Барабинский острожек

Для защиты ясачного населения Барабы от набегов с юга кучумовичей, ногайцев, казахов и ойратов в первой четверти 17 века тарскими воеводами был построен Барабинскй острожек. Традиционно годом основания острога указывается 1625 год, у ряда авторов без ссылок на источники приводятся годы постройки Барабинского острожка - 1607, 1608-1609 и 1610.

Острог находился в двух днях пути от устья реки Оми («…а от омского устья до Барабинского острогу езду сухим путем два днища…»).

Из отписки тарских воевод Шаховского и Кайсарова известна важная информация: «…тарским служилым людям в Барабинском остроге нужа великая, запасов завести на год конми на вьюках не мочно, а водяного пути в Барабинский острог нет…».Так как в источнике упоминается лишь сухой путь, можно предположить, что острог не находился на самой Оми и не стоял на какой-либо судоходной или сплавной реке. Вероятно, он стоял на берегу какого-либо озера, которых много в Барабе.

Зная о днях пути по ровной степи, можно предположить, что Барабинский острожек мог находиться в 100-120 км восточнее устья Оми по направлению к озеру Чаны, его местоположение можно очертить северо-западным направлением по отношению к озеру Чаны. Более точных сведений о местоположении острога нет, так как он не был нанесен на карту.

Гарнизон Барабинского острожка состоял из тарских и тобольских казаков годовальщиков. В 1628 году в числе служилых гарнизона Барабинского острога упоминаются «…из Тарского города, конных Литвы и казаков, по сороку человек…».

В 1606 году тарский воевода Сила Гагарин донес о появлении в Тарском уезде первых джунгарских улусов. Осенью 1618 года между Омью и озером Чаны случилось военное столкновение русских служилых людей с ойратами: «…многих колмацких людей…побили и улусы погромили и полон многой поймали…».

В сентябре 1626 года атаман Поспел Голубин сообщал из Барабинского острожка, что «…посылал служилых людей под колмацкие улусы меж Омью и Чаном озером, в полуднище, но калмыки их прогнали и появились сами под острогом, где у них был бой со служилыми людьми…». Гарнизон Барабинского острожка оказался в осаде. От гибели его спасла лишь вовремя подоспевшая помощь казаков и татар «…с Убы озера из летнего острожка…» - из Убинского острожка.

В последующие месяцы калмыки активизировались между Омью и Чанами. Для удержания их от вступления на государеву землю был отправлен тарский сын боярский Ерофей Заболоцкий. Ерофей вел переговоры с прикочевавшей сюда женой тайши Мангыта, которая не только отказалась уйти, но и объявила о своем намерении брать ясак с ясачных Барабинской волости. Под угрозой смерти Заболоцкому пришлось отступить, посланный к калмыками казак Михаил Микиткин был ими избит и ограблен.

В 1627 году барабинцы сами пытались отбиваться от калмыков. Гарнизон Барабинского острожка был не в состоянии оградить барабинцев от ойратских вторжений. В Таре осознавали уязвимость Барабинского острожка в условиях возникшей его изоляции и планировали расширить сеть русских укреплений в этом районе, в том числе за счет предполагаемой постройки нового острога непосредственно в устье Оми, однако, не обладали необходимыми для этого материальными и человеческими ресурсами.

В 1628 году часть барабинских татар, возглавляемых князцами Когутеем, Кушлудуком и Енбаем, перешла на сторону ойратов. Ойраты и перешедшие на их сторону предатели-барабинцы убили 18 казаков и сына боярского Еремея Пружинина и ограбили барабинцев, сохранявших верность русским властям. Вскоре к смуте в Барабе присоединились внуки хана Кучума – кучумовичи Аблайгирим (Аблай-Керей), Даулет-Керей и Тауке.

Барабинский острожек и 30 оборонявших его русских служилых людей был окружен многократно превосходящими противниками. Из русского гарнизона не выжил никто: осаждавшие со всех сторон подожгли деревянные стены острога, в огне погибли все его защитники.

Уничтожение Барабинского острожка и гибель его гарнизона совпали с объявлением на берегах озера Чаны Кучумовичами и их союзниками внука хана Кучума Аблайгирима (Аблай-Керея) ханом на тот момент тридцать лет уже несуществующего Сибирского ханства. Никакого восстановления Сибирского ханства при этом, конечно же, не произошло.


Рецензии