Моя школа

          Вместо эпиграфа:
          .
          В этом (2021) году школе, в которой я училась,  исполнилось 85 лет.
          К этой дате по просьбе моего учителя я написала небольшое
          воспоминание.
          Учитель слегка его откорректировал,  чтобы текст уместился в одном из
          нескольких его коллажей, которые теперь украшают стены родного учебного
          заведения.
          Здесь, на своей странице,  я публикую полную версию "мемуаров"
          .

Моя школа
----------
С раннего детства мне хотелось поскорее вырасти и стать взрослой. Первым этапом взросления, конечно же, является Школа. Именно так: с заглавной буквы .
Шестьдесят седьмая спец.Школа. "спец" - потому что специализированная, с углублённым изучением английского языка. Добираться до школы было не очень близко: три или четыре остановки на троллейбусе. В хорошую погоду предпочитали пешком, собираясь по дороге небольшими компаниями..
Школа кирпичная пятиэтажная - "монолит образования", располагается таким образом, что каждый раз, день за днём во время учения в ней, и потом, навещая любимых учителей, появляясь на пороге, возникает ощущение, что это и есть тот самый Рим, к которому ведут все дороги. Какой бы путь ни выбрал, всё равно окажешься в Школе.

1 сентября 1971
-----------------------------
Спать пришлось намного меньше обычного: торжественная линейка начиналась в восемь утра, а ещё собраться и дойти.. однако всё это - хлопоты исключительно приятные - начало новой жизни.
Жизни, в которой так много друзей, событий и уроков..
Этот день запомнился обилием цветов и белых бантов, взволнованными улыбками мам и бабушек, щёлканьем затворов фотоаппаратов и бесконечным удивлением в глазах первоклашек, таких же, как и ты, не выспавшихся, но счастливых.. безусловно счастливых.
Екатерина Фёдоровна Павлова - первая учительница - неразрывные три года.
Звёздочки и флажки на стенгазете - соревнования октябрятских звеньев..
Как это всё далеко..
.
В мае 1974-го, почти перед летними каникулами , к нам на урок музыки, проходивший в актовом зале, пришёл молодой человек в сером костюме и сказал, что со следующего учебного года он станет нашим классным руководителем. Никто из нас возражать не стал, а зачем возражать? ))
Так и случилось.
.
Алексей Николаевич Козлов
--------------------------------------------------
Учитель математики, физики, черчения (да! у нас было черчение! ), астрономии.
Главное - наш классный руководитель.
Каждая новая тема на любом из его предметов как спектакль. Настоящее представление. Иногда с диафильмами или кино. Если в классе висит экран, значит будет новое открытие, обсуждение темы с вопросами и ответами.
Отдельно о черчении: прописи для чертёжного шрифта Алексей Николаевич делал сам. Эти прописи у многих ребят (у меня абсолютно точно) улучшили обычный почерк. В Московском Энергетическом институте предмет "основы конструирования машин" благодаря знаниям и навыкам, полученным на уроках черчения стал для меня одним из лёгких .
Классные часы.. походы.. песни у костра... Театр и Консерватория.. это всё - Алексей Николаевич.
Любовь к классике и КСП на всю оставшуюся жизнь.
.
С сентября 1977 года нашим классным руководителем стала

Елена Давидовна Браславская
-------------------------------------------------------
Нам снова повезло. Правда, половине класса повезло больше: Елена Давидовна преподавала у них английский язык, я оказалась в другой группе, поэтому с английским у меня отношения сложные.
Внеклассная наша жизнь также "била ключом", но слегка поменяла направление в сторону живописи.. Елена Давидовна водила нас в Третьяковскую галерею и Музей Изобразительных искусств, в дом-музей Поленова и многие другие музеи и галереи с единственным условием: обсуждение картин, скульптур и предметов прикладного искусства - исключительно на английском.
Елена Давидовна - это домашние чаепития и доверительные беседы, это уроки этики и эстетики .
Я была не самым послушным учеником, каждый выговор только с глазу на глаз, случившееся и сказанное друг другу навсегда оставалось только для двоих. Этот принцип найти хорошее и апеллировать именно к твоим лучшим качествам я взяла себе на вооружение.
.
Юлий Львович Вольф
--------------------------------------
Для меня навсегда сохранился в памяти необыкновенный тембр его голоса, аромат табака "Золотое руно", ощущение его тяжёлой и одновременно лёгкой ладони на макушке, разворачивающей мою голову в сторону собственных контурных карт на парте с доброй усмешкой: "вот свернёшь себе шею списывая, а я буду виноват.."
Когда я училась, кабинет географии был на 4-м этаже. Юлий Львович вёл уроки очень интересно, на безобразников реагировал эмоционально. Иногда его можно было услышать на всех этажах сразу. Но... Но!!!! Настолько эта реакция была доброжелательной, исключающей даже возможность обидеть, что все (не побоюсь предположить: абсолютно все!) очень его любили.
Возможно, моё незнание географии от того, что я смотрела на Юлия Львовича и слушала его голос как музыку, как вокализ, совсем не обращая внимания на суть предмета. Такое тоже случается.
Хочется ещё упомянуть важный для меня нюанс в его педагогике:
когда Юлий Львович перехватывал записки, он никогда их не разворачивал, только интересовался, кому или от кого, подписывал сверху имена, ставил дату и, убирая в ящик своего учительского стола, торжественно произносил: "Когда вы станете знаменитыми, я обеспечу свою старость."
.
Галина Евгеньевна Хуторская
----------------------------------------------------
История. Это тот самый предмет, который преподавала нам Галина Евгеньевна с 4-го по 6-й классы. История СССР от первобытно-общинного строя до социализма.
История Древнего мира и средних веков.
Мы очень быстро привыкли к "регламенту" уроков: первые 15 минут отвечаем домашнее задание, остальные полчаса слушаем истории, мифы и легенды.
Каждая тема заканчивалась изготовлением карточек из плотной бумаги, на одной стороне мы красиво выводили событие, на другой - дату этого события. Когда карточек накапливалось больше десяти, Галина Евгеньевна проводила блиц-опрос: кто-то из учеников подбрасывал вверх свою пачку карточек, остальные поднимали по одной. Если сверху дата - надо было быстро назвать событие, и наоборот, если событие сверху - сказать дату. Это было необычайно весело, да и память развивалась намного лучше всякой зубрёжки.
Когда мы успевали быстро ответить, на щеках учителя появлялись ямочки, глаза сверкали и только потом возникала улыбка. Это означало, что сейчас мы будем слушать. Если же кто-то умудрялся не подготовиться, лицо Галины Евгеньевны становилось холодным и равнодушным, и все понимали, что придётся просто штудировать учебник.
.
О каждом Учителе моей Школы можно написать многотомный роман, снять телесериал длиною в жизнь.. я помню всех и каждого. С расстояния прожитых лет всё негативное постепенно проявилось, как на фотобумаге, в позитив и отглянцевалось. Всё хорошее заиграло ещё более яркими красками, словно Время раскрасило и отлакировало события.
Вытирая пыль во время домашней уборки, прозвучит в голове "Who is on duty today?" голосом Галины Николаевны.. приготавливая настойки на травах, вижу колбы, пробирки и реторты в кабинете химии и Людмилу Евгеньевну.. а во время прогулок в парке или просто по аллеям вспоминаю Алевтину Сергеевну и уроки биологии..
.
Какое-то время назад номер школы поменяли с 67 на 1228.
Но всё равно для меня - моя спец.Школа неизменно шестьдесят семь.
.
2020 © Марина Буренкова

Коллаж и многие снимки в коллаже:  Алексей Николаевич Козлов


Рецензии