Рассказы из цикла Дорога

                (3)
 
                ПИСЬМО
    Март- месяц весенний. А погода - взбесилась Таких метелей, эимой, не  было. Хотя,зима- то,  еще  не  закончилась. Но все же...Прошли праздники: 8 Марта,  Масленица.Настраиваемся  на  весеннее настроение. А тут...
    По причине  непогоды, домой,на выходные,  не  поехала. Даже по  деревне  не  пройти. Намело, замело...Еще в пятницу, трактор повез  молоко и почту в Куркачи, но на обратном пути застрял в поле. До сих пор не вернулся.
    Вчера, после уроков, к нам зашла  Татьяна. Чтобы ей не  брести   по сугробам, в  конец деревни, я и  моя хозяйка уговорили ее  остаться у нас. По случаю нашего  неотъезда домой, баба Шура предложила  приготоить пельмени.Втроем, дружно и быстро  прокрутили мясо, налепили  пельмешек, которые  потом  с великим удовольствием и большим аппетитом поели. На время, позабыли, что  за окном пурга, бездорожье.За разговорами, на разные темы, баба Шура, обращаясь к Татьяне сказала;
       -Татьяна Николаевна, переходите к нам квартировать. Ларисе Васильевне
        веселее будет. Что ей со мной, старухой, время коротать. Небось, скучно.
        Если  вы, конечно, не против.  Да и школа ближе.
       -Я не против. Только  надо согласовать  с директором школы - ответила Татьяна.
        -Его известить надо,  о  моем решении.
        -Поговори, поговори, милая...Так прошла суббота. Наступило воскресенье. Погода не  наладилась. Все также завывает  метель. Стекла оконцев  залепило  снегом. В доме тепло, тихо. Старательные ходики- размеренно, со скрипом, отстукивают: тут, тук. передвигая зрачками кошачих глаз:вправо- влево.Пахнет свежеиспеченным хлебом, душистыми травами, которые развешаны , засохшими пучками, на кухне.
      Дверь  на  кухню приоткрыта.Там хозяйничает баба Шура. Она два, три раза
в неделю, по утрам, вынимает из печи горячие ржаные караваи испеченного хлеба. Раскладывает  их  на  столе.Бережно укрывает  полотенцами. В деревне пекарни  нет. Хлеб в магазин  не  завозят.Поэтому , деревенские - сами выпекают  хлеба. Ну, а моя хозяйка, готовит  на  два  дома- себе  и для семьи  дочери. Видя, что я уже встала, баба Шура приглашает   к завтраку и, как всегда в таких случаях, протягивает  горячий ломоть  хлеба.
       -Ну- ка, Лариса Васильевна, спробуй хлебушка. Как он  получился?
И только после  этого приступаем  к завтраку.
     Проверила  тетради. Составила  планы уроков на предстоящую неделю и задумалась: "Чем бы еще  заняться?" Почитать  нечего. Библиотека сегодня не  работает. Вошла  баба Шура. Села  рядом.Посмотрела  на  стопку  тетрадей, что лежат  на  столе.
        - Двоек много поставила?
        -Да нет.Игнатьеву из второго класса. Санникову из  четвертого класса.
        -У Игнатьевых - куча мала. Дом полон  ребятишек.Он, почитай, за старшего.
         За сестренками  приглядывает. По двору все  делает, когда  матка  с
         батькой на  работе. Вот  и не поспевает с учебой-то..А- Санников... тот
         еще -обормот. 
          С ним и матка  не справляется.Весь  в батьку- неслух. 
Баба Шура  вздохнула. Помолчала. Задумалась о чем-то.
        -Трактор  и сегодня  не вернулся...Почты  нет...Крестьянка должна бы 
         придти....
Старушка опять вздохнула.   
          - Давайте, я сбегаю в сельсовет. Может  новости какие...
          - Так  вьюжит же....
Сельсовет- управление  колхоза, рядом., через дом.На улице меня встретил ветер, бросая  пригоршни колючего  снега в лицо.В управлении тихо.В приемной, за столом, сидит  почтальонша и что- то пишет.
           -Тетя  Галя, можно  мне  взять газеты  почитать?
           -Они все  старые. Почты не  было.Наш  "Белорусс"застрял в поле 
             и до сих пор сидит в снежном плену.
             Председатель   телефон надорвал,
             названивая в Чишму. Там обещали бульдозер  послать, вытащить.
            -Вот, беда-то...
Я отобрала  несколько газет: "Известия", "Советская Татария." Вышла  в коридорчик.Тут  меня остановил  голос тети Гали. Она  стояла на пороге, распахнутой двери.
            -Лариса Васильевна! Вам же письмо!
            -Письмо? Почты же  не было.
            -Оно  местное. Я еще вчера, перебирала и отложила в сторону.Сегодня 
             собиралась отнести вам.. Извините...
Я взяла голубой конверт. На конверте  не  было  марки, обратного адреса. Мелким  почерком написан   адрес  моей хозяйки и в  скобках- для Ларисы Васильевны.
На прошлой неделе я получила  шесть  писем- от  одноклассниц и  от Володи Мартьяного. Всем уже  написала  ответы. Каждое, полученное  письмо, меня  радует.
Они  вносят  оживление в мои непривычные будни  деревенской жизни. А это  письмо...От кого? Очень  было  любопытно узнать: что  там в конверте?
     С  трудом  переставляя ноги по сугробам, с полузакрытыми  глазами, против ветра ,добрела   до калитки. Вошла в избу. Прошла
через кухню в переднюю и остановиась в дверях.  Пред моими  глазами  интересная  картина: баба Шура  сидит на  табурете, спиной к  печке.Руки скрещены перед  грудью. Взгляд устремлен на  стену, что  напротив, где  висит маленький квадратный  приемник.Из этого приемника комнату  заполняет музыка, и низкий мужской голос исполняет  арию из  оперы Бородина -"Князь  Игорь." "О,  дайте, дайте  мне  свободу. Я  свой позор  сумею искупить"...  Чтобы я не помешала ей наслаждаться музыкой, баба Шура приподняла  указательный палец. Я поняла. Стою. Жду. Ария закончилась. Моя хозяйка   улыбнулась, довольная.
        -Как хорошо  пел...как правильно...
Позже я узнала, что  каждое воскресенье, в это  время, передают музыкальную классику и моя хозяйка с удовольствием слушает, не пропуская  передачу. Откуда такая любовь к опере у простой деревенской старушки? Для меня- загадка.
      Баба Шура оделась, завернула в полотенца  два каравая и отправилась к дочери.  Я же, присела на кровать и раскрыла конверт. Содержание  письма меня удивило  больше, чем сам факт его получения.Некий -Николай пишет:
    "Извините, что я так ,по- наглому, беспокою вас. Вы меня не знаете. Я  тоже, можно сказать, вас не знаю.Но каждый день вижу вас. И мы, раз в неделю, встречаемся. Не удивляйтесь. Я живу в Верхней Йе. Сейчас, почти  три месяца, учусь на курсах от военкомата, в Казани. Живу в общежитие. Утром и вечером прохожу мимо маленького  фотоателье. Оно напротив педагогического института. Там на окне- стенд с  фотографиями.Первый раз, проходя, остановился , разглядывая  их.Почему-то  мне  запомнилось ваше  лицо.Понравилась фотография. А потом, я был сильно удивлен, когда каждое  воскресенье встречал  вас на дороге, которая  ведет  от станции Камаево в наши места. Только, я иду на электричку, а вы с электрички. И каждый раз, в одно и тоже  время. Встречались всегда почти на том же  месте, в 14часов, на тропе вдоль оврага.
 Если бы  не фотография,я может быть  не  обратил внимания. ..Но ведь, такое не бывает,просто  так-совпадением. Мне стало  интересно.Хотелось узнать:кто вы. откуда и куда идете.А тут опять  случилось удивительное. Прошло больше  двух месяцев  и я встретил вас в родной деревне. Это было в  прошлый понедельник. Наша   
 мама  приболела  и попросила меня остаться на два- три дня. В понедельник  пошел в школу на  родительское  собрание. Вместо  мамы.Каково же было мое  удивление- вы в нашей деревне, и к тому же учительница  нашего ВитькА! Я не удержался  и дома  расспросил  братишку. От него узнал: у кого вы квартируете и, что каждую субботу уезжаете домой.Если бы не это собрание, я бы  так и не встретил вас в деревне. Возвращаясь в Казань, я как всегда, прохожу мимо стенда  и смотрю на  вашу фотографию. Теперь я знаю  вас. Ради бога, не обижайтесь на меня
за письмо и за все, что написал. Я долго  думал: а может  это  Судьба? Мне весной идти в Армию, вместе  с Санькой Красильниковым.Вы его знаете.Он на молоковозке работает. Лариса Васильевна, вы не беспокойтесь.Я ни с кем  на эту тему не говорил. Только ВитькА расспросил. Пишу и думаю: А! Будь, что будет! Я для вас незнакомый парень.Может быть ответите, а может- нет. Но я пойму вас."
                Шувалов Николай.
     "И, что мне  теперь  делать? Писать ответ? Зачем? О чем? Да и кому?"
Я была обескуражена  этим письмом. и парня обидеть- жалко, и писать ни о чем- пустое  дело. Да я, его  даже в лицо  не  знаю. Не представляю, кто  он. По дороге с электрички  много  народу встречается. Стала вспоминать, кто был на собрание.
Собрание  было  общее.  По классам не расходились. Родители все в возрасте."Стоп!"
Был один парень. Я обратила  внимание  на  его пышную шапку кудрявых волос , пшеничного цвета. Ладно. Дождусь субботы. Потом воскресенья. Присмотрюсь, кто навстречу  пойдет.  Интересно. Конечно, можно  у бабы Шуры  разведать, но это  не в моих правилах.А теперь, надо вспомнить, что за фотография и, как она там оказалась. После долгих размышлений, вспомнила:в июле, четыре  одноклассницы  решили поступать в Елабужский пед.институт. И поехали  фотографироваться в Казань. Тогда, я и Аля Купер,  за кампанию. с ними. Они фотографировались на  документы, а мы с Алей- форматом больше. Просто так. На память.
    Ждать  предстоящего  воскресенья не  пришлось. Через два дня погода наладилась Все стало  на свои  места. Вернулся  трактор. Наладилась доставка  почты. Рассказывают, что  и дорожку  на  станцию  протоптали. В субботу,как всегда  с  Татьяной пойдем на электричку. После занятий я отправилась в библиотеку.А, библиотека, на удивление, в деревне- хорошая.Выбрала необходимую литературу и...
         -Здравствуйте, Лариса Васильевна!
Я поворачиваюсь и вижу  молодого  парня в  черной куртке, короткой, с мутоновым воротником-схожая с курткой  летчиков. На ногах меховые унты.У парня  очень  объемная  шевелюра пшеничных кудрей.
        -Вот и встретились- улыбается
        -Здравствуйте, Николай.      
Я положила книги  на стол
         -Интересная?
Он взял в руки одну из книг.Прочитал вслух:
         -Живое слово. О чем?
Теперь я улыбнулась
         -Литературно- художественный сборник.Поэтические произведения от 
          Ломоносова и до Брюсова.
Николай засмеялся.
          -О! Я от этого  далек.
Поговорили о погоде, о деревне. Ничего  лишнего не  говорил.Глупых вопросов не  задавал.Разговаривать с ним было приятно. Глядя на Николая, вспомнила его.В любую погоду- мороз или метель он ходил без головного убора.Это я всегда  замечала,когда  видела  его  на дороге. Каждый раз,удивлялась:видимо богатая шевелюра согревает  парню голову.   
Из библиотеки вышли вместе. Он проводил меня до  калитки.    
         - В субботу - домой?
         - Конечно- домой.
         - А я,сегодня к вечеру, должен быть в городе...
Николай замолчал. Опустил голову.В левой руке держал  книгу, пальцы правой постукивали по книге. Наступила пауза.Николай  молчит и я  молчу. Вижу, что он хочет чего-то сказать и не решается. Наконец-то поднял голову и заговорил:
          -В конце апреля нас с Санькой, в клубе, будут провожать в Армию. Вы
           придете?       
           -Приду, Коля. 
           -Ловлю на слове -улыбнулся.
           -Приду.Обещаю. Спасибо, что проводил.
           -До свидания, Лариса Васильевна! До встречи в воскресенье,
            на  том же месте,на тропе.
За всю эту встречу, ни он, ни я, не вспомнили о письме.
Николай опять улыбнулся, провел рукой по своей красивой прическе и медленно направился вниз по деревенской улице. "Везет же мне  на кудряшей"...
       А дома меня заждалась баба Шура. Спросила  почему припозднилась. Ведь занятия давно закончились. Пришлось объяснять. Вместе  поужинали.Потом прошли в переднюю, сели за стол.Баба Шура- читать газеты. Я-проверять тетради.Это  наше общее и любимое  времяпровождение по вечерам.

Казань 1970г.


Рецензии