Иоганн и Елизавета Классен

***
Пора, Иоганн, пойдём, уже все ушли, мы с тобой последние. Иоганн посмотрел на брата пустыми печальными глазами. Скажи Герхард, а куда возвращаться, куда, в пустой дом, кто меня там ждёт. Что ты говоришь, как кто, а дети, как ты такое можешь говорить. Ты теперь несёшь двойную ответственность за них. Кстати, а что с моими детьми, где они. Не переживай, моя Анна и наши дети с ними. Младших они к нам забрали, а старшие у вас дома. Спасибо брат, что бы я без вас делал. Давай, иди домой, отдохни, и утром тебе надо быть готовым, надо думать, что тебе предпринять. Пойдём, брат, пройдёмся немного. Ты не сильно замёрз, сегодня свежо на улице, я думаю градусов пять не больше. Сегодня среда, я спрашивал в администрации, они тебя ждут в понедельник. А что они хотят от меня. Как что, ты нуждаешься в помощи, как ты собираешься один справляться с детьми. Тебе направят помощницу по дому.

Ещё никогда не было Иоганну так тяжело войти в дом. В их дом в Остенфельд, колонии Ам Тракт. В доме стояла тишина и он прошёл в спальню. Первый раз не встречала его Агата. Когда бы он раньше не возвращался, будь это днём или поздно вечером, она его ждала и не спала пока он не вернётся. Моя дорогая Агата, почему ты ушла от нас. Но ты там на небесах, ты всё видишь, я тебе обещаю позаботиться о наших детях. Иоганн присел на край пустой кровати, время остановилось, жизнь пронеслась перед ним, высвечиваясь на фоне чуть светящейся керосиновой лампы и терялась в темноте дальних углов комнаты. Почему я здесь, зачем было ехать сюда в Россию, здесь ещё совсем не налажен быт, вот и подломило всё это мою Агату. А там в Пруссии, что было там. Да тоже всё не так радужно. Я слышал, что и в Пруссию наши предки тоже пришли, так что мы не первые. Даже помню говорили, что у них был другой язык древне нидерландский. Они и в Пруссии долго общались на своём языке, это уж потом стали говорить на немецком. А вот написание фамилий несёт путаницу, наверно с тех времён- / Claassen, Claa;en, Klaassen, Klaa;en, Kla;en-Klassen/-и это всё в итоге одно и тоже. Но вот указ Фридриха Вильгельма II наделал много проблем для меннонитов. Земли на всех стало не хватать, менонитские семьи многодетные, и все хотят иметь землю. Согласно новому указу, чтобы купить землю меннониту у не меннонита надо соглашаться на специальное разрешение. А таковым могло быть отказ от освобождения от военной службы. Как на такое соглашение могли согласиться меннониты. Вот и пришлось искать лучшие условия. Таковыми условиями стала миграция в Россию. Иоганн сам не заметил, как впервые за эти траурные дни усмехнулся. И даже заговорил сам с собой. Я помню, как мы с братом Герхардом поняли, что надо куда-то уезжать, иначе не отвертеться от службы. Брат старше меня, он родился 18.08.1840, а я родился 11.02.1843. Мы тогда жили в Пруссии в Петерсхагене. С нашей округи уже много семей переселилось в Россию. Последние совсем недавно ушли, и то и дело было слышно, что ещё уходят. Наш отец тоже Герхард Классен 01.04.1806 года рождения, как и все, засобирался в Россию. Но может быть он долго думал или ещё какие причины, но у него не получалось уйти со всеми. Только в 1871 мой отец Герхард Классен, со своими дочками и моими сёстрами Агнетой /1846/ и Юстиной /1854/прибыли в Ам Тракт. Я тогда был молодой, мне казалось куда проще простого сложить вещи в конские повозки и вперёд, сейчас я так уже не думаю. Отец был занят сборами, а мы с братом пользуясь всякими уловками, ездили в город, я до сих пор не могу забыть тех мест. Какие в Пруссии красивые города, какие посёлки, не знаю, что нам скажут наши дети. Та молодёжь нашей колонии, что родились здесь, наверняка думают, что наша колония Ам Тракт-это самое красивое место на земле. В Пруссии мы ходили в зоопарк, в цирк, да просто гуляли по красивым местам города, а здесь, что здесь видит наша молодёжь. Да и времени свободного у них нет, они должны помогать родителям, школа и разве что вечернее песнопение. Ой, что это я, так и на плохие мысли можно перекинуться. Может лечь попробовать уснуть. Он не стал разбирать кровать, приютился с краюшку, как будто это не его кровать. В голове снова завертелись всякие мысли. Там в Пруссии было мне всё родное, там похоронена моя мать Зара Браун /1812-1865/. Там в Пруссии жил и отец моего отца Абрам Классен мой дед, и отец матери Арон Браун мой дед по линии матери. Да, давно у меня не было столько времени, чтобы столько вспоминать. Наверно скоро утро, но пока в доме тихо. Иоганн снова попытался уснуть, но в голове одна картинка менялась другой, вот он отчётливо видит день их свадьбы с Агатой. Да как такое событие забудешь. Это было 26.10.1872, они молодые и счастливые. Потом рождались дети. Какое было горе, половина их детей уходили от них на небеса. Агата, ты теперь там с ними, с нашими детьми, а я на Земле и со мной ныне живущие наши дети Катарина, Герхард, Анна, Агнета и Якоб. Катарине всего семнадцать, а маленькому Якову три года. Им будет очень тяжело без тебя, каждый ребёнок хочет быть рядом с матерью. Для всех для нас начинается новая жизнь.

Новая жизнь.

Новая жизнь у Иоганна началась 29.06.1893. В этот день у него была свадьба с Елизаветой Унгер 20.07.1868/. Когда умерла Агата, в администрации сказали, что ему помогать будет Елизавета. У неё дома были тоже не простые условия, большой надежды на личную жизнь тоже не предвиделось. Всё складывалось так, что девушкам её возраста рассчитывать на удачу не представлялось возможного. Жизнь в колонии Ам Тракт резко изменилась с 1880 года, когда две большие группы ушли в Азию. А потом оттуда с Азии бывшие колонисты потянулись в Америку. А в 1890-1893 охватило колонистов, и началось. Отъезжающие продавали свои фермы, дома. Их не удерживало ничто, и каждый из отъезжающих не смог конкретно назвать причину. Всё сводилось к тому, что хотят для своих детей дать возможность получить в будущем землю. Похоже первые уехавшие с Азии дали пример и за ними потянулись другие ищущие лучшую жизнь. Возможности уехать у Елизаветы не было. У них в 1880 году умерла мать, а через три года умер отец. А их детей было восемнадцать. К моменту смерти матери оставалось тринадцать детей, самой младшей было девять недель, но она через полгода умерла. Заниматься домом и хозяйством стал старший брат Яков, а с детьми старшая сестра Катерина. Но через два года в 1885 брат женился на Агнете Квиринг, и она стала смотреть за детьми, а Катерина сначала ушла помогать в другие семьи, а потом вышла замуж за овдовевшего Вильгельма Варкентин. Вскоре в 1901 году у Сестры Анны умер муж Якоб Янцен, это было такое горе. У сестры на руках осталось шесть детей. Елизавета оставалась дома, но время шло и пришло время и Елизавете устраивать свою жизнь. Она помогала Иоганну Классен с детьми, а потом приняла предложение стать его женой. Брат Яков тоже не был против, и вот и их свадьба. После свадьбы Иоганн и Елизавета теперь уже Классен поехали в Остенфельд в дом, где жил Иоганн и его дети. Теперь это были их дети. Елизавета стала им приёмной матерью. Посёлок Остенфельд был одним из десяти посёлков колонии Ам Тракт. Жизнь стала налаживаться, не такими частыми стали переезды из колонии, обстановка стала спокойной. Взрослые занимались своими делами, дети учились в церковно-приходской школе. Елизавета, вот смотри, это наш первый с тобой совместный доход. Елизавета не сразу поняла, она смотрела на улыбающегося мужа и понимала, что произошло что-то хорошее. Иоханнес Дук купил у меня 50 пудов посевного овса и заплатил мне 35 рублей. Так что у нас не плохое начало.
***

У Елизаветы и Иоганна родилось семь детей, двое из них умерло, а пятеро, один из которых Хайнрих и есть мой дедушка, а моя бабушка Агнета Унгер. Другой сын тоже Иоганн женится на младшей дочери знаменитого в колонии Иоганна Квиринг. Дочь Елиза выйдет замуж за Ивана Нейфельд, Рената выйдет за Артура Янцен. А вот сын Пётр, здесь немного сложнее. Братья Иоганн и Герхард породнятся в дальнейшем в разных качествах. Пётр женится на Катерине/1901-1943/, внучке Герхарда Классен, дочери его сына Абрама/1875-1939/. В депортации в Томском районе Катерина умрёт. И потом Пётр женится на Августе Классен /Бергманн/1910-1978/. Августа была женой Абрама Классен сына всё того же Абрама/1875-1939/. сына Герхарда/.
Вот как-то так!

Иоганн Классен умер 11.09.1911, а Елизавета 27.04.1922.

*****

Мой прадед Классен Иоганн /Klaassen Johann des Gerhard 28.01.1843 aus Petershagen Gr. Weder, Westpreu;en/. Не буду здесь оспаривать момент, когда прадед приехал в Россию. Мне моя тётя говорила, что он приехал семнадцатилетним. Если год его рождения 1843 +17, то получится 1860. In GRANDMA написано, что его отец Gerhard Klaa;en с дочками Агнетой и Юстиной в 1871 году приехали на Волгу, в колонию Ам Тракт. Но Иоганн, и его брат Герхард, там ни числятся. Я надеюсь, что когда-нибудь мы об этом узнаем, наверняка, у кого-то из потомков есть такие данные, поэтому я буду очень рада, если вдруг кто-то да объявится.
Катарина
******


Рецензии