Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд
По одной лишь причине — безумно любил.
К моменту встречи с Зинаидой Райх Мейерхольду было уже 47 лет, он был знаменит, женат, имел трех дочерей. Но в Зинаиду Райх, свою ученицу, которая была моложе его на 20 лет, влюбился без памяти. Она была красивая, высокая, стройная. «Хотите ко мне в студию? — с ходу предложил Мейерхольд. — Я сделаю из вас лучшую актрису России, обещаю вам!» Еще утром Зинаиде Евгеньевне казалось, что жизнь ее пошла под откос. Ее брак с Есениным рухнул, не просуществовав и года. Остались двое детей Она терпела от Есенина все — его дикие загулы, побои. В конце концов, через Мариенгофа ей было передано: пусть убирается, у Есенина давно другая женщина. Райх ушла. И Есенин на время забыл о ее существовании. А потом вдруг заревновал и, случалось, плакал навзрыд, глядя из партера мейерхольдовского театра на бывшую жену. Мейерхольд же от любви просто обезумел! Скоропалительно развелся с женой, с которой прожил без малого тридцать лет и от которой имел трех взрослых дочерей. Ввел Райх в труппу своего театра и сразу на первые роли. У бывшей примы Марии Бабановой отнимались роль за ролью. Бабанова горько плакала, но Мастер был неумолим… В конце концов Бабановой пришлось покинуть театр. Впрочем, со временем страсти улеглись. Публика к Райх привыкла и стала-таки аплодировать. Мейерхольд руководил ТИМом долгих пятнадцать лет! Но в театре не было мира, он вечно опасался, что кто-то из обиженных актеров его застрелит. Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули…
А вот Зинаиде Николаевне коллеги, шептавшие ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали!», напророчили нож. Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Кто ж мог знать, что все так и случится…
В конце 1920-х ГосТИМ стал утрачивать популярность, публика рвалась тогда во МХАТ.
Всеволод Эмильевич с Зинаидой Николаевной уехали за границу, дело вполне могло бы кончиться эмиграцией, но из Москвы пришло радостное известие: правительственная комиссия выделила 30 тысяч рублей на поддержание ГосТИМа. Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти вплоть до 1936 года. Но затем положение резко изменилось, в газетах появилось слово «мейерхольдовщина» — и началось! Отречения учеников, рекомендации «разоблачить»… Театр закрыли. Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями».
Они еще пытались бороться. Была даже иллюзия, что все наладится,
но тут Зинаида Николаевна совершает самоубийственный поступок: ни с кем не посоветовавшись, она посылает письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре?», «Вам самому не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда!» Вряд ли она знала, что подписывает и себе и мужу смертный приговор.
Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года в его ленинградской квартире и поездом под конвоем переправили в Москву. Несколько месяцев он находился в разных тюрьмах. Его обвиняли как шпиона английской и японской разведок. 1 февраля 1940 года Мейерхольда судили, приговорили к расстрелу с конфискацией имущества, и на следующий же день приговор был приведен в исполнение. Он так и не узнал о том, что Зинаиды Евгеньевны уже семь месяцев нет в живых…
В тот день, когда его арестовали, в их московской квартире в Брюсовом переулке был произведен обыск. Через несколько дней, 15 июля 1939 года, Зинаиду Райх нашли полуживой в собственной спальне со множеством ножевых ранений. Скончалась она по дороге в больницу.
В квартиру Мейерхольда, разделенную на две отдельные, Берия вселил своего шофера с семьей и секретаршу.
Зинаиду Райх похоронили на Ваганьковском кладбище, в том самом черном платье, в котором она играла «Даму с камелиями». Место, где захоронен Мейерхольд, до сих пор неизвестно. Впоследствии на ее памятнике добавили надпись: «Всеволод Эмильевич Мейерхольд».
Свидетельство о публикации №221102101711