О далёких предках моих булгарах замолвлю словечко

Мы не татары, а булгары
И Родина у нас одна
Страна Булгария Котрага
От Камы и до Итиля.
Татары к нам пришли с Востока
Мы заслонили Русь от них.
Мы сохранили мир Европе,
Уберегли от рук чужих.
Мы строили града, мечети,
Культуру сберегли свою,
Язык булгарский сохранили
Татары стали булгары.
 Камиль Зиннуров

Когда люди узнают, что я татарин, то обычно удивляются, говорят: «Не похож!»
На мой вопрос: «Почему это я не похож?» отвечают, ну, мол, у татар узкие глаза, широкие скулы и т. д.
Почему-то многие нас отождествляют с монголо-татарами.
Но это ведь в корне не верно.
Нашими далёкими предками были не монголо-татары, а булгары.
И мне хотелось бы чуть подробнее остановиться на этом вопросе.

***

Для начала хотел бы сказать, что татары бывают разные.
 К примеру, официально выделяются следующие группы татар:

-    Казанские татары.
-     Мишари.
-    Касимовские и бордаковские татары.
-     Сибирские татары.
-    Астраханские татары.
-    Тептяри.
-    Пермские татары.
-    Польско-литовские татары.
-    Кряшены.
-    Нагайбаки.
-   Крымские татары.
-   Буджакские татары.

Следует отметить, что они составляют не одну и ту же нацию. Просто все эти группы татар относятся к тюрко-язычной языковой группе.
Как, к примеру, русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары и другие славянские народы относятся к индоевропейской языковой группе.

Ведущую группу из всего «татарского» этноса составляют казанские татары (волго-уральские).
С 20-х годов прошлого века их язык считается образцовым. И на него равняется вся татарская литература, алфавит, произношение, правописание. По нему обучаются дети в школах.
Все остальные отклонения языка перешли в разряд диалектов.
Мало кто сегодня уже сомневается в том, что этническую основу казанских татар составили булгары.

Кем же они были – древние булгары?
Как они попали на берега Средней Волги?
 Как жили?
 Чем занимались?
Какие у них были достижения?

Понятно, что однозначных ответов на все эти вопросы нет.
Да и вряд ли когда будут.
Но прикоснуться к преданьям старины глубокой - это же так интересно и волнительно!

***

Сегодняшнее изучение истории Волжской Булгарии основывается в основном:
-   на археологических артефактах многочисленных булгарских городищ, разбросанных по территории современного Татарстана, и
-     на описаниях средневековых путешественников (Ахмед Ибн-Фадлан,  Ибн-Русте,  аль-Истахри,  Абу Хамид аль-Гарнати и других).

Попробуем и мы заглянуть в далёкие и туманные средние века. Заглянуть туда, где скрываются удивительные тайны и загадки. Где жизнь многочисленных племенных этносов подобна была броуновскому движению. И движение это периодически  выносило на мировую арену одни народы и поглощало другие…

Что касаемо вопроса происхождения булгар, то лучше всего на этот вопрос ответили они сами.
Когда арабский книжник Димашки встретил в Багдаде идущих в Мекку булгарских паломников и поинтересовался их родословной, они ответили: «Мы булгары, а булгары — смесь турок со славянами». Надо сказать, что под «турками» в те времена понимались не нынешние турки, а разнообразные тюркские народы из Великой Степи.

На  сегодняшний момент существует 3 теории происхождения татар:

1. Тюрко-татарская теория.
 Она связывает появление татарского народа с тюрко-татарскими истоками.
И отмечает важную роль в этногенезе современных татар этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кипчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.
Первые группы тюрок появились в Восточной Европе в 4 веке н. э.
Тогда в составе гуннов они приняли участие в «Великом переселении народов».
В 5 веке держава гуннов распалась.
И тогда образовавшийся в Северном Причерноморье политический вакуум лидерства заполнили тюркско-огурские племена.
Они, в основном, и вошли в созданный в те времена Тюркский каганат.
 Он был сильным государством и просуществовал с 551-го по 603-й годы нашей эры.
Его территория простиралась от Маньчжурии на востоке до Западного Предкавказья на западе и от Верхнего Енисея на севере до верховьев Амура на юге.
Позже это государство разделилось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты и просуществовало до середины 8-го века.
В качестве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Улуса Джучи, когда на основе пришлых монголо-татарских и предшествующих местных – булгарских и кипчакских – традиций возникла новая государственность, культура, литературный язык.
После распада Золотой Орды на несколько независимых государств произошло разделение татарского этноса на группы, которые затем начали развиваться самостоятельно.
Наиболее известным сторонником тюркского генезиса татар является историк Д. М. Исхаков.

2. Монголо-татарская теория.
 Она исходит из приоритета монголо-татар в формировании татарской нации.
 Как известно, начиная с 6-8 веков н. э. многочисленные монгольские племена жили в степях Средней Азии.
Надо сказать, что все племена, живущие севернее их, китайцы называли общим термином «татары».
После переселения из Центральной Азии в Европу монгольские группы (этнически близкие татарам) смешались с кипчаками.
 В период Улуса Джучи они приняли ислам, тем самым, положив начало культуре татар.
Сторонники этой теории отрицают либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар.
 Они считают, что Булгария была слаборазвитым государством без городской культуры, с поверхностно исламизированным населением.
Они утверждают, что в период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины. А основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа.
Приверженцем монгольского происхождения татарского этноса является историк Р. Г. Фахрутдинов.

3. Булгаро-татарская теория.
Согласно этой теории утверждается, что основой появления татар стала народность булгар.
Булгарские племена, появившись на побережье среднего Дона, в конце 7-го века переселились оттуда в Поволжье.
Во второй половине 9-го века они основали собственное государство – Волжско-Камскую Булгарию.
Именно в период Волжской Булгарии, как считают сторонники этой теории,  и сформировались основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского народа. А в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русский периоды) они претерпевали лишь незначительные изменения в языке и культуре.
Начиная с 10-го века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов.
На этой основе и образовался татарский этнос.
Сторонниками этой теории являются А. Х. Халиков, М. З. Закиев.

Лично я придерживаюсь  последней теории.

***

Итак.
Период далёкого и почти легендарного «Великого переселения народов» (4-й – 7-й века нашей эры).
Именно тогда как раз на политическую арену и вышли (а точнее были вынесены) древние болгарские племена.

Считается, что в те времена со свирепыми гуннами пришли в районы Закавказья и Приднепровья племена сувар (савир) и болгар, венгров и аланов (в 4-м веке).
После смерти Атиллы его империя мгновенно рухнула (конец 5-го века).

После распада державы гуннов в Северном Причерноморье стал господствовать союз тюрко-огурских племён.
В нём около 480-го года доминирующее положение заняли болгары.
Они в конце 5-го – начале 6-го века стали главной силой в причерноморских степях.

В 6-м веке болгары, как и другие соседние народы, оказались под властью и определённым влиянием 1-й тюркской державы мирового уровня – Тюркского каганата.
Он, правда, существовал совсем недолго (551 - 603 годы).
Но оставил о себе очень заметный след в области этнографического названия одной из самых крупных современных языковых групп.
Территория этой 1-й евразийской империи простиралась от Маньчжурии до Западного Предкавказья, от Верхнего Енисея до верховьев Амура.
 
***
 
После распада Тюркского каганата булгары некоторое время находились в зависимости от Аварского каганата.
 Но в 632-м году булгарский правитель Органа и его племянник  Кубрат   сбросили власть Аварского каганата.
И создали в степях Восточного Причерноморья новый племенной союз.
 Он вошёл в историю под названием    «Великая Болгария».

Великая Болгария занимала территорию между Азовским и Каспийским морями -  в Предкавказье и Подонье (территории современных Украины, Крыма и Северного Кавказа).
А столицей её был город Фанагория.

Великая Болгария не была ещё единым государством в привычном для нас понимании этого слова.
 Скорее это был военный союз племён. Каждое из них говорило на своём тюрко-язычном наречии, имело свои обычаи. Но подчинялось единому правителю. То есть, фактически, государство это имело федеративное устройство.
 Но были у этих племён и объединяющие моменты. В основном все болгарские племена поклонялись единому богу Тэнгре (небесному создателю). И все они были хорошими воинами, умеющими держаться в седле и стрелять из лука.

Как государство, Великая Болгария просуществовала совсем недолго – только в течение правления хана (балтавара) Кубрата (632-665 годы).
Имеются косвенные данные о том, что сам хан Кубрат имел очень хорошее образование и воспитание, которые он получил в Константинополе, где рос, якобы, в императорском дворце.
Кстати, считается, что там же Кубрат принял и христианскую веру (был крещён в 12 лет).
А его дядя - хан Органа (Бу-Юргана) - основал 1-ю булгарскую архиепископию в городе Корсунь.

Кубрат призывал сыновей своих к единству и традициям, ибо «пять пальцев держат кулак, а поодиночке их можно сломать».
В 665 году великий Кубрат умер.
Нет  точных данных о месте его захоронения. Считается, что найденное в 1912 году под деревней Перещепино на Полтавщине богатое погребение является захоронением именно этого известного правителя Великой Болгарии.
Сегодня там установлен памятный знак…

***

После смерти Кубрата  Великая Болгария досталась его сыновьям – а их у него было 5.
Сыновья его проигнорировали наказ отца о развитии единого сильного государства.
И поделили между собой власть и племена.
И в итоге разорвали единое государство на 5 кусков.
 Само собой, это сильно ослабило Великую Болгарию.

А) Старший сын - Батбаян (Баян) Кубратович, всего лишь на 3 года смог сохранить суверенитет Великой Болгарии.
А затем она пала от хазар и вошла в состав Хазарского каганата. Благо, на правах автономии.
Их называли чёрные болгары.
И обитали они в районе Кубани или Дона.
 И считались хорошими воинами.
Они позже влились в горную народность Кавказа - кабардино-балкарскую.

Б) 2-й сын - Котраг (Кодра–Батор) Кубратович - предводитель кочевого народа кутригур, теснимый Хазарским каганатом, ушёл с насиженного места - из Приазовья - на северо-восток.
 В 70-х годах VII века он выдвинулся сначала в верховья Танаиса (Дон).

• Об этом свидетельствует Феофан Исповедник:
«Второй сын... Котраг, перешедший за Танаис, поселился насупротив старшего брата».

А затем он двинулся на север – на Среднее Поволжье - и обосновался в районе рек Волги (Атал, Итиль) и Камы (Чулман), где уже жили финно-угорские и тюркские племена.
На новом месте кутригуры (т. н. «серебряные болгары») поселились рядом с финно-угорскими племенами, к числу которых относились удмурты, мари (марийцы), мордва.
 Булгары (переселившись на Волгу, болгары стали именоваться булгарами) постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские племена (население «именьковской культуры»).
 Они подчинили себе  баранджар,  барсил (барсула), эсегелей (чигили),  билер  и другие тюрко- и финно-угро-язычные племена.
Немного позже (в начале 8-го века) за булгарами пришли в эти земли и племена родственных им суваров, спасаясь от зависимости Хазарского каганата и от участившихся нападений арабских кочевников.
В результате в Среднем Поволжье в VIII веке возникает булгаро-угорский союз племён,  объединивший все проживающие в данном регионе этносы.
Впоследствии (к концу 9-го столетия) он преобразовался в государство Волжская Булгария (Булгария Волжско-Камская, как её тоже иногда называют).
Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо-печенежских и кипчакских племён, а также соседних народов - буртасы, маджары (мадьяры-тюрки), мурома, гузы, башхарт и др.

Волжская Булгария занимала территории нынешнего Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.
 И просуществовала до 1236 года, разделив с русскими княжествами печальную участь монгольского нашествия…

В) 3-й сын - Аспарух Кубратович - возглавил племя оногондуров и под давлением хазар вынужден был уйти на запад – за Дунай, на Балканы (около 679-го года).
Там в союзе со славянскими племенами он вёл успешные действия против Византийского государства.
 Победив императора Константина 4-го, Аспарух основал новое государство – Дунайскую Болгарию (Болгарию Балканскую, как её ещё иногда называют).
В нём болгары ассимилировались с местными жителями - фракийцами и южными славянами, практически растворяясь в них.
 Имя же прежних болгар осталось здесь только в названии государства, существующего и поныне…

Г)  4-й сын – Альцек – увёл подвластные ему племена в Италию под власть короля лангобардов и осел там.
Некрополи древних болгар сегодня можно увидеть в районе Кампобассо.
 А сам болгарский этнос здесь также бесследно растворился…

Д)  5-й сын – Кубер – ушёл в Македонию.

***

Волжская Булгария (Болгарское ханство,  Волжско-Камская Булгария, Серебряная Булгария) сложилась в том краю, где соединяются 2 могучие реки России -  Волга и Кама.
И сыграла важную роль в исторических судьбах народов Поволжья и Приуралья.
Молодое государство сформировалось в результате соединения многих разрозненных прежде родов, ведущая роль среди которых принадлежала:
-    Тюркоязычным племенам, переместившимся в эти пределы из азиатских и причерноморских степей.
-    Союзам финно-угорской языковой группы, обитавшим здесь издавна.
Это были носители  ломоватовской культуры,  неволинской,  постпетрогромской,  чияликской  и  других  археологических  культур и, возможно, оставшееся в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье праславянское население - именьковская культура.
Это государство зародилось в результате непрерывных войн и столкновений, постоянной борьбы за существование и жизненное пространство.
 Булгары (предки современных волго-уральских татар) в свою очередь оказались организованнее обитавших в то время в Поволжском краю разрозненных племён, поклонявшихся своим богам и стихиям.
 И эти племена  вынуждены были:
-    или покинуть землю предков,
-    или признать силу пришельцев, соединиться с ними в единое государство.
 
***

Объединение болгарских племён в Волго-Камском регионе в единое государство было осуществлено при правителе Алмасе (Алмуше, Алмусе, Алмыше).
Случилось это на рубеже IX-X веков.

Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Сурского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере.
Это было великое  могущественное царство с богатыми городами и мощными крепостями.
Населяло тогда Волжскую Булгарию примерно полтора-два миллиона человек.

***

С учётом того, что Хазарский каганат достал булгар и на Волжских берегах, принудив их к выплатам регулярной дани, булгарское правительство начало искать сильных союзников в противостоянии хазарам.
Взор их обратился к новой и очень пассионарной религии – исламу.
 Представителем её в данном случае выступил Багдадский или Аббасидский халифат.

Булгарский царь Алмуш, имевший титул ялдебар (йылтывар),   отчётливо понимал, что без принятия государственной религии будет трудно объединить разрозненные племена.
К тому же нужна была военная поддержка против Хазарского каганата, правители которого исповедовали  иудаизм.
Поэтому  он решил заключить союз с Арабским халифатом.

В 922-м году он обратился за помощью и союзом к халифу Эль-Муктадиру.
И пригласил многочисленное посольство из Багдада.
Кстати, его секретарь Ахмед Ибн-Фадлан оставил интереснейшие записки, сохранившиеся до нашего времени: «Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на Волгу».
За время своего пребывания в Булгарии, Ибн Фадлан хорошо ознакомился с местным населением, обычаями и обрядами булгар, вёл географические наблюдения.
Вернувшись в Багдад, он составил описания Волжской Булгарии, ставшие впоследствии ценным источником для изучения этого практически бесследно исчезнувшего государства.

А также Алмуш собрал съезд предводителей всех булгарских племён.
 На нём и была официально принята единая мусульманская государственная религия - ислам.
Сам царь был провозглашён эмиром и стал «младшим братом» багдадского халифа.
Он принял и новое имя: Джафар ибн Абдаллах.

Правда, и после этого ещё долго были живы полуязыческие обычаи, кровное родство и жестокие правовые нормы.
Но, тем не менее, с принятием новой религии начался период зарождения более прогрессивных форм идеологии и общественно-семейных отношений.
Принятие ислама поспособствовало объединению здешних племён и улучшению отношений с мусульманскими восточными странами.
С исламом появилось и  письмо.
Введение арабского письма привело к развитию грамотности среди населения.
Начали строиться мечети и начальные училища (медресе).

Надо сказать, что не все жители Булгарии единодушно приняли ислам.
Ахмед ибн Фадлан писал, что многие упорствовавшие в язычестве жители Волжской Булгарии ушли за Волгу.
На неширокой полосе между текущей на юг Волгой и текущей на север Свиягой расположились сувары-язычники. Они стали основой для образования современной чувашской нации.

Таким образом, в 1-й половине 10-го века Волжская Булгария приняла ислам из рук самого Багдада и стала преимущественно мусульманской страной.

Сам этот факт, само это событие - уникальный и значительный момент в мировой истории.
Волжская Булгария стала 1-м государством Европы принявшим ислам добровольно, без какого-либо военного или экономического принуждения.
Это был свободный, добровольный выбор, подобный тому, что до этого сделала Хазария, выбрав иудаизм, а позже - Русь, выбрав христианство.

После Алмуша правил его сын - Микаил ибн Джагфар.
А затем внук - Абдуллах ибн Микаил.

***

Волжская Булгария имела многоукладную экономику.

1. Её основу составляло в первую очередь сельское хозяйство.

А) Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело плужное земледелие, в котором они активно применяли двупольную систему.
Этому способствовал и климат Волго-Камского региона.
 Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени.
Разнообразие высеваемых злаков тоже было весьма впечатляющим – от ржи и пшеницы, ячменя и проса до чечевицы и конопли.
Для пахоты использовались плуги, а позднее сохи.
Урожай убирали серпами, косами.
 Зерно хранили в специальных зерновых ямах, обшитых дубовыми досками, и в  больших глиняных сосудах – «хумах».
Чернозёмная  земля края была плодородной. Это позволяло булгарам получать большие урожаи.
Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта.
Экспорт зерна,  прежде всего,  в Суздальскую и Нов¬го¬родскую Русь  составляло одну из статей внешнеторговых связей Булгарии.
Н. М. Карамзин, ссылаясь на летописи, писал, что в 1023 году в Суздальской земле разразился голод и «между тем жители искали помощи в изобильной стране Казанских Болгаров,  и  Волгою  привезли  от-туда  множество  хлеба...
 Голод миновался».
Он же, отмечая события 1231 года и ссылаясь на Татищева,  писал,  «что Болгары возили тогда хлеб  по Оке  и Волге во все города Российские,  и прислали Великому Князю Георгию 30 судов с житом:  за что Георгий отдарил их золотом, серебром и костями рыбьими».
Видимо,  булгар¬ского хлеба лишились новгородцы,  когда  в 1170 году Андрей  Боголюб¬ский  осадил  за  своеволие Новгород.  Он, не сумев взять его,  запер тогда тор¬говые пути,  по ко¬торому в Новгород шёл  поволжский хлеб. В результате этого в городе начался голод, и новгородским боярам пришлось уступить и принять в  князья  ставленника Андрея.

В своих садах и огородах выращивали булгары фрукты и овощи.

Б) Очень многогранным было и пастбищно-стойловое  скотоводство – коровы и лошади, овцы и козы, домашняя птица и т. д.

2.   Хорошо были развиты различные ремёсла.

А) Значительное развитие получила металлургия.
Следует отметить, что именно булгары 1-ми в Европе (на 2  века раньше!) начали выплавлять чугун и изготовлять сталь.
Они умели хорошо обрабатывать железо.
И изготовляли из него всевозможные орудия труда:
 -    топоры,
-   пилы,
-   ножи,
-    молоты,
 -   косы,
-   серпы,
-   зубила,
-   долота,
-   клещи,
-   цепи.
 А также они умели делать петли и рыболовные крючки, повозки и телеги, гвозди и замки.

Б) Оружейники изготовляли почти все виды средневекового оружия (мечи, сабли, боевые топоры, кистени, булавы и др.) и вооружения (кольчуги, шлемы).

В) Ювелиры делали украшения, работали с медью, серебром и золотом.
Изделия мастеров золотых и серебряных дел славились далеко за границами государства.

Искусные мастера «зернили» бронзовые кувшины тонкой серебряной проволокой, опоясывали узором стенки сосудов.
Кстати, за один такой кувшин можно было выменять у Новгородских купцов 3-х хороших рабов или 5 кадушек липового мёда.
Ремесленники-медники производили в  основ¬ном изделия бытового назначения - ритуальную и светскую посуду (кумганы, блюда, кубки и др.), также полированные медные зеркала, ук¬рашения и декоративные детали для конской сбруи. 

Изделия ювелиров, прежде всего, поль¬зовались высоким спросом в  самой  Булгарии,  а также были известны за её пределами в ближних и дальних странах.

В ювелирных  украшениях  и изделиях бытового назначения бул¬гарских мастеров нашли отражение мировоззрение и мифология  народа, а также предания предков.
Широкое распространение в изображениях на металлических изделиях получил, так называемый, «звериный стиль».  Одним из образов этого стиля могут служить бронзовые замочки в виде фигурок барса-единорога.

• А. Х. Халиков писал:
 «Замки в виде фигурки барса в массовом виде производились в Биляре.  Барс - хищное животное кошачьей породы, распространенное в  горах  восточной части Средней Азии,  Южной Сибири и Алтая - был, очевидно, тотемным животным од¬ного из ведущих булгарских племён в  Поволжье и на Среднем Кавказе - барсил. Само название этого племени состоит из двух древнетюркских слов:  барс - хищный зверь,  тигр, один из  почётных символов двенадца¬тилетнего животного календаря-цикла и ель,  иль (...) - племенной союз, племя,  народ,  государство, страна.  Таким образом,  барсил - племя, племенной союз или народ барсов».

 Видимо, для отличия военно-племенных вождей от простых воинов в древности у барса появляется такой важный атрибут как рог.
 Изображение рогатого барса, а также крылатого, становится их символом.
Не  напрасно  же, в  тюркских сказках и преданиях рог был принадлеж¬ностью головного убора одного из самых легендарных царей - Алексан¬дра Македонского (Зюлькарная).

Г)  Изделия булгарских гончаров были красивы и прочны.
 Глиняная посуда различного предназначения проходила обжиг в специальных печах.
Высокого уровня  достигла в своем развитии в Булгарии производ¬ство керамических изделий:
-    высокохудожественной посуды,
-     светильни¬ков,
-    сосудов для благовоний.
В городах страны изготовлялись самые раз¬нообразные керамические горшки и корчаги, кувшины и котлы, блюда и чаши и др. изделия, которые отличались совершенством формы и много¬образием цвета и наносимых на них орнамента.
Гончарные  изделия, пре¬жде всего, производились для внутреннего потребления.  Но они являлись также и одним из статей булгарского экспорта в  соседние земли и страны.
 Керамиче¬ское искусство булгар не стояло  на месте.  В его развитии были и скачки,  один из которых произошёл в  XII  в., когда  получило  приме¬нение гор-новой обжиг вместо кострового. И  это обеспечило повышение качества из-делий, их утилитарных и художественных достоинств.

Д) Высокого уровня достигли у булгар:
-    обработка кожи,
-   прядение и ткачество,
-   резьба по камню.
Из шкуры животных  выделывалась лучшая в Восточной Европе кожа.

• Н. М. Карамзин  в своей «Истории государства Российского» писал:
 «Доныне под именем  Болгар разумеется в Турции восточные сафьяны, а в Бухарии юфть: из чего заключают, что Азия получала неко¬гда сей товар от Болгаров.  Достойно примечания, что в древнем их оте¬честве, в Казани, и ныне делаются лучшие из Русских сафьянов». 

Вероятно, булгары могли работать и со стеклом.
Множество изделий делалось из кости.
Одежда шилась из кожи, мехов, ткани и войлока и часто украшалась орнаментами и вышивкой.

3.   Торговля.
Булгары участвовали в региональной и мировой торговле.
Славяне везли в Булгар мёд, хлеб, воск, меха, «рыбий зуб»  (моржовые клыки), янтарь с Балтики.
Арабы и хазары в обмен давали бисер, золотые и серебряные ювелирные изделия, булатные клинки, шёлк, пряности и много чего ещё, от гарпунов для рыбной ловли, до разнообразной бижутерии.
Булгарские купцы, как все купцы на свете, были людьми хитрыми и оборотистыми. Они распускали слухи, что некоторые подвластные им племена — людоеды, и ездить к ним чужим нет никакого резону. Сожрут, мол, моментально, по дикости своей, и не подавятся. Ну а сами в то же время вовсю скупали у этих «людоедов» меха и с выгодой перепродавали арабам с хазарами.
Булгары контролировали и в какой–то степени регулировали торговые связи Древней Руси, Прибалтики и Скандинавии со странами Средней Азии, Арабского Востока, а также с Ираном (Персия), Индией и Китаем.
Этому способствовало географическое местоположение на стыке Волги и Камы – магистральных путей Восточной Европы (Волго-балтийский и Поволжско-среднеазиатский пути).
 Вверх по Волге и далее по речным системам бассейнов Ладоги и Ильменя можно было добраться до Балтики.
Вниз по Волге плыли суда в Хазарию.
По Каме шла торговля с племенами Севера, которые специализировались на пушнине.

4. Также хорошо были развиты у булгар:
-    охотничий промысел и 
-   рыболовство.
 Ведь многочисленные леса были полны всякого зверья (бобры, куницы, белки, выдры, лисицы, зайцы, лоси, олени, медведи), а реки – рыбы.
Пушнину использовали и для своих нужд, и для вывоза за границу.

5. Большой популярностью пользовался булгарский мёд.
Его собирали у диких пчёл (бортничество).
 При этом за дуплами с ульями вёлся определённый уход.

6.  Также в лесах было много орехов и ягод.

***


К 10-му веку Волжская Булгария стала экономически развитым и довольно большим раннефеодальным государством, широко известным за пределами, как на Западе, так и на Востоке.
Развитие государства шло во всех возможных направлениях.
 А его основные города – Булгар, Биляр и Сувар - превратились в крупные торгово-ремесленные и культурные центры.
Ну а столица, которая вначале была в Булгаре, а затем переместилась в Биляр  – являлась к тому же и важным политико-административным центром, играющим в округе очень важную роль.

1. Булгар.
Один только гарнизон его в конце 10-го века состоял из 20-ти тысяч всадников.
Город был ограждён дубовыми крепостными стенами поверх высокого земляного вала.
В центре стояла соборная  мечеть.
Такие сооружения Булгара, как Чёрная палата, Малый минарет, мавзолеи, поражали смелостью инженерных решений, совершенством архитектурных форм.
Недалеко от города, на Волге, находилось торжище с названием Ага-Базар.
В Булгаре был центр чеканки монет.
Русские летописи называли этот город «Булгаром Великим».

2. Биляр (Великий город).
Он был самым крупным городом Волжской Булгарии (численность населения  до 50 тысяч человек).
Его окружали высокие валы и глубокие рвы.
Застроен он был многими каменными жилыми зданиями, мечетями и минаретами.

3. Сувар.

Кроме этих 3-х основных самых известных булгарских городов появлялись и другие населённые пункты – Ошель, Нохрат, Кашан, Джукетау, Тубулгатау, Кирменчук, Торцк, Тухчин и т.д.

 По археологическим остаткам городищ их можно поделить на 3 вида:
 -   большие города,
-   замки феодалов и
-   военные оборонительные крепости.
Волжская Булгария вообще была государством городов.
Известно более 160-ти булгарских городов, феодальных замков и военных крепостей.
Булгарские города строились по традиционным средневековым канонам.
 Центр города, в котором проживала основная городская знать и правящая верхушка, представлял собой классическое крепостное сооружение (стены и башни, рвы и валы).
Далее до следующего укрепления размещался внутренний город, который находился непосредственно за крепостными стенами.
Жителями внутреннего города являлись его наиболее состоятельные граждане – купеческое сословие, врачи и преуспевающие ремесленники, религиозные служители и местная интеллигенция в виде учителей, поэтов и художников. Наиболее богатые граждане могли позволить построить себе каменный дом.
 Улицы были достаточно широкими и мощёными.
 Следующий пласт городских жителей составляли граждане среднего уровня дохода – рядовые ремесленники всех направлений, мелкие кустари и торговцы и т.д.
Это был так называемый внешний город, тоже обнесённый рвами и валами.
Далее шли уже деревенские поселения, жители которых обитали в основном в полуземлянках, или же в домах глинобитных и деревянных.
Обычно дома крестьян имели подпол, а поблизости и ямы для хранения зерна. Присутствовали и другие хозяйственные строения.
 При любой угрозе извне, все граждане могли укрыться за городскими воротами.
После принятия ислама популярными строительными объектами стали мечети и мавзолеи, мектебы (школы) и медресе, а также городские бани.

Булгарская столица – сначала Булгар, а затем Биляр, была одной из чистых и благоустроенных городов среди многих европейских аналогов.
По площади города Булгар и Биляр уступали Константинополю и Самарканду, но во много раз превосходили Париж, и Киев с Владимиром.
По уровню развития эти города превосходили большинство средневековых столиц.
В городах этих  имелись центральное отопление и водопровод!
Приезжающие иноземные торговцы останавливались или в специальных кварталах для иностранцев, либо в специальных караван-сараях, которые представляли собой гостиницы со складскими помещениями и стойлами для скота.

В Волжской Булгарии было много сёл и деревень – их известно более 900.
Среди них были и крупные населённые пункты.
Однако преобладали небольшие деревни, состоящие обычно из 30-50 дворов.
 
 Все населённые пункты ограждались оборонительными валами, рвами и крепостными стенами – в военно-инженерном плане булгары были на должной высоте!

***

Волжская Булгария была феодальным государством.
Высшая власть принадлежала эмиру.
В состав государства входили отдельные княжества.
Некоторые князья (беки), накопив большие богатства, не желали подчиняться эмиру. И правителю страны приходилось приводить их к покорности силой.
Кроме высшей титулованной знати, было множество мелких князей и феодалов.
Они жестоко эксплуатировали крестьян, облагая их разными поборами и повинностями.
Крестьяне должны были платить ежегодную подать и эмиру: кто «лошадьми и другим», кто давал «от каждого дома шкуру соболи».
Эмир  брал также верховую лошадь с того, кто женился. Делали отчисления эмиру за свадьбу, за «званый пир» и т. п.

Сохранение порядка в государстве регулировалось местными законами, которые были довольно жестоки.
 Из «Записок» Ибн Фадлана следует, что прелюбодеяние, воровство и убийство, причём даже нечаянное, каралось смертью.
 Например, убийцу закрывали в ящик с тремя лепёшками и кружкой воды и подвешивали на дереве, обрекая его на голодную смерть.
 Согрешивших мужчин и женщин рассекали на две части и также вешали на деревья для наглядного примера другим.
 Интересно, что после принятия ислама, подобные жестокости были смягчены новыми мусульманскими законами.

Иностранные книжники того времени оставили немало любопытных свидетельств о булгарских обычаях.
В первую очередь, они отмечали свободу, которой пользовались женщины, повсюду появлявшиеся с открытым лицом и ничуть не похожие на «теремных затворниц» мусульманского мира или Руси.
Согласно обычаю, мужчины купались вместе с женщинами (такие же порядки существовали и у славян).
Правда, при сватовстве решающее слово оставалось не за самой просватанной, а за её родителями (у булгар, как у правоверных мусульман, кстати, было в традиции многожёнство).
Ну, а наказание за супружескую измену гуманизмом не отличалось: виновного или виновную привязывали к четырём столбам и рубили топором от всей души.
С убийцей поступали столь же сурово: его надёжно запирали в крепкий сундук, а сундук вешали на высокое дерево и оставляли там, покуда преступник сам не помрёт.

Если в дом ударяла молния, булгары его покидали навсегда, считая, что это признак гнева божьего.

Были и такие обычаи, которые никакой симпатии у нас не вызывают.
К примеру, Ибн-Фадлан упоминал, что булгары имели привычку вешать людей, выделявшихся необычайной учёностью и превосходившим средний уровень умом. И при этом говорили не без цинизма, что такой человек не достоин скудного земного бытия, и ему следует «идти служить Богу».
Каждые 20 лет всех старух обвиняли в чародействе и бросали в реку. Выплывших признавали колдуньями и сжигали на кострах, а тех, кто пошёл ко дну, признавали невиновными. Сколько при этом захлёбывалось бедолажных невиновных бабуль, которых не успевали откачать вовремя, история умалчивает.
А впрочем, и у тогдашних славян был схожий обычай — регулярно устраивать «охоту на ведьм» в самом прямом смысле…

• Сохранилась книга жившего тогда писателя Шереф-Эддина Булгари, который с горечью свидетельствовал:
«Наши булгары славились своим развратом. Учёные законными уловками разрешили брать проценты, а равно много было грехов прелюбодеяния и смертоубийства; из-за пьянства оставили джуму (соборное моление в пятницу), не исполняли обрядов, считая позволенным пить бузу и пиво; порицали имама Шади, называли его слова пустословием, не исполняли праздника жертвоприношений, стали весьма грешными перед Всевышним».

Ну что тут скажешь?
 У всякого народа, во всякой стране, к сожалению, эта тенденция присутствует: как только государство становится более-менее развитым и культурным, откуда ни возьмись, распространяются всевозможные пороки.
 И совершенно неважно, идёт ли речь о христианском мире или мусульманском.

***

Высокого уровня развития достигла самобытная культура Волжской Булгарии.
Она развивалась как часть восточной культуры.
Булгары создали в Средние века одну из ярких цивилизаций Европы.

1. Особенно славились мастера архитектуры и строительного дела.
Созданные ими общественные и культовые сооружения вызывали восхищение.
Здания украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой, потолки и полы расцвечивались мозаикой.

2.   Культурными центрами городов были большие общественные бани.
Они имели центральное отопление.
В банях не только мылись, но и:
-    слушали  поэтов, музыкантов, народных сказителей,
-    играли в шахматы.

3.   Булгарские ювелиры из золота, серебра, меди, кости и стекла делали различные украшения и предметы туалета:
-     браслеты,
-    височные кольца,
-    шейные гривны,
-    перстни,
-    подвески,
-     бляхи,
-    поясные наборы,
-     бусы,
 -    зеркала.

Мастера в совершенстве владели искусством художественной отделки изделий.
Они применяли:
-     скань,
-     зернь,
-    чернение,
-     гравировку,
-    чеканку,
-    золочение,
 -    инкрустацию золотом и серебром,
-     резьбу на драгоценных камнях.

Изяществом и чёткостью линий отличался булгарский народный орнамент.
Геометрическим и растительным орнаментом покрывались архитектурные детали, ювелирные и гончарные изделия, надгробия.

4.   Булгарская культура этого периода была культурой письмен¬ной.

В 8-9 веках у булгар существовала руническая письменность.
Алфавит её состоял из согласных букв с произвольными гласными.

• Г. М. Давлетшин писал:
 «Ещё до проникновения арабского алфавита булгары пользовались  рунической графикой, близкой к тюрко-орхонской. О бытовании у болгар в VIII-IX вв. рунической письменности говорят надписи из Маяцкого  и  Саркелского городищ, коллекции Ново¬чер-касского музея(...), Надь-Сент Миклошского клада (Венгрия) (...),  Дунайской Болгарии(...) и т.д.».

С принятием ислама руническая письменность была заменена арабской.

Грамоте обучались:
-    в мектебе (начальные школы при мечетях с муэдзинами и  имамами) и
-    в медресе (высшие и средние религиозные учебные заведения).

Уже к 10 веку в Волжской Булгарии существовало множество школ, где ученики обучались таким предметам, как: химия, математика, астрология, медицина.

Шакирты (студенты) из булгар получали образова¬ние  не только в своих медресе,  но и в восточных странах - в Средней Азии и на Ближнем Востоке.
 В то же время шакирты из этих стран обу¬чались в учебных заведениях Волжской Булгарии.
 
С принятием ислама в страну начала проникать из Средней Азии литература, написанная на бумаге.
С появлением бумаги в Булгарии получают распространение ру¬кописные книги.
  А также появляется возможность обучать  письму более широкие слои населения. 

• Г. М. Давлетшин:
«В распространении грамотности среди широ¬ких слоёв населения было  заинтересовано и му¬суль¬ман¬ское духовенство,  ибо умение читать и писать по-арабски да¬вало возмож¬ность непосредственно  познакомиться с Кораном, религиоз¬ными книгами, осваивать дидактическую литературу,  направленную,  главным образом, против языческих традиций.  Следовательно,  процесс  распространения  элементарной грамотности и ислам¬изация булгарского общества  шли  параллельно».

Создавались книги-шкатулки, которые закрывались для лучшей сохранности.
Книги писали на бумаге с использованием чернил, которые наливались в бронзовые чернильницы.

Высокого уровня достигла каллиграфия – искусство красиво и чётко писать.

5.   Развивались разные науки:

-   Математика – «царица наук».
Математические знания в булгарском обществе вначале были тесно связаны с экономической жизнью.
 Но далее, постепенно начинают играть важную роль в административном и государственном строительстве.
Усложнение налоговой системы, множество новшеств в денежно-весовой системе привели к серьёзным изменениям и в области математических расчётов.
Более сложные математические расчёты требовала архитектура.
Останки показывают, что здания и сооружения имеют сложную конструкцию, чёткие пропорции, продуманную соразмерность и строгую логику архитектурного замысла, немыслимые без сложных математических расчётов, включая геометрические и тригонометрические.
Производились расчёты чертежей для строительства, которое играло важную роль в повышении обороноспособности страны и развитии её культуры.
С принятием ислама произошёл переход с двенадцатиричной на десятиричную систему исчисления.
Основными единицами измерения были размеры частей тела мужчины среднего телосложения: длина пальца, локтя, сажень (расстояние между кончиками вытянутых в стороны рук).
Расстояния на местности измеряли временем, проведённым в пути: часами, днями, месяцами.
Чертежи наносились на глиняные сосуды.
При расчётах использовались линейки и гири.
Меры длины основывались на двухчисленном делении: 2, 4, 8.
 
-   Астрономия.
Булгары, как можно заключить из стихотворения местного поэта Сайфи Сараи, уже поняли, что земля вращается вокруг солнца. В Европе эту теорию впервые высказал Николай Коперник только через три столетия!
Инструментом для определения направления служил гномон (компас).
Позже стали применять астролябии, секстат.
В развитии астрономических знаний была заинтересована и мусульманская религия, многие обряды которой требовали точного соблюдения сторон света и времени года, определения дат.
 Наблюдения за движением солнца, луны, звёзд и планет привели к созданию астрономических календарей.

-    Медицина.
Очень заметны успехи булгар в медицине.
С древнейших времён лекарство у булгар называлось «трава», а врачеватель – «травник».
Были известны природные лекарства: мёд, берёзовый веник, бобровая струя, мясо животных и птиц, белемниты (окаменевшие останки моллюсков).
Булгары составили рецепт лечебной мази «булгарская кожа» – смесь зольного порошка с мозгом свежезаколотого животного.
 Среди раскопок встречаются хирургические инструменты: ланцеты, пинцеты.
Известными учёными в области медицины были:
• Бурханетди ибн Юсуф аль-Булгари («О простых лекарствах»),
• Таджеддин аль-Булгари («Большой Тирьяк», «Лучшие лекарства от отравления»),
• Хасан ибн Йунс аль-Булгари,
• Ходжа Ахмед аль-Булгари (булгарский врач).
Булгарских докторов выписывали правители средневековых государств для лечения своих недугов.

-    История.
Булгары придавали немаловажное значение истории.
Они  почитали культ предков.
 Изучали генеалогию своих правителей.
 Были широко известны историко-этнографические трактаты и энциклопедии учёных: Ибн Русте, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Бируни и др.
В XI-XII  вв.  в  Волжской Булгарии появляются 1-е учёные историки, которые обобщали «предания старины глубокой», писали историю  булгарского  народа.
Одним из булгарских историков был Йакуб (Якуб) ибн Нугман («История Булгара»).
 Особой популярностью пользовались легенды об Александре Македонском (Искандер Зул Карнайн). Родословие булгарских ханов связывали с именем Искандера.
С  высокой  степенью достовер¬ности можно сказать, что в Булгарии при эмирах находились летописцы. 
Они писали о деяниях не только правящих в  то  время эмиров,  но и их предков,  ибо родословные в престолонаследовании были очень важны - они доказывали легитимность правящих монархов. Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать своих предков до 9-го колена.

-    География.
Волжская Булгария стала одним из признанных центров торговли в Восточной Европе.
А для составления маршрутов торговли были необходимы знания по географии.
В мусульманской географической науке бытовала «теория климатов»: мир делится на 7 географических зон (от арабского «аклим» произошло и понятие «климат»).
Мусульманский мир располагался в самой благоприятной, 4-й зоне, чем  дальше от 4-й зоны, тем далее от цивилизации. Жившие за 7-ю климатами народы считались варварами и дикарями.

-   Химия.
 С необходимостью познания в области химии булгары, прежде всего, столкнулись в ремесленном производстве и фармакологии.
Не были чужды и идеи алхимии, где одним из основных материалов считалась ртуть.
Археологические материалы свидетельствуют, что они были хорошо знакомы с металлами и металлоидами (железо, медь, золото, ртуть и т.д.), некоторые, из которых они добывали и обрабатывали.
 Высокого совершенствования достигли золотых и серебряных дел мастера.
Определённые знания требовали также стеклоделие, гончарное производство, особенно изготовление поливы. Спектральный анализ билярской поливы показывает, что в качестве поливы использовались простейшие по химическому составу стёкла, относящиеся к классу свинец-кремний.
 На штукатурке из Биляра встречаются также росписи, выполненные различными по химическому составу красителями.
Булгары умели готовить и добывать различные яды. Ими, в частности, смазывались наконечники стрел.
Все это требовало значительного уровня химических знаний, а также их умелого практического применения.

-    Философия.
Известными философами и  богословами были:
• Абдул-л-Аля Хамид Ибн Идрис ал-Булгари.
• Сулейман ибн Дауда  ас-Саксини-Сувари.
Он написал на персид¬ском языке труд дидактического характера под на-званием «Свет лучей - правдивость тайн». Затем перевёл его на арабский язык,  назвав «Порадующий больных душ». И наконец,  «Цветок  сада порадующий больных душ» - это сокращённый вариант двух первых книг.
 Особой  популярностью  среди булгар  пользовалось его религиозно-дидак-тическое произведение «Зухрат ар-Рийаз»,  написанное в виде небольших  рассказов-хадисов и расцвеченное известными в то время художественными средствами. 

Многие  богословские и философские проблемы нашли отражение в таких сочи¬нениях,  как «Полезные сущности» и «Всеобъемлющий»  Ходжи Ахмеда ал-Булгари,  «Трактат» Бурхан-ад-дина ал-Булгари и других.

-    Юриспруденция.

У булгар были свои поэты и писатели.
Известный поэт Кул Гали в 1233 году написал поэму «Сказание о Юсуфе» («Кыйсса и Йусуф»).
В ней он воспел чистую, прекрасную любовь.
По объёму и содержанию это произведение было достаточно весомым в средневековой литературе наряду с арабскими средневековыми сказаниями. Оно отображает все лучшие стороны человеческого характера.
 Автор был хорошо осведомлён в области философии, медицины, астрономии, богословии.
Перу этого поэта принадлежит и поэма «Отсечённая голова».

В 9-13 веках были созданы поэтические народные легенды и предания.
Среди них:
-  «Легенда о жизни богатыря Алыпа и сооружении города Булгара»,
-    «Поэма о двух соловьях»,
-    «Новогодняя песня».

5.   Получили распространение шашки и шахматы, развивающие логическое мышление.

Разнообразие ремёсел, каменное и кирпичное строительство, мощность укрепительных сооружений, интенсивное развитие наук являются подтверждением высокого развития булгарской культуры.

***

Наиболее близкие связи складывались у Булгарии с её западным соседом - Русью.
В 9-10 веках между формирующейся Киевской Русью и Волжской Булгарией существовали очень тесные, но сложные отношения.
Они:
-    то нападали друг на друга, захватывая добычу и разрушая города,
-    то заключали перемирие и вели торговлю.
Силы этих государств были примерно равны, и поэтому об экономической зависимости одного государства от другого вопрос не поднимался.

1.   «Восточный поход» князя Святослава Игоревича (964 – 966) нанёс серьёзный урон Волжской Болгарии.
Но, вместе с тем, в ходе этого похода в 965 году - после падения  под ударами войск Святослава Хазарского каганата - ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой

2. Сын Святослава - Владимир объявил себя каганом и преемником Хазарского каганата, и потребовал покорности от соседних народов.

• В 1051 - 1054 годах митрополит Илларион писал «Учение о Ветхом и Новом законе», куда вошла и «Похвала кагану нашему Владимиру»:
«…великие и дивные дела нашего учителя и наставника, великого кагана нашей земли, Владимира…».

Надо сказать, что правитель Волжской Булгарии не захотел присоединяться к великим и дивным делам кагана Владимира. И, приняв мусульманство, уже переориентировался и стремился сблизиться с Багдадским халифом.
Поэтому в 985 году киевский князь  Владимир Святославич  в союзе с торками предпринял военный поход на Булгарию (чтобы разъяснить булгарам всю пагубность подобных поступков).

• Вот что писал об этом русский летописец:
«Иде Володимер на Болгары с Добрынею с воем своим в лодьях, а торки берегом приведе на коних, и победи болгарыв речь Добрыня Володимеру сглядах колодник, оже суть в сапозех, сим нам дани не даюти, пойдем искать лапотников».

Одержав победу, князь заключил с Булгарией мирный договор («вечный мир», с обязательством Киева не брать дани).

• Никоновская летопись:
«…И сотвори Володимер мир с болгары, и роты захотеша меж себя, и реша болгари: аще ли не будет мира меж нами, и егда начнет камень плавати, а хмель по воде грязнути, тогда вам дань взяти».

Удовлетворённый Владимир вернулся восвояси, и в дальнейшем серьёзных военных столкновений не было.
Есть сведения, что одной из жён князя Владимира была булгарская девушка из богатого рода.

В следующем – 886-м - году булгары послали в Киев мусульманских проповедников, чтобы склонить Владимира к своей вере.
Поволжские мусульмане предлагали русскому князю принять ислам.
 Тот обещал подумать.
Но в итоге Владимир сделал свой выбор в пользу православия и  через 2 года – в 988-м -  Русь приняла христианство.
С этого момента Булгария всё больше начала сближаться со странами мусульманского Востока.

В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён 1-й торговый договор.
 Булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии.

3.   В 11-12 веках участились случаи взаимных нападений на пограничные районы друг друга, которые осуществлялись с целью захвата богатой добычи.

А)  Булгары ненадолго овладевали:

-    Муромом (1088 год).
• Летописец:
 «Взяша болгаре  Муром».

• В. Н. Татищев:
«В те же времена были на Волге и Оке разбои, и много болгар торгующих пограбили и побили.  Болгаре же  прислали  ко князю  Олегу  и брату его Яро¬славу просить на разбойников,  но не получа управы и взятого,  пришед с войски,  Муром взяли,  а  села пожгли».

-   Суздалем (1107 год).

• Р. Г. Фахрутдинов:
«Источники по внешнеполитической истории Волжской  Булгарии,  главным  образом  по  её  связи  с  Киевской  Русью показывают,  что эти связи в основном были добрососедскими, если исключить несколько инцидентов, вызванных чисто экономическими причинами (сбор  дани, ограбление  купцов).  В этот период ещё не ставятся широкие политические цели, нет стремления к расширению границ.  Этим кончается  первый  период  русско-булгарских взаимоотношений.
 Второй период этих отношений связан с образованием Северо-Восточной Руси с  политическим центром на  Верх¬ней Волге».

• Л. Н. Гумилёв:
«...Волжские болгары свели постоянную войну с Суздалем и Муромом к обмену набегами ради захвата пленниц.  Болгары пополняли свои гаремы, а русичи восполняли ущерб. При этом дети смешанных браков считались законными, но обмен генофондом не привёл оба соседских этноса к объединению. Православие и ислам разделяли русичей и болгар,  несмотря на генетическую перемешанность, экономическое и социальное сходство, монолитность географической среды и крайне поверхностное знание  догматики обоих мировых религий большинством славянского и болгарского населения».

Б)   В 1120 году Юрий Долгорукий вместе со своим братом Глебом и с половцами ходил на Булгарию по Волге.
Поход этот был вызван отравлением булгарами половецкого князя Аепа, на дочери которого был женат Долгорукий.

• В Ипатьевской летописи  об  этом  говорится:
 «...Придоша половци к болгарам,  и высла им князь болгарский пищи с отравою, и пив Аепак и прочие князи вси помраша».

 Несмотря  на большие  силы,  с которыми булгары выступили против войска Юрия Долгорукого,  они были побеждены, и русские вернулись с добычей.
Как писал в своей «Истории Российской» В. Н. Татищев, булгары встретили их во множестве водой и на суше, но были побеждены.
Русский летописец сообщал, что князь Юрий: «взя полон много, и полк их победи».

 В)    Неприязнь к булгарам пере¬далась сыну Юрия Долгорукого от половчанки Андрею Боголюбскому.
Он не забыл, что булгары отравили его  деда  Аепу. 

 В  1164 году  Андрей - великий князь Владимирский - вместе со своим братом Ярославом и сыном Изяславом,  собрав большое войско,  выступил против булгар.

• Об этом походе Н. М. Карамзин писал следующее:
«Оскорблённый соседственными булгарами, он разбил их войско многочисленное, взял знамёна и прогнал князя.  Возвращаясь с конницей на место битвы, где пехота Владимирская стояла вокруг Греческого  образа  Богоматери, привезённого из Выше¬города,  Андрей пал перед святой иконою, слезами изъявил благодарность небу,  и желая  сохранить  память  сей важной победы, установил особенный праздник, доныне торжествуемый нашей церковью. Россияне завладели на Каме славным Болгарским городом  Бряхимовым,  и  несколько других городов обратили в пепел».

 Победе над булгарами Андрей Боголюбский придавал такое большое значение, что по возвращении из похода совершил ряд знаменательных действий,  имеющих символическое значение:
-   освещение надвратной церкви на вновь построенных Золотых воротах города Владимира,
-    возведение новых Успенских соборов во Владимире и Ростове,
-   установление  нового церковно-государственного  праздника Владимиро-Суздальской Руси 1 августа - Всемилостивого Спаса и Богоматери.

Зимой 1171 года Андрей Боголюбский опять начал войну с булгарами.
 Он послал  на  них  своего сына Мстислава,  с которым соединились рязанцы и муромцы.
 Тем не менее, набрать большое войско не  удалось. 
Взяв  по берегу  Камы 6  булгарских  деревень и 1 городок,  Мстислав,  пленив женщин и детей,  решил вернуться,  дабы не испытывать судьбу.
Татищев писал о том, что Мстислав: «Набрав плена и коней довольно» и, опасаясь булгарского войска, пошёл назад к Оке.
 Булгары же, идя за ним, догнали его в 8-ми верстах от Оки.
Княжич с трудом вырвался, переправившись по льду через реку, вернулся домой.

К слову. Через 2 года – в 1174-м – в результате заговора местной знати был убит Андрей Боголюбский. В этом заговоре значительную роль  сыграла и жена князя – булгарка родом. Она горела желанием мести мужу за то, что то «много зла учинил болгарам».
Орудием убийства был избран ключник Анбал (булгарин), который и умертвил Андрея…

Г)   В 1176 году  великим князем  Владимиро-Суздальской  Руси  стал Всеволод III Большое Гнездо -  брат Андрея Боголюбского. 
В булгаро-русские отношения смена власти существенных изменений не внесла.
Взаимные вторжения продолжались.

• Это видно из письма Всеволода в 1182 году  киевскому князю Святославу Всеволодовичу:
«Отче  и брате,  се  болгары соседи наши...,  суть вельми богаты и сильны, ныне пришед по Волге и Оке,  якоже и коими с великим войском многие городы разорили,  людей бесчисленно пленили,  которым я един противиться не могу...  Половцев же призывать не хочу,  ибо они с болгары язык и род един...».

Татищев причину вторжения булгар в русские земли объяснял тем,  что они искали «управы на  русских грабителей».
  Как бы там ни было, Всеволод начал готовиться к ответному вторжению.

• По этому по¬воду Н. М. Карамзин писал:
«Подобно Андрею смотря с завистью на цветущую художествами и торговлею Болгарию, Всеволод желал овладеть ею, и звал других Князей к  содействию.  Война с неверными казалась тогда во всяком случае справедливою».

Всеволоду в походе на булгар в 1183 (1184) году  удалось собрать значительные силы.
 С ним ходили князья Роман, Игорь, Всеволод, Владимир Глебовичи, князья Рязанские и Муромский князь Владимир Юрьевич со своим братом Давыдом, а также сын князя Давыда Смоленского.
Союзники до устья Цивили плыли по Волге.
 Затем, оставив ладьи под стражей Белозёрских воинов,  пошли сухим  путём  по  берегу.
 Пройдя достаточно большое расстояние,  увидели вдали конницу.
 Думая, что это булгары,  стали готовиться  к битве,  но мнимые неприятели оказались по¬ловцами, которые также шли войной на  Булгарию.  Среди них был и князь болгарский, видимо из донских. Вполне естественно,  объединён¬ное русско-половецкое войско  вторглось  в Булгарию  и осадило Вели¬кий город (Биляр) в земле серебряных булгар.  Пока старшие военачальники совещались в шатре, юный племянник Всеволода Изяслав Глебович по горячности своей не выдержал и один со своей дружиной напал на булгарскую пехоту, стоявшую перед городскими воротами.  Изяслав был смертельно ранен стрелой.
Всеволод, видя страдания своего любимого племянника, не мог должным образом заниматься осадой города.  В десятый день осады великий  князь заключил мир с булгарами и отступил к ладьям,  которые находились довольно далеко от столицы Булгарии. 
На стоянке русских судов произошла небольшая стычка - стремление булгарского отряда истребить их не увенчалась успехом. 
Там Изяслав скончался.
И Всеволод   с   горестью возвратился  в  свою столицу.
Видимо, в мирном исходе противостояния русских и булгар сыграло свою роль не только смертельное ранение любимого племянника Всеволода,  но и воинская сила  булгар  и неприступность столицы  Булгарии  - Биляра («Великого города» русских летописей).

В результате этого похода было составлено временное соглашение. Согласно ему обе стороны обменялись пленными и булгары дали откуп.

В 1186 году  Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на булгар.
 Видимо,  русские вторглись только на окраины Булгарии.
 И  сильного  военного столкновения  с восточным со¬седом не было.
Н. М. Карамзин скупо сообщал, что «Воеводы его возвратились оттуда с добычей  и  пленниками...»

Через  9 лет - в 1205 году - Всеволод послал на булгар судовую рать, которая «множество полона взяша» и «товар мног взяша,  и потом придоша в свояси».
 
Всякий раз, как нетрудно догадаться, нападающие сжигали булгарские города, опустошали сёла, угоняли скот и пленных, которых, в соответствии с традициями эпохи, распродавали в рабство.

• Кстати, дореволюционный русский историк М. Н. Пинегин ещё в конце 19-го века писал о русско-булгарских войнах без всяких попыток выгородить земляков:
 
«Первым внешним врагом были русские; они начали походы на булгар ещё при князе Владимире Святом; булгары также не остались в долгу, грабили русские города, опустошали целые волости, уводили жителей в плен, то же самое производили и русские при своих нападениях на булгар; лишь большими откупами последние спасались от полного разорения. К началу XIII века Булгария доведена была русскими до совершенного изнеможения».

Д)  Понятное дело, что булгары тоже не оставались в долгу.
В 1209 году они ходили походом  на Рязанскую землю.
 
• Вот что писал об этом Татищев:
«Болгары, пришед на Рязанскую область, делали разорение Всеволод велел рязанскому тысяцкому Матфею Андреевичу, собрав войска сколько можно, идти на них. Он же, немедля собрался, догнал их в Кадоме, и был между ними жестокий бой. И едва болгар победили, то тысяцкий рязанский сам убит».

Когда суздальский Всеволод умер, и его сыновья принялись драться за опустевший «стол», булгары в 1217 году взяли Углич и вдоволь там побуянили.
В 1217—1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг.
Об этом сообщали многие русские летописи – Воскресенская, Никоновская, Новгородской, Вологодской и др.

Е)  В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича в 1220-м году взяли, разграбили и сожгли крупный булгарский город Ошель.
 Князь ошельский с остатками своей дружины смог уйти от пленения. Большинство мужчин было перебито. Детей и женщин взяли в плен.

• Красочное описание этого со¬бытия находим у Н. М. Карамзина:
 «Впереди шли люди с огнём и топорами,  за ними стрелки и копейщики.  Одни  подсекли тын,  другие зажгли оплоты; но сильный ветер дул им прямо в лицо: задыхаясь от густого дыма,  воины  Святослава,  ободрённые  речью Князя,  приступили с другой стороны и зажгли город по ветру. Зрелище было ужасно:  целые улицы пылали;  огонь раздуваемый  бурею, лился быстрой рекой; отчаянные жители с воплем бежали из города и не могли уйти от меча Россиян;  только Князь Болгарский и некоторые  его  всадники спаслися бегством.  Другие,  не требуя пощады, убивали жён, детей своих и самих себя, или сделались жертвою пламени,  вместе  с  многими Россиянами,  искавшими добычи в городе. Святослав, видя там наконец одни кучи дымящегося пепла, удалился, сопровождаемый  толпами пленников, большей частью жён и младенцев. Напрасно Болгаре хотели отомстить ему,  стекаясь отовсюду к берегам Волги:  Россияне,  готовые к битве сели на ладии,  распустили знамёна,  и при звуке бубнов, труб, свирелей плыли медленно вверх по Волге  в стройном ополчении.  Болгары только смотрели на них с берега».

Близ устья Камы Святослав соединился с отрядом, который ходил опустошать её берега, и где было взято несколько булгарских городков.
Насколько большое значение придавал этому походу великий князь Юрий Всеволодович говорит то обстоятельство, что он в знак благодарности встретил своего брата и его  воинство за несколько верст от столицы и угощал всех его воинов, принимавших участие в походе, три дня.

Ж)  В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на 6 лет.

В 1229 году в Кореневе — ещё на 6 лет.
И между сторонами установился внешнеполитический консенсус.

В 12-м – начале 13-го века имели место и мирные отношения.
Истории   известны и случаи добрососедской взаимопомощи между  Булгарией  и  Русью.
Например, Булгария помогала русским князьям в периоды засухи и неурожая у последних, посылая им хлеб и зерно.

• У Татищева читаем:
«Болгары возили жита по Волге и Оке во все грады русские и продавали, и тем великую помощь сделали. Князь же болгарский прислал в дар к великому князю Юрию 30 насадов с житами, которые великий князь принял с благодарением, а к нему послал сукна, парчи с золотом и серебром, кости рыбьи и другие изящные вещи».

Булгары приходили на русские земли и в качестве мастеров, даже для строительства христианских церквей.

***

В 1223 году, после битвы на Калке, монголо-татарские войска ушли на восток через земли волжских булгар.
 И были наголову разбиты булгарскими войсками (более подробно об этом я писал в своей статье «Баранья битва»).

***

 «Баранья» победа не могла не вызвать ответной реакции монголо-татар и булгары это ясно осознавали.
Поэтому в период с 1224-го по 1227-й годы, на восточных и юго-восточных рубежах Булгарии возводились огромные земляные валы, так называемые засечные черты.

Разгром армии был большим позором для монголо-татар.
Несколько раз они собирали новую армию и вновь отправлялись в поход на Волжскую Булгарию.
13 лет после этого монголо-татары штурмовали Волжскую Болгарию.
Известны их большие походы 1229-го и 1232-го годов.
 Но всякий раз они были биты и отступали.
 И всякий раз эти армии были заманены под засечные черты и разгромлены булгарской тяжёлой конницей, закрывавшей путь к отступлению.
Булгары имитировали отступление и заманивали под засечную черту. После этого с тыла ударяла тяжёлая булгарская конница. Впереди неприступная засека с лучниками и копьеносцами - сзади тяжёлая бронированная конница булгар, против которой лёгкое оружие монгол малоэффективно.
В этих боях сын Чингиз-Хана был убит, а его внук Батый позже - получит стрелу в задницу…

-   В 1229 году Угэдэй, вступивший на монгольский престол, направил Субэдэя и Кокошая (Кукдая) с 30-тысячным войском (по сведениям Рашид ад-Дина) «в сторону Кипчака, Саксина и Булгара».
Это уже означало не просто «мстительный» поход, а начало завоевания Поволжья.
Тумэны под командованием Субэдэя и Кокошая, посланные новым каганом Угэдэем, разбили пограничный отряд булгар на реке Яик (Урал).
Но продвинуться дальше так и не смогли.

- В 1232 году появилась татарская конница во главе с Батыем и направилась к Биляру (крупному городу булгар) посчитаться за прежнее.
Но монголо-татары встретили ожесточённое сопротивление.

• Об этом говорит и Лаврентьевская летопись:
 «В лето 6740 (1232) приидоша Татарове и зимоваша, не дошедше Великого города Болгарского».

• А вот что писал по этому поводу Александр Бушков:
«В решающем сражении Батый потерял 15 тысяч воинов и отступил в степи, будучи ранен в поясницу. Именно в память об этой победе крепость, около которой шла битва, была названа Бугульма. В переводе на русский «бугульма» означает «не гнётся», а раненый Батый действительно не мог согнуться…»
       
***

 На курултае 1235 года было принято решение о начале Великого западного похода.
 В его задачи входило и окончательное покорение Булгарии.

В 1236 году на Волжскую Булгарию надвинулась 200-тысячная орда Бату-хана (Батыя).
Стоит отметить, что завоевать Поволжье «малой кровью» монголо-татарам не удалось.
Булгары упорно сопротивлялись.
Приведу только несколько примеров:

А)  Защитники крепостей Сарман и Тубулгатау дрались до последнего человека.
Внук Чингисхана Мункэ в знак признания их мужества велел сжечь тела погибших булгар на погребальном костре.  Это по монголо-татарским обычаям считалось большой честью: татары верили, что при сожжении тела удальца его душа сразу воссоединится с Тенгри и вернётся обратно на землю в облике нового храбреца.

Б)  В сентябре монголо-татары подошли к Биляру и после двухнедельного яростного штурма взяли город.
Разъярённые враги разрушили Биляр полностью и перебили всех пленных…
 
В)  Южным оплотом булгар была система крепостей в Жигулях и город Муран («Муромский городок»), окружённый тремя оборонительными валами с частоколом из брёвен и рвом.
Битва за город Муран была страшной.
На месте битвы даже находили останки людей обваренных в смоле, которую выливали сверху на штурмовавших крепость монголо-татар.
Первую, затем вторую линию обороны булгарам пришлось сдать. Люди укрылись в центре города. Но монголо-татары прорвали и эту линию обороны и ворвались в город.
Началась резня. Вырезали и убивали всех - и детей и женщин и стариков.
Монголы мстили за «Баранью битву».
 Многотысячный город был вырезан, разрушен и сожжён до основания.
 И никогда больше здесь уже не будут жить люди...

Г)  Была ещё оборона города - крепости Шугаль в Жигулях (по другим источникам - город Банджа).
Он стоял на скалах.
И держал осаду более года…
А возглавляла войско старшая дочь царя Алтынбека.
 Только в конце 1237 года враги ворвались в Шугаль.
Оставшиеся в живых защитники города отступили в деревянную мечеть «Сабан» и ещё долго там отбивались, пока Мункэ не велел мечеть поджечь. Не выдержав жара и дыма, оставшаяся горстка булгар выбежала наружу и попала в плен.
Царевне Алтынчач и полководцу Пачман удалось спаслись.
Есть народная легенда, что Алтынчач ещё долго нападала на монголо-татар во главе небольшого отряда…

***

В 1237 году - во время монголо-татарского похода на Северо-Восточную Русь - часть булгар восстала.
 Но восстание это было жестоко подавлено силами монголов, вернувшихся в Среднее Поволжье зимой 1238 года.

***

В итоге Волжская Булгария вошла в состав Улуса Джучи (Золотой Орды) и была разделена на «княжества», каждое из которых стало вассалом Золотой Орды и получило некоторую автономию.
Но, несмотря на все жертвы и разрушения, булгары сохранили себя как народ, хотя и стали вассалами татар…


Рецензии