Правила дома сидра

У книги, о которой я хочу рассказать,  два названия – «Правила дома сидра» и «Правила виноделов».  Но она – не о сидре, не о виноделии (не уверена, что сидр вообще правильно называть вином) и не о правилах. Я – экономист. Читая студентам курс экономики, я всегда на самой первой лекции старалась убедить слушателей в том, что экономика – это наука о выборе. Возможно, профессия чрезмерно сильно влияет на  мировосприятие, но мне кажется, что выбор – это и есть самое интересное. Не только и не столько в экономике, сколько в жизни и в литературе.
Книга Джона Ирвинга – о выборе. Вообще-то следует  написать это слово во множественном числе, но тогда у читателя рецензии сразу возникнет ассоциация с политикой, с голосованием. Однако герои книги (как и каждый из живущих на этой земле) выбирают не мэров или президентов. Они делают выбор между любовью и местью, между правдой и ложью, между честью (в собственном понимании этого слова) и тем, что так легко принять за бесчестие. Логично добавить в список выбор между добром и злом. Но жизнь – намного сложнее любых правил. И не всегда легко провести грань между светом и тьмой, между чёрным и белым. Потому что правда может быть очень злой и болезненной, а ложь – сладкой и умаляющей боль, как пары эфира. Недаром носителем правды в книге вдруг становится Мелони, менее всего похожая на ангела.
Я не собираюсь спойлерить – мне не простят этого будущие читатели книги. Предупрежу: те, кто хочет получить от чтения приятные эмоции, отдохнуть, развлечься (вполне законные желания), пусть выберут другую книгу. История ребенка, оставленного матерью и выросшего в приюте, и одурманенного парами  эфира руководителя приюта,  который несёт свой крест, устраивает судьбы подкидышей и с помощью подпольных абортов препятствует рождению новых сирот, вряд ли вызовут улыбку. Эта книга заставляет задуматься, вызывает желание спорить. И я спорила, и не соглашалась с выбором главных героев. Но не могла не уважать их и их выбор.


Рецензии