Настасья Филипповна

Настасья Филипповна, да-да, тёзка известной героини Достоевского и ровесница моих родителей, всегда обращала внимание на мои публикации сначала в областной газете, потом в республиканской, а свои отзывы о них передавала мне через её дочь Валю, с которой мы познакомились благодаря работавшим вместе мужьям. Позже, бывая в гостях у Вали, познакомилась я и с её мамой, узнала, что много лет она проработала в школе учителем химии, что немало пришлось поездить вслед за мужем-офицером по местам его службы. К тому же фамилия девичья Настасьи Филипповны была, как и моя – Никитина. Такое совпадение тоже нередко способствует сближению людей и взаимному интересу. Неудивительно, что, издав свою первую книгу, я задумала обязательно подарить её Настасье Филипповне.

Увы, момент оказался не самым подходящим: после недавней смерти мужа слегла и редко унывающая Настасья Филипповна. Валя, сама врач, всегда тащившая на себе заботы о престарелых родителях, вытягивала маму, как могла, из тяжёлого состояния. В день, когда я через мужа передала книгу для Н.Ф., она лежала в коме. Сахарный диабет. Валя не отходила от матери, пробуя то одно, то другое средство, чтобы привести её в чувство. Не получается… Вдруг спохватилась, вспомнив ещё про одно лекарство, и бросилась за ним на кухню… Перерыв весь шкаф с домашней аптечкой, нашла! Глянула срок – годится! Дрожащими руками развернула длиннющую инструкцию. Пробежала глазами показания и предостережения – да, годится!.. Налила в чашку тёплой воды…

Настасья Филипповна тем временем глубоко вздохнула, приоткрыла глаза и, чуть повернув голову, увидела на тумбочке книгу со своей фамилией на обложке. Чудеса! Протянула руку, подтащила книгу к себе, раскрыла… В свои 90 она читала ещё без очков…

Валя, вбежав в комнату с лекарством и чашкой с водой, обомлела: мама, умиравшая несколько минут назад, приподнявшись на подушке, как ни в чём не бывало читала книгу! Вот это воскрешение!

***

Настасья Филипповна, день за днём всё заметнее набираясь сил, долго и последовательно читала подаренную книгу, прочла всю, от корки до корки, и потом позвонила мне. Голос был уверенным, а фразы чёткими. Сказала, что будто вернулась в то время, когда они были ещё молодыми и сильными…

Прошёл год. Настасье Филипповне опять стало худо, но Валя и на этот раз справилась, вытащила её из забытья. Оставлять маму одной в квартире было невозможно, забрали её к себе в загородный дом и наняли приходящую сиделку – работать-то самим надо! Как-то утром Настасья Филипповна попросила убегавшую на работу дочку оставить что-нибудь почитать. Валя, не придумав ничего лучше, подсунула ей ту мою книгу. Вернувшись с работы, поинтересовалась у мамы:

- Ну как, читала? Интересно?

- Эта ещё лучше, чем первая, - на полном серьёзе ответила Настасья Филипповна.

И смех, и грех, а для меня как для автора - бальзам. Когда Валя это мне рассказала, я подумала, что надо срочно работать над новой книгой. Успеть бы для такого благодарного читателя!

***

Прошло ещё два года… Встречаясь или перезваниваясь с Валей, мы с мужем непременно интересовались, как дела у Настасьи Филипповны. Она держалась молодцом, хотя в основном лежала, но покидать этот мир не спешила.

А я взаправду торопилась закончить вторую книгу, и не только ради Настасьи Филипповны, но и других её ровесников из поколения моих родителей. Успела. Передала поздним вечером вместе с коробкой конфет через зятя, вышедшего к калитке их загородного дома. Мы с мужем тут же уехали, спеша пораньше вернуться домой. В дороге зазвонил мой телефон: Настасья Филипповна! Радости было - у обеих! У меня - оттого, что она и говорит ещё осознанно и складно, и нити повествования не теряет. У неё – что будет чем заняться, читая и перечитывая новую книгу про время, которое она хорошо знает и забывать не хочет…


Рецензии
Прямо волшебные книги. А мне купить их можно.?
Я бы тоже полечилась от сахарного.
С улыбкой
Иралео

Ирина Склярова   21.11.2021 07:37     Заявить о нарушении
О, да! В случае Настасьи Филипповны они оказались лекарством или допингом. И для всякого автора такой эффект - тоже бальзам.
Все книги уже раздарила.
Спасибо!

Татьяна Никитина 7   21.11.2021 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.