Тётя Валя

           Телевизор мы включали вечером заранее, когда на экране была только ухмыляющаяся мордочка настроечной картинки, покрытой «рябью» и «волнами». Ждали прихода с работы Афанасия Михайловича. Он выходил на улицу и крутил столб с антенной, вопрошая в открытое окно : «Так лучше? А так?». Наконец находилось оптимальное положение антенны, и мы начинали смотреть всё подряд до позднего вечера. Нравились концерты, которые вели конферансье — юмористы, конечно мульти-пульти. Смотрели балеты «Лебединое озеро» и «Шурале». Обсуждали, как надо называть артиста балета: балерин или балерун. А тёте Вале нравилось, как танцуют грузины.  Грузинами она называла всех кавказцев.
   - Гляди-ка , какие ножки, как циркули! -восхищалась она.

     Тётя Валя кроме медали "Материнство" (как имеющая пятерых детей) была награждена еще и какой-то медалью за выращивание кукурузы. Это было во времена Хрущева, когда он впечатлился  во время посещения Америки, и было принято решение повсеместно  в СССР сажать это растение, культивируемое ещё ацтеками.
     В то время ходило много анекдотов про кукурузу:
       Пионерка спросила у Хрущева:
           - Дяденька, правду папа сказал, что Вы запустили не только спутник, но и сельское хозяйство?
           - Передай своему папе, что я сажаю не только кукурузу.

    Или ещё:
         "Вызывают в обком председателя колхоза Архангельской области, несогласного разводить кукурузу, и спрашивают: «Ну что, будем сеять или сажать?»".
       
        Ачкасовским совхозом руководила бой-баба «Голованиха». Кукуруза удалась. Правда, бетонные силосные ямы по весне воняли сгнившим силосом. Но Голованиха использовала текущий момент, ездила на какие-то совещания, делилась опытом. Однажды и тётю Валю пригласили на какой-то банкет в Москву, после которого мы ещё долго приставали к ней, чтобы она  рассказала нам, что там было на столах. 

      Тётя Валя всю жизнь проработала бригадиром в совхозе. Уходила она рано утром и приходила поздно вечером. В доме на стенке висел радиоприемник, и тётя Валя призывала всех к тишине, когда передавали прогноз погоды.  Только один раз она съездила в санаторий в Евпаторию. От того времени у неё сохранилась фотография. Ещё тётя Валя неплохо играла на семиструнной гитаре. Это был не какой-то бой, а аккордный перебор струн.
      Мы никогда не видели её в раздраженном или гневном состоянии. Исключением было, когда упоминали Сталина.  Тётя Валя кляла "Рябого" за раскулачивание большой семьи, за исключение её из техникума по этой причине, за не ту жизнь, о которой она мечтала. 
      Из ругательных слов у неё было только одно: «Идол».  К нам, своим племянникам, она относилась очень хорошо и всегда жалела своего младшего брата, нашего папу, и передавала ему то сало, то картошку.
      В один из вечеров Афанасий Михайлович сидел на кухне и захотел утолить жажду общения, а тётя Валя уже спала без задних ног после трудового дня, набегавшись по совхозным полям.
        И вот из кухни раздаётся тревожный голос: «Валентина. А, Валентина». Тётя Валя просыпается, сонно бредёт на кухню и спрашивает, что случилось.
      - Валентина, подай мне воды попить.
      - Идол! -ругается тётя Валя, но зачерпывает воды железной кружкой из ведра, которое стоит на лавке рядом с Афанасием Михайловичем.

        Родилась тётя Валя  15.02.1915 года.  Последние годы жизни ей стала отказывать память. Перед Новым 2000 годом заезжала коломенская Ритка и рассказала, что Валентина Ивановна спросила у неё:
       - Что сейчас зима или лето?
       - Зима.
       - А снег есть?
       - Нет.
       - Какая же это зима!

      Умерла тётя Валя 25.05.2001 в возрасте 86 лет. На похороны приехали дети, внуки , племянники. Многих я не видел очень давно, и они для меня как бы мгновенно состарились.
      Похоронили её рядом с дядей Афоней на Ачкасовском кладбище. Позже установили памятник с копией фотографии, сделанной в Евпатории. Других у неё не было.


Рецензии