Сон 31

Славные сыновья России
сон 31

















Октябрь, ноябрь 2020 год
 
Сегодня я отработал последний день перед выходом на пенсию, но мой начальник слезно просил меня поработать еще немного. Рабочих не хватало, а работа была тяжелая. Мы копали траншею под фундамент. Я очень уставал. Домой приходил разбитым. Умывался, падал на кровать и мгновенно засыпал даже без ужина.  Сегодня случилось то же самое. Пришел. Упал. Заснул.
Утром меня разбудили птичьи голоса. Я открыл глаза и увидел лес. Вокруг меня растут березы, сосны, елки в небе летают, знакомые мне, птицы. С собой у меня ничего не было. Одет я был в летнюю одежду. Погода стояла теплая. В траве росли ягоды, кое-где были видны грибы. Я набрал ягод и позавтракал. Вышел на открытое место, без деревьев и оттуда наблюдал за движением солнца, чтобы определить примерное место моего нахождения. Определил  части света и пошел на юг. Шел долго. Стемнело. Мне пришлось залезть на дерево, привязать себя веревками к стволу и так уснуть.
Прошло пять дней моего пребывания неизвестно где. Я не встретил ни хищников, ни зверей, но все равно опасался их. Я нашел длинную палку, кусок сухого дерева, и ходил с ней. Дни, проведенные здесь, я отмечал зарубками  острым камнем на палке.
Через полтора месяца похолодало. Я начал замерзать. Из камыша сшил себе одежду и обувь. Но я понял, что далеко в таком виде мне не уйти. Возле речки выкопал землянку. Собрал ягоды и грибы на холодное время года. Научился добывать огонь и убивать небольших животных. Я был сыт. В землянке было тепло. Горел огонь. Вот уже пошел пятый месяц моего скитания. Я решил дальше никуда не идти, а дождаться теплой погоды здесь. Так я и поступил. Чтобы не забыть человеческую речь, вечерами я разговаривал сам с собой, рассказывал себе интересные рассказы из своей жизни и конечно, сочинял что-то интересное.
Когда небо было чистым без облаков, я наблюдал за звездами, стараясь определить, где я нахожусь.
- Если бы у меня был компас и карта, - думал я, - я непременно бы определил, где я нахожусь. Но, увы!
Пошел седьмой месяц. Снег растаял, травы высохли, зацвели цветы, зашевелились звери – вот она весна пришла!
Стало тепло, но в лесу в это время для человека исчезла пища, и я снова решил остаться. Ждал, когда поспеет ягода и фрукты на деревьях.
Наконец настал долгожданный день, и я направился на юг. Прошел больше тысячи километров и в одно прекрасное утра, я вышел из леса. Передо мной на пригорке виднелось село. Я несказанно обрадовался. Вокруг села был лес. Я попытался пересчитать виднеющиеся дома – их было больше 300. Пытался разглядеть людей, но не увидел их. Когда я вошел в то село и постучал в один из домов, мне открыла дверь молодая женщина. Я поздоровался с ней.
- Здравствуй незнакомый человек. Чем я могу помочь тебе?
- Я не знаю, как оказался здесь.
- А сами вы откуда?
- Я из Иркутска.
- Понятно. Ваш город в Сибири. Мое село называется Казачье.
- А какой близко около вас город?
- Орел. Уральской губернии.
- А какой же сейчас год?
- 1912.
- Опять я не туда попал. А как вас зовут?
- Зовут меня Лада.
- А меня Толиб.
- Вы татарин?
- Нет. Я узбек.
- Узбеки живут в Ташкенте.
- Вы правы, но я гость из будущего,  родился в 1959 году.
- Что-то мне не верится!
- Вот мой паспорт.
Взяв мой паспорт, Лада начала его листать. Я стоял возле нее и мягким взглядом наблюдал за ее движениями. Она среднего роста. Ее смуглое красивое лицо украшала толстая длинная коса. Одета была по-крестьянски.
За долгое время одиночества, я соскучился по собеседнику и с удовольствием слушал ее, забывая, что происходило со мной.
Она вернула мне паспорт и пригласила в дом. Дом был большой деревянный. В доме стоят столы и стулья, на окнах висят шторы. Лада пригласила меня на кухню и напоила чаем. Чай был ароматным с добавлением малинового листа.
- Я никак не могу поверить, что вы гость из будущего!
- А хотите, я расскажу вам, что будет после 1917 года.
- У нас все хорошо, все спокойно, но мне интересно, что будет.
- Тогда слушайте. Я стал ей рассказывать, начиная с 1917 года и по 2020 год историю России. Рассказывал я несколько часов, и она внимательно слушала меня, не перебивая.
- Как сон!
- После революции вы никуда не уезжайте. Того, кто примет эту революцию, их революционеры не тронут.
- Я так и поступлю.
- Вижу, Лада, что вы не замужем?
- Нет. Я живу одна. А вы часто путешествуете?
- Через сон часто. Бывал почти везде.
- Как интересно. Послушав вас, мне самой захотелось в путешествие.
- Ну, если сильно захотеть, получится. А в вашем селе есть военные?
- Есть несколько офицеров. Они редко бывают дома. Все живут в городе.
- Лада, мне бы хотелось увидеть вашу деревню. Когда вернусь домой, обязательно напишу об этом книгу.
- Мне бы тоже хотелось побывать в вашем мире.
- Если получится, я возьму вас с собой.
Вместе с Ладой мы вышли из дома, и пошли по селу. Она начала мне рассказывать, кто, где живет.
Я смотрел по сторонам. Кругом стоят деревянные дома с покосившимися крышами и низкими окнами. Видно, что село бедное. Где сельчане работают, чем занимаются в свободное время, на эти вопросы Лада ответить не могла.
Мы направились к речке. Местная речка небольшая и неглубокая. Погода жаркая, ребятишки в ней ловят рыбу. Мы решили искупаться. Когда Лада разделась, я увидел ее красивую привлекательную фигуру. Она немного стеснялась меня, но тайком пыталась тоже рассмотреть меня. Я понял, что ни ухажеров, ни тем более навязчивых кавалеров, у нее никогда не было, а между тем ей было уже 34 года. По годам я думал, что она женщина, но оказалась, что она еще не расставалась со своей девственностью. После купания зашли в лес. Собрали ягоды и грибы. Здесь их было достаточно много.
- Я с грибами стряпаю вкусные пирожки, а из ягод варю компот и варенье.
- Мы тоже иногда так делаем. Но в основном покупаем все это в магазине.
- Крестьяне собирают дары леса, везут на рынок, чтобы прокормить и одеть детей. Лес кормит нас. Зимой ходим на охоту. Слава Богу, пока власть не запретила нам охотиться.
- А у нас охота под контролем. Можно охотиться в определенное время года.
- Толиб, я бы хотела, чтобы вы пожили у меня, чтобы побольше рассказали о своей жизни.
- А что на это скажут соседи?
- Я скажу им, что вы мой родственник, приехали из Татарстана и познакомлю вас с ними.
-  Тогда я помогу вам собрать на зиму ягоды, орехи и грибы.
- Я согласна.
 За лето мы много собрали ягод и грибов. На орехи в этом году не было достойного урожая. Все собранное, мы сушили и спускали в подвал. Я познакомился с соседями, они поверили Лалиной версии моего пребывания здесь.
Начались холода. У меня не было теплой одежды. Лада откуда-то принесла тулуп, валенки и другие теплые вещи.
Наконец выпал снег. Его было много, и по утрам я убирал его с тропинок, сгребая в кучи под деревья. В доме у Лады было тепло. По субботам топили баню. Баня у нее была знатная! Днем я помогал ей по хозяйству: колол дрова, приносил воду, топил печку, иногда готовил ужин. Еды хватало. Спал один в другой комнате.
- Я хочу, чтобы вы жили у меня, - однажды сказала она.
- Так я и живу у вас.
- Нет, я хочу, чтобы мы спали вместе, и вы стали моим мужем.
- Вы нравитесь мне, но однажды я вернусь в свой век, я не хочу, чтобы вы потом страдали.
- Может, за это время я успею родить ребенка.
- А где нам венчаться?
- Недалеко есть храм.
- Я согласен.
- Утром пойдем в храм. Батюшка Василий венчает нас. Он даст нам бумагу с печатью, что мы муж и жена. А вечером я позову гостей.
Так она и сделала. Вечером пришли соседи. Мы накрыли стол. Пели песни, плясали. Были сердечные поздравления. Пришло время отправляться в опочивальню. Я долго ласкал ее, целовал.
- Как приятно целоваться, - сказала Лада, крепко обняв меня и прижавшись всем телом.
- Я люблю целоваться.
- Теперь  и я полюбила.
В постели Лада оказалась огнем. Она не уставала и мне не давала отдыха.
Прошли дни, недели, месяцы. Однажды вечером Лада призналась, что ждет ребенка. Мы обрадовались. Весной родилась дочь Соня, она назвала ее так в честь своей мамы.
Летом я занимался заготовкой ягод и грибов на следующую зиму. Вскопал землю и вырастил пшеницу. У нас был свой хлеб. Раз в год отдавали налоги, но суммы были небольшими.
С соседями общались редко – у всех были свои заботы. Новый 1914 год мы встретили весело. Сам сделал игрушки и нарядил елку.
- Откуда вы все знаете? – спросила Лада и мягко улыбнулась.
- Я же гость из будущего.
- Да, я иногда забываю, что вы гость, а не житель нашего села.
Солдаты и офицеры часто приезжали в село и призывали служить молодых людей. Как-то вечером зашел ко мне дядя Коля, он старшина в селе, и за столом говорит мне:
- Толиб, я включил тебя в список призывников. Будешь служить в Челябинске, а твоя семья будет получать за тебя жалование.
- Я служу всю свою жизнь и имею военное образование.
- Кто ты?
- Я офицер Российской армии.
- Значит, будешь служить офицером. У тебя есть подтверждение твоей личности?
- Да. Паспорт и военный билет.
- Можно взглянуть?
Я достал документы из Ладиного сундука и подал ему.  Дядя Коля сначала ничего не понял увидев их, а после ознакомления говорит:
- Сейчас 1914 год, а в паспорте написано, что ты родился в 1959. В военном билете написано, что ты майор. Кто же ты на самом деле?
- Я гость из будущего. Будет такая великая страна СССР и Россия.
- Гость, ты расскажи мне все, я никуда не тороплюсь.
- Тогда слушайте.
Я рассказала ему все от и до.
- Теперь я понимаю. До революции осталось три года. Куда нам бежать?
- Бежать никуда не надо. Надо остаться на родной земле и жить вместе с революционерами. Мой дед революционер, а второй дед офицер Русской Армии.
- Я уже переживаю.
- Пожалуйста, не говорите об этом никому.
- Хорошо, закрою рот на замок, но служить ты пойдешь.
- Я готов.
- Жди, я принесу повестку.
- Когда тебя ждать?
- Скоро.
Жена сильно расстроилась. Весь вечер просидела молча с ребенком на руках. Я подошел к ним и обнял их вместе. Вдруг у нее поднялось настроение, и с улыбкой она сказала:
- Знаете, Толиб, я хочу еще ребенка. Кто знает, когда вы вернетесь ко мне?
- Я вернусь, потому что знаю это.
- Сейчас третье марта, а до начала войны четыре месяца. Вас направят воевать.
- Знаю, так и будет.
Одиннадцатого марта дядя Коля принес мне повестку, сказал, что 15 марта в десять утра призывники собираются у храма. Просил не опаздывать. Лада собрала мне теплые вещи, положила тетрадь с карандашом, сказала, что бы я часто ей писал. Я знаю, что у нее было плохое настроение. Мы ложились раньше спать, чтобы больше находиться вместе и крепче обниматься. Ночью она не давала мне спать, я отдыхал днем. 15 марта Лада с дочкой провожали меня до храма. Здесь было много призывников. Среди них были люди среднего возраста. Я хорошо выглядел. Больше 30 мне никто не давал, а на самом деле мне было 53 года. Через час на коне появился молодой офицер в звании подпоручика. Он был один. Собрав нас, провел перекличку и предупредил, что до города двенадцать верст, пойдем туда военным шагом.  Там вас жду в военном комиссариате.
- С Богом, господа, идите, служите на благо нашего Отечества!
И он уехал. Мы сами направились в город. Нас провожали наши жены, матери, сестры, отцы и деды.
Погода стояла не холодная, гулял северный ветер. В небе появлялось солнце. Призывники беседовали между собой. Дорога шла между лесными сопками. После обеда немного отдохнули, попили кипятка и снова отправились в путь. К вечеру мы были в городе. Один из призывников показывал нам дорогу, туда, где находится призывной пункт. Нас встретили у входа солдаты. Вышел офицер поручик, и проводил в казармы. Нас покормили ужином и положили спать. В казарме двухэтажные железные, аккуратно заправленные кровати. От усталости мы упали на них и мгновенно уснули. После завтрака подошел поручик и говорит:
- Вы будете служить в городе в стрелковом пехотном полку.
- А у нас будут увольнения или отпуск? – спросил один из призывников.
- Будут, но это зависит от вас.
Мы вышли из контрольно-пропускного пункта (КПП) и к нам подошел капитан. Он представился Васильевым.
-  Я командир вашей роты, буду учить вас военному ремеслу: научу стрелять, ходить строевым шагом, учить солдатскому уставу, топографии и другим предметам. А теперь, по направлению в полк шагом марш!
Капитан был среднего роста, с огромными пышными усами, команды подавал четко и ясно.
35 минут мы шли по городу. Через ворота вошли в воинскую часть. Территория огромная. Казармы двухэтажные кирпичные. Капитан Васильев привет нас в баню.
После бани нас переодели в военную форму. После обеда стоим на плацу, к нам присоединились другие призывники и все мы занимались строевой подготовкой. Через три дня в казарме оказалось 193 призывника. На седьмой день перед строем капитан Васильев спросил:
- Кто умеет писать и читать? Если есть такие люди, поднимите руки.
Я поднял первым, потом поднялось еще три руки. Капитан отправил нас в канцелярию, а солдатами занимались старые военнослужащие.
- Что вы закончили, расскажите подробно мне.
- Я ничего не заканчивал, просто умею писать и читать, - сказал один из новобранцев.
- Тогда вот тебе книга, читай!
Он с трудом прочитал абзац.
- Хорошо, вы подойдете мне, будете командиром роты.
Второй и третий призывник тоже прочитали по абзацу и их назначили  на должность командиров взводов. Когда подошла моя очередь, капитан говорит:
- Когда в России люди научатся читать и писать?
- После 1920 года. Народ станет умнее.
- Откуда вы знаете?
- Я могу рассказать, что будет после 28 июля.
- Что будет?
- Первая мировая война.
- Вы что, Кодиров, ясновидящий?
- Нет. Я гость из будущего.
- Мне только гостя не хватало!
- Я, правда, гость.
- Что вы закончили?
- Военное училище, я офицер, майор.
- У нас в армии нет звания майор.
- Есть. Штаб-с капитан – это и есть майор.
- Значит, вы обученный военный.
- Да. Я командовал.  От командира взвода до командира батальона, но не воевал. Не приходилось воевать.
Можно ваши документы. Я хочу ознакомиться с ними.
Я достал из внутреннего кармана гимнастерки и подал капитану. Он полистал паспорт и военный билет, потом посмотрел на меня с удивлением.
- Неужели будет такой мир?
- Еще какой!
- Хотелось бы дожить до него.
- В Русской армии служат больше 250 офицеров, из них 30 тысяч принявшие революцию и продолжают служить, а другие либо погибнут в боях против революционеров, либо разбегутся по заграница.
- Я люблю свою землю. Как мне жить за границей, без русского снега, леса, воздуха. Лучше я погибну, чем пойду воевать против своего народа.
- Время покажет, господин капитан. Я бы хотел служить офицером.
- Я решу этот вопрос с командиром полка.
Я пока продолжал служить рядовым.
У нас был такой распорядок дня. Подъем в шесть утра, потом завтрак. В восемь часов мы занимались строевой подготовкой….
Через пять дней капитан Васильев подозвал меня к себе.
- Командир полка распорядился, пока решается вопрос о присвоении вам звания майора, назначить вас командиром взвода.
- Я могу командовать ротой и обучать ее.
- Хорошо. С завтрашнего дня будете командовать взводом, а когда я занят еще и ротой.
- Я понял вас.
Я начал заниматься со своим взводом и ротой, когда не было командира. Солдат заинтересовало, откуда я, кто я, владею ли я грамотой и т.д.
А когда я им начал рассказывать, что я гость из будущего – они не поверили ни одному моему слову. Я показал им паспорт с фотографией и военный билет, потом они просили рассказать о себе и жизни после 1920 года. Они слушали мой рассказ, как сказку, не веря, но им было интересно. По вечерам рота окружала меня и слушала мой рассказ. Они узнали, что скоро начнется мировая война. Конечно, они боялись погибнуть. 20 февраля рота приняла присягу. На праздник пришли гости города. К этому времени мы уже умели ходить строем, отдавать честь, стрелять, говорить по уставу и нести караульную службу.
В полку находилось больше полутора тысяч солдат и офицеров. В апреле меня позвал командир Васильев и сказал:
- Завтра нас вместе с вами ждет генерал. Пойдет разговор о вашем воинском звании.
- Что мне ему ответить?
- Вы расскажите о себе.
- Понятно.
Через день мы были на приеме у генерала. Генерал Антонов был человеком высокого роста с окладистой борой и пышными усами. Ему было 63 года, но выглядел он гораздо моложе своего возраста. Кабинет его находился на втором этаже. Был он широкий и просторный. Посередине комнаты стоит длинный стол, а вокруг него множество стульев. На окнах висят красивые синие шторы. Я поздоровался и представился по уставу Русской Армии 2020 года.
- Здравствуйте, Толиб Заходирович, я много слышал о вас, но не приходилось общаться. Наконец пришло время. Расскажите мне о себе.
- Разрешите говорить коротко?
- Разрешаю, но прошу ясно.
- Так точно, -  и я рассказывал о себе.
- Дожить бы до 45 года, увидеть бы победу! Я российский человек, против народа не пойду. Народ хочет делать революцию – пусть делает, я с ними.
- В Красной Армии служили 30 талантливых генералов и более 30 тысяч кадровых офицеров. Они обучали солдат, как правильно воевать.
На днях вы станете офицером и получите звание майора. В нашей армии вы первый майор. Служите и приносите благо Отечеству!
Генерал задавал много вопросов, а я отвечал. Ему также как и другим было интересно, а что будет дальше?
23 апреля, меня вызвали в штаб и вручили погоны. Офицеры полка поздравили меня. Солдаты были удивлены, увидев на моих плечах погоны майора - старшего офицера. Теперь они обращались ко мне, то господин майор, то товарищ майор. Я стал заместителем командира роты по политической подготовке.
В день три часа солдаты учились писать и читать. К концу мая особо одаренные солдаты умели свободно писать и читать, что меня радовало.
Полк часто находился на полигоне. Моя рота не отставала от других. В армии присутствовала железная дисциплина. Через некоторое время в роте появились провокаторы-революционеры. Они находились под защитой солдат и офицеры не могли наказать их. В конце июня солдаты писали домой письма. Ротный был доволен. По воскресеньям солдаты из моей роты ходили в город в увольнение. Жил я отдельно от других, расположился в канцелярии, питался вместе со своими солдатами. Мы получали жалование один рубль, остальные девять рублей получали дома родные. В то время за пять рублей можно было купить корову или коня. Тогда люди жили за копейки и хорошо, а не то, что сейчас за тысячи. 28 июля года вечером полк был поднят по тревоге. Я знал причину и мой ротный тоже. Перед строем выступил командир полка генерал-майор Антонов:
- Братцы! Сегодня немцы и австрийцы напали на территорию Украины, началась война. Наша задача выгнать оккупантов с нашей земли. Завтра с утра полк поездом отправляется на фронт. С Богом, братцы! Наш долг защитить нашу землю от этих паразитов!
Мы не спали – готовились. Получили боеприпасы, снаряжения, продукты и другие военные вещи для фронта. К утру, мы были готовы. Неожиданно меня вызвал командир полка капитан Васильев. Я не знал, для чего ему понадобился. Когда зашел к нему, он сидел в канцелярии в плохом настроении.
- Майор, вас командир полка оставляет здесь. Начались новые призывы. Будете обучать их, и готовить к отправлению на фронт. Командир полка едет с нами. В полку остается его заместитель, полковник Татарин, он ваш земляк.
- Я бы хотел находиться со своей ротой.
- Это похвально, майор. Я поговорю с генералом. Ждите ответ через час.
Рота ждала команду. Мы уже успели позавтракать, через час пришел ротный и сообщил, что генерал разрешил идти с ротой. Я обрадовался. После обеда полк находился на вокзале. Имущество полка было перевезено на телегах. Нам помогли извозчики. Нас провожали жены, дети, солдаты и офицеры. В пяти составах полк ехал в Ростов-на-Дону. Офицерские вагоны находились отдельно. Мы играли в карты, подпоручик Семенов пел и играл на гитаре. У него были замечательные песни, он сочинял их сам. Я, так же как и другие офицеры, полюбил его песни.
На шестой день, вечером, полк прибыл в город Ростов-на-Дону. Нас встретил комендант гарнизона полковник Юрский Владимир. Он беседовал с генералом  Антоновым. После беседы, он выдал нам коней для доставки на линию фронта пушек, боеприпасов, продуктов и медикаментов. Мы направились в Батайск. Здесь нас встретил генерал-лейтенант Андреев, командующей седьмой дивизией. Наш 21 полк присоединился к седьмой дивизии. По указанному маршруту, мы начали копать окопы, землянки, устанавливать пушки. Госпиталь находился в деревне Березке. Там работали медсестры. Местные жители Батайска, помогали копать нам окопы. Через день полк расположился и занял оборону. Я все время находился со своей ротой. С ними пил чай, ел, беседовал. Солдаты и капралы уважали меня. Офицеры дежурили в окопах через день. Солдаты же спали прямо в окопах. Раз в десять дней мы ходили в баню, которую организовывали в деревне.
Одиннадцатого августа немцы впервые атаковали. Мы отбили атаку, Немцы отступили, а мы пошли вперед. 21 августа к нам присоединилась конная армия казаков. Они были беспощадны, в плен никого не брали. Сегодня 3 сентября, нам привезли целый вагон французского красного вина. Раздали солдатам.
- 41 армия, - говорит поручик Шевцов, - воюет за французов, а это от них благодарность.
- Где только русские люди не воевали! - сказал ротный.
- Вы правы, господин капитан. Кости русского солдата везде лежат.
- Мой дед, подполковник Васильев, погиб, защищая Болгарию от турков. Отец погиб, защищая Владивосток от японцев. Неужели я погибну, защищая родную землю.
- Это большая честь, господа погибнуть, защищая нашу землю.
- Господа, давайте я что-нибудь расскажу из своей жизни, - предложил я.
- Да, майор, вы же гость, нам интересно послушать вас, - сказал подпоручик Попов.
- Тогда слушайте, - часа два, я рассказывал им о женщинах.
- Вот это чудеса, - говорит штаб-с капитан. Конфуз, неужели наши женщины наденут короткие юбки и кофры с открытием груди?!
- Да. Это так.
 - Дожить бы хотя бы до 35 года и увидеть дам в коротких юбках.
- После 26 октября 1917 года, переходите на сторону Красной Армии и служите честно советам, дослужитесь до генерал-полковника, я уверен, вот тогда, увидите все, что хотите.
- Россия моя, я так и поступлю, майор, спасибо.
- Господин майор, неужели русский человек полетит в космос? - спросил подполковник Арсеньев.
- Вы правы, в 1961 году 12 апреля. Мне сейчас 37 лет, доживу ли я? Ладно, я перейду на сторону советов.
- В 1961 году вам будет 84 года. Я уверен, что вы доживете.
- Как бы я хотел увидеть все это своими глазами!
- Господа в 1917 году народ делает великую революцию, прошу вас, не отказывайтесь от нее, вы же из народа. Не идите против своего брата с оружием.
- Господин майор, - говорит прапорщик Жуков, дожить до 1917 года, а там видно, идти против народа или нет.
- История без жертв не бывает. Мы с вами творим великую русскую историю.
- Браво! – господин майор, - браво! – говорит Жуков, – война – это история.
- Да, господин прапорщик, вы правы. Война – это история.
Наша беседа продолжалась почти до утра. Я рассказывал им еще много интересного. Они не хотели спать, они хотели слушать. Я тоже не спал. Пошел, проверил посты, смотрел в бинокль на дислокацию немцев. Они тоже не спали. Русские солдаты были настоящими солдатами и в 1914 году и в 1917 году и в 1941-45 годах. Я следил за ними и делал выводы, что эти люди патриоты своего народа, хотя революция делит их патриотизм на две части.
Солдаты получили письма из дома. Я тоже получил от Лады. В письме она сообщает, что ждет ребенка. Это известие было большой радостью.
Четвертого сентября немцы снова наступают, а мы обороняемсяь.  Они не прошли через наши ограждения, оставили раненых и убитых и отступили. После боя выносили их санитары. Никто не стрелял, это было справедливо. Со стороны нашего полка были потери. Семьи погибших получили ордена Георгиевского креста III степень и денежную помощь.
27 декабря я получил письмо от Лады. Она пишет, что родила дочь Лизу, назвала ее в честь мамы. Я очень хотел угостить офицеров чем-нибудь крепким, но, увы, его нигде не достать. Офицеры поздравили меня. Через час поручик Шевелов  принес пять бутылок самогона и все выпили за рождение моей дочки, пожелав ей здоровья и счастья. Мне было приятно. От радости, я все время улыбался. 25 декабря, мы отпраздновали рождество. Генерал-лейтенант Андреев, командующий 7 армией, поздравил нас, а мы, соответственно поздравили солдат. Всем досталось по бутылке вина. Солдаты были сыты.
Стояли сильные морозы, но я не слышал, что кто-то из солдат жаловался на холод. «Какие молодцы», - думал я. Они часто пили горячий сладкий  чай с сухариками. Немцы не наступали, на их стороне не видно было никакого движения.
7 января вызвал на совещание командир полка, все офицеры, которые были свободны, прибыли.
- Мы готовимся к наступлению. Нужен язык и желательно офицер. Я приказываю полковнику Арсланову в течение двух суток доставить языка.
- Слушаюсь, разведгруппа выполнит приказ, - ответил полковник Арсланов.
Арсланов был начальником штаба моего 21 полка.
- Знаю, что это трудно, но надо. Немцы на нашей земле гуляют, как у себя дома, пора их разгонять.
Вернувшись в полк, нас собрал полковник  Арсланов. Он озадачил командира разведгруппы подпоручика Николаева. Подпоручик служит в армии больше десяти лет. Из-за плохого поведения был разжалован из капитана в подпоручики. Вечером он со своей группой пошел за языком. На улице дует и свистит ветер. Небо темное. Не видно ни зги. Вот уже три часа ночи, а их все нет. Офицеры тоже не спят, переживают. Вернулись они только в шесть часов утра и привели с собой двух офицеров противника. За это группа получила георгиевские ордена. Пленные выдали ценную информацию.
12 января был дан приказ – наступать! Было 5 утра. Сначала был нанесен артудар, а потом пошла в атаку пехота.
В час ночи еще никто не спал, писали письма домой или просто беседовали. В четыре утра офицеры разошлись по своим ротам, а ровно в пять утра начался артудар и пошла в атаку пехота. С поля боя доносились крики «Ура!», потом раздавалась с двух сторон стрельба. Около семи утра были захвачены вражеские окопы, и 275 человек было взято в плен. Потери были и с нашей стороны. Погибло несколько офицеров и 28 солдат. Их похоронили с почестью в деревне Батайск.
Наш полк вместе с другими полками заняли немецкие окопы. Мы устроились хорошо. Их окопы были шире наших и в них для солдат были организованы лежаки. Мы такого еще не видели. Дивизия начала готовиться к походу на Азов. К нам прибыло пополнение. Это были призывники. А некоторые офицеры впервые уехали в отпуск. Из числа солдат тоже были отпускники, но их отдых был короче. Некоторые не успевали вернуться вовремя в связи с плохой дорогой. Генерал Антонов прощал их. Офицеры тоже понимали это.
- Если так воевать, господа офицеры, то не скоро мы освободим нашу землю, - сказал штаб-с капитан.
- Мы не освободим русскую землю, - сказал я.
- А кто ее освободит? – вступил в разговор прапорщик Малеев.
-  Красна Армия в ноябре 1918 года.
- По-вашему – это армия большевиков.
- Так точно, прапорщик, они.
- Буду ли я служить в их армии?
- Вы уже служите. Вот эта армия станет армией большевиков, потом красной Армией, потом советской, а после 1991 года – российской.
- Как хочется пожить, господа!
- Из вас выйдут генералы, маршалы и военачальники Красной и Советской армии.
- Когда свершится революция, примите ее и продолжайте служить дальше.
Офицеры задумались. Я понимал их состояние.
- Мы же все русские. Как это воевать против друг друга, - говорит прапорщик Мамаев, я не буду стрелять в брата, лучше, себе пущу пулю в лоб.
Другие офицеры думали молча.
- У меня родственники живут во Франции. Если что, поеду жить туда, но не буду стрелять в брата.
- Многие богатые офицеры не примут революцию и уедут жить за границу. С 1941 года они служат немцам и приедут убивать русских, а после победы, русские осудят их.
- Я люблю свою землю и никуда не уеду.
- Господин стабс капитан, оставайтесь русским, где бы вы нежили.
- Спасибо, майор.
До конца марта, немцы не поднимали голову, и был приказ освободить село Азов. Мы готовились. 23 марта было все готово и 27 марта в пять утра, дивизия поднялась в атаку. Немцы не ожидали такой стремительной атаки и к одиннадцати часам, село было освобождено. С нашей стороны были небольшие потери, а у немцев мы взяли в плен 190 человек. Мы заняли их окопы с большим трофейным оружием и боеприпасами, а так же с продовольствием.
Погибших похоронили, некоторые посмертно были награждены орденами и медалями.
Немцы не успокоились, они передохнули  и заняли оборону. К ним подтянулась подмога через Азовское море. Нам рассказывали, что происходит на других фронтах.
В начале июня прибыл новый 34 полк из Красноярска. Офицеры прибывшего полка присоединились  к нашим офицерам и жили с нами. Увидев мои погоны со звездочками, были удивлены и расспрашивали обо мне офицеров. Те, конечно, рассказывали.
Наступило лето. Стояла жара, а немцы сидели так же, как и наши солдаты в окопах. У немцев появились снайперы, чуть позже и у нас тоже. Офицеры часто спрашивали у меня, что будет завтра? Что я мог на этот вопрос им ответить? 
- Скоро будем наступать, - это все, что я мог им сказать.
Казачий полк любил воевать. Они находились от нас на километровом расстоянии. Им самим приходилось кормить лошадей.
В обед я получил письмо от Лады. Пишет, что у них все хорошо. Дети растут. Соня спрашивает меня.
Все работоспособные мужики ушли на фронт. В деревне остались одни пацаны, да немощные старики.
Сегодня 11 августа. Разведка доложила, что немцы готовятся к наступлению. Мы были готовы к обороне. 14 августа после обеда пошли в атаку. С двух сторон начались артудары, затем стрельбы. Немцы прошли более километра вперед, а потом побежали, оставив раненых. Через два часа наступила тишина, но мы слышали с поля боя крики на немецком языке – раненые просили о помощи. Наши не стреляли их санитаров, а те начали выносить раненых. Мы просто наблюдали. Это был закон войны.
Наша оборона была мощная, часто прибывало пополнение из разных городов России. Были сибиряки из Иркутска, Читы, Красноярска. Некоторые офицеры были выпускниками из Иркутского пехотного училища. 7 октября дивизия начала освобождать ряд сел и деревень: Начальник Береговой, Пешков, Зеленый мыс и дивизия дошла о маленького города Каневского. За городом дивизия приняла оборону.
Наступила зима. Мы по-прежнему жили в землянках, а солдаты в окопах. 21 ноября немцы пошли в атаку, их снаряды взрывались возле нас. Один из снарядов взорвался возле нашей землянки. Я потерял сознание и… проснулся.

Время было три часа ночи. Больше я не смог уснуть. Пошел на кухню, попил чай и начал писать свой сон. Мне очень захотелось съездить в деревню Казачье, уральской области и в город Орел. 17 сентября купил билет до Уральска, а 21 сентября был уже в поезде. В поезде я много писал, но успел познакомиться с пассажирами. 26 сентября в обед, я был в городе Уральске. Оттуда поехал в Орел. В городе переночевал, утром на такси поехал в деревню Казачье. Я увидел дом, где во сне жила моя семья. Дом совсем не изменился. Я постучал в дверь. Открыла ее молодая красавица. Мы поздоровались.
- Что вы хотели? – спросила она.
- Как вас зовут?
- Соня.
- Мама дома?
- Дома, заходите.
Я вошел в дом. Внутри дома все изменилось. Современная обстановка, везде сделан хороший ремонт, на всех окнах висят современные шторы. В коридоре вешалка с женской одеждой, внизу стоит обувь. Из комнаты вышла женщина 47 лет. Увидев меня, она выкрикнула:
- Как же я вас долго ждала!
Мы стояли в коридоре, обняв друг друга. Соня ничего не понимала. Вытерев слезы радости, мы успокоились. Она пригласила меня на кухню.
- Дочь, - сказала Лада, - иди ко мне.
- Да, мама. Что ты хочешь?
- Познакомься, это твой отец, майор Толиб.
- Мама, ты же говорила, что наш отец пропал без вести.
- Мне так сказал старица.
- Я рада увидеть вас отец, - и мы обнялись.
- А где Лиза, - спросил я.
- В Орле, учится в мединституте. Соня окончила педагогический институт, преподает здесь в деревне.
- Замуж не вышли?
- Нет. Я часто видела вас во сне и была уверена, что вы живы.
- В 1915 году в декабре в землянке взорвался снаряд, и я потерял сознание, потом проснулся уже дома.
- Вот почему вы не приехали к нам.
- Да, я проснулся уже дома.
Я остался у них. Через неделю приехала моя младшая дочь Лиза. Она красавица, умница, хорошо учится. Девчонки выросли мамиными помощницами. Мы долго беседовали. Я заметил, что на стене висит мой портрет в военной форме.  Конечно, за это время я изменился. Я прогостил у них два месяца, пришло время возвращаться назад. Вот уже несколько лет, я часто звоню и приезжаю к ним в гости.
Мой сон был исторический и настоящий. В феврале 2020 года, я поехал в Ростов-на-Дону, очень хотел увидеть места, где я воевал. Все мне было здесь знакомо. Я прошел по местам, где проходил наш фронт, где были наши окопы. Сходил и положил цветы на могилы моих солдат и офицеров. Во время  войны 1941 – 43годах эти могилы пострадали, но жители города восстановили их. Я узнал некоторых солдат по фамилиям. Вечная память погибшим в боях русским солдатам! Они были славные сыновья Великой Царской России!


Рецензии