Петербургский полонез

    
       Один из рабочих вариантов сценария фильма из документального цикла "Перекрестки истории"               

               

                Пролог. 
               
          Левый ряд .  Современный Петербург. Лето. По Невскому течёт толпа, в которой преобладают лица туристов из Китая.       
Диктор.  Санкт Петербург. Самый северный в Европе город-миллионник. Около шести миллионов человек. Тридцать пять национальностей. Кроме русских, город населяют украинцы, татары,  финны, арабы, китайцы. И еще поляки — их около десяти тысяч. В толпе трудно определить коренного жителя. Ничего удивительного. Еще в 19 веке журналист и бытописатель Владимир Осипович Михневич  записал в свой блокнот : « В  городе редко встретишь собственно петербуржцев. Не местные уроженцы составляют 69 процентов столичного населения. Численность людей на протяжении всей истории Петербурга растёт за счёт приезжих.» Да и сам автор этих строк не был коренным жителем. Он происходил из польской среды. Польская колония была самой крупной среди нерусского населения.  Одни учёные приводят цифру — 300 тысяч человек, другие — двести пятьдесят.
 
  Синхрон. Иероним Граля, историк профессор Варшавского университета
     Первая большая группа, которая попадает      
на русскую службу — это, без сомнения, первый раздел Польши. Поскольку это самые отдалённые от центра , от материка русские земли, где часть дворянского сословия в принципе не обращает особенного внимания даже -русский знают, за межой русское государство, ну граница переехала,ну вот и что.

  Диктор. Самое обычное дело для поляка с присоединённой территории — пойти на службу в русскую армию. Небогатый дворянин  Юзеф Козловский взял в дорогу скрипку . Ему шёл тридцатый год, когда он освоил боевое оружие. Он храбро воевал, но слава нашла его не на поле битвы.
              Часть первая.  Польский танец с русским текстом.

  Диктор.  Счастливая звезда Козловского взошла 28 апреля 1791 года.     В этот день  в Таврическом дворце по приглашению его хозяина собралось
 три тысячи гостей во главе с императрицей. По случаю взятия российскими войсками османской крепости Измаил Потёмкин устроил грандиозный бал. Программа включает в себя обед, танцы, фейерверки. Чем ещё удивит гостей Светлейший? Вот он,  сюрприз: хор исполняет торжественную песню в честь великой победы над османами.
    
  Лайф. Гром победы, раздавайся!
  Диктор. Императрица Екатерина скрывала, что она равнодушна и к поэзии, и к музыке. Её секрет знал только ближний круг. Французский посол граф Сегюр вспоминал, как однажды по просьбе императрицы целых 8 часов безуспешно объяснял ей принципы стихосложения. И всё же, услышав в исполнении хора торжественную песню на стихи Гаврилы Державина, императрица  оценила музыкальный подарок. Еще никто так не воспел величие её правления. Ну чем  это не Российский гимн?
  Иероним Граля, историк, профессор Варшавского университета .
 Осип Антонович Козловский, который автор первого русского неофициального гимна, не зря написал русский гимн в  ритме полонеза.  Он же польский офицер!  В своё время воспитатель, учитель Михала Огинского, того, кто написал «Прощание с родиной»...  кстати, тот же самый Козловский потом напишет «Великую коронационную мессу,» на коронацию Александра Первого польским королём в Варшаве.  Как это всё перекликается!
    Диктор. После триумфального дебюта на балу в Таврическом дворце
 композитор получил должность при дворе. 
       Анатолий Нехай, писатель и переводчик.
   Такой титул : директор музыки Петербурга Юзеф Козловский . Он был военным, он сражался с турками, он так же как Державин, который приехал в столицу со своими стихами, он приехал со своей музыкой. Что он поляк, это, конечно, большого значения не имело, хотя конечно он писал полонезы  он писал разные вещи для праздненств царских.

     Диктор. Для любого поляка ритм полонеза — это ритм родины.Медленный торжественный танец-шествие начиная с 15 века открывал в Польше все праздники — и свадьбы, и окончание сбора урожая в сельской местности, и балы в имениях шляхты. В России «польский»  — так называли полонез — был популярен ещё в допетровское время. И вот музыка в ритме полонеза становится основой неофициального Российского гимна, который вплоть до 1816 года исполняется на всех торжествах в Российской империи. 
    Козловский становится самым популярным композитором в Петербурге.   
Театры  ставят его оперы и оперетты, он пишет  музыку к драматическим постановкам . Успех имеет цикл  « 30 российских песен» на слова Юрия Нелединского-Мелецкого, правнука последнего русского боярина. 
  В 1793 году Екатерина разрешила открыть в столице первое общественно-увеселительное заведение — воксал в Нарышкинском саду.  Дважды в неделю проходили танцы и маскарады. Вход для публики — рубль с персоны.Державин свидетельствует: 
 Вот   « тот чертог,
Где зодчества, убранства вкус
Ввели всех зрителей в восторг
И где под сладким пеньем муз
 Козловского пленяли звуки! —
 
      Триумфальная карьера скромного польского дворянина! И вдруг его музыкальные достижения отступают на второй план перед захватившей весь Петербург  мелодией полонеза «Прощание с родиной».  Бывший ученик Козловского, Михал Клеофас Огинский, племянник могущественного гетмана, написал эту пьесу не для танцев, как он специально подчеркнул в примечании.
    «Прощание с родиной» было создано в горькие для поляков дни, когда их страна исчезла с карты Европы. Огинский сначала надеялся на помощь Англии и Франции в восстановлении польско-литовского государства. Ездил к правителям, собирал деньги на организацию сопротивления русскому государству. Недаром же он был казначеем бывшего государства Польско-Литовского. Ничего не получилось.  И в конце концов Огинский смирился. Приехал в Петербург на службу к императору Александру Первому.

           Анатолий Нехай, писатель и переводчик.
       В начале он был в правительстве Станислава Августа Понятовского, в четырёхлетнем сейме принимал участие, но он участвовал в восстании Костюшки. А после раскаялся, принес присягу, его приняли. 

    Диктор. В Петербурге Огинского встретили радушно.Огинский получил должность сенатора и вошёл в круг советников императора по рекомендации своего  давнего друга, министра иностранных дел Российской империи Адама Ежи Чарторыйского.Перед ним гостеприимно распахнулись двери аристократических салонов. Светские дамы в переписке отмечали любезность композитора, его чувство юмора, приятную внешность. Мелодия полонеза Огинского стала известна в обществе гораздо раньше, чем появился ее создатель. До его появления поговаривали, что написал эту музыку юноша накануне своего самоубийства из-за несчастной любви к даме.Миф оказался живучим даже несмотря на наличие живого, здорового и счастливо женатоого композитора. Казалось бы, Огинский в России вступил в счастливую полосу своей жизни. Но этот перид оказался недолгим. В политике он вскоре разочаровался.  Государь даже не ответил на его доклад под названием «План Огинского», где он излагал свою концепцию восстановления литовско-польского государства уже в границах России.  Оставалась только музыка. Огинский стал новатором в жанре полонеза. Недавно в Петербурге музыковеды нашли два его неизвестных полонеза с написанными к ним словами его собственного сочинения.
    Анатолий Нехай, писатель
   Он создал как бы лирические полонезы, полонезы типа романса...романс, так и называется  (Читает)
      Что мне богатство, титул и слава.
      Тем, кто их жаждет, вечно их мало.
      Эти награды трудов не стоят.
      Уж лучше буду жить я спокойно.
      Когда Фелица со мною рядом,
      Когда влюбленным ответит взглядом ,
      Когда мне руку подаст с участьем
      Только тогда я бываю счастлив.               
    Диктор. Парадоксы посмертной славы. Композитор  Огинский со своим единственным полонезом остался в памяти до наших дней. Козловского со множеством его музыкальных произведений разных жанров помнят в основном специалисты. Не так давно в Петербурге нашлись ноты  Реквиема, исполненного в 1797 году в Храме святой Екатерины.   
                Анатолий Нехай, писатель и переводчик.
     Известно, что именно Козловский написал реквием для Станислава Августа Понятовского по случаю его смерти в Петербурге.  Удалось найти этот реквием, удалось показать его сначала в камерном исполнении, потом он стал известен и в Польше, и сейчас он уже вошёл в обиход музыкальный. Я дважды слушал его, первый раз это было в храме Святой Екатерины на Невском.
   
   
    Поцелуй в ручку
   
           Диктор.   Главное наследство, которое петербургские поляки передавали детям - особая черта национального характера. Польский гонор. Чувство чести и достоинства. Чувство национального единства.
       Почти невыносимым испытанием для гонора польских аристократов Чарторыйских стал приезд в Петербург на поклон к императрице Екатерине Великой. Адаму Ежи Чарторыйскому исполнилось двадцать два года, его брату Константину — восемнадцать, когда Екатерина  Вторая потребовала, чтобы молодые князья поступили к ней на службу. Раньше она благоволила к  древнему польскому роду Чарторыйских, или, как их еще называли, Чарторижских.  После восшествия на престол Екатерина рассматривала кандидатуру   Адама Чарторыйского- старшего как альтернативу Понятовскому на престол короля Польши. Жену Адама-старшего,Изабеллу Чарторыйскую в Польше называли за исступлённый патриотизм « мать отчизны». До Екатерины доходили слухи, что Изабелла добилась от сыновей клятвы отомстить  русским за Польшу. Их старший сын Адам воевал против русских на стороне Костюшко.  В ответ на письмо императора Франца, в котором он просил снять арест с имений семьи Чарторыйских, Екатерина распорядилась: пусть молодые князья приедут в Петербург, а там видно будет.  Братья повиновались. Но время шло, а  императрица их не принимала.    
      Иероним Граля, историк, профессор Варшавского университета
   Ходили они по разным лицам, ходили, к Зубовым, которые, как известно, принадлежали поголовно к любовникам императрицы. Не добивались ничего. 
      
    Диктор. Получив наконец высочайшую аудиенцию, братья первым долгом отправились к своему родственнику, близкому к русскому двору влиятельному гетману Ксаверию Браницкому  с вопросом — не зазорно ли  им, родовитым Гедиминовичам, целовать русской царице руку? 
         Синхрон И. Грали.
Конечно же, как семья княжеская, они намного старше Романовых.Это настоящие аристократы. Это князья крови. Браницкий посмотрел на двух молодых красавцев, наверняка вспомнил про увлечения хозяйки всей России и сказал: А целуйте её, куда только захочет, лишь бы отдала вам ваши владения. Факт остаётся фактом, им отдали эти владения, а Адам Ежи даже стал  сразу офицером  русской гвардии, подполковником... У Людвига Базылёва есть книга на русском  языке «Поляки в Петербурге», есть целая глава на эту тему под заглавием в переводе это будет звучать «У Ручки царских дверей».   
      Диктор. У Адама Ежи со временем появились в Петербурге влиятельные друзья.    Из мемуаров Адама Ежи Чарторыйского: «  Мало-помалу мы пришли к убеждению, что эти русские, которых мы причисляли, всех без исключения, к числу существ зловредных и кровожадных,такие же люди, как и все прочие, что у них есть умная молодёжь, в их кружках можно встретить дам очень любезных и приятных, и можно жить в их обществе, не испытывая чувства отвращения, что даже можно иногда считать себя обязанным питать к ним дружбу и чувство благодарности.»
    После смерти Екатерины князья Чарторыйские еще больше укрепили свое положение. Адам был воспитателем наследника , будущего императора Александра Первого и стал его близким доверенным другом. Второй брат был назначен в свиту к Великому князю Константину.  Император  Павел одобрял дружбу старшего сына с высокородным польским аристократом. После смерти матери он вообще был склонен оказывать милости полякам.
Синхрон. Иероним Граля.
  Как написал один из современников одним своих взмахом пера, одной подписью освободил двадцать тысяч польских патриотов, освободил Костюшко... Павел уважал поляков. В его окружении было много поляков. Павел обратился к многим, которые имели за собой службу против России и смог убедить их.
Диктор. Но вскоре императору сообщают, что младший брат Адама Чарторыйского  нарушил присягу российскому трону и уехал на службу в Вену, рассчитывая получить назад земли, которые отошли к Австрийской короне. 
       Иероним Граля историк, профессор Варшавского университета.
        Павел Первый счёл это предательством. А тут ему ещё говорят, что Адам Ежи крутит роман с невесткой, с супругой Александра Павловича.
    Диктор. Чарторыйский мог оказаться в Сибири. Но Павел Первый отослал его послом в Италию . Не успев как следует освоиться в Пьемонте, Адам Ежи получил от Александра письмо с известием о смерти императора Павла Первого и указанием немедленно вернуться в Россию. Александр Первый  по-видимому страдал от угрызений совести и нуждался в старшем друге, которому мог излить своё горе. Кроме того, внезапно став хозяином империи, молодой царь хотел опереться на умных советников из числа своих друзей.  Адам Чарторыйский еще до своего отъезда в Италию написал для наследника текст меморандума, который тот  в будущем мог бы зачитать при восшествии на престол. Александр об этом не забыл.

      Иероним Граля, историк, профессор.   
  Без сомнения, жизненный опыт у Чарторыйского был больше, чем у Александра. Всё-таки, пока не взошёл на престол Александр, то Чарторыйский уже успел быть и офицером, и дипломатом, и служить государю послом в Италии. Уже у него опыт был немножко другой.
 
     Диктор. Адам Чарторыйский стал доверенным лицом императора в негласном комитете, где обсуждались планы реформ в государстве Российском. Александр Первый назначил его министром иностранных дел. Чарторыйский предупредил государя, что не сможет на этом посту игнорировать интересы Польши. Мечта Чарторыйского - восстановить великое польско-литовское княжество. Об этом же молится вся петербургская Полония.
    Анатолий Нехай, писатель.
Чарторыйский уговаривал императора заняться Польшей, ну и Александр Первый подавал какие-то надежды …император не оправдал этих надежд. 
      Диктор. Глубоко разочарованный в провале своей миссии защищать при русском троне польские интересы в 1810 году Чарторыйский навсегда покидает Петербург. Он поселится в своём имении в местечке Пулавы, откуда будет координировать антирусские силы. В 1830 году Адам Чарторыйский станет председателем Национального правительства восставших против русского трона.   
    
                Тени Мраморного дворца.
   
              1827 год. Старшая дочь «первой пианистки их Императорских величеств» Марии Шимановской Хелена записывает в дневнике: « Перед полуднем князь Вяземский, господин Малевский  и господин Пушкин зашли к нам. Господин Пушкин принёс маме в подарок альбом со своей записью. Мы поехали вместе с ними на Васильевский остров к художнику Валенте Ваньковичу. Посмотрели портреты Мицкевича и Пушкина, которые он сделал для варшавской выставки. Оттуда поехали к художнику Орловскому в Мраморный дворец». Шимановская, Малевский, Ванькович,Мицкевич, Орловский...Слава и расцвет этих польских деятелей искусств пришлась именно на петербургский период их жизней.Все они пользовались покровительством меценатов из среды высшей русской аристократии. Художник Александр Орловский после приключений бурной молодости в Польше осел в Петербурге. И не где-нибудь, а в Мраморном дворце,бывшем в то время резиденцией Великого князя Константина Павловича. Ему выдавали содержание, деньги на экипирвку, кисти, краски, холсты, корандаши и альбомы. Он же был обязан с некоторой периодичностью  показывать в Академии Художеств свои работы, посвященные русской армии.       
      Дмитрий Северюхин, историк искусства.
 Орловский — романтик ,романтик по своей жизни...романтик по своему творчеству. Настоящий человек, озарённый романтизмом.  Боец армии Костюшко, революционер, путешественник, циркач — он путешествовал с цирковой труппой. И художник. Художник, который практически толком не учился. Как у нас говорят, академиев не кончал. И тем не менее,это очень необычный художник на русской сцене.
    Диктор. У него были связи с поляками, принадлежавшими к высшему обществу Петербурга. Таких было немало. В свое время Екатерина Великая , желая крепче связать два славянских народа, лично сватала польских аристократов с невестами из высокородных русских семейств. Она благоволила к польским аристократам с того времени, когда её самым близким другом и самым лучшим советником в вопросах дворцовых интриг был молодой посланник Станислав Понятовский. Будучи Великой княгиней, Екатерина была окружена множеством врагов. Именно её высокородный возлюбленный помогал ей разбираться в хитросплетениях недругов. Недаром именно его Екатерина продвинула в короли Польши. Это был безусловно преданный ей человек.
     Екатерина ввела в русское аристократическое общества Адама Чарторыйского. С помощью этого тонкого ценителя живописи Орловский сумел познакомиться с Великим князем Константином Павловичем и получил должность придворного художника при малом дворе. И благодаря этой протекции поселился во флигеле Мраморного дворца на третьем этаже.
    орловский пугал знакомых дам рассказами о призраке Станислава Августа Понятовского, которое якобы не раз встречалось ему в коридорах Мраморного Дворца.Свергнутый польский король провел здесь последние месяцы своей жизни и умер в момент подготовки к встрече императора Павла Первого с семьей, собиравшихся навестить его в тот вечер. Павел Первый испытывал очень теплые чувства к бывшему возлюбленному своей матери и, как тот писал в своих мемуарах, несколько раз допытывался, не является ли Станислав Август Понятовский его настоящим отцом.    
    У художника Орловского во флигеле Мраморного дворца то и дело обитали какие-нибудь нуждающиеся в помощи соотечественники. Орловский оказал гостеприимство ссыльным полякам -поэту Адаму Мицкевичу и двум его товарищам, когда они оказались в Петербурге без гроша в кармане. Орловский устраивал вечеринки, на которых бывали влиятельные аристократы. Мицкевича просили читать стихи. Орловский в это время делал карандашные наброски. 
  Обычно за стихами следовали карты. Мицкевич не любил эту игру — предпочитал шахматы. Орловский — наоборот. На этой почве он сблизился с другим страстным картёжником — поэтому Александром Пушкиным, время от времени наезжавшим в Петербург.
 Дмитрий Северюхин, историк искусства.
     Он был страстным карточным игроком и всё время выигрывал. Романтик, который всё время выигрывает в карты, вот Пушкин почему-то всё время проигрывал. А Орловский всё время выигрывал, и на выигранные деньги он собрал уникальную коллекцию европейского старинного оружия, это была редкая коллекция, которая хранилась именно в Мраморном дворце. Незадолго до смерти художника, Николай Первый, который сам был страстным коллекционером древнего оружия, приобрел большую часть его коллекции.

     Диктор. Друзья-поэты оставили нам упоминание о художнике в своих произведениях.    « Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, меч и сечу!» Это Пушкин вспомнил Орловского в «Руслане и Людмиле». А вот Мицкевич об Орловском - «  Живёт он в Мраморном дворце — чего же больше!   А вот представьте, тоскует по Польше!»  . Мицкевич восхищался Орловским и был благодарен ему за поддержку в то время, когда поэт в ней очень нуждался.

       Петр Глушковский историк, преподаватель Варшавского университета. 

       Мицкевич   приезжал в Петербург  четыре раза. Один раз это было несколько дней, один раз примерно год. Когда он уже вернулся из юга России, все знали, что это выдающийся поэт.  Его приглашали в лучшие салоны, это были не только польские салоны, которые в то время существовали в Петербурге, как, например, салон Шимановской.
    Диктор.  Европейская знаменитость, композитор и пианистка-виртуоз  Мария Шимановская прожила в Петербурге всего три года,  но осталась в памяти города навсегда. 
  Певица Катажина Мацкевич приехала в Петербург из польского города Познань  почти на два века позже своей знаменитой в прошлом соотечественницы. Имя Марии Шимановской она узнала случайно, проходя мимо дома номер пятнадцать по Итальянской улице — соседнего со зданием театра, в котором служит. Мемориальная табличка заставила Катажину заинтересоваться историей.
     Синхрон. Катажина Мацкевич, певица.
  Мария Шимановска приехала в Петербург по приглашению царя, она была педагогом на его дворе или при его дворе, преподавала музыку его детям, она давала концерты, похоже она одна из первых пианисток-женщин, которая сделала такую карьеру в Европе, она выступала при всех дворах и писала свою музыку ...можно сказать, что это такая женщина Ренессанса. 
       Диктор. Мотивы для переезда в Россию у артистов разных эпох могут совпадать. Катажина Мацкевич уверена, что Мария Шимановская, выбрав местом жительства  Петербург,  приняла решение по тем же самым причинам, что и она сама.
            Катажина Мацкевич, певица.
     Артист — человек как бы космополит. Ему неважны границы, ему не важно, где он живёт. Он живет там, где дается ему делать то, что он хочет. Там, где он может развиваться. На сегодняшний день для меня это Санкт Петербург. Меня поразило и до сих пор поражает , что в Санкт Петербурге находится около десяти музыкальных театров, два зала филармонии, у Мариинки три зала, и каждый вечер в этих залах проходят концерты, спектакли, и каждый вечер там аншлаги, для меня это что-то невероятное , насколько в Петербурге петербуржцы любят культуры, культуру, насколько традиция посещать мероприятия они с этим родились уже.
Кстати, вот тут за стеной находится дом, где  жила и проводила свои музыкальные салоны Мария Шимановска.

     Диктор.В 2010 году в некрополе Александро-Невской лавры установили памятник Марии Шимановской. В Графском переулке возле школы с углублённым изучением польского языка прохожих встречает бюст Адама Мицкевича. Петербургская Полония расставила по всему городу свои опознавательные знаки.
       Иероним Граля, историк, профессор Варшавского университета.
      Достаточно выйти на берег Невы у Зимнего дворца. Смотришь налево — видишь мост лейтенанта Шмидта, это же бывший Николаевский мост, а еще раньше -Благовещенский. А создал его поляк — Станислав Кербедж.  если посмотрите вперед, видите Дворцовый мост. Дворцовый мост создал Анджей Пшеницкий...поляк, польский инженер, будущий ректор Политехнического института в Варшаве.
   Диктор. Знаменитый мост с грифонами на канале Грибоедова. В его создании принимал участие инженер  Христианович. 
  Синхрон. Светлана Левошко, историк архитектуры. 
      Архитекторы,  инженеры польского происхождения сыграли большую роль, потому что ландшафт архитектурный Петербурга невозможно представить без мостов, потому что мосты — это не только инженерное сооружение как новация, потому что в самом деле они то открываются как птица, то они какими-то разворотными такими сегментами... и огромна их роль в формировании образа города.

      Диктор. Все трое  -  Кербедз, Пшеницкий и Христианович были выпускниками Института путей сообщения, путейского института, как его называли в обиходе.
   Иероним Граля, историк  профессор Варшавского университета.
        Практически огромная часть  русских мостовиков — это поляки. Были курсы , на которых практически каждый третий-каждый четвёртый был поляк. Это были великие имена...
           Диктор. В 1912 году петербуржцы специально ходили на Невский проспект, чтобы посмотреть на новое архитектурное чудо: дом меховой фирмы Мертенса. Только узкие специалисты понимали, в чём проявилось новаторство его создателя , архитектора Мариана Лялевича.Уроженец маленького городка Вилкавишкис на юго-западе Литвы приехал в Петербург после окончания гимназии. Одаренного юношу заметил мэтр архитектуры Леонтий Бенуа, который как раз набирал курс в Высшем художественном училище при Академии художеств. И не ошибся.  Лялевич получил золотую медаль за дипломный проект Здания Государственной думы. В Петербурге он строил доходные дома, особняки, жилой комплекс товарищества по борьбе с нуждой .Когда Польша в 1918 году снова стала независимым государством, архитектор  Мариан Лялевич вернулся на родину. Тогда почти всё польское население  покидало Петербург.
      Долгое время считалось, что в 1918 году Петербургская Полония закончила своё существование. И только в конце девяностых годов двадцатого века в Петербурге  снова начали употреблять это словосочетание.
  Синхрон. Чеслав Бласик, председатель общества Полония в Петербурге.

        Полония — оно обозначает: поляки, проживающие за границей». И можно сказать, что в каждом государстве, в каждом континенте, в каждой стране немножко по -другому воспринимается слово Полония. В какой-то здесь момент можно отнести как диаспора. Люди, у которых есть польские корни, люди, которые родились и чувствуют себя поляками.
   
     Диктор. Сегодня в Петербурге остались около семи тысяч этнических поляков.
    А полонез Огинского звучит в петербургском метро, и его мелодия настолько любима в России, что стала частью нашей культуры. 
    
     На конечных титрах звучит Полонез со словами в исполнении ансамбля «Песняры».
         
                Благодарим
          
                Фонд имени академика Д.С.Лихачёва
                Пушкинский дом
                Петербургский театр музыкальной комедии
                ансамбль «Корале»
                Русско-польский дом в Петербурге
                Варшавский университет


                Конечные титры:

                ИДЕЯ

                Александр Кобак
               
                Сценарий
                Рене Арманд

                Режиссёр
                Марианна Арманд
                Оператор Юрий Кияшко

                Текст читает
                Никита Семенов-Прозоровский
                Монтаж
                Александр  Терский
                Звукорежиссёр
                Ольга Чискейрок         
                Продюсер
                Юлия Дронова

                Руководитель проекта
                Александр Кобак
            Студия Юникс-фильм
            По заказу ГТРК Россия-Культура
                2016 г.


Рецензии