105. История греха. Исповедь как основа покаяния

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Этот псалом является продолжением 104 псалма и по содержанию есть исповедь грехов Израиля. В иудаизме считается, что Давид сочинил его при переносе Святого Ковчега в Иерусалим. Некоторые толкователи полагают, что он был написан во время вавилонского плена и дальнейшего рассеивания евреев.

Скорбь из-за падения и греха не должна мешать почитанию Бога, только видение, ощущение Его величия и славы может поднять и снова поставить на путь, поэтому псалом как послание начинается хвалой.

"Аллилуия. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Кто изречёт могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!"

Еврейского слово «аллилуйя» переводится «Славьте Господа». Приближаясь к Богу, автор входит в Божьи врата с благодарностью и поклонением, «ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

Но кто ещё воздаст славу Его величию, Его могуществу – есть ли этого достойные? Их немного, «хранящих суд и творящих правду во всякое время». Они только постоянны во всякое время, и только их свидетельство неоспоримо.

"Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,
дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим."

В прямом переводе еврейского текста «чтобы радоваться радостью народа Твоего, гордиться вместе с наследием Твоим».
Это не только личная просьба псалмопевца. Разделить благословение того дня, когда Бог спасёт искупленных, насладит избранных – в этом блаженство, которое Давид призывает испытать.

"Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Своё.
Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;
и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему."

Еврейский перевод: «Грешили мы подобно отцам нашим, провинились мы, творили беззаконие». Здесь Давид являет раскаяние: возлагает вину на «нас» – на ныне живущих, и живущих по-прежнему во грехе.

Благость Господа делает порочность более отвратительной и позорной. Предыдущий псалом описывал милость Бога, а этот напоминает историю бунтов и провокаций народа против Творца.

«Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих» –решили, что казни египетские предназначались для их угнетателей, в то время как они совершались для их наставления и обличения, формирование как народа, идущего к Творцу (Пс.104). Его цель – не только вывести народ из египетского рабства, но и исцелить от склонности к египетскому идолопоклонству.

Давид переходит к исповеди от лица всего народа, и это говорит о его высоком духовном статусе – статусе помазанника Божия. И несомненно в этих строках имеется духовный смысл, где «отцы» – это неисправленные свойства, противоположные Божьим требованиям, препятствующие их постижению и достижению. Нынешнее поколение так же грешит – то есть уклоняется от «работы над ошибками», ибо грех есть то, что осознаётся неправым. 

Всё перечисляется: совершили беззаконие, СОделали неправду, не ценили и не помнили, проявили вопиющее непослушание и чёрную неблагодарность, и даже очерняли Творца как творящего зло!

Но верный Своему имени, Господь избавил их. По Его слову воды Чермного моря расступились, чтобы иудеи перешли его по сухому дну. Он ободрил их на эти шаги и подчинил их страх, явив Своё всемогущество. Когда они оказались на другом берегу, Бог избавил их от преследовавшего их врага: воды обрушились на своё место, покрыв египетское войско. Это мощный, захватывающий воображение образ.

А в духовном срезе этого образа важно то, от чего Господь спасал Свой народ.
Речь идет о внутренних свойствах людей, и все духовные силы действуют внутри человека.

«Возмутились у Чермного моря» – не имея веры, испытывали страх, отчаяние. Позади было рабство, а побуждение выхода из него вот-вот закончится гибелью.
Чермное море иудеи ещё называют «Конечным морем» – означающим окончательный, безвозвратный выход из Египта, конечный этап выхода из-под власти фараона.
Море рассекается силой веры, когда готов идти выше своих сомнений и ощущений, идти согласно общей отдаче – закону, который действует в противовес эгоистической системе в образе Египта, и власти эгоизма в образе фараона. Для этого Моисей поднимает жезл – необходимо поднять желание выше эгоизма, тем самым опустить свой эгоизм (на иврите «матэ» – сделать «ниже»), – и таким образом проходить, руководствуясь не разумом и логикой, а желанием и верой.

Для человека это будет чудом, поскольку происходит не в порядке причины и следствия, а вдруг; он не представляет, как это происходит. Но нужно достигнуть некой черты, за которой чудо случится, – как с тобой, так и с любым другим достигшим.
Чудо перехода «Конечного моря» – это отрыв от эгоизма и вход в иную систему взаимосвязей, раскрытие новых желаний, свойств и возможностей, общих для всей системы.

Каково условие того, чтобы человек, стоящий перед Конечным морем, испытал чудо и море расступилось бы перед ним? Он должен примкнуть к желанию объединения между всеми в народе, идущем к Создателю (переводится как «Исра-эль»). За счёт объединения мы сбегаем от фараона, который всех разобщает.

Это желание выражает Моисей. Моисей – это свойство отдачи и служения высшему, это всё, чем он руководствуется, когда ведёт сынов Израиля (новые желания), постепенно освобождая их от эгоизма и приводя к любви между собой.
Слушаться его голоса без выяснений, без критики, только за ним идти!

Но пока это совершенно нереально для них, чтобы отдача, любовь, связь с другими стали превыше свойства получения, собственной выгоды, личного спасения. Поэтому высшие силы, приходящие к нам, берут как взрослый за руку ребенка и ведут его, – так свет переводит нас из эгоистического желания в желание отдачи. Этот переход называется выходом из Египта.

В духовном развитии нет ничего более важного, чем выход из Египта. А потому все последующие действия отдачи основаны на воспоминании о выходе из Египта, то есть стали возможны потому, что совершили этот переход из эгоизма в отдачу.

"Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их."

Но вышедшие «не дождались совета Его, И страстно возжелали мяса в пустыне, и испытывали Бога … И дал Он им что просили они, но послал изнурение (мор) душам их» (в прямом переводе Теилим).

Они не дожидались изволения, они как дети шли на поводу желаний, не утруждаясь контролем над собой. При этом пытались пользоваться Богом, наслаждать себя за Его счёт: у них был собственный скот, но они с ропотом требовали дать им мясо так же, как Он дал им хлеб. Требовали во гневе, с проклятием, – и дал им что просили, – удовлетворение животных желаний, но послал язву на души их – животные похотения привели к мору «пока мясо ещё было в зубах их» (Чис.11:33).

Смысл в том, что все эгоистические желания, охотники до таких подарков, в пустыне сразу же получают наказание. И в этом заключается их исправление – они умирают.
У питающихся только животными желаниями теряется свойство отдачи, и душа вскоре истощается, наполняясь животным ужасом и самообличением.
Есть мясо означает стремление непременно наслаждаться для самого себя. Это свойство сформировало те желания, которые затем обнаружились как мёртвые.

На «духовном языке» умерший значит «не годный к употреблению». Только на следующем уровне это возрождается и исправляется.

И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых."

Дафан и Авирон вместе с Кореем организовали бунт против Моисея и Аарона (Чис.16). Восстав против Божьих представителей, они восстали против правления Бога. Разверзлась земля, и поглотила бунтовщиков и их семьи, а огонь уничтожил ещё двести пятьдесят человек, бывших с Кореем, которые принесли воскурение (Чис.16:31-35).

Те, кто искушал гражданскую власть, был наказан землей, которая разверзлась и поглотила их, как недостойных ходить по Божьей земле, так как они не подчинялись Божьему правлению.
Тот, кто желал незаконно захватить церковную власть, которая была в руках Бога, пострадал от мести небесной (вышел огонь от Господа и пожрал), а притворные жертвы послужили жертвами для божественной справедливости.

В духовном понимании говорится не о людях и их страшной смерти, а о желаниях и свойствах, которые, казалось бы, можно было бы исправить на данном уровне, но вдруг выявляется, что часть из них не подлежит исправлению, для этого необходимо достижение нового, более высокого уровня.

Эгоизм, который характеризуется ненавистью людей друг к другу, отторжением между ними, направлен против единения народа в Господе.
Несколько иначе было с Кореем: он стремился к единству, но считал, что достичь его можно другим путём: нужно вопреки изволения Бога сдвинуться с места. И когда его желание вместе с примкнувшими к нему 250 желаниями проявили себя, выяснилось, что на самом деле они препятствуют объединению. Народ – это сборище из желаний, свойств, намерений, кто-то уже может быть в состоянии единения с Творцом, а кто-то еще нет.

В Библии всё описывается в виде гнева Божия, когда мору и погибели подвергаются тысячи людей. При этом цифры – это гематрия, числовое значение, с помощью которой вычисляется ёмкость и плотность желаний в общей душе, которые «умертвляются», то есть не могут употребляться и убираются. Эти желания падают вниз, а когда приходит время – поднимаются. И только те из них, которые исправляются под воздействием высшего света, идут вперёд.

"Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря."

Они сделали золотого тельца и поклонялись ему – таким образом бросили вызов и публично оскорбили даже не Бога, а Им сотворённый человеческий разум, ибо они променяли славу своего Творца и свою славу на образ египетского идола Аписа – «вола, ядущего траву».
Это так же означает, что они опустились до животного духовного уровня, который разума не имеет.
Они лишили себя высшей силы, чтобы разбить своё эго и начать объединяться на пути Торы – пути к Творцу, они пожертвовали золотом из того золота, которое каждый должен был жертвовать на всеобщее – Храм, в сторону отдачи и любви.

Моисей выполнял функцию духовного путеводителя, и как только такое руководство исчезло из ощущений людей (когда Моисей взошёл на Хорив), им стала необходима «здравая основа» – золотой телец. Золото – это то, что явно существует и имеет власть. С одной стороны, это благородный металл, в нём материальная сила, но она всегда применяется только для того, чтобы завладеть чем-то, обрести уверенность, материальную безопасность и тому подобное. Всё взято из Египта, идол египетский – это то, что наполняет эгоизм.

"И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их."

Избранный народ поголовно хронически нравственно болен, разве не видно? В таком случае только насилие имеет смысл. «Правда и суд – основание престола Его» (Пс.96). Творец не может быть несправедливым, но Его природа определяется не только справедливостью, но и Любовью. Моисей описывает Его как одновременно «человеколюбивого и не оставляющего без наказания» (Исх. 34:6,7). И уверовав в это, вступается за народ. Почему ему не отойти в сторону и не наблюдать воздаяние нечестивым? Неужели Бог менее терпелив и милосерд, чем Моисей? Но есть другая сторона: разве не в этом верность Моисея Богу, – в верности долгу пастыря? Он и был «назван верным во всём доме Его». Если бы не любовь Моисея и Бога к людям, они бы явно друг друга не поняли.

Правосудие по своей сути не располагает правом на снисхождение или помилование, если на пути Божественного правосудия никто не встанет, то свершится суд беспощадный. И Бог подготовил основание для милости: «…когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду» (Исх. 33:22).

На следующем этапе уже Христос станет пред Творцом в расселине, чтобы отвратить «ярость суда». Основание милости будет подготовлено через жертву Христа – в результате Своей заместительной жертвы Он станет Ходатаем Нового Завета. И как Ходатай (Заступник) получит власть влиять на решения суда, не нарушая принципов справедливости. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8).

Что же произошло на духовном уровне? Моисей в образе Скрижалей Завета спускает силу, которая должна объединить людей, поднять над эгоизмом с ненавистью, – но сталкивается с их животными и эгоистическими свойствами, называемыми «золотой телец».

И далее он должен будет расплавить эгоистические свойства – тогда в них сможет войти Высший свет, чтобы начинать работать с этим пагубным соединением, постепенно исправляя и соединяя их в правильную систему: «…и взял тельца, которого они сделали, и сжёг его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал её пить сынам Израилевым» (Исх. 32:20)

Это начнёт осуществляться, когда Моисей во второй раз спустится с горы Синай с новыми Скрижалями Завета, – в Судный день через десять дней после Нового года, то есть после осознания внутреннего переворота и вхождения с уже другими целями, мыслями, силами – в исправление. 

"И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
низложить племя их в народах и рассеять их по землям."

Бог обещал им землю обетованную, это обещание включало всё необходимое для того, чтобы войти в землю и занять ее. Но они не поверили Его обещанию и презрели эту землю. Вместо того, чтобы идти вперёд с верой, снова стали роптать в шатрах своих, затевая возвратиться в Египет.

Почему многие пренебрегают обетованием и отказываются идти на завоевание следующего уровня «земля Израиля», который свяжет с Творцом, и на котором уже можно постигнуть Его? Они предпочитают богатство и удовольствия этого мира и не желают страдать и рисковать в этой жизни, чтобы получить духовную обитель.

«И поднял Он руку Свою для них (поклялся), что повергнет их в пустыне, и потомство их повергнет среди народов, и рассеет их по странам» – так передаёт этот стих еврейский перевод. В духовном срезе это означает, что вскрылся очередной пласт эгоизма, и там – множество намерений ради себя, и все они властвуют над желанием отдачи. То, что потребуется изменить их намерения, и поместить в такие условия, чтобы возникло желание объединяться в отдаче друг другу, на земном языке и в земных практиках звучит «повергнуть в пустыне» и «рассеять среди народов». 
Потомство, – повторение прошлых исправлений на новых уровнях, будет рассеяно по странам – окажется в духовном состоянии, максимально удаленном от Творца.

"Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,
и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва.
И это вменено ему в праведность в роды и роды вовеки."

Уточним по другому переводу: «…ели от жертв, (приносимых) идолам».
Язва, мор – это явный показатель того, что такими желаниями пользоваться нельзя. И поэтому, если они проявляются, то будут разящими весь Израиль, он не сможет с ними пройти в обетованный мир.

Финеес увидел, что израильтянин привёл язычницу в свой шатер, и убил их обоих копьём. Это остановило язву, но двадцать четыре тысячи человек уже умерли.
Деяние Финееса было вменено ему в праведность, и было вознаграждено заветом мира: «Вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своём и заступил сынов Израилевых» (Чис. 25:12-13).
Израильтянин соединил себя с таким эгоистическим желанием как мидьянитянка и вступил с ней в связь, – в принципе, он и убил себя этой изменой, потому что в этом соединении обрушивал вниз достигнутые исправления. Финеес зафиксировал, «пронзил копьём», что это свойство непригодно и не подлежит исправлению на данной ступени.

"И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,
ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими."

На этот раз и Моисей потерпел за них. У вод Меривы (переводится «раздор») евреи обвинили Моисея в том, что он завёл их в пустыню, чтобы они умерли от жажды. Вместо того, чтобы говорить со скалой, как повелел Бог, Моисей дважды ударил её жезлом. В результате Бог лишил его привилегии ввести народ Израиля в землю обетованную.

Уже будучи в Ханаане, в земном прообразе земли обетованной, евреи:

"Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
но смешались с язычниками и научились делам их;
служили истуканам их, которые были для них сетью,
и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими."

Не уничтожив народы, Израиль пообещал, что не будет соединяться и родниться с ними. Народы, язычники означают животные и эгоистические желания, которые тянут назад, сокрушают уже достигнутые исправленные свойства и приводят к тому, что люди убивают своё духовное будущее, принося «сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам». Проливают кровь – уничтожают душу, «ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев.17:14); земля, которая дана им по обетованию, желанная святая земля стала непригодной, чтобы принять Божье благоволение и присутствия – была осквернена самой худшей и подлой изменой Богу.
Они и себя осквернили делами своими, блудодействовали поступками своими
сделали себя отвратительными в глазах своего Творца – непригодными для восприятия света.

"И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие своё.
Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,
и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;
и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их."

Господь предал Израиль в руки язычников, в духовном смысле – животными страстями, и это создавало невыносимые условия для жизни. Бог попустил владеть Израилем нечестивым народам, угнетать и преследовать евреев – в духовном смысле «снял защиту», сокрылся и оставил их без света в кромешной тьме, в том жутком страхе, который они насаждали в себе сами.

Обратим внимание, что наказание в высшей степени соответствовало их предательству: они добровольно устремились к животной мерзости, и Бог справедливо сделал объект их вожделений инструментом наказания. В этом непреложность: грешники страдают от того, чему/кому разрешили себя развратить. Принятый с искушением греховного наслаждения сатана впоследствии станет мучителем. Кто грехом себя связывает, вполне справедливо унижается другими – и так уничижается судами Божьими.

Когда же они обращались к Творцу со своим отчаянием и покаянием, Он был верен и относился к ним «привычно» милостиво, даже в самые мрачные периоды демонстрировал пример победы милости над судом.
Если Бог в мире с нами, то все будут в мире – это важный вывод, который должен сделать народ.

"Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твоё, хвалиться Твоею славою.
Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!"

Мольба Давида о том, чтобы рассеянный среди народов мира Израиль вновь воссоединился, имеет и понятное духовное значение.

«Народы мира» в духовном смысле – это желания, которые невозможно исправить до конца исправления – до того состояния, когда мы все соединимся своими частными эгоистическими желаниями в единое исправленное желание – в отдачу и любовь. Это объединение, восстановление разрушенных связей между отдельными эгоистическими желаниями, в результате восстанавливается система, в которой ощущается единая сила связи, называемая Творец.

Основа каждого процесса покаяния – это чувство горечи и отчаяния от существующего положения. Давид вознёс жертву покаяния, через неё он предложил вырасти до веры и праведности. Из сил покаяния восстает исправленное царство, и псалом заканчивается молитвой и хвалой.

Если Израиль должен был быть благодарен за искупление из Египта силой Божьей, то насколько больше мы должны благодарить за искупление от греха и сатаны кровью Христа!


Рецензии
Спасибо. Насладился, как и предыдущий рецензент :)

=прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.= "вступился" Моисей за "общество", которое отвергало его. Это истинный образ того, что =Бог есть любовь=.
И слова Исуса на кресте "повторяют" эти слова, передавая нам то же сознание (желание? по твоему и каббалистически?)
=прости им, ибо не ведают что творят=
В Книге пророка Иезекииля, есть очень схожая (возможно из-за одного и того же переводчика) но смысл её тот же, что и "И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их."
=Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел.=
Со-знание Моисея и Со-знание Исуса единственные, способные спасти нас от самоуничтожения, которое мы лукаво оправдываем, называя самообкакание "карой Божией". Типа а я не такой, я тут мимо проходил... увы.
Вот покаяние и есть тот "способ", которым обращаешься к со-знанию Моисея и Исуса. И нет в нём никакой горечи и отчаяния. Скорее радость от со-знания неизбежности-Вечных, Неизменных, Неизбежных Законов Мироздания, и прощение не ведающим что творят, натворивших "существующее положение".:)

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   21.10.2021 23:39     Заявить о нарушении
Тебе, Ваня, спасибо за дополнение с углублением!
Здоровья и милости Господней!

Вячеслав Абрамов   22.10.2021 08:28   Заявить о нарушении
Не к теме тутошной, но бывшей. Посмотри "Лицо" Сергей Михальчук 1. http://proza.ru/2021/10/20/492
Обнимаю.

Ваня Сталкер   22.10.2021 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.