательно найдут.
- Я очень надеюсь.
Я видел сон про нашу пещеру. Во сне она скоро заканчивается. Утром я рассказал свой сон группе. Они посмеялась надо мной.
- Ясновидящий ты! – сказала Юля.
- Я верю в сны, - ответил я.
- Посмотрим.
- Увидим.
Через два часа пещера расширилась, стала диаметром около трех метров. Постепенно стали исчезать камни, появилась Земля. Мы шли уже по подземелью.
- Неужели, Толиб, ты был прав?
- Это не я, это сон.
- Ты бы видел почаще такие сны, что нас ждет впереди.
- Я постараюсь.
Такой разговор состоялся у нас с Сергеем. Все слушали и покачивали головами.
Вскоре подземный ход разделился на два хода. Мы не знали, куда идти? Воздух оставался теплым. Кислорода хватало, мы свободно дышали. Стоим и думаем.
- Куда теперь?
- Я предлагаю налево, - сказала Юля.
- А я хочу направо, - высказалась Алена.
- Давайте голосовать, - решил командир.
Влево проголосовало три человека. По большинству голосов, мы пошли вправо. Идем тихо, молча. Теперь я иду за Сергеем, замыкающий Виктор.
Через час группа встретила железобетонную трубу диаметром 100см. Она закрывала наш путь. Это была городская канализация. Мы вернулись назад, до раздвоения хода. Пошли налево. Компас показывает Север. Мы знали, что находимся под городом. Пообедав и отдохнув, мы пошли на Юг. Прошли четыре часа, и наш ход разделился снова на две части. Все решили идти направо. Проход был узким, но просочиться сквозь него было можно. Снова идем медленно и молча. У группы произошел спад настроения. В семь вечера остановились на ночлег. Я уснул очень крепко, и Сергей тряс меня за плечо.
- Ну, ты и спишь!
- Ага, спал очень крепко.
- Вставай, скоро продолжим движение.
- Я уже готов.
Девчонки приветствовали нас. Они выглядели уставшими. Под глазами появились мешки и синяки, хотя спали около десяти часов. Сергей, заметив их усталость, сказал:
- Идемте домой, женщины совсем вымотались.
- Нет, нет, закричали они недружным хором.
- Как появится выход, пойдем домой.
Я, лично, домой не хотел. Мне было интересно. Я бы еще месяцами ходил и ходил.
- Сегодня отдыхаем до обеда, - решил Сергей.
После отдыха и полтора часа ходьбы в ходу произошли изменения. Стало прохладнее, и послышался шум, он напоминал нам шум водопада. Внезапно остановил все Сергей.
- Стойте! Здесь обрыв.
Все подошли к обрыву и увидели, что внизу протекает небольшая речка.
- Я спущусь вниз, - сказал Сергей.
- Я иду с тобой, - казал я.
- Надо узнать глубину речки, чтобы перейти на другой берег. Все оставайтесь и ждите здесь.
Хорошо, - ответила группа.
С помощью веревки мы спустились к воде. Наверху веревку держали ребята. У нас в руках кроме саперной лопаты нет ничего. Ширина речки была примерно метра три.
Сергей начал проверять глубину лопатой. Я держу его на веревке.
Он перешел на другую сторону и разрешил группе спуститься.
- Спускайтесь, здесь можно перейти.
Вода проходила через тоннель, образовалась природная яма. Теперь возник вопрос: Как подняться наверх? С помощью лопаты сделали ступеньки, сбросили веревку, предварительно привязав ее на себя. Сначала поднялся я, потом подняли вещи, после по очереди поднялась группа.
- Будем отдыхать здесь, - сказал Сергей.
- Надо пополнить запас воды, - предложила Алена.
- Я заправлю, - сказал я.
Я снова спустился и залил бутылки водой. Пить мы ее не стали, но она пригодилась для других нужд. После отдыха пошли дальше. Стало значительно теплее. Мы сделали короткий отдых и обед. Женщины легли на теплую землю. Сергей пожалел их и сказал:
- Дальше сегодня не пойдем, будем отдыхать.
- Спасибо, - поблагодарила женская половина группы.
Все отдыхали. Мы погрузились в воспоминание.
Из нашего курса два человека дослужились до генералов, были и военачальники, но мы общались с ними только в одноклассниках.
На следующий день как всегда в восемь утра нас поднял Сергей, и через час мы отправились дальше. Прошли больше двух часов, и снова остановил нас Сергей.
- Ребята, перед нами яма.
- Какая еще яма?
- Огромная, внизу сухая, надо спускаться.
Мы посветили и посмотрели. Мы держали веревку, Сергей спустился вниз и сообщил:
- Высота ямы больше семи метров. Внизу есть ход. Идет он в одну сторону. Первыми мы спустили девчонок, потом спустился Андрей и Виктор. Я воткнул лопату в землю, привязал к ней веревку и последним, спустился вниз. Я увидел ход. Оттуда шел теплый воздух. Компас показывал направление на Юг. Шли мы примерно час и увидели по левую сторону несколько комнат. Сергей проверил первую комнату. Предварительно попросил нас отойти в сторонку.
- Идите, - осмотрев, сказал он.
- Что это? – спросила Юля.
- Камни, - ответил он.
- Дорогие что ли? спросила Юля.
- Да. Они, дорогие - сказал Сергей.
Мы зашли в комнату. Камни лежали на полках, а на стенах висели какие-то инструменты. Группа здесь ничего не трогала. Мы только сфотографировали их. В некоторых комнатах находились какие-то вещи. Мы не рассматривали их. В последней комнате на полках находились глиняные кувшины. У некоторых были запечатаны горловины. Взяв одну, Сергей открыл.
- Мед, - сказал он. Правда, он засахарился.
Мы тоже проверили мед. От него исходил цветочный аромат.
- Возьмем несколько кувшинов, - сказал Сергей.
Мы взяли и пошли дальше. Прошли вперед еще около часа, под ногами у Сергея оказалась яма, и он упал в нее. Спасла  страховочная веревка. Мы дружно вытянули его.
- Это была ловушка, - сказал Сергей.
- Я боюсь идти, - пожаловалась Юля, может, вернемся назад?
- Не бойтесь, - сказал я, ничего страшного нет.
Все успокоились и продолжили движение.
Яма была глубокая.  Если бы Сергей упал без веревки, возможно бы он разбился. Теперь женщины знали, для чего необходимо перевязывать себя веревкой и идти в связке.
К вечеру температура в ходу изменилась, стало прохладнее. Еще немного и мы увидели свет. Наш ход поднимался вверх. Когда подошли ближе, то увидели, что ход разделился.  Мы не пошли туда, а вышли на улицу и оказались в лесу. Время было около пяти часов вечера.
- Будем отдыхать здесь, - сказал Сергей.
- Как хорошо здесь, - воскликнула Юля.
- Мне тоже нравится, - поддержала ее Алена, - я хочу переночевать здесь.
- Сегодня останемся здесь, а завтра продолжим обследование другого хода.
Все согласились.
Девчонки нашли в лесу небольшую речку, там помылись и искупались. Потом набрали воду в пустую тару. Приготовили ужин, оградили себя ветками от хищников. Костер горел всю ночь. Мужчины дежурили по очереди, женщин не беспокоили, дали им возможность отдохнуть. Они спали, как в сказке. Вечером в лесу было прохладно. Мое дежурство выпало на три часа. Я издалека видел хищников с горящими глазами, но они не нападали на нас, боялись огня.
Под утро дежурил Виктор. Он приготовил завтрак и разбудил нас.
- Подъем, завтрак готов!
- Молодец, - похвалили его женщины.
Он приготовил армейскую кашу с тушенкой. Мы ели и хвалили его творчество. После завтрака навели порядок в лесу и снова погрузились в пещеру, чтобы искать себе приключения. Нам они нравились, и мы искали их. Подошли к пещере. Ее вход примерно был два метра в диаметре. Снова нас повел Сергей, а мы последовали за ним.  Перевязали себя страховочной веревкой на расстоянии трех метров друг от друга. Идем. Внутри пещеры прохладно. Примерно через 600 метров пещера начала расширяться, потолки стали высокими, стены широкие, а на полу мелкие камни.
 Иногда останавливались, чтобы отметить в плане и на карте. На пути ничего интересного мы не встретили.
В два часа был обед и отдых, а потом вновь возобновили движение. Наши телефоны молчали. Чтобы сохранить батарейки, мы отключили их. Только иногда кто-нибудь включал, чтобы проверить связь.  Около трех часов группа вошла в огромную пещеру. В потолке были видны дыры. Оттуда попадало освещение. Здесь тоже ничего интересного мы не обнаружили. Идем дальше. Через 500 метров, пещера вновь сузилась, постепенно закончилась, и снова начался подземный ход. Этот отличался от предыдущего: был значительно шире, и на Земле мы увидели следы капитов.
- Здесь были лошади – воскликнули все хором.
- Откуда они взялись? – спросила Юля.
- Кто знает. Может, отсюда вывозили камни. Здесь есть дорогие, – сказала Алена.
- Пойдемте дальше, узнаем.
Прошли около двух километров и, неожиданно, нас остановил Сергей. Мы стоим и ждем его дальнейшей команды.
- Вижу большую комнату, - сказал он.
- Где? Нам ничего не видно.
- Вот она передо мной.
Группа подошла к нему. Все увидели комнату. Сергей снял страховку и пошел обследовать комнату. Вернувшись, он сказал:
- Там много сундуков, на деревянных полках стоит керамическая посуда, на стенах висят старинные вещи.
- Ловушек не встретил? – спросил я.
- Нет.
Мы вошли в помещение, все включили фонарики. На стеллажах стояли какие-то шкатулки, украшенные драгоценными камнями, на полу сундуки небольшого размера. Посуда и другие исторические вещи лежали на полках.
Андрей доставал поочередно шкатулки и открывал их. Во всех были женские украшения. Всего их было 12 штук.
- Возьмем все, - сказал Сергей.
- Мы очень рады, - оживились женщины.
- Андрей, теперь проверим сундуки.
В первом были указы царя Ивана Грозного, а в других царские одежды, ценные для богатых людей книги, дорогие, украшенные каменьями сабли и мечи, щиты и луки. В других серебряные и золотые монеты.
Нам хотелось все это забрать с собой, но нести было тяжело. Взяли один сундук. Положили туда ценные вещи. Остальные оставили на месте. Решили переночевать здесь. До ужина еще три часа. Постелили на земле. Она теплая. Включили один фонарик и поставили его на полку.
- Как нам повезло – радостно сказала Юля.
- Что будем делать с этим богатством? – спросил я.
- Я помогу детям купить дом, - сказала Соня.
- Я тоже, – сказала Алена.
- У всех есть мечта. Теперь она реализуется.
Ночью мне приснился сон. Мне приснились люди, которые работали здесь в подземелье. Я знал, откуда они. Утром рассказал сон.
- Была война, - сказала Алена.
- Поэтому они были здесь, - подтвердила Алена.
- XVI век. Война с поляками, - проявила познания в истории Соня.
- Теперь надо искать дорогу домой, иначе мы останемся здесь навсегда, - сказал Сергей.
Взяв сундук, мы пошли в обратный путь. Нес его Андрей и Виктор. Теперь я иду замыкающим. Когда они уставали, мы делали отдых. Ход не заканчивался. К обеду мы услышали звук автомобильных двигателей и поняли, что группа находится под городом, а выхода нет.
Воздух по-прежнему не меняется. До обеда прошли 15 километров. За это время не встретили ничего интересного. Ход был чистый. Около пяти вечера ход закончился. Мы в тупике. Отдохнули. Вся группа погрузилась в раздумье.
- Что теперь будет с нами? - запаниковали женщины.
- Либо здесь останемся, либо назад вернемся.
- Я хочу домой.
- Мы все хотим домой. А пока отдых и сон. Завтра решим, что делать дальше.
У женщин сразу упало настроение, их уже ничего не радовало.
Я был спокоен. Знал, что где-то есть выход. Надо только его найти. После ужина девчонки уснули, мы легли спать чуть позже.
Утром разбудил Сергей.
- Друзья! Нам надо возвращаться. Это четыре дня пути.
- Я предлагаю здесь искать выход, - сказал я.
- Здесь нет никаких признаков выхода.
- Я прочитал много исторических книг, в которых рассказывается, где есть тупик, обязательно должен быть скрытый выход. Нужно хорошо прослушать стену.
- Хорошо, будем обследовать стену.
Группа взялась за работу. Кто-то стучал молотком, кто-то лопатой, а кто-то просто камнем. Признаков выхода никто не обнаружил Мы устали и пошли на отдых. Немного отдохнув, мы с Сергеем взялись вновь простукивать стену. Вдруг с потолка упал огромный кусок земли, и образовалась дыра. Оттуда пошел холодный воздух.
- Это, это, как? – послышались возгласы.
- Вот так!
- Поздравляю вас! – сказал я.
Я достал из вещмешка армейскую кошку и забросил ее в дыру. Она на верху зацепилась за землю, и я поднялся. Там был ход.
- Второй этаж, - сказал я.
- Какого размера?
- Такого же, как внизу.
- Понятно.
Я поднял вещи группы. Потом вытащил девушек, за ними поднялась мужская половина. Здесь мы переоделись и пошли на Юг. У всех поднялось настроение. Разговариваем шепотом. Прошли больше 10 километров, но на пути не встретили ничего предвещающего выход. Сергей составляет карту хода. Ловушек на пути нам тоже не встречалось.
Идем. Впереди послышался голос Сергея.
- Комнаты по левую сторону. Стойте, я проверю.
- Нужна помощь? – спросил я.
- Нет, я пока один.
Мы ждем, через десять минут он вернулся. Группа с нетерпением ждет его рассказа. Он молчит, как набрав в рот воды.
- Там одни скелеты, - выдавил он из себя. Из очень много. Рядом с ними лежат мечи и щиты.
- Идемте, посмотрим, - предложил я.
- Идемте, - смело подтвердила Юля.
При свете фонаря, мы увидели человеческие останки, лежащие на земле. Рядом с ними лежало их оружие. Это были воины. Может, они выполняли задание царя и заблудились здесь. Это уже никто не узнает. Нам было жаль их. Юля сфотографировала, и мы пошли дальше. Через час Сергей снова нас остановил.
- Влево комнаты, оставайтесь на месте.
Проверив их, через пятнадцать минут вернулся и сказал:
- Там много вещей. Идемте.
Группа пошла за ним. В первой комнате находились деревянные стеллажи. На них стояла цветная керамическая посуда, кувшины, лежали деревянные ложки. Мы все сфотографировали.
Во второй комнате увидели небольшую шкатулку, она стояла посередине помещения.
Откуда-то у меня появилось видение, и я закричал Сергею:
- Не подходи к ней, это ловушка!
Он остановился, и все вышли из этого помещения. Я взял кошку и бросил в шкатулку. Она закрепилась. Я осторожно начал тянуть. Когда она сдвинулась примерно на два метра, вниз упала земля и образовалась яма на месте, где стояла шкатулка. Сергей перевязал себя веревкой-страховкой и пошел посмотреть на яму.
- Внизу колодец с водой, - послышался его голос.
Глубина колодца была метров десять.
- Да. Я бы упал и разбился. Спасибо тебе, Толиб.
- Да, ловушек здесь много.
- Больше не заходи в комнаты без страховочной веревки, - сказали женщины.
В третьей комнате были деревянные столы, ласки и кровати, а в четвертой дорогие камни. Они лежали прямо на полу. На стенах были закрепленные факелы.
Пятая комната была пустая.  В ней-то мы и решили переночевать. Поставили фонарь на полку, он хорошо освещал комнату, и было светло. Мы расположились, достали газовую горелку и приготовили ужин. Подсчитали, что у нас еще продуктов осталось на три дня. Решили, что за это время необходимо найти выход.
 У нас много вещей. Мы идем медленно. Когда устаем, меняемся Девчонки молодцы! Об усталости не вспоминают.
- Если не обнаружим выход, будем прорывать его лопатой.
- Толщина стены метров 5 или 6.
- Будем надеяться, что выход все-таки мы найдем.
- Он где-то совсем рядом, - успокоил я всех.
В этой комнате группа спала крепко. Я не помню, как уснул и проснулся сам, все еще спали. Потом проснулся Сергей и разбудил всю группу.
- Как спали? – спросила Алена.
- Крепко, - послышались еще сонные голоса.
- Все устали. Пора домой.
- Пора.
Мужественно, группа продвигается вперед. Прошли километра три. На пути встретили несколько комнат с камнями, и инструментами. К обеду нашли еще одну комнату, закрытую металлической дверью. Она была заперта.
- Как ее открыть, - спросил Сергей.
- Я предлагаю рядом подрыть стену.
- Давайте попробуем.
- Хочется посмотреть, что там.
- Мы взялись за работу.
Лопата была одна, поэтому копали по очереди. Наконец стало видно нутро помещения. Сергей осветил комнату и сказал. Там ящики. На ящиках немецкая эмблема. Он зашел внутрь и быстро вышел.
- Туда не надо заходить. Ящики заминированы. Уходить отсюда.
- Можно посмотреть? - спросил я.
Мы тоже хотим, - хором закричали девчонки.
Каждый по очереди заглянул во внутрь. Ящиков много. На них привязаны мины разного калибра. Мы сфотографировали и пошли дальше. Прошли еще метров сто, и снова Сергей остановил нас. Сказал, что впереди взорван ход.
- Сейчас отдыхаем, а потом будем откапывать ход.
- Это будет очень долго, - сказал я.
Ход подорвали немцы, чтобы не нашли их архив.
- Да, ты прав, иначе кто мог взорвать ход? – сказала Алена.
После короткого отдыха, мужчины начали сверху снимать землю. Работали по очереди.
Снятую землю, девчонки оттаскивали подальше от нас.
К ужину откопали больше десяти метров, потом продолжили копку. Сергей углубился в внутрь и говорит:
- Ура! Мы победили. Есть выход. Виден свет.
Мы обрадовались. Стали передавать ему вещи, они принимал их с другой стороны. Потом стали выходить девчонки. После них Андрей, Виктор и я замыкающим. Группа увидела в ходе освещение и пошла на свет. Через метров 100-150 мы вошли в пещеру. Подняли головы наверх и увидели звезды и луну, они освещали нас. Пещера огромная, здесь гулял холодный ветер. Мы снова надели теплые вещи.
- Ребята, спать будем здесь. Завтра взойдет солнце, и мы найдем выход. Немцы же заходили в пещеру, может, они не взорвали его.
- Здесь холодно, - сказала Алена.
- В спальных мешках тепло. Давайте спать.
Мы нашли место и залезли в мешки. От усталости я крепко заснул. Другие тоже крепко спали. В десять утра нас разбудил Сергей. Наши телефоны молчали, батарейки окончательно сели. С аппетитом позавтракали. Через отверстие в потолке, нас освещало Солнце. Пошли искать выход. Искали долго, но не нашли.
- Как будем выбираться? – спросила Юля.
- Потолок высокий, больше 30 метров.
- Где-то должен быть выход. Может маленький, но должен быть, - сказал я.
Проискали еще час, но не нашли. Все от усталости опустилась на землю, все задумались.
- На улице жарко, а в пещере гуляет ветер, - сказал я.
- Что этим хотели сказать?
- Где-то есть выход, надо искать.
- Где же он?
- Будем снова искать.
- Хорошо, если не найдем, вернемся обратно.
- После короткого отдыха, группа снова приступила к поискам. Прошел час. Все молчали. Я иду замыкающим. Оперившись на камни, я почувствовал рукой струю воздуха.
- Всем сюда, - позвал я.
- Здесь что ли выход? - спросил Сергей.
- Если не ошибаюсь, воздух идет отсюда.
- Ребята, давайте дружно поднимем камень.
Мы подняли камень, он был не слишком тяжелый. Открылся проход примерно метр на метр. Посветили в проход и увидели расширение прохода.
- Я пойду первым, - сказал Сергей.
Мы передали ему вещи, потом вышли девчонки, за ними прошли мы.
Дальше шел широкий коридор. У нас на лицах появились улыбки. От переживания и ожидания выхода, мы отказались от обеда. Прошли больше 15 километров, пещера то сужалась, то расширялся. Воздух по-прежнему не менялся.  Около семи вечера Сергей дал команду отдыхать. Поужинали и легли спать.
- Надо скорее найти выход.
- Где же он может быть?
- Найдем, не переживайте.
- Продуктов хватит на два дня,  - сделала заключение Юля.
- Надо начать их экономить.
Все крепко спали. Уже некоторые фонарики вышли из строя. Сели батарейки, перегорели лампочки. Осталось три исправных. Работали они по очереди. До обеда прошли 15 километров Девчонки устали. Сергей дал им два часа на отдых. Они сразу же уснули. Потом пошли дальше. Ничего не найдя, переночевали снова в пещере. Утром никуда не хотелось идти. Началась депрессия.
После обеда с новыми силами начали движение, но безрезультатно. К ужину пещера закончилась, и снова начался ход, который сотворила сама природа. Он был примерно два на два метра. Мы шли свободно и свободно дышали. Неожиданно мы наткнулись на человека, лежавшего на полу. Виктор подошел к нему и сказал:
- Я его знаю. Это Александр, он потерялся год назад.
- Оставим или возьмем его с собой? - спросил Сергей.
- Раз он здесь, значит выход недалеко от нас.
- Возьмем его с собой.
Мы положили его на плащ-палатку и несли по очереди. Его вещмешок был пустой. При нем не было ни свечки, ни фонарика. Скорее всего, он заблудился. Умер от голода.
На следующий день продолжили поиски выхода. К обеду группа увидела знакомое место. Отсюда ход разделялся.  Тогда мы пошли направо, теперь пошли туда, откуда пришли. Пришли в знакомую пещеру.
- Деревня здесь, – сказал Виктор.
- Да, мы под ней, - сказала Юля. Наконец, мы выйдем на улицу, - обрадовалась Соня.
К вечеру мы вышли в лес, в то место, откуда мы начали свой поход.
Вошли мы в подземелье бедными, а вышли из него богатыми. Уже через час мы были дома. Виктор пошел к родителям Александра, и сообщил неприятную новость о сыне. Они пришли с соседями и забрали его.
Потом беседовал с деревенским участковым. Рассказывал, при каких обстоятельствах мы нашли его.
Затопили баню. Вымылись, отметили возвращение. Через день в городе мы сдали все, кроме пяти шкатулок, отдали составленную Сергеем карту. Власть сказала, что мы получим деньги за находку месяца через три.
Мы путешествовали 15 дней. Это были незабываемые дни.
- Спасибо вам, - говорит Соня, - что я с мужем побывала в экспедиции и повидала подземелье. Я не забуду эти дни. Спасибо, что заработали деньги. Они нужны нашим детям. Я счастлива, что была с вами.
- Мы тоже счастливы, - поддержала ее Алена.
- Я хочу поблагодарить Толиба, - сказал Сергей, если бы не он, я бы не решился на такой поход. Спасибо тебе, Толиб.
- И вам всем большое спасибо от меня. Я тоже счастлив, что провел это время вместе с вами, - сказал я.
Через два дня проводили домой в Новгород Андрея и его жену. Еще через день мы проводили Сергея с женой.
Седьмого июля меня провожали Виктор и его жена Соня. Взяв шкатулку, для жены, я уехал в Иркутск. В плацкарте мне было весело, рядом со мной ехали три девушки, тоже до Иркутска. Я рассказывал им о нашем путешествии. Им было интересно, но они не верили.  Вот когда я показал им старинную шкатулку XV века. Они поверили мне.
Дома меня ждала моя семья. Жене вручил находку.
- Как вы отдыхали?
- Отлично.
- Вижу, что вы снова были в пещере.
- Да, мы встречались с однокурсниками.
- Расскажешь?
 - Обязательно.
Мы часто звонили друг другу. Брянская область перевела мне огромную сумму денег за наши находки. С 2014 года, к Андрею мы не могли поехать. Украина закрыла свою границу, теперь он сам приезжал к Виктору и Сергею.
 В 2016 году, я был в гостях, но мы не пошли искать сокровище, а просто отдыхали.
- Толиб, приезжай на следующий год, поедем в Ростов-на-Дону к Игорю в гости. Говорят, там тоже есть подземные хода.
- Я постараюсь.
С 2018 года я не ездил в гости к друзьям по семейным обстоятельствам. Конечно, я приеду к ним, но чуть позже, а пока пробую все случившееся с нами описать в книге «Искатели сокровищ». Очень хочется, чтобы эта книга побыстрее увидела свет.


Рецензии