C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Знаменательное плавание

                ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ   ПЛАВАНИЕ


Среди  выпускников  Морского  инженерного  училища  в  Кронштадте  царило  оживление. Наступило, наконец, время  долгожданного  практического  плавания  в  составе  Гардемаринского  отряда  (Отдельный  отряд  судов, назначенных  для  плавания  с  корабельными  гардемаринами). Будущий  инженер – механик, гардемарин  Михаил  Михайлович  Любимов  (1889 – 1972)  попал  на  броненосный  крейсер  «Рюрик». Плавание  предстояло  быть  интересным, российские  корабли  под  командованием  контр – адмирала  Н. С. Маньковского  шли  на  празднества  в  Черногорию  по  случаю  50 – летия  царствования  черногорского  короля  Николая  I. В  порт  Антиваре  отряд  доставил  Великого  Князя  Николая  Николаевича, как  представитель  Государя  Императора  он  должен  был  вручить  Королю  Черногории  фельдмаршальский  жезл  Русской  армии.

М. Любимову  посчастливилось  попасть  в  число  откомандированных  с  судов  отряда  офицеров  и  гардемаринов  на  торжества  в  г. Цетинье, куда  по  железной  дороге  отбыл  Великий  Князь. Все  участвовавшие  в  празднестве  офицеры  получили  черногорские  ордена, а  М. Любимов и  другие  гардемарины  удостоились  золотой  медали  «За  Ревност»  («За  Старание»). Позднее, выпуск  училища  1910  года  стали  именовать  «Черногорским».
После  торжеств  в  Цетинье  Гардемаринский  отряд  зашёл  на  рейд  Фиуме, где  ему  предстояло  встать  на  защиту  чести  России  и  славного  Андреевского  флага. К  тому  времени  туда  прибыла  эскадра  австро – венгерских  кораблей  под  командованием  вице – адмирала  Монтекукколи. На  салют  Наций, произведённый  кораблями  Маньковского, как  обязательный  ритуал  при  заходе  боевых  кораблей  в  иностранный  порт, крепость  Фиуме, так  и  австро – венгерская  эскадра  не  ответили. Это  явилось  прямым  оскорблением  Российского  Андреевского  флага  и  России. Однако, находившийся  на  борту  «Цесаревича»  Великий  Князь, решивший  покинуть  флагман, чтобы  отправиться  в  Россию  на  поезде, сделал  вид, что  это  его  не  касается, предоставив  Маньковскому  разбираться  с  произошедшим  самому.

Тогда, после  обмена  объяснениями  случившегося, Маньковский  выдвинул  австрийцам  свой  ультиматум, что  не  выпустит  эскадру  Мотекукколи  с  рейда, пока  не  получит  ответного  салюта. ( эскадра  последнего  должна  была  на  рассвете  сняться  с  якоря  и  уйти  в  море). По  приказу  Маньковского  российские  корабли  «Цесаревич», «Богатырь»  и  «Рюрик»  переменили  свои  места, причём, броненосный  крейсер  «Рюрик»  встал  при  входе  на  рейд, закрыв  проход  в  открытое  море. Остальные  развернули  свои  орудия  на  суда  австро – венгерской  эскадры.

Решительные  действия  Гардемаринского  отряда  неизбежно  становились  причиной  войны  между  Россией  и  Австро – Венгрией. Русские  прекрасно  понимали  превосходство  австрийцев, у  которых  насчитывалось  до  двадцати  кораблей, плюс  орудия  фиумской  крепости), но  честь  страны  и  флага  для  них  были  дороже  всего.
На  кораблях  отряда  все  напряжённо  ожидали  развязки, и  вот, в  четыре  часа  утра  из  труб  австрийских  судов  повалил  густой  дым, шла  подготовка  к  съёмке  с  якоря. Неужели  их  флагман  сдвинется  с  места, и  тогда  нужно  открывать  по  нему  огонь? Медленно  и  тревожно  тянулось  время, в  восемь  часов  австрийцы  подняли  кормовые  флаги, и  в  то  же  время  крепость  ответила  залпами  салюта. Одновременно  с  ними  загрохотали  пушки  кораблей  австро – венгерской  эскадры.

М. Любимов  на  крейсере  «Рюрик»  считал  залпы, их  было  двадцать  один, соответствовавших  салюту  Наций. Гордость  за  Россию, за  Андреевский  флаг  наполняла  его  душу. «Слава  нашему  адмиралу  Николаю  Степановичу  Маньковскому! Он  победил. Нам, гардемаринам, выпало  счастье  служить под  этим  славным  Андреевским  флагом!»

Михаил  Михайлович  Любимов  стал  инженер – механиком, старшим  лейтенантом  Российского  флота, был  старшим  флагманским  инженер – механиком   3 – го  отряда  транспортов  в  Батуми, служил  на  крейсере  «Кагул»  ( «Генерал  Корнилов»). Эмигрировал, жил  в  Америке, работал  морским  специалистом  по  судовым  машинам  и  котлам, состоял  в  обществе  русских  инженеров  в  США, но  этот  знаменательный  поход  запомнил  на  всю  жизнь.

21  октября  2021  года                Вячеслав  Прытков.   


Рецензии