Анна

Анна

«МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Девелопер Sminex планирует снести бывшее здание Государственного научно-исследовательского и проектного института редкометаллической промышленности "Гиредмет" в Большом Толмачевском переулке около Третьяковской галереи в Москве до конца 2020 года.  Строительство на этом месте жилого дома начнется в начале 2021 года.»

Прочитала я эту информацию, и стало мне так грустно…

…Моя тётя Аня жила в Москве, работала в этом институте, именно в этом здании. Я была только около него, войти нельзя было.  Третьяковка – рядом. И повела она меня туда, и оставила там. И ходила я по залам Третьяковки, восхищаясь, узнавая, не понимая… 

Хорошее было время, доброе. И воспоминания мои добрые. Тётя Аня была человеком с юмором. Я помню её рассказы, мне ли рассказанные,  ещё кому, и я их услышала. Но ведь было это время, когда сотрудников институтов посылали в колхозы на уборку урожая, потом на овощные базы сортировать собранный урожай.

Перцы-стаканы

Послали их на овощную базу, рассказывала она. Приехали. Холод, сырость, сгнившие овощи.  Работали, конечно.  Но, не смотря на все неудобства, шутки, смех не прекращались. И почему бы не погреться обычным русским способом?  Нашлось чем, а  из чего? Но моя тётя нашла выход.
 
- Смотрите, а это разве не подойдёт? - смеясь, сказала.

Она держала в руках болгарские перцы. Потом ловко отрезала хвостики – вот она – посуда!

 
Паровой утюг

В гостях у тёти Ани. С ней ещё свекровь тогда жила. Она работает в театре, меня это интригует, я ещё не была там, всё впереди. А сейчас она гладит  постельное бельё. Оно накрахмалено, прямо блестит. Утюг железный, и нагревает она его на газе.  Уже появились электрические утюги, и вдруг – железный, который греть нужно вот таким странным способом.

Разговариваем, вернее, я слушаю, она говорит.   

-   Я сегодня видела на улице:  идёт женщина, а в руке – белая сумка!  Зимой - белая!

Запомнилось.  Зимой белых сумок не ношу!

Иду по улице, несу в охапке мороженое.   Сумку не взяла, а захотелось всех сортов.

- Девушка, не растеряете? - спрашивает встречный мужчина.

- Нет! - смеюсь.

 Новый год, ёлки, улыбки.


Свадьба осенью в деревне

Если вы не были на деревенской свадьбе осенью, то не можете себе представить ночное возвращение со свадьбы: дождь, грязь, чернозём, ни одного фонаря…

Родственники готовились к свадьбе, приглашали гостей. Клеили новые обои. Свадьба была весёлая, но обои к концу застолья уже не были такие новыми.

Тётя Аня приехала из Москвы  на свадьбу с другими родственниками.  И вот, возвращаемся мы ночью.  И пусть природа неприветлива, но нам весело-весело! Тётя одета в шубку каракулевую. Смешит нас рассказами. Идём мы не по гладкой дороге, а в огромной колее от трактора К-700. Если представляете себе такую махину, то и колею тоже.
И вдруг тётя споткнулась и упала в колею, прямо в грязь в своей чудесной шубке!  Это было что-то. Она барахтается, ей помогают выбраться, она выскальзывает, как рыба, падает снова. Надо знать тамбовский чернозём! Тётя Аня смеётся, мы смеёмся. Свадьба!

Идём дальше. Наш путь – в другую деревню.


Гарнитур

Тётя Аня  каждый год приезжала в родные места, здесь  место упокоения её мамы, и  она всегда  наводила там порядок.
Помню, она всё покрасила, всё убрала и отмывает руки от краски, кажется, ацетоном. Я замечаю на пальце кольцо с рубином. Она говорит мне, что муж  подарил ей на сорокалетие гарнитур: кольцо, подвеска и серьги. Я и сейчас словно вижу эти украшения. Но меня тогда удивило, что она, работая с краской,  не сняла кольца!  Я стала думать, почему она не сняла…  Может, боялась потерять?  А мне жалко было это кольцо…

Земляки

В очередной приезд идём с тётей по деревне.  Около одного дома стоят два знакомых мужика, дядя Саша и дядя Вася. Один помоложе, другой постарше,  в валенках. Я удивлена этому, ведь тепло на улице!  Это намного позже я услышала такое: -  Мне уже шестьдесят, в моё время надо в валенках на завалинке сидеть!
И тут начинается интересное. Мне-то лет немного, до тридцати, и для меня они старые-старые. И вдруг они начинают игриво так беседовать.

- Аньк, это ты что ли?  Ох, молодая ещё, молодая!

- Я!  А вы что, на солнышке погреться вышли?

- Да ты что, погреться, мы ещё хоть куда!

Пошутили, посмеялись.  Мы пошли дальше, а они остались и смотрели нам вслед.



 
 


Рецензии
Наташа ты с такой любовью и добротой вспоминаешь свою тётю Аню, что я тоже прониклась к ней симпатией. Спасибо тебе за эти интересные и душевные воспоминания! С теплом души Л. ☺ ♥♥♥

Лидия Курзаева   22.11.2021 07:34     Заявить о нарушении
Лида, спасибо большое!

Наталья Меркушова   23.11.2021 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.