София - мудрость с детства

Три года ребенку – первый переходной возраст. В это время девочка впервые осознает важность, значение и содержание собственного «Я». Это возраст единства и борьбы противоречий. Понимание величия собственного «Я» постоянно натыкается на ограниченные возможности маленького человечка. Но ребенок решает все противоречия очень просто. Он считает, что явления выше его понимания не существует. Он понимает все, но и решает по своему разумению. Иногда диву даешься мудрости и житейской правильности разрешения сложных противоречий. До времени первого переходного периода вся жизнь ребенка вращается вокруг мамы и папы. И вдруг кроха начинает понимать свое значение и важность собственного «Я». Происходит как бы переустройство мира, в котором центром является не мама, а сам ребенок. Возникает свое понимание выражений: «я сама», «это мое», «я хочу», «купи мне…» и многое другое.

Очень интересно и совершенно правильно девочка решает проблему отношений собственности. Ученые мужи экономики долго добивались открытия простой истины, что собственность определяется не отношением человека к вещи, а отношениями между лицами по поводу вещей. Трехлетняя девочка вдруг заявляет своей восьмилетней тете: «Это моя кровать, это моя комната»! Именно в отношениях двух лиц определяет собственность вещи. И это прекрасно и совершенно правильно с точки зрения классической теории! Ребенок начинает проявлять специфические эгоистические чувства, типа «твое мое, мое не трогай». София может с удовольствием топать по квартире в ботиночках тети, туфлях бабушки, но ее вещи трогать небезопасно. Защита собственности на высоте. Хорошо, что хоть до физических воздействий не доходит. Частнособственнические настроения простираются не только неодушевленные предметы, но и на маму, папу, бабушку.
 Моя знакомая бабушка довела до горьких слез и истерики свою родную внучку при дележке сына и папы в одном лице.
- Вася – мой сынок – заявляет категоричным тоном бабушка трехлетней внучке Кристине
- Нет – возражает маленькая обиженная девочка – это мой папа!
- Он мой сынок! – повторяет с коварной улыбкой бессердечная бабушка.
- Это мой папа! – в слезах убежденно отвечает Кристина.
- И Саша мой сынок! – развивает тему бабушка, переключаясь на второго своего сына.
Нет, нет Саша – это папа Евы! Он Евин, а не твой сынок!
Бедное сердечко девочки разрывается от переживаний. У нее посягают на самое святое! Хотят отобрать любимого папу! Мама и папа только ей могут принадлежать, и больше «никовойные».
Мало того, что жестокосердечная бабушка довела внучку до полномасштабной истерики, так еще и снимала на смартфон эту душещипательную сценку. Думается, что таких, с позволения сказать бабушек, нужно лишать «бабушкинских» прав. Предлагаю внести такой пункт во все Кодексы – семейный, административный, гражданский и, хорошо бы, уголовный!

София имеет яркое желание не только самостоятельно решать семейно бытовые проблемы, но и проявлять руководящее действие. Ребенок тонко ориентируется в сложных перипетиях отношений в доме. Выбирает себе лидера, копирует его указания, но выдает их как свои собственные. Спускается утром вместе с мамой с крыльца подъезда, и заботливо ее предупреждает: «Смотри не упади! Смотри не упади! Ты меня поняла!» Тональность и содержание ремарки полностью соответствует вечернему моциону вместе с бабушкой, которая является «авторитетом» всех времен и народов.

В группе детского сада зорко следит за всеобщим порядком. Когда воспитатель порывается выйти на минуточку из помещения группы, она слышит от Софии предупредительный оклик: «ты куда пошла»? За неуклонное стремление держать все под контролем София в детском садике получила кликуху «директор». Так ее стали называть воспитатели, а затем и родители, которые заходили в группу и попадали под контроль Софии.

В возрасте двух лет София стала говорить практически безостановочно. Старалась принимать участие во всех беседах. Прадедушка беседует по громкой связи с бабушкой и советует, чтобы бабушка организовала общее участие всех в финансировании затрат большого семейства. София откликнулась первая: «Я участвую»!

София вместе с девочкой Жанной в игровой комнате. В соседней комнате воспитатель убирает кроватки. София заскучала. Жанна разговаривает плохо. Идет к воспитательнице с жалобой: «Меня Жанна толкнула»! В разборке выяснилось, что Жанна к Софии не подходила. Событие стало известно родителям Софии. Провели «разбор полетов». Думается, что неглупая девочка поняла неправильность своего поведения.

Отмечается постоянное стремление общаться не только со сверстниками в группе детского сада, но и с воспитателем. Вопросы возникают самые разнообразные:
- А ты была маленькая?
-А ты помнишь себя, когда ты была маленькая?
-У тебя есть дочка?

Заведующая детсадом заходит в группу и обращается к воспитателю: «Наташа, что-то у тебя сегодня очень тихо в группе»?
-Да, нет, все как обычно!
-А, поняла, сегодня София не пришла!

В первом переходном возрасте дети стараются достигнуть исполнения всех своих хотений. Первое, что вызывает противоречие – постоянное желание гулять. Утром только открываются милые глазки, сразу озвучивается вопрос: «Мама, мы, когда пойдем гулять»?
- Посмотри в окно, дождь идет!
- А мы наденем капюшон и резиновые сапоги!
- Дождь очень сильный, капюшон промокнет! Давай сначала позавтракаем, а потом посмотрим на погоду.

Ребенка в три года трудно переговорить. Лучше отвлечь внимание и сменить тему. Что тоже не всегда просто, но возможно. Главное не доводить дело до истерики, а разговоры вести на спокойных тонах, не повышая голоса.
Очень любит общаться с взрослыми. Беседует с дедушкой и сообщает: «А у меня скоро сестричка будет»!
-Да, ну! И как назовут?
- Как, как! Сестричка!

Появилась сестра. Ребенок сразу же в три года стал взрослее на два года как минимум. София стала проявлять любовь и заботу по отношению к младшенькой.
- Ой, какая она маленькая!
- А ей кашку можно? Нет, только мамино молочко….
- А она говорить не может?
- А мультики ей можно смотреть?

И такие разговоры весь день без остановки. Перерыв только на выполнение поручений мамы. Выполняет с большой ответственностью. Приносит памперс. Покачает коляску, очень осторожно! Поможет маме покатать сестричку. Поговорит с сестричкой, хвалится, что научила маленькую показывать кулачок.

В разговорах с взрослыми София нередко проявляет неторопливость. На невозмутимом личике отражается сложный мыслительный процесс, затем ребенок принимает решение. Выводы Софии могут быть совершенно неожиданными. Ее на даче приглашаю покормить птичек. Ребенок смотрит на меня несколько секунд, затем молча поворачивается и идет к грядке со щавелем. Срывает несколько листочков кислой травки. Листик жует сама с большим удовольствием, другой несет любимому папочке, который с легкой гримасой послушно грызет зеленую травку.

Очень любит употреблять в речи новые выражения, нередко на грани фола. Бабушка просит убрать ее разбросанные игрушки, София с независимым видом отвечает: «Ты хоть сама подумай, какую глупость ты сейчас сказала»!

Придуманные и заимствованные выражения высыпаются как из рога изобилия. Бабушка часто говорит в ответ на непродуманные действия или неумные речи детей и внуков: «Не смешно»! София подхватила эстафету бабушки, и очень часто на замечания и реплики взрослых заявляет с правильной мимикой и интонацией: «Не смесно»! При свидетельствовании действительно смешного случая из неизвестного источника откопала выражение «вот умора», и употребляет его в подходящей ситуации.

Стала весьма серьезно относиться к выбору одежды. Заявляет, что больше не будет носить теплые штаны с покрытием ткани типа «болонья». Я уже большая, такие штанишки носят только маленькие девочки.

В возрасте трех лет дети вводят в речевой оборот обобщающие понятия. Вечером перед сном София обнимает разом маму и папу и говорит: «Я хочу вас сразу двоих обнять, ведь мы одна семья»! После небольшой паузы продолжаются прекрасные умозаключения – мы семья: мама, папа и мы, две сестрички!
 Мне хочется заметить, что этот вывод является большим достижением для маленького ребенка. Это не просто предложение со смыслом, а прочувствованное сложное понятие на уровне категории.

Первый переходный период сложно переживается всеми членами большой семьи, включая  ребенка, родителей, бабушек, дедушек и прочих домочадцев.
Главными лекарственными средствами для успешного преодоления перипетий являются – терпение, спокойствие, любовь, единение всех членов семьи, забота каждого о всеобщем благе. Как показала практика, переходный период у трехлетней Софии быстро и, почти безболезненно, закончился в то время, когда она осознала себя старшей сестрой. Хотя мы, взрослые, хорошо осознаем, что быть старшей сестрой ужасно тяжело.


Рецензии
У кого есть внуки, те хорошо помнят из их детства: Почему? А зачем? А, ты меня, любишь? И их обнимашки. А что может быть лучше этого?! Из этого складывается счастливое детство, если есть кому ответить на все их самые серьезные вопросы. Замечательный рассказ Николай, очень понравился. Спасибо. С Уважением. Здоровья вам и вашим близким!

Анна Колбасова   26.03.2023 08:26     Заявить о нарушении
Доброе утро, Анна!
Спасибо большое за отклик на публикацию!
Вам желаю добра и здоровья, вам и вашим близким!
С уважением!

Николай Игнатущенко   26.03.2023 08:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.