Воронеж

ФАНТАСТИКА

ИСКАТЕЛИ СОКРОВИЩ
Часть IV













ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ










июнь 2020 год
Вот уже несколько лет, как я не был в отпуске, а мне очень хочется съездить к ребятам в Брянск. Я часто вспоминаю наш подземный поход. Он был интересен для всех.
Мы поддерживали связь, часто перезванивались. В конце мая 2020 года, вечером мне позвонил Виктор из Брянска.
- Добрый вечер, Толиб.
- Здравствуйте, Виктор.
- Как вы отдыхаете?
- Не плохо, спасибо.
- Знаешь, Толиб, я хочу, чтобы ты приехал. Будет новый поход. Теперь мы пойдем по лесу, по местам, где воевали советские партизаны. Я на чердаке нашел кое-какие документы. В документах были схемы подземного хода: траншеи, окопы и другие сооружения партизан и немецких складов. Подробнее расскажу завтра, когда приедешь.
- Виктор, я уже бегу за билетами.
- Как купишь, звони.
- Я понял тебя.
Утром поехал за билетами. В кассе было много народа, потому что открылся отпускной сезон. Купил билет на 4 июня и обрадовался.
Дома рассказал жене, что еду к друзьям в Брянск.
- Ты не можешь жить без приключения, - сказала жена.
- Я люблю путешествовать, а потом  написать то, что пережил.
- Был дураком и останешься дураком.
 Я дождался своего дня и отправился на вокзал. Было два часа дня. Через час подадут мой состав. Сижу и жду поезда. Много отдыхающих едут в отпуск. Наконец объявляют прибытие моего поезда. Мой вагон № 7, плацкарт. Место 23. Рядом устроились две молодые женщины, я обратил внимание, что на пальцах у них нет обручальных колец. Поезд медленно тронулся. В вагоне стоит духота, а в коридоре гуляют дети. Проводница проверила билеты пассажиров, и началось знакомство.
- Я, Толиб.
- Я, Лена.
- Я, Мария.
- Я, Игорь.
Лена и Мария были среднего роста с короткими причёсками. У них хорошее отпускное настроение, и они постоянно улыбались. Обладали они замечательными фигурами, были одеты в короткие юбки. Игорь тоже среднего роста с короткой стрижкой, был красиво одет, но суров.
- Вы, Толиб, говорите по-русски? – спросила Лена.
- Не очень хорошо, - я вел себя скромно. Вам хочется поговорить?
- Хочется. Я люблю говорить. Дома тоже не могу тихо сидеть.
- А я не очень люблю беседу. Люблю подумать, помечтать и писать.
- Вы пишите?
- Да.
- О чем?
- Все подряд. Хотите, я дам вам книгу про любовь почитать?
- А, как она называется?
- Рассказы о любви.
- Мне тоже дайте почитать, если еще у вас есть книжка, - попросила Мария.
- Куда едите, Толиб, - спросил Игорь.
- В Брянск к друзьям, чтобы совершить поход по подземным ходам.
- Может, расскажите предыдущие вши походы?
- Хорошо, расскажу, нам далеко ехать.
Я рассказал второй наш поход. Девчонки отвлеклись от книжки и слушали меня, затаив дыхание. К ужину рассказ закончился.
- Интересно, - сказала Мария.
- Я уверен, что будущий поход будет еще интересней. Звонил друг и сказал, что поход будет в лесу, там, где воевали партизаны с немцами.
- Я живу в Иркутске, Толиб, когда приедете после похода, звоните, я хочу услышать ваш рассказ.
- Позвоню, если дадите свой номер телефона.
- Конечно, дам.
 На ужин я поставил бутылку коньяка, хотя в вагоне выпивать нельзя.
- За знакомство, - сказал я. Девчонки и Игорь согласились.
Я разлил коньяк, а бутылку спрятал от проводницы. Мы выпили за знакомство.
Следующий весь день девчонки читали мою книгу, а я писал рассказы о любви.
 На станции мы выходили прогуляться по платформе, я угощал их мороженым.  Пошел третий день нашей поездке. Я познакомился со многими пассажирами и собрал материал на новую книжку. На четвертый день в обед поезд прибыл в Самару. Здесь я расстался с моими соседками по вагону. Купив билет до Брянска, ждал его отправления. Вечером объявили  прибытия поезда. В этот раз вагон был купейный. До Брянска более 1000 километров, ехать полтора дня. В моем купе ехали молодые парни. Они тоже ехали в отпуск. Я с ними почти не разговаривал. Читал, отдыхал, лежал и писал – вот так проходил мой день. Вскоре мы прибыли на станцию Брянск. Он по-прежнему красив. Отдыхающих море. Среди них много пожилых людей, которые приехали на моем поезде.
 Когда вышел из вокзала, увидел Виктора. Он меня ждал.  Обнявшись, мы поздоровались.
- Как ты? – спросил Виктор.
- Не плохо.
- Жена накрыла стол и ждет нас.
- Как она?
- Да, ничего. Хозяйка, что надо!
- Я рад за вас.
- Пригласим из Ростова-на-Дону Игоря и Светлану, и из Пскова Сергея и Алену. Андрей и Юля из Новгорода не приедут, их пограничники Украины не пропускают. Время не то.
- Знаю, что на Украине обстановка не ладная.
- Тогда без них пойдем в поход.
Спустя полчаса, мы приехали на дачу к Виктору. Нас встретила Соня. Она почти не изменилась, по-прежнему хороша, несмотря на возраст. Соня пригласила нас в беседку. Стоит солнечная погода, дачи, вокруг которых растут плодовые деревья, летают птицы, гуляют кошки, собаки. Были слышны детские голоса.
- Как доехал Толиб?
- Хорошо. Я привез вам сувениры и подарки.
- Спасибо, Толиб.
- У вас дача по-прежнему все в цветах, а какой вокруг запах мм, мм, мм,
- Цветы! Как я их люблю.
- И я тоже.
 За столом были разговоры о новом походе. Виктор принес кожаную папку коричневого цвета, он достал содержимое папки.
- Смотри, Толиб, все документы оформлены на немецком языке и заверены немецкой печатью 1945 года. Вот чертежи. Соня перевела эти документы, говорит, что в документах говорится, что хранится в подземных складах в лесах Воронежа. Здесь указаны их координаты Мы с вами военные люди и хорошо определяем координаты по карте.
- Откуда эти документы?
- Они остались от моего деда. Он был партизаном.
- Интересно, почему ваш дед не сдал эти документы властям.
- Вот этого я не знаю. С моим дедом, служил дедушка Олега, может  он знает, откуда эти документы?
- Давай спросим его?
- Хорошо, спросим.
 Вечером, взяв документы, мы пошли к дедушке Олегу, он жил через дом.
- Он давно живет на даче один, ему под девяносто лет, - сказал Виктор.
Когда мы зашли в его дом, я увидел пожилого бородатого человека. Мы познакомились. Дед Олег был среднего роста, говорил медленно, одевался по-простому. Виктор показал ему папку и спросил.
- Дедушка, вам знакома эта папка?
- Откуда она?
- Я нашел ее на чердаке.
- Когда мы с твоим дедом зашли в блиндаж, немецкий офицер был уже мертв, сейф был открыт, а в нем лежала эта папка. Твой дед забрал ее.
- А почему он не сдал ее командиру партизанского отряда?
- Я не знаю. Я вижу ее второй раз. А почему вы спросили про эту папку?
- Там ценная информация.
- Тогда сдайте ее туда, куда полагается.
- Сначала мы хотим сами все проверить.
- Вам виднее. Я свою войну закончил еще в 1945 году.
Поблагодарив деда, мы вернулись домой. Вечер был светлый. В небе горели звезды и светила луна. В беседке нас ждала Соня.
- Как у вас успехи?
- Кое что узнали, - ответил Виктор, - теперь мы знаем, откуда взялась эта папка. Действительно, если все правда, она ценная.
- Это мы узнаем в походе.
- Когда приедут Игорь со Светой? – спросил я.
- Послезавтра.
- Хорошо.
Два дня в ожидании друзей мы ходили на рыбалку. Отдых был классный! Вечерами я рассказывал о своей будущей книге.  Они внимательно слушали. Через два дня, как и обещали, на своей машине приехал Игорь с женой. Я давно их не видел, но они совсем не изменились. По-прежнему смотрятся молодыми и  влюбленными. Мы отметили их приезд.
Потом Виктор рассказал суть нового похода.
- Интересно, - сказал Игорь.
Спать легли поздно. Утром за столом Виктор говорит нам:
- Друзья, нам надо купить необходимые инструменты и продукты на десять дней. Берем теплые вещи. спальные мешки, газовую плитку и баллончики с запасом. Поедем в деревню Холмокова. Там арендуем дом и там оставим наши машины. Сергей и Алена из Пскова, приедут прямо в деревню. Там мы их будем ждать.
- Хороший план, - сказал Игорь.
Мы поехали в город за снаряжением. К обеду все было готово и куплено по списку. Игорь купил несколько бутылок спиртного. Нам это обязательно пригодится. На ужин Света и Соня накрыли праздничный стол.
Утром мы на двух машинах поехали в Воронежскую область в деревню Холмоково. До города более 800 километров. Едем со скоростью 100-120 километров в час.  Трасса свободная. Жара стоит хорошая. По дороге мы остановились в кафе, и час там отдыхали, после снова отправились в путь. Приехали в деревню около пяти вечера. Деревня большая. Имеется несколько магазинов.
- Если чего не хватит, здесь можно докупить, - сказал Виктор.
- Игорь договорился насчет дома без хозяина. Потом мы узнали, что хозяин уехал работать на север. Дом большой, но все удобства на улице. Есть беседка, огород. Около дома растут цветы, а в огороде овощи. Родственники побеспокоились, чтобы земля не пустовала.
Женщины взялись за ужин, а мужчины стали готовить баню. После ужина попарились в бане и немного пропустили за удачную поездку. Через два дня к нам присоединились Сергей с женой. Мы объяснили суть будущего похода в лесу. Они нас поняли. Утром мы взяли вещи и были готовы выступать. В этот раз старшим был Виктор, Сергей стал его помощником. Мы военные люди отлично ориентируемся по карте. Идем по компасу, согласно немецкому чертежу. Зашли в лес. Он густой, а внутри темный. Идем. Прошли больше пяти километров, а идти надо еще больше десяти. К вечеру мы покорили тридцать километров. В лесу быстро темнело. Мы организовали костер и приготовили ужин.
Ребята спросили про мою книгу монаха. Долго ли я ее писал? В каких городах побывал? и т.д. У них в руках мои книги, но прочитать они не успели. Я им ее пересказал.
 Ночевали на улице в спальных мешках, хотя боялись ночью хищников, но усталость сморила всех. Ночь прошла спокойно, нас никто не потревожил.
В восемь утра завтрак и снова в путь. Часа через полтора группа пришла к месту планированной дислокации войск.
- Пришли, - сказал Виктор.
- Здесь ровная земля, что может здесь быть? – сказала Соня.
- Согласно чертежам, здесь под землей какие-то сооружения. Может завод, может укрытие. Нам надо копать и найти фундамент зданий, а потом найти вход, - сказал Игорь.
- Час на подготовку и начнем копать, - сказал Виктор.
Группа готовилась. Действительно, земля здесь была ровная, деревьев не было, кое-где были ямы – это следы от старых дорог. Дорога покрыта зеленью. Каждый из нас думал: «откуда начать копать, чтобы найти вход?». Каждый показал и высказал свое мнение, но это не решило нашего вопроса.
- Будем копать там, где яма, может, повезет, - сказал Сергей.
- Хорошо, начнем отсюда, - согласился Виктор.
 Мы вооружились лопатами, встали в ряд и начали копать.
На чертеже размер строений и выход был указан. Яма была размером больше десяти метров. Несмотря на жару, работа идет. Часа через три работы, лопата Игоря стукнула о бетон.
- Здесь что-то есть, идите сюда, - позвал он.
- Что, что там, первой прибежали Юля.
Все сгрудились вокруг игоревой находки. Мы увидели железобетонную плиту. Согласно чертежу, здесь проходит фундамент. Мы продолжили копать, теперь уже все в одном месте. Через два часа интенсивной работы, фундамент был виден уже до 2 метров. От радости и ажиотажа, группа отказалась от обеда и продолжила работу. Попили быстро чай с конфетами и продолжили работу. К вечеру вход был свободен.
Было восемь вечера, в лесу уже потемнело. На сегодня решили прекратить работы, пошли ужинать и отдыхать. Девчонки приготовили тушенку с рисом, Игорь достал бутылку и за удачу мы немного выпили.
Ночью в лесу было прохладно. Костер мы не тушили. После долгого и тяжелого дня спали все крепко. Утром нас разбудил хор птиц. Был седьмой час, и солнце уже пробивалось через крону деревьев. Недалеко от нашего табора протекала небольшая речушка. Туда мы ходили умываться и набрать воды.
В восемь часов группа продолжила работу. Глубина три метра, но конец ворот еще не виден. К обеду мы зачистили землю от входа, теперь остается только открыть ворота, но чем это сделать, мы не знали. Лома у нас не было. Игорь немного расшевелил воротину лопатой, а дальше мы навалились на ворота всей группой и ура! половинка ворот открылась. За воротами мы увидели кучу земли. После короткого отдыха по одному стали убирать от ворот землю. Земли было много.
- Здесь был подрыв, - сказал Игорь, - перед отходом, заметая следы, немцы взорвали все подряд. К вечеру управимся.
- Я не устал, - сказал Сергей и продолжил работу.
- Мы тоже не устали, - подхватили раскрасневшиеся женщины.
 По очереди убирали землю. Внутри помещения было ее много. На эту работу ушло три дня. На четвертый день перед нами появился огромный и широкий коридор. Мы прошли вперед, пока позволяло освещение, дальше стало темно.

- Надо возвращаться, - сказал Виктор.
Группа вернулась. Мы отдохнули. Все были довольны проделанной работой. За ужином мы отметили то, что сделали днем. Потом достали карту и приступили к ее изучению. На карте обозначено несколько выходов в конце этого длинного коридора. Но куда ведет какой ход, указано не было.
- Завтра узнаем, - сказал Игорь.
- Может собрать вещи пройти дальше в поисках выхода? - спросила Лена.
Сегодня ночью спали плохо, все торопили наступление утра, чтобы узнать, что же там дальше? Ночь была светлая. Ярко светили звезды, и по небу гуляла полная луна. Мне тоже не спалось.
Утром после завтрака Виктор сказал нам:
- Идемте обследовать помещение, потом примем решение, что делать дальше. Все готовы?
- Готовы, - почти хором ответила группа.
- С собой берем фонарики и лопаты.
Взяв все необходимое, направились в помещение. Я увидел огромный коридор шириной более десяти метров, а высотой десять. Идем медленно. На потолках сохранились огромные прожекторы. Пройдя метров двадцать, мы увидели с обеих сторон коридора комнаты. Открыв дверь, мы увидели большое помещение, а в нем стояли танки «Тигр». Мы не знали, исправны они или нет. На полу лежало много разных технических ключей. Пол был бетонный, но чистый. Через 50 метров, мы увидели двигатель, который обеспечивал электротоком все помещения. Игорь подошел к двигателю и проверил его состояние.
- Можно запускать, - сказал он.
- А как же он будет работать без аккумулятора, - спросила Юля.
- Здесь можно использовать ручной привод.
Игорь ручкой начал запускать двигатель, через пять минут он заработал. В помещениях появилось освещение. Загорелись мощные прожектора. Во всех комнатах мы увидели танки. В конце коридора возле стены лежало много трупов. На некоторых из них была одежда советских солдат. В стенах были отверстия от пуль. Влево вела железная дверь. Открылась она легко, дальше шел опять железобетонный коридор. В нем тоже горело освещение. Высота коридора больше 2 метров и такая же ширина. Мы прошли метров триста, а дальше коридор соединялся с подземным ходом.
Решили сегодня дальше не идти, а вернуться в лагерь. На обратном пути, мужики проверили танки внутри. Игорь залез в один из танков и сказал:
- Смотрите-ка, он как будто новый. Там есть снаряды, можно стрелять. Жаль, что аккумуляторы сдохли. Я мог бы запустить двигатель.
- Неужели здесь была мастерская? – спросила Юля.
- Была.
- А почему они не уехали отсюда?
- Либо не успели, либо попал в окружение.
Мы вернулись в лагерь. Здесь все высказали свое мнение, потом начали готовиться к завтрашнему дню. Набрали воды с запасом на несколько дней. Время - пять вечера. Желающие решили погулять по лесу. Девчонки собрали цветы, сплели венки. Фотографии вышли отличными.
Утром мы собрали все вещи и направились в помещение, когда все вошли, Игорь закрыл ворота. Двигатель был включен еще со вчерашнего дня. Идем по маленькому коридору, и дошли до подземного хода. Ход был большой и широкий. Изнутри шел холодный воздух. Группа переоделась.  Как всегда первым пошел Сергей, я был замыкающим. В хождение по пещерам у нас уже был опыт, который мы приобрели за три года. Шли медленно и тихо. Никто не разговаривал. Прошли больше двухсот метров, на пути ничего интересного не попадалось. На земле были следы сапог, валялись окурки, коробки от спичек, бумага, тетради, какие-то документы, написанные на немецком языке, гильзы. Никто из нас ничего не трогал. Мы знали, что здесь были немецкие солдаты, но что они здесь делали, мы пока не знаем.
На потолках коридора и пещеры мы увидели светильники. Потом начались комнаты по левую и правую стороны. Их было много. Во всех комнатах двухэтажные деревянные кровати, на стенах висели солдатские шинели, на полках стояли бутылки с коньяком, виски, аккуратно лежали какие-то бумаги, в банках окурки и рядом спички. В одной комнате три кровати и висят офицерские шинели, в углу несколько ящиков с патронами. На другой стене висит военная карта Воронежской области, с отметкой линии обороны. Во всех комнатах есть лампочки, а так же стоят табуретки и столы. На кроватях матрасы и подушки. Девчонки сфотографировали все, что видели.
Мне было интересно осматривать гнездо немцев во время войны.
По комнатам походили около часу.  В офицерских комнатах стоят шкафы, в которых лежит много немецких документов, на столе стоит пишущая машинка и металлическая посуда.
Сергей дал команду: «идем дальше». Мы увидели все, что здесь было раньше. Через десять метров коридор повернул налево. Дальше электричества не было. Пошел уклон под 30 градусов, но воздух стоял по-прежнему теплый.
Направляющим пошел Сергей. У него большой опыт. Я иду замыкающим. В этот раз мы шли без веревок, не связанные друг с другом. Примерно через 100 метров образовался тупик. Деревянная лестница ведет к люку. Сергей поднялся один. Размер люка примерно метр на метр. Поднимайтесь, дальше идет ход на другом уровне. Воздух в нем тоже теплый. Поднялись девчонки, потом мы. Фонарики использовали через одного – берегли батарейки.
Прошли еще с час. Подошло время обеда. Организовали привал. Земля теплая. Мы лежим и отдыхаем.
- Я первый захожу в пещеру, - сказал Игорь.
-  Я тоже дорогой, не забудь меня, - сказала Светлана.
- В прошлый раз было интересно, я помню тот поход до сих пор, - сказал Сергей.
- Ну-ка расскажите мне, я хочу слышать рассказ из первых уст, - попросил Игорь.
Сергей рассказывал до тех пор, пока девушки его не остановили, сказав, что обед готов. Все пошли на запах съестного. Картофельное пюре с тушенкой пахли потрясающи ароматно. После обеда час все отдыхали. У каждого больше 20 килограмм в рюкзаке у женской половины чуть меньше. После отдыха пошли дальше вскоре на полу появились окурки и скомканная бумага.
- Здесь были немцы, - сказал Сергей.
- Это факт, иначе, откуда взялась деревянная лестница, - высказала свои соображения Юля.
- Что они здесь делали? – спросил я.
- Бежали от наших солдат, - добавил Игорь.
Мы разговаривали тихо. Опустив взгляд и фонарик вниз, мы увидели в пыли следы от сапог.
У вечеру ход разделился на две части. Куда идти, группа не знает. Стоит. Из одного хода идет холодный воздух, а из другого теплый.
- Что будем делать? – спросил Сергей.
- Какая разница куда идти, - высказал свое мнение Игорь
- Давайте голосовать, - предложил Виктор.
Большинство выбрало правый ход, откуда шел теплый воздух.  Этот ход был такого же размера, как и предыдущий. Он был чистым. Пребывание немцев в нем мы не обнаружили. После часу ходьбы, девушки попросили отдых. Все попили горячего чая. У каждого с собой был термос с чаем. Через полчаса двинулись вперед. Идем медленно. До вечера мы ничего интересного не увидели. Сергей дал команду отдыхать и ужинать. Девушки готовили ужин, а мужики лежали на теплой земле, как герои после боя. Включили два фонарика. Один фонарик у женщин, другой у нас. Наши телефоны не работали. Сергей, как всегда, чертил расположение и отмечал координаты. После ужина состоялся разговор:
- Куда нас приведет этот ход? – спросила Алена.
- Скорее бы в лес, -  выказала желание Юля.
- Из города люди бежали подземным ходом тогда, когда на город нападал враг, - сообщил Игорь.
- И прятали сокровища в подземный ход, - добавил Виктор.
- Нам бы что-нибудь найти, - оживилась Юля.
-  Может нам повезет,- воскликнула Света.
Спать легли рано. Мужики легли по бокам, положив женщин в серединку. Честно говоря, никто не боялся. Утром нас разбудил Сергей. Время девятый час. Был легкий завтрак и мы снова в пути. Теплый воздух не меняется. Через каждые два часа отдыхаем. Женщины стали быстро уставать. После короткого отдыха снова в путь. Идем медленно и тихо. Неожиданно ход пошел под уклон градусов 30-35. Температура воздуха изменилась. Стало намного прохладнее. Мы надели теплые вещи. Прошли еще около километра и увидели огромную горную пещеру. Грот был высотой больше 25 метро, а ширина, как футбольное поле. Мы остановились с удивлением, смотрели то вниз, то наверх. Куда дальше идти мы не знали. Сделали круг вокруг пещеры, нашли несколько ходов. Опять встал вопрос: куда идти? Какой ход выбрать?
Девчонки выбрали ход, откуда шел теплый воздух, видно они прилично замерзли. Ход был диаметром около двух метров. Начало хода было каменное, а потом шел земляной пол. Прошли еще  километра три и остановились на обед и отдых. Около пяти часов, ход опять разделился на два. Мы снова выбрали тот, откуда шел теплый воздух. Размер хода не менялся. Следов не наблюдалось. Мы остановились на ночлег. После ужина мы долго беседовали. Сергей продолжал рисовать карту маршрута и записывать координаты. Спать легли, по-прежнему оберегая женщин. И телефоны у нас тоже не работали, а всем охота была позвонить, но, увы. Утром группа дружно шагала по ходу. Снова идем тихо. Воздух по-прежнему теплый. Время около одиннадцати часов. Группа отдыхала около часа, набиралась энергии. После пошли вперед шли около часа. Неожиданно Сергей всех остановил.
- Вижу слева деревянную дверь. Идите все сюда.
- Осторожно, пока не открывай ее, - сказала Юля.
Мы подошли и увидели небольшую дверь, размером метра в полтора.
Она была не заперта. Сергей открыл и посветил фонариком. Мы увидели огромную комнату шириной больше десяти метров, а длиной больше пятнадцати метров. Высота потолка была метра три. На полу лежала разная фарфоровая посуда  ХVIII или ХХ века, а также армейские каски. Стояли пять деревянных сундуков. Они были украшены рисунками. Внутри их было пусто. В следующих комнатах мы обнаружили цветные дорогие камни. Каждый камень весил килограммов 100. Юля их всех сфотографировала, а Сергей на карту ввел координаты. В конце коридора был метровый вход. Сергей проверил с фонариком, потом сказал?
- Тут ход, можно идти.
- А что по прежнему ходу мы не пойдем? – спросила Юля.
- Советую идти сюда, может, что-нибудь найдем, мне интересно.
- Мне тоже, - подхватил Игорь.
Теперь группа направилась по новому маршруту. Навстречу нам идет холодный воздух. Все переоделись. Прошли с километр, и нас остановил Сергей
- Время обеда и отдыха.
Пока готовился обед, мы беседовали между собой. Игорь достал свою бутылку и предложил:
- Давайте выпьем понемногу.
- Я, за, - сказал я.
- Я тоже, - поддержал нас Виктор.
Пообедали, отдохнули, но у всех произошел спад настроения. Это, наверное, оттого, что ничего стоящего мы не увидели и не нашли. После отдыха пошли дальше. Прошли еще километр и вошли в большое помещение, высотой больше трех метров. Потолок держался на каменных колоннах. На полу стояло множество скамеек, а на стенах висели иконы. Возле икон стояли столики с подсвечниками. На большом столе лежало много свечей.
- Это церковь, - сказал Виктор.
- Примерно XVII век, - сказала Светлана.
- А что, тогда были подземные церкви? – спросила Юля.
- Посмотрите, из этого помещения идет коридор, - сказала Алена.
Влево от икон шел коридор, а справа была каменная лестница. Сначала группа пошла в сторону лестницы, но она была завалена. Потом вернулись в левый ход. Первым шел Сергей, потом за ним вся группа. По обеим сторонам были помещения. В комнатах стояли деревянные одноэтажные кровати с соломенными матрасами и подушками. На столе подсвечники и свечи. В восьмой комнате на стеллажах стояли книги. Их было достаточно много. В девятой комнате на столах стояли сундуки. Сергей открыл первый сундук, там были одни книги, в другом сундуке, мы увидели разные каменные шкатулки, в которых находились серебряные монеты, а во второй шкатулке золотые монеты. Третья была заполнена украшениями, в четвертой тоже были золотые монеты, а еще в сундуках лежала одежда. Эти вещи мы положили назад в сундуки, закрыли и поставили на прежнее место, а сундуки с украшениями мы взяли вместе с сундуками.
- Я предлагаю переночевать здесь, - сказал Сергей.
- Здесь есть кровать, конечно можно, - согласилась Юля.
- Я предлагаю отметить нашу находку, - сказал Игорь.
Мы перешли в другую комнату. Там стояло восемь кроватей. Здесь мы и поужинали. На стенах висели факелы, мы подожгли их. В комнате стало светло и, конечно же, группа отметила находки. После ужина девушки пошли в церковь помолиться. Сергей разрешил зажечь одну свечу.
-  Девочки, я прошу не трогать другие свечи, они свидетели своей эры. Потом их заберут в музей.
- Хорошо, ответили они.
- Интересно, а почему завалена лестница? – спросил я.
- Причина была одна, монахи не хотели отдавать врагам церковь, я так думаю, - сказал Сергей.
- Иконы очень старинные, - сказала Соня, вернувшись после молитвы.
Сергей отметил  находку на своей карте и ее координаты.
Когда легли спать и стихли разговоры, мы отчетливо услышали стук колес.
- Друзья, мы находимся под городом, это идет трамвай.
- Я тоже так думаю, - подтвердила Соня.
- Интересно, какая улица над нами? – поинтересовалась Алена.
- Потом узнаем по координатам, я все отметил и начертил, - сказал Сергей.
В помещении было тепло, и мы еще были одеты, так что спать нам было комфортно. В восемь утра нас разбудил Сергей. Лично я спал крепко, снов не видел. После завтрака группа продолжила путь по тому же ходу. Здесь были комнаты, но они оказались совершенно пустые.
Как всегда впереди идет Сергей, женщины идут в середине, а я замыкающий. Наши мешки стали значительно тяжелее, но настроение у всех поднялось. Прошли около трех километров и сделали короткий перерыв, пошли дальше, и перед нами оказался тупик. В углу лежало множество скелетов, козле них лежали каменные шкатулки, когда мы их открыли, то внутри увидели: кресты, браслеты, золотые чаши, короны. Шкатулки мы не брали, а содержимое их взяли с собой. Наши мешки стали еще тяжелее. Дальше мы не знали что делать.
- Помните, в прошлом походе выход был на крыше и был он засекречен.
- Помню, - подтвердил Виктор.
- Давайте искать, может, повезет, - сказал Сергей.
- Служащим церкви не повезло, - сказала Соня.
Мы принялись за работу. Достали лопату из вещмешка и начали простукивать потолок. Звук был везде одинаковый. Мы перешли на стены, отошли от тупика десять метров. Соня услышала мягкий стук, и мы начали разбирать стену. Наши старания оказались не напрасными. Мы увидели проход. Вход был заштукатурен глиной. Оттуда шел теплый воздух, и все обрадовались и пошли по нему дальше. Ход был построен один к одному, как и предыдущий. Вот уже четвертый день, как мы в пути, но группа чувствует себя хорошо. После обеда прошли больше трех километров и вдруг мы почувствовали холодный воздух. Через 100-150 метров ход закончился. Появилась подземная речка, шириной больше трех метров. Когда осветили ее фонариком, то увидели ее глубину. Она была сантиметров 30-40. За речкой продолжался ход. Мы перешли речку, и пошли дальше.
- Подземная вода смыла ход, - сказал Сергей.
- Как вы думаете, вода питьевая или нет? – спросила Соня.
- Давайте наберем ее в пустую тару, - предложила Алена.
Я набрал в пустые бутылки воду, и мы снова пошли дальше. Идем в том же порядке, прошли много, но конца не видно. Теперь из хода пошел теплый воздух. Кислороду здесь достаточно. Ночевали здесь. Утром Сергей говорит:
-  Друзья, нам надо искать выход, продуктов у нас осталось только на четыре дня.
- А если не найдем? Спросила Алена.
- Тогда будем копать вверх на толщину земли, но это очень много и долго. Займет это два дня, но у нас есть лопаты и сила.
- Это наша третья экспедиция, я уверена, что выход мы найдем, - сказала Алена.
- Обязательно найдем, - сказал я.
- А сейчас в путь, - сказал Сергей, подняв вещмешок с земли.
После часу пути, мы увидели в пути яму, диаметром больше метра. Глубины ее не видно. Мы привязали Сергею веревку и держали его. Он спустился в яму и вылез из нее с другой стороны. Мы натянули веревку. Виктор перебросил наши вещи, потом помог перебраться женщинам через яму, последним прошел я.
- Это была ловушка, - сказал Сергей.
- Возможно, будет еще, - сказал я.
Идем тихо без разговора. Час ушел на обед, а потом пошли дальше. На земле были чужие следы. Воздух по-прежнему теплый. Около четырех часов заработали наши телефоны. Мы позвонили своим близким.
- Значит, - говорит Сергей где-то близко выход, иначе не было бы связи.
- Надо тщательно обследовать, - сказала Соня.
- Возможно, он замаскирован или находится под глиняной штукатуркой.
- Может быть ты прав, Толиб, - сказал Сергей. Взяв лопаты, мы вернулись назад. Шли до тех пор, пока не закончилась связь. Разделились на две группы и начали простукивать стены. Прошли около 70 метров, и вдруг Соня закричала:
- Выход здесь, я вижу его!
Все побежали к ней. Разгребли землю и увидели образовавшийся выход в другой ход. Сергей проверил и сказал:
- Здесь нет выхода, есть только ход.
- Что будем делать дальше? - спросила Соня.
- Пойдем по новому ходу.
Мы идем, а связь держится. Наши телефоны принимали СМСку и звонки. Аккумуляторы в телефонах сели, мой сотик, еще держался. У меня простой телефон, и я его отключал, чтобы сберечь аккумулятор.
Здесь мы переночевали.  Ночью все замерзли, откуда-то шел холодный воздух.
- Как я сегодня замерзла, - проснувшись, пожаловалась Соня.
- Я тоже, - подтвердила Алена.
- Мы все замерзли, - сказал Сергей.
- Значит, выход где-то рядом, - констатировал я.
- Хочется скорее выйти на улицу, - сказала Алена.
- Выйдем, дорогая и очень скоро, - сказал ее муж.
После завтрака каждый занял свое место и пошли вперед. Через час мы увидели впереди себя свет. Коридор еще уходил намного вперед, а свет уже пробивался. Когда подошли близко, увидели выход в лес. Вышли. Вокруг нас лес, и какой в лесу стоит ароматный воздух! Группа легла на зеленый ковер, дыша этим ароматом. Недалеко от нас протекала узкая речка. Мы напились чистой воды.
Семь дней мужики не брились и прилично обросли.
В лесу девочки приготовили обед. После обеда все лежали и мечтали. Сергей достал карту и компас. Определил, где находится город и ближайшая деревня. Нас в военном училище учили, как определять место нахождения по карте и компасу.
- До деревни больше 30 километров, она находится на Западе. Кругом лесной массив. Я предлагаю сейчас идти вперед и сегодня переночевать в лесу, но здесь много хищников и придется дежурить по очереди, чтобы поддерживать огонь.
- Мы согласны, - почти хором ответили все.
Собрав вещи, группа последовала за Сергеем. Лес был густой и темный. Под ногами расцветали красные лесные цветы, девчонки на ходу их собирали, а я следил за ними. До ужина прошли 15 километров. В шесть часов вечера в лесу было уже совсем темно. Поужинали и легли спать. Дежурили по очереди, чтобы поддерживать огонь. Последним дежурил я.
В девять часов группа снова идет по лесу. К обеду вышли в чистое поле, а за полем была видна деревня.
Сергей узнал, что автобус до города будет в четыре часа и ехать на нем два часа. Сейчас час дня. Остановка находилась возле магазина. Здесь мы приготовили на газовой плитке обед. Люди смотрели на нас, как на туристов. Настелили на землю карматы, сидели и ждали автобуса. Подошел автобус. Группа заняла в нем места. От нас пахло дымом, это заметил водитель.
- Вы туристы что ли? – спросил он.
- Туристы, которые в лесу жили несколько дней. Мы изучали нашу загадочную природу.
- Ну, ну, - ответил водитель.
Народу в автобусе было мало. Ехал он медленно. Дорога асфальтированная, но проходит по лесу, он стоит с обеих сторон дороги. Окна открыты и в них влетает цветочно-полевой аромат. До города мы немного поспали. На автовокзале мы взяли два такси и поехали домой на дачу к Виктору. Через час мы были у него. Виктор организовал баню, после отметили наш удачный поход. Утром дружно поехали в город на своих машинах, взяв с собой находку. Сдали под протокол все, что нашли государству. Сергей отдал составленную карту и мы написали органам объяснительную записку, что ничего не оставили себе от находки.
Местная власть сказала, что в течение месяца получите проценты от находки. Книги сдали в центральную библиотеку. Через день Игорь с женой уехали в Ростов-на-Дону, я поехал домой через два дня. Потом уехали Сергей с Аленой в Псков.
Через полтора месяца, я получил крупный перевод. После написал книгу и назвал ее «Искатели сокровищ». Я очень хочу, чтобы она вышла летом, хочется подарить ее друзьям по экземпляру.
Недавно позвонил Сергей.
- У меня есть план.
- Я уже чувствую твой план.
- Да, да. Снова под землю.
- Где?
- В Курске. Мне случайно попал архив XV века, в нем говорится, что под Курском имеются тайные подземные хода, там много кое-чего хранится.
- Когда собираешься начать?
- Осенью или через год.
- Я приеду.
- Будем ждать.
- Звони.
- Жди моего звонка.
 Потом я долго рассказывал жене наши приключения, которые были и еще, которые нам предстоят. Мы хорошо с ней понимаем друг друга.
До осени еще далеко, а пока я пишу свою другую книгу. Многим друзьям рассказывал о своем путешествии. Они, конечно, не верили, но когда я показывал им фотографии сокровищ и рядом стоящего меня, поверили.
Мы, писатели, не можем находиться без приключений, и нам хочется их совершать.


Рецензии